Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №5 (662) → Раифский монастырь – образ Нового Иерусалима

Раифский монастырь – образ Нового Иерусалима

№5 (662) / 30 января ‘12

Елена РысеваПо святым местам

Что объединяет Синайский полуостров и окрестности Казани? Что может быть общего между далеким Египтом и Центральной Россией? Чтобы задаться этим вопросом, нужно оказаться недалеко от Казани, в живописном месте под названием Раифа, где расположен Раифский Богородицкий мужской монастырь, и тогда клубочек начнет распутываться сам.


КОГДА-ТО в давние времена неподалеку от Священной горы Синай, что находится на одноименном полуострове, омываемом теплыми водами Красного моря, возникло монашеское поселение под названием Раифа.

Можно предположить древнееврейское происхождение этого названия, так как через эти места проходил путь сынов Израилевых из Египта в землю Ханаанскую. Здесь в IV веке развернулись трагические события: однажды язычники учинили разбой на Синайском побережье и напали на монахов Синайской горы и Раифы. Захватчики сначала пытали монахов, требуя золота, а затем убили 39 человек. Эти старцы умерли, прославляя Бога, и были причислены Православной Церковью к лику святых.

– Раифский монастырь, – рассказывает насельник Богородице-Раифского мужского монастыря монах Николай (Темираев), – взял преемство от первого Раифского монастыря, который находился в Египте, около современного Суэцкого канала на Синайском полуострове. А то место – Раифа – по-другому называется Элим, это довольно известное библейское место (Книга Исход, 16 глава), где останавливался Израильский народ. И с тех пор там произрастает 70 финиковых пальм и бьют 12 источников – по числу евангелистов, апостолов и учеников Христовых. Наш монастырь считается открытым и учительным монастырем, и миссия проповедническая, учительская, даже, можно сказать, апостольская, здесь присутствует.

История новой Раифской обители чрезвычайно интересна. Чтобы почувствовать это, заглянем в глубь веков…

«В 1613 году из Москвы, из центрального Чудова монастыря – известной обители, где подвизался Патриарх Ермоген и откуда вышел небезызвестный Гришка Отрепьев – будущий Лжедимитрий, – рассказывает отец Николай, – вышел однажды монах по имени Филарет. Его имя в переводе с греческого означает «любитель добродетели». Он пришел сюда по трем основным причинам. Первая и главная – это Божий Промысел, он был одним из избранников Божиих, посредством которых «Господь ткет историю Своей Церкви на Своей Земле», как говорил философ и богослов Иван Ильин. Вторая причина – историко-политическая: в России было Смутное время, поэтому люди такого толка – а он был образованным человеком, аскетом – уходили от политических страстей. Для него важно было сохранить чистоту Православия, так как поляки, будучи католиками, имели притязания на Москву. Вот люди и уходили, чтобы не смешалась наша вера с католической. И третья причина, почему Филарет сюда пришел – географическая. Он был из купеческого рода, и его предки несколько десятков лет назад жили здесь, торговали, налаживали определенный опыт общения. Поэтому он шел не совсем на пустое место…».

Иеромонах Филарет прибыл в Казань и поступил в число братии Спасо-Преображенского монастыря. Но однажды он вышел за город и направился на северо-запад, в места, ему незнакомые.

«Будучи монахом, он пришел в Спасо-Преображенский монастырь, а через некоторое время и в эти места, – продолжает рассказ отец Николай. – Чувствуя о себе волю Божию, люди того времени более ясно ощущали в своем сердце глас Божий. Он решил провести своеобразный «следственный эксперимент»: спрашивал различных людей, совершенно не знавших друг друга, где ему поселиться в уединении. И люди говорили именно об этом лесном озере. Он решил идти сюда.

ЛЕС, озеро... Местные жители, черемисы приходили сюда справлять свои языческие культы. И вот приходит сюда человек. Строит келью – землянку, а через некоторое время вокруг него собирается община. Это одно из чудес в истории христианства, когда один человек уходит, никому ничего не говоря, и вдруг вокруг него собираются люди. Это Божий Промысел. Община, ориентировочно из 30 человек, прожила здесь 47 лет, до 1660 года, когда митрополит Лаврентий дал все-таки благословение на построение здесь первой обители».

После освящения первой деревянной церкви это место стали именовать обителью, вскоре митрополит назначил игумена, и потекла монастырская жизнь.

«Первый монастырь был деревянный, – продолжает рассказ отец Николай, – но, к сожалению, в 1689 году он сгорел – это было попущение Божие, чтобы испытать на прочность Своих в вере. Часть монахов ушла, а те, кто остался на пепелище, на этом как бы фундаменте веры человеческой, с Божией помощью стали строить каменный монастырь. Первый храм построен как раз в честь преподобных отцов, в Синае и Раифе избиенных, так затем назвали и монастырь».

Позднее была построена соборная церковь в честь Грузинской Иконы Божией Матери, так как митрополит Лаврентий решил приобрести точную копию чудотворной Грузинской иконы Божией Матери. Выбор его был неслучаен: до назначения в Казань он служил на севере – в Важском монастыре, где в то время находилась эта чудотворная икона. Он избрал одного из лучших казанских иконописцев и отправил его в Красногорскую обитель, повелев снять в благословение устрояемой им Раифской Пустыни точный список Грузинской иконы Божией Матери, который вскоре и был доставлен в обитель Крестным ходом самим митрополитом в сопровождении высших городских чинов Казани и множества народа. Образ Грузинской иконы Божией Матери до сих пор считается главной святыней обители.

XVIII ВЕК – время расцвета Раифского монастыря. Здесь было то, что отличало эту обитель от других монастырей: 15 каменных храмов, считая в том числе и приделы, а все вместе – образ Нового Иерусалима, града Небесного.

Ядром монастырского комплекса были два каменных храма – собор в честь Живоначальной Троицы и церковь в честь Преподобных Отцов, в Синае и Раифе Избиенных, поставленные в центре монастыря. Над северной монастырской стеной возвышалась Софийская церковь, историю которой нельзя обойти.

«В братском Алексиевском корпусе присутствует домовой храм в честь Веры, Надежды, Любови и Матери их Софии, – начинает рассказ отец Николай. – Этот храм по неформальной статистике считается одним из самых маленьких в православной Европе – в нем помещаются всего 7 человек, и это так задумано. Он три раза менял свое название. По причине того, что купол маленький и маковка в грозу притягивала молнию, два раза рушился. Изначально он был назван во имя Алексия, Человека Божия, поэтому Алексиевский корпус. Потом – в честь Суда Божия, хотя это абсурд: если в честь Суда Божия, то престольный праздник – в день Суда Божия. Бог поругаем не бывает, поэтому снова молния, и опять рушится храм. Но однажды пришла жена полковника Надежда Кисилева, – это третья четверть XVIII века, и сказала, что поможет монахам отстроить храм, но с одним условием – чтобы храм был освящен в честь ее Небесной покровительницы. Договорились, что храм станет именоваться в честь Веры, Надежды, Любови и Матери их Софии. И вот с тех пор, а это 1794 год, по теперешнее время он стоит камнем неразрушимым на четырех фундаментах добродетели: Веры, Надежды, Любови и матери их Софии».

САМ царь Давид, видя суету сего мира и чувствуя в сердце своем ко всему отвращение, возопил: «Се удалихся бегая, и водворихся в пустыни» (Пс. 54, 8). В часы полуночные, когда вся природа погружается в глубокое усыпление, когда среди пустыни царствует священная тишина, тогда подвижник веры, воин Христов, стоит на Божественной страже и воспевает Богодухновенные псалмы, коими поражает душехищное полчище.


Смотрите программу «По святым местам» на телеканале «Союз»: вторник 08.00, четверг 16.45, пятница 01.45, суббота 12.15. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№34 (451) / 1 сентября ‘07

По святым местам

Прекрасная италия

№33 (450) / 22 августа ‘07

По святым местам

Прекрасная Италия

 
Крещеный мир

Миссия пастыря

11 января 2012 года исполнилось 25 лет со дня хиротонии архиепископа Берлинского и Германского Феофана. В кафедральном Воскресенском соборе Берлина состоялось праздничное богослужение, а в российском посольстве – торжественный прием, посвященный этой дате.

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс