Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №5 (662) → Иерей Василий Секачев: Помощь свыше необходима постоянно

Иерей Василий Секачев: Помощь свыше необходима постоянно

№5 (662) / 30 января ‘12

Люди церкви

Гость программы «Люди Церкви» – клирик храма Живоначальной Троицы при НИИ Скорой помощи имени Н.В.Склифосовского иерей Василий Секачев. Ведущий – Олег Петров.


Когда есть понимание…

– Батюшка, пока мы ехали к Вам в храм, Вас несколько раз вызывали в больницу – Вы причащали людей. Это практика ежедневная?

– Сегодня такой день необычный получился – было несколько вызовов подряд, но единичные вызовы – это наша повседневность. Потому что больница «Скорой помощи» и, конечно, здесь людям необходима помощь свыше, укрепление, обращение к Богу постоянно, и больше, чем даже в обычной больнице. Здесь только реанимационных отделений восемь – и врачи несут очень трудную нагрузку, и больным приходится тяжело.

– Ваш приход – это больные в больнице?

– Не только. Нередко больные, которые здесь лежали, начинают ходить именно в наш храм. Это отчасти и сестры милосердия, которые, окончив Свято-Димитриевское училище, работают здесь, в больнице, или непосредственно в храме. И, конечно, врачи. Это обязательно надо отметить. Они, может быть, не так часто бывают, им мешает занятость, потому что работа здесь напряженнейшая. Хочу сказать, что костяк прихода нашего храма составляют именно врачи.

– Батюшка, сколько лет Вы служите при храме института Склифосовского?

– Здесь богослужение было возобновлено четыре года назад. До этого десять лет я был приписан к больнице, храм еще не был открыт – я приходил из Первоградской больницы и духовно окормлял больных и медперсонал. Именно тогда я встретился с глубоким пониманием со стороны врачей.

Следует сказать, что двадцатку, церковную общину, составляют прежде всего врачи-хирурги. К сожалению, один из них нас оставил в прошлом году, это Николай Сергеевич Утешев – он был старостой нашего храма, умер за неделю до восьмидесятилетия, но до последнего времени был, что называется, в строю, делал сложнейшие операции. Он был племянником отца Тихона, замечательного старца, которого знали выпускники Московских Духовных школ 60-80-х годов, когда отец Тихон служил в Илиинском храме Сергиева Посада и венчал многих семинаристов. Он очень известен был своим участием к людям, особым даром молитвы.

Сам Николай Сергеевич был человеком высокого духовного воспитания – спокойный, величественный, с печатью вечности на лице. Он очень много делал для устроения наших храмов.

– Вы знали, что по окончании семинарии придете работать в институт Склифосовского?

– Я учился в Свято-Тихоновском университете и, еще учась, стал сначала диаконом, а затем священником больничного храма Царевича Димитрия при Первоградской больнице. По благословению отца Аркадия, ныне епископа Смоленского и Вяземского Пантелеимона, я пошел именно на больничное служение. В Первоградской больнице я был не единственным священником, слава Богу, там серьезная школа была создана Владыкой Пантелеимоном, и я счастлив, что к этому прикоснулся. А потом по его благословению перешел сюда.

– А Свято-Тихоновский университет был уже после МГУ?

– Да.

– Вы учились на историческом факультете в МГУ, потом получали теологическое образование в Свято-Тихоновском университете… Когда Вы пошли по пути воцерковления?

– Еще на последних курсах МГУ стал задумываться о вечности, о духовной жизни. И, слава Богу, встретил отца Аркадия, крестился, потому что я был некрещеный человек, и как-то сразу вошел в жизнь больничного храма Царевича Димитрия и, там воцерковляясь, поступил в Свято-Тихоновский университет.

– То есть мечты о своем приходе, как у многих семинаристов, у Вас не было?

– Нет. Я был очень рад входить в общину отца Аркадия Шатова и очень тяжело переживал, что у меня с ней связь как-то нарушается. Но, слава Богу, не до конца, потому что я и сейчас связан с этой общиной. Преподаю там, как и в училище сестер милосердия, и в Димитриевской школе, созданной в Первоградской больнице при храме Царевича Димитрия. Я, наоборот, хотел бы, чтобы наш приход был частью большого прихода Царевича Димитрия.

– Совершение богослужений, миссионерское служение в больнице Склифосовского, совершение таинств Исповеди и Причастия среди больных, беседы с ними – Вы постоянно заняты. Откуда берутся время и силы на научную работу?

– Отец Артемий Владимиров когда-то сказал, что священник живет под знаком вечности (я думаю, он передал чью-то мысль, но я от него это слышал). Конечно, время и силы находятся от Бога, человеческих сил здесь явно недостаточно. Как-то Господь так устраивает, что все получается само собой.

– В Свято-Тихоновском университете Вы преподаете тоже исторический предмет?

– Да, я преподаю историю Русской Церкви, а для студентов художественного факультета – историю церковных художеств. Студенты нередко приходят в храм ПСТГУ, потому что храм прекрасен с точки зрения архитектуры, росписи и оформления; Троицкий храм выполнен совершенно в ином стиле, но он тоже очень красивый и величественный.

Через страдания – к духовной жизни

– Много ли Вам приходится общаться с людьми, которые призывают Вас перед смертью, хотят излить душу, будучи нецерковными людьми? О чем они просят?

– Человек осознает, что параллельно есть жизнь, где пребывает Сам Господь, откуда Он хочет нам помочь и нашу жизнь освятить. Именно в больнице эту жизнь люди очень хорошо чувствуют, и принимать от них Исповеди огромное утешение от Бога: ты сам чувствуешь, что рядом эта жизнь, как она нужна людям и как она им открывается.

– Вы идете только к тем, кто зовет Вас?

– В основном, да. У нас есть миссионерское служение, которое ведут сестры милосердия, в их числе, прежде всего, требная сестра, которая готовит больных к приходу священника. Она обходит все отделения, заходит в каждую палату и тактично спрашивает, не хочет ли кто-нибудь встретиться со священником. Это все в свое время придумал Владыка Пантелеимон – отец Аркадий, чтобы сестра милосердия предваряла священника. Потому что некоторые люди при духовной неграмотности и распространении суеверий боятся священника.

Это одна сторона, а другая сторона – это опять-таки результат суеверия: «батюшка-то не к добру пришел», и сразу отказываются с ним общаться. Это происходит часто, к сожалению. И поэтому когда сестра милосердия в своих белоснежных одеяниях, с улыбкой, словно ангел, приходит, то люди, конечно, быстрее отзываются на предложение.

Потом сестра к тем, кто у нее уже записался, приходит еще раз, дает им необходимые материалы, брошюры почитать, подготовиться, сама что-то объяснит (есть такие тяжелобольные люди, которые самостоятельно даже почитать не могут, а им все терпеливо, с любовью объясняют). Потом она составляет нам маршрут и приносит список на службу. И на службе священник поминает всех, кто будет сегодня причащаться. И, приготовив Святые Дары в конце Литургии, священник идет в больницу вместе с этой сестрой. Сестра, заранее все продумав, для встречи с батюшкой в определенном месте собирает всех этих людей. И там батюшка с ними общается, исповедует их и причащает Святых Таин.

У нас была статистика о количестве обращающихся к священнику с просьбой о совершении таинств. Таких здесь ровно в два раза больше, чем в среднем по стране. Это цифры 90-х годов, когда считалось, что 5% людей у нас воцерковлено, они регулярно исповедуются и причащаются, а, находясь в больнице, 10% больных регулярно исповедуются и причащаются, то есть воцерковляются. Конечно, особый вопрос, а сколько людей после выписки из больницы, после выздоровления, приходит в храм: нередко бывает так, что пройдут трудные времена, и человек опять расслабляется. Но, с другой стороны, какая-то часть людей действительно воцерковляется благодаря пребыванию в больнице, и это, слава Богу, видно. А потом, нам же не все открыто. Случается, вдруг узнаешь, что какой-то бомжик, которого когда-то отец Аркадий в первый раз исповедовал в Первоградской больнице, сейчас стал коммерсантом, преуспевающим человеком. Или прежде совсем нецерковный человек – староста храма и всерьез занимается восстановлением какого-то замечательного храма. Есть утешение от Бога, что мы не зря все это делаем.

Все по вере дается

– А на семейную жизнь, на воспитание детей как Вам времени хватает?

– Конечно, здесь надо все как-то сочетать, потому что нельзя совершенно забрасывать жизнь семьи. Нам с матушкой грустно, что Господь дал только одно чадо. Он тоже историк и, слава Богу, ходит в храм. Он учился в традиционной гимназии, которая находится под духовным окормлением Николо-Кузнецкого храма, с такими крепкими, хорошими традициями еще дореволюционной церковности и времен гонений. А это все очень важно. И я просто на примере сына и его друзей вижу, что пребывание в гимназии сыграло огромную роль в их жизни. У них классный руководитель был священник, сын отца Владимира Воробьева, это, конечно, было замечательно.

– Но Вы помните, батюшка, время, когда Вы сами были студентом, и знаете студенчество сегодняшнее. Это те же студенты, с таким же рвением, или все-таки другие?

– Вы имеете в виду МГУ?

– Да.

– Это хорошо сравнить, кстати. Я на самом деле вижу, что нынешнее студенчество лучше нас.

– В чем?

– Во-первых, у них есть возможность заниматься тем, чем хочешь. И если человек любит историю, то ему никто не будет мешать, а, наоборот, поможет. Слава Богу, в МГУ научная школа и сейчас сохранилась. А с другой стороны, современная молодежь как-то не тратит время на то, на что тратило наше поколение, живет по-другому.

– Мы желаем Вам дерзновения и в дальнейшем служении, которое Вы несете, и в научной деятельности, и в педагогической. Пусть Бог помогает Вам в Ваших трудах.

– Спасибо.


Смотрите программу «Люди Церкви» на телеканале «Союз»: среда 04.30, четверг 02.00, воскресенье 13.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 
Исповедники

«Быть монахом – значит быть врагом советской власти и партии...»

В Соборе Екатеринбургских святых, празднование которого Церковь совершает 11 февраля, 63 святых имени; среди них только 7 были прославлены до октябрьского переворота 1917 года.

 
Уроки Православия

Готовясь к таинству Крещения

Протоиерей Андрей Канев, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской митрополии

ГРЕЧЕСКИЙ церковный историк Сократ Схоластик, живший в V веке, писал: «Кто захочет знать, как поступали дивные и боголюбивые мужи

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс