Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №5 (662) → Избранники Божии

Избранники Божии

№5 (662) / 30 января ‘12

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. ЕкатеринбургИсследуйте писания

Продолжим наши беседы по Первому соборному Посланию апостола Петра. Мы уже говорили об образе, который использует апостол Петр (впрочем, он встречается и у апостола Павла).


ЧАСТО образы, встречающиеся у апостолов или у святых отцов, представляют пример того, как Святой Дух являет эти образы перед их мысленным взором.

Так, и апостол Петр, и апостол Павел используют образ храма, в котором каждый человек – живой камень, живой кирпичик, из которых созидается все строение Божия Духа. И вот, доводя до логического конца эту мысль, апостол Петр дает важнейшую сущностную характеристику людей, входящих в Церковь. Он говорит: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет. Некогда не народ, а ныне народ Божий, некогда не помилованный, а ныне помилованный».

Всего лишь два стиха, буквально две с половиной строчки, но какой громадный смысл, какая глубина проникновения в самую суть того, чем является народ Божий, это Божие образование. Апостолы акцентируют наше внимание на спасении людей, возможном только в совместном делании, и это очень важно помнить: Христос спасает каждого из нас, но спасает не столько каждого, сколько Человека. В библейском или в святоотеческом, богословском смысле «человек» нынче несколько искаженно называется «человечеством»: Он спасает саму человеческую природу, саму человечность человека. И каждый делает и усваивает это для себя лично в меру своего участия в общем спасении. Поэтому личная духовная жизнь никогда, ни при каких обстоятельствах не имеет права превращаться в частную духовную жизнь – личное спасение есть, частного спасения Церковь не знает: человек спасается только совместно с другими человеками, совместно участвуя в том, что называется Церковью. Человек спасается именно в совместной новой общности людей, верующих во Христа. Вне Церкви спасения самого по себе, для самого себя Церковь никогда не знала. Есть личный подвиг, есть личная духовная жизнь, но она никогда не становилась частной. И если человек своей личной духовной жизнью отсоединял себя от церковной Полноты в своем личном подвиге, если он уходил в частную молитву, в частное дело, независимое от церковного делания, такой человек умирал (и в прямом, и в переносном смысле) для Церкви, выпадая из нее, из тех потоков благодати, которыми она животворится. И это очень важный закон духовной жизни, засвидетельствованный еще с апостольских времен. Человек, который отделяет себя от церковной Полноты, умирает. Об этом свидетельствовал, в частности, и апостол Иоанн Богослов.

ДЛЯ спасения людей образуется совершенно новая общность, характеристика которой и дается в 9 и 10 стихах второй главы Первого соборного Послания апостола Петра. Здесь апостол Петр свидетельствует, каковы качества, какова сущностная характеристика этого нового образования людей – общности человеческой, называемой Церковью; хотя слова «Церковь» апостол Петр и не произносит, но он говорит: «вы – род избранный», стало быть, вы – избранники.

Господь Иисус Христос говорит об избранничестве: «Не вы Меня избрали, но Я вас избрал». И еще гораздо раньше, в самой первой книге Священного Писания, в Книге Бытие говорится об избрании – Авраама, еще раньше – Ноя, и это, пожалуй, самое первое избранничество, о котором можно говорить: Ной был избран продолжить существование рода человеческого. Все Священное Писание принизано темой избранничества, но библейское понимание избранничества не совпадает с современным: когда современный мир говорит об избранниках, он имеет в виду лучших, а в контексте избранничества Богом отнюдь не предполагается, что избранным окажется непременно лучший, и это нам сегодня кажется странным и необычным.

Возьмем, к примеру, апостолов. Разве они были самыми образованными, сильными, богатыми, самыми способными к осуществлению миссии? Нет. Апостол Павел несколько позже будет говорить об этом, и мы еще прикоснемся к его свидетельству: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много [из вас] мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом».

Заглянем в другое свидетельство, постоянно читаемое в Церкви, – в притчу о званных на брачный пир. В ней говорится, что царь приготовил брачный пир, на который позвал тех, которые получили приглашение заранее, задолго до начала пира. Но вот надо уже начинать пир, а званые не приходят, отказались. И разгневанный царь посылает своих гонцов собирать всех: любых, кто попадется по дороге. Им было сказано: «собирайте всех – нищих, увечных, несчастных, хромых, убогих, кого угодно. И злых, и добрых, зовите всех – пусть пир наполнится возлежащими». Вот эти все люди, найденные на перекрестках, в придорожных канавах, были позваны на пир Царя Небесного, на пир к Богу. И они оказались способны откликнуться: они чувствовали – для них это единственная возможность реализовать то, о чем они давно мечтали и чего давно ждали. Они почувствовали, что кому-то нужны, что кто-то на них обратил внимание, и они откликнулись на призыв. А званые, сытые, довольные, богатые этого не сделали – им не очень было нужно это приглашение, они были довольны тем, что у них есть.

ТАКИМ образом, избранничество с точки зрения Священного Писания предполагает не столько изначальные качества избираемого, который может быть человеком удивительным по своим качествам, а может быть не удивительным, – это вообще не играет никакой роли для избирающего Бога. Для Него имеет значение только одно: способность, готовность человека отозваться на Его призыв. И каждый призываемый, каждый, кого Господь зовет, обнаруживает в себе изначальное качество – способность откликнуться на призыв Бога.

И дальше апостол Петр указывает на еще одну особенность избранничества: оно состоит в том, чтобы возвещать совершенство Призвавшего, а не собственные совершенства. Потому, может быть, и зовется человек, способный осознать свою немощь: человек призывается Богом свидетельствовать о совершенствах Божиих, чтобы проповедовать Его, а не себя. Чтобы обращать, если речь идет о миссии, к Богу, а не к самому себе. Чтобы человек обращался и звал других к красоте Бога, к удивлению перед Ним, а не к собственной красоте и удивлению собой.

Чтобы реализовать избранничество, человеку нужно помнить о стоящей перед ним задаче, и всегда помнить о своем смирении, то есть не превозноситься.

ВОТ две фундаментальные характеристики избранничества.

Они относятся не только к какому-то одному избраннику Божию, но и ко всем христианам. Ведь христиане избраны не потому, что они по человеческим свойствам лучше других людей на Земле (если человек думает, что придя в Церковь, он действительно найдет самых лучших людей из живущих на Земле, то глубоко ошибается). Христиане – просто люди. Среди них действительно есть удивительные, но их отнюдь не большинство. Но большинство, придя в Церковь, и получает незаслуженную, еще никак не выстраданную полноту Божией благодати. Но вот готовность эту благодать принять и явить ее миру своей жизнью – это и значит быть избранными: засвидетельствовать миру совершенства призвавшего нас Бога, возвестить это совершенство, явить миру святость, любовь, праведность Божии не своей собственной силой, и в этом принципиальное отличие хорошего христианина от хорошего нехристианина. Нехристианину, хорошему самому по себе, по-человечески, это, так скажем, ничего не принесет: никакого отношения к церковным задачам, а стало быть и к спасению, это не имеет. Человек, пришедший в Церковь, призван жить праведностью Бога и свидетельствовать о праведности Божией, являть миру не только хорошесть свою собственную, а святость, любовь, милосердие, смирение Божии.

Вот такими качествами должен обладать человек, который вступает в Церковь, и именно об этом свидетельствует апостол Петр. И очень важно об этом помнить, чтобы не пытаться освободиться от этой задачи, от даваемого каждому человеку груза благодати. Вспомним еще раз Евангельскую притчу от Матфея – притчу о званных на брачный пир. Некто пришел на пир, но когда царь зашел посмотреть, то увидел гостя не в брачной одежде. Человек пришел таким, каким был, не захотел взять на себя груз благодати Божией, ответственность за вверенную ему благодать. Известно, что с ним стало – он был отвергнут и отринут. Конечно, мы часто говорим и повторяем, что христиане – свет миру, но светить миру христианин может только светом Христовым. Чтобы так светить, надо действительно всецело отдать себя Богу.

ВТОРАЯ характеристика, которую дает апостол Петр людям, пришедшим в Церковь, выражается словосочетанием «царственное священство»: люди, пришедшие в Церковь – это цари и священники, причем представляется, что каждый человек, вступающий в Церковь, становится царем и священником, то есть неким владыкой мира, который способен священнодействовать в мире и этим священнодействием мир освящать и спасать.

Вот что такое царственное священство или священнодействующий царь – в Священном Писании есть образ царя Мелхиседека, его раскрывает апостол Павел. В Писании много говорится, почему этот образ явлен, каково его значение, но нам важнее понять другое – Церковь соединяется в новое тело, в новую общность, в новое органическое единство во Христе. А Христос как раз и есть Царь и Священник, Царь Мира, Царь царей и совершенный Священник, прообразом которого были и первосвященник Иудейский, и царь и священник Мелхиседек. Во Христе каждый человек, поскольку он соединяется со Христом, становится и царем, и священником. Но это не просто декларация, которую надо прочесть и отложить в сторону.

КТО такой царь? Это – владыка, человек, слову которого повинуется мир, повинуются люди. В житиях мы видим, что святые достигали этого состояния. Не только древние, сказания о которых мы можем посчитать легендами, но и гораздо более близкие к нам. Например, преподобный Сергий Радонежский или, еще ближе, преподобный Серафим Саровский. Святые могли беседовать с очень высокопоставленными людьми, и те подчинялись их словам. Они могли повелевать теми или иными силами природы и, мы это видим из жития, в частности, Серафима Саровского, говорить с животными, и животные слушали и исполняли то, что говорил им святой, и уж, конечно, могли повелевать бесами, если те делали то, что не надо было, – могли запретить что-либо злому духу, могли отослать его куда-нибудь. То есть святые действительно проявляли свою царственность, и это оказывается возможным, достижимым для человека, и должно стать именно той целью, к которой стремится христианин.

Второй момент священства еще более близок к нам, это реальный нерв нашей духовной и церковной жизни. Каждый христианин для того и вступает в Церковь, чтобы участвовать в священнодействии. Участвовать в богослужении, в Божественной литургии, где происходит преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Иисуса Христа. И этим священнодействием, этим жертвенным служением мир до сих пор и жив. И как только Литургия перестала бы совершаться, мир бы умер просто потому, что он перестал бы освящаться, животвориться, – моментально просто распался бы на элементарные частицы. Пусть люди игнорируют Церковь, пусть они не верят в Бога, но живут-то они и наслаждаются благами Земли только потому, что где-то кто-то совершает Божественную литургию за весь мир, а не за самого себя.

Этот кто-то и есть священник. Молиться только за себя – это не священство, и тем более не царственное священство. Когда человек сердце свое возносит в молитве за мир, когда он готов участвовать в этом священнодействии и за весь мир, – только тогда он приобщается к тайне священства. И это значит, что любой человек, а не только находящийся в алтаре священник, священнодействует. Каждый человек должен духом своим в этом участвовать. И к каждому человеку относятся слова, которыми завершается любое молитвенное прошение во время священнодействия Божественной литургии: «весь живот наш, сами себе и друг друга Христу Богу предадим» – мы все должны предать Богу и себя, и близких наших, весь мир, всю жизнь свою и мира. И только тогда, когда мы все в сердце нашем действительно предаем Богу, в меру нашего предания Богу все освящается. Если все люди на Земле будут совершать Литургию формально, Церковь и сама может умереть... Но, слава Богу, в ней всегда находятся люди, которые слышат слова апостолов, и именно так делают в сердце и так живут в жизни, что, все в своей жизни предав в руки Божии, уповают всегда, во всех обстоятельствах жизни, во всех перипетиях на Бога. Это и есть священнодействие христианина: он, разумеется, молится, чтобы везде творилась воля Божия. И через это священнодействие каждый участвует в царственном священстве нашего Владыки, Господа Иисуса Христа.


Смотрите программу «Исследуйте писания» на телеканале «Союз»: понедельник–вторник 03.00, 13.00, 23.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№12 (669) / 19 марта ‘12

Исследуйте писания

Потоп, как прообраз Крещения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

№22 (727) / 10 июня ‘13

Исследуйте писания

Терпением спасайте души ваши

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

 
Праздник

Братия, явилась благодать Божия, спасительная для всего человечества!

В праздник Крещения Господня «освящается вод естество», и человек, испивший Крещенской воды, исполненной Божественной благодати, сам освящается. В этот день, даже в самые крепкие морозы русские православные люди идут на берега рек и озер

 
Епархия

Петрозаводская и Карельская епархия

Архиепископ Петрозаводский и Карельский МануилДата рождения: 26 октября 1950 г.Дата хиротонии: 14 августа 1990 г.Дата пострига: 1 января 1976 г.День ангела: 4 февраля.В 1974 году закончил Ленинградскую Духовную семинарию

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс