Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
11 января 2012 года исполнилось 25 лет со дня хиротонии архиепископа Берлинского и Германского Феофана. В кафедральном Воскресенском соборе Берлина состоялось праздничное богослужение, а в российском посольстве – торжественный прием, посвященный этой дате.
В ЭТИ дни в столицу Германии поздравить Владыку Феофана приезжали многие его близкие друзья. Например, священник Владимир Фадеев, одноклассник Владыки – он служит сегодня там, где они вместе росли, в городе Белая Церковь в Украине. Их дружба продолжилась и после школы, в Ленинграде: будущий архиепископ учился там в духовной семинарии и академии, а Владимир – в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии. Больше тридцати лет прошло, а память о студенческой молодости остается все такой же яркой.
Вот что вспоминает архиепископ Берлинский и Германский Феофан: «Семинарии в те годы были оазисом, где молодой человек, который, живя в окружении, недоброжелательном к Церкви, вдруг попадал в окружение таких же сверстников, как и он – они исповедуют одну веру, они живут одной общехристианской жизнью, больше не нужно оглядываться: кто на тебя смотрит, кто-то следит за тобой, пришли за кем-то. И этот дух общехристианской солидарности, дух братства безусловно царил в те годы и был духовным стержнем нашей жизни. Мы действительно были, может быть, романтиками, но мы даже никогда не мечтали, что будут такие времена, в которые сейчас живет наша Церковь. Но я помню прекрасно, как благодаря нынешнему Патриарху, который был тогда ректором, мы получили маленький двухэтажный флигель, принадлежавший когда-то духовной школе, но пустовавший после пожара. И когда ректор нам объявил, что этот флигель передан нам, то просто была овация – мы знали: тогда только закрывали церкви, взрывали храмы на наших глазах в Ленинграде, чтобы новую улицу проложить, построить какое-то здание. Я помню, как мы с нашим нынешним Святейшим Патриархом видели, как взрывали храм недалеко от Александро-Невской Лавры. Это было очень больно, но он сказал: «Смотрите, вы никогда не должны это забыть, потому что взрывают наши святыни». Когда я уже сам преподавал, было очень интересно, потому что люди приходили искренние, для многих полное исповедование Христа и христианства было смыслом жизни».
После учебы в Ленинградских Духовных школах будущий Владыка остался в них преподавать. В начале 1987 года состоялась его хиротония во епископа Каширского, викария Московской епархии. Вскоре определился вектор дальнейшего служения Владыки, он был направлен в Европу – настоятелем подворья Русской Православной Церкви в Карловы Вары, тогда еще в Чехословацкую Социалистическую Республику. Но через год там произошла «бархатная революция», и из социалистической страны Чехословакия моментально превратилась в две капиталистические.
В это же время произошло объединение Германии, упала Берлинская стена. У Русской Православной Церкви появилась, наконец, возможность объединить германские приходы. В 1992 году во главе объединенной Берлинской и Германской епархии становится епископ Феофан.
ВОТ что рассказывает Владыка о домовом храме Сергия Радонежского:«Когда-то это был единственный православной храм на весь Восточный Берлин, и для многих верующих единственное духовное прибежище, поскольку они были отрезаны от своих родных, от кафедрального собора, нашего православного кладбища, где были похоронены родители – даже при похоронах родного папы или мамы можно было довезти гроб только до стены, а там попрощаться. И все пытались похоронить своих родных на нашем православном кладбище Тегеле, но это стало возможным только после разрушения стены».
Когда рухнула Берлинская стена, в Германии насчитывалось пятнадцать приходов Московского Патриархата, сейчас их уже более восьмидесяти. Число православных верующих увеличилось в десятки раз. Конечно, во многом это связано с массовым переездом сюда из стран бывшего Советского Союза так называемых русских немцев, в сознании которых православная культура была уже укоренена. Но не менее важно и то, что здесь они нашли настоящих пастырей, православных священников, полностью отдающих себя служению Церкви.
Говорит Владыка Феофан: «В России все-таки или в Украине, Молдове, Беларуси, где мы находимся как Церковь большинства, нас окружает православный народ. И у священника очень часто есть соблазн как бы сразу обращаться ко всем, и зачастую вокруг священника образуется очень небольшая группа его духовных чад. Что, конечно, естественно и хорошо. Но я могу представить, что в каком-то переполненном храме большого города знать каждого прихожанина по имени, иметь с ним личный контакт не получится – нам просто не хватает священников. Диаспора отличается тем, что человек, как правило, приходит с полным осознанием того, что он член Церкви. Он хочет иметь полноту жизни в Церкви. И священник, к счастью – не имея, может быть, такого множества верующих, – может иметь личный контакт, без которого невозможно никакое пастырство. Господь никогда не обращался ко всему народу – вот Нагорная проповедь, но Он всегда говорит так, как будто бы отдельного человека вызывает из толпы и обращается к нему. Он исцеляет одного, но это относится ко всем. Он выделяет одного человека, но это всегда личность. И если в России мы можем кого-то приструнить и знаем, что этот человек все равно придет к нам, или другой на это место придет, то здесь, как правило, у священника каждый человек на счету. И он прекрасно знает, что это его духовное чадо, за которого он несет полную ответственность перед Богом. И поэтому большая ответственность отличает служение в диаспоре от служения на Родине».
Сегодня в Германии позитивную роль Русской Православной Церкви в укреплении дружественных связей между нашими странами признают на государственном уровне. И в самом немецком обществе она пользуется огромным авторитетом. Большинство прихожан храмов Московской Патриархии здесь – граждане Германии. И то, что благодаря Церкви они живут духовной жизнью, делает их полноценными гражданами своей страны. Позитивно развивается и межконфессиональный диалог, по многим вопросам христиане Германии выступают единым фронтом.
Владыка Феофан: «Мы недавно слышали заявление премьер-министра Великобритании, который сказал, что, хотя он и не очень активный христианин, но он убежденный христианин, и считает, что Великобритания – это христианская страна. То же самое приблизительно сказал когда-то канцлер Германии Г. Коль, когда встал вопрос о снятии распятий в школах Баварии. Поэтому мы очень надеемся, что наше свидетельство будет самым главным, оно может быть полезным, чтобы Германия оставалась христианской страной. Я могу привести маленький пример. В Германии идет большая дискуссия о воскресенье, потому что по Конституции и по закону воскресенье строго нерабочий день, когда запрещены, например, торговля, другие работы, за исключением, конечно, тех производств, которые нельзя остановить. И вот многие, особенно на востоке, в бывшей ГДР, хотят отменить это, потому что по соображениям чисто коммерческим: воскресенье – это день, когда человек может спокойно пойти в магазин. Но Церкви Германии строго борются за сохранение этого традиционно священного церковного христианского дня. И мы, Православная Церковь, полностью солидарны, и составили свой документ, который с нашей православной точки зрения трактует воскресный день, рассказывает его историю, что это не просто выходной день, и Бог его почтил не просто как день отдыха, как, скажем, ветхозаветную субботу, а это эсхатологический день, символ Воскресения, это первый и последний день. Мы солидарны здесь со всеми христианами Германии».
ВОСКРЕСЕНЬЕ, 25 декабря. Потсдам, центр города. Несмотря на большое число туристов, практически все кафе и магазины закрыты. Это еще и день католического Рождества. Точно такая же картина была и накануне, 24 декабря, и будет на следующий день. И наш вам совет: если вы когда-нибудь будете в Германии в эти дни, запасайтесь продуктами заранее, иначе вам придется искать русский магазин в Берлине или есть турецкую шаурму...
Все-таки здесь, в Германии, да и вообще на Западе, несмотря на все запреты вести торговлю в воскресные дни, как будто попадаешь в безблагодатную атмосферу, и душа без этой благодати тоскует. Как сказал один знакомый журналист, живущий в Германии, русская ностальгия – это не что иное, как тоска души по благодати Божией.
Владыка Феофан – не из тех, кто безболезненно может прижиться в другой стране, свое служение в Германии он воспринимает именно как служение: «Да, немножко устаешь, когда долгие годы живешь за границей; я никогда этого не хотел, но Святейший мне прямо сказал: «Владыка, я прекрасно понимаю вас, в России отрываются школы, храмы, монастыри, вы обо всем этом даже и не мечтали. Но вы здесь нужны, вас Господь призвал к этому служению, и поэтому даже не ждите, что когда-то вернетесь на Родину и уж там-то сможете полностью раскрыть все свои пастырские возможности, таланты и дарования, которые вам дал Господь. Ваше служение сейчас и есть благословенное время выполнить свою миссию как пастыря Церкви». И эти слова были для меня большим утешением и поддержкой в такой длительной, к сожалению, командировке».
Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев). «Свет памяти: Слова, беседы и статьи» Митрополит Питирим родился в семье потомственного священнослужителя – его деды и прадеды с XVII века служили у престола Божия.
Что объединяет Синайский полуостров и окрестности Казани? Что может быть общего между далеким Египтом и Центральной Россией? Чтобы задаться этим вопросом, нужно оказаться недалеко от Казани
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.