Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Беседа с клириком Преображенского собора города Кимры Тверской епархии протоиереем Андреем Лазаревым в эфире телеканала «Союз»
– В эфире православного телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». С вами ее ведущий Александр Сергиенко. У нас в гостях клирик Преображенского собора города Кимры Тверской епархии протоиерей Андрей Лазарев. Мы поговорим о духовных причинах наркомании, о том, как избавиться от этой смертельной страсти. Что такое наркомания? Это физический недуг или страсть?
Смертельная страсть
– Наверное, это не то и не другое, это, скорее всего, тяжелое заболевание психики человека, душевная болезнь.
– Каковы духовные причины возникновения этого недуга?
– Это, скорее всего, порождение безнравственности общества. Бездуховность – плод безнравственности, когда нет никаких моральных устоев в обществе. Наркомания в нашей стране уже стала серьезной проблемой всего общества – не только наших молодых людей, но и их семей, всех, кто с этим связан. Бывает даже, что человек ходит в храм, исповедуется, причащается и в то же время зависим.
– Вопрос этот нравственного характера, а государственное урегулирование как-то помогает решать эти проблемы?
– Если бы в свое время у нас приняли более конкретные, жесткие законы и если бы мы все старались их соблюдать, такой страшной эпидемии не было бы в стране.
– Известно, что законодательство строится на основе Священного Писания. И если человек хотя бы пытается закон исполнять или хотя бы боится не исполнять, почему он не живет так, как предписывает Писание?
– Наверное, так проще жить: ни от кого не зависишь, ни от Бога, ни от общества. Бог дал свободу, и люди ее как хотят, так и употребляют в этой жизни.
– Свобода человека – это дар Бога. Но когда человек использует ее в ущерб своему телу, например, прибегает к наркотикам, что происходит с душой этого человека?
– Наша свобода – это выражение нашего Богоподобия. Действительно, в видимом и невидимом мире не существует существа свободнее человека. Но вместе со свободой Господь дал нам и ответственность, и совесть. Так что человек, употребляющий наркотики, покушается на свою собственную жизнь. Кстати, когда на Исповеди спрашиваешь у наркозависимого: «Ты понимаешь, что совершаешь грех самоубийства?», для него это открытие чаще всего. После того, как поговоришь, побеседуешь, до них начинает это доходить, и, наверное, влияет на дальнейшую судьбу, на желание освободиться от этой страшной зависимости.
– К наркомании приводит грех уныния, или тот, кто подвержен наркомании, в итоге придет к этому смертному греху?
– Причин наркомании много. Да, уныние – это смертный грех, но причины могут быть самые разные. Если говорить о России, скорее всего, это выражение протеста нашей молодежи обществу, в котором они живут. Детей очень трудно обмануть: ребенку внушают, что надо в школе поучиться, какое-то образование получить, а когда он его получает, нередко случается, что обществу он не нужен, ведь найти хорошую работу, тем более работу по душе, в России сейчас молодому человеку очень сложно. И в какой-то момент возникает протест: если я никому не нужен, значит, я буду жить так, как хочу, в этой эйфории.
Есть и другая сторона этой проблемы. Специалисты недавно установили, что половина шизофреников в мире начинает употреблять наркотики бессознательно, как лекарство вначале. Потом, естественно, появляется зависимость. В то же время, половина наркоманов становятся шизофрениками.
Проблема прежде всего, конечно, в семьях. У нас в стране очень много неблагополучных семей. Когда ребенка растит одна мать, она целый день на работе, да еще и подработку берет, а дети остаются без присмотра. Из школы пришли и – подъезд, двор, улица, ничего хорошего, что они могли бы получить в семье своей.
– Как я понимаю, основная причина – в семье, и больше подвержены наркомании дети?
– К сожалению, наркотики стали употреблять уже подростки 13–14 лет. О какой духовности можно говорить вообще, если наркоманами становятся практически дети? А в таком возрасте еще, как правило, они не задумываются о Боге, о своей душе.
– И здесь возникает вопрос о роли родителей в воспитании детей…
– Самое главное – не замалчивать эту проблему. Чтобы ее решить, нужно объединение всего общества, власти, общественности, родителей, молодежи. Допустим, вы знаете, что где-то есть наркоточка, – не нужно думать, что кто-то пойдет и что-то сделает за вас, нужно самим сообщить в наркоконтроль, чтобы были приняты соответствующие меры. Не дай Бог, если эта беда пришла в вашу семью, тоже не нужно молчать, нужно просить о помощи, нужно бить во все колокола, нужно искать людей, которые могли бы помочь спасти ребенка. И чем раньше это произойдет, тем лучше.
Не стать зомби
– Наркозависимость – это проявление слабости человека, слабой воли?
– Зависимыми от наркотиков становятся совершенно разные люди – из благополучных семей, из неблагополучных, с разными характерами. И в основном-то это ребята все хорошие, добрые, которые, наверное, в жизни не совершили бы никогда никакого преступления. Но молодежная среда очень серьезно влияет на ребят, и часто так случается, что молодой человек, попав в компанию, где употребляют наркотические вещества, тоже начинает их пробовать. Ему сразу же внушают, что «в этом нет ничего страшного», «не понравится – бросишь». И очень трудно устоять перед такими уговорами, такими соблазнами. А где случился первый раз, будет второй, третий… Все начинается с самых легких наркотиков, и по мере того как молодой человек начинает употреблять наркотики, у него постепенно стирается страх перейти барьер между жизнью и смертью.
– Так кто искушает молодых людей – человек или враг рода человеческого?
– Конечно, это одно из последних страшных изобретений врага рода человеческого. Если алкоголь мы называем зеленым змием, то это белый змий, как мы говорим.
– А чем живет наркоман? Кто этот человек?
– Человеком его уже трудно назвать, это античеловек, скорее всего – зомби, черная дыра, где только внешняя оболочка человека остается, а внутри уже ничего святого нет. И в голове у этого зомби остается только одна мысль: где взять деньги, где приобрести зелье и как его употребить? Все отдается в жертву этой мысли и этому желанию: свое собственное здоровье, жизнь, родители, братья, сестры, друзья. Ничего святого нет уже.
Страшно еще и то, что когда в семье появляется наркоман, родители не перестают относиться к нему как к своему ребенку, любят его, желают ему добра. А это уже не их ребенок: за его оболочкой находится уже совершенно другое существо – страшное, готовое нас предать и продать в любой момент, лишь бы были средства на дозу. И еще страшнее это заканчивается, когда родители через какое-то время, еще до трагического финала наркомана, желают смерти своим детям. Я не раз на похоронах видел такую реакцию, что родители покойного вздыхают с облегчением: все позади, весь этот земной ад ушел вместе с ним. Это страшно, конечно.
– Можно ли назвать наркотики идолом?
– Идол – это более духовное понятие все-таки, а здесь нет никакой духовности, это просто зависимость человека от зелья.
– Что происходит с душой такого человека?
– Душа поражена зависимостью, она подчинена этой болезни. Естественно, что она мечется, страдает, но ничего не может сделать, пока что-то не случится в жизни человека; очень серьезная мотивация должна быть у человека, чтобы он захотел начать понемножечку выбираться из этого болота. Очень серьезный толчок должен быть. Сами наркозависимые, в общем-то, ничего не делают, чтобы самостоятельно выбраться, или начинают манипулировать родителями, близкими, друзьями, и обещания отказаться от зелья, которые они дают, могут продолжаться очень долгое время.
– Нужно ли жалеть наркоманов?
– Естественно, как больных людей – мы же жалеем человека, с которым случился инфаркт или инсульт или какое-то психическое заболевание, мы же их не проклинаем. У наркозависимых душевная болезнь часто выражается в агрессии, во лжи, они на все пойдут, чтобы достать наркотики.
Ответственности нужно учить
– Сейчас в начальной школе вводится на федеральном уровне духовно-нравственное воспитание. Если, что называется, с младых ногтей заниматься духовно-нравственным образованием детей, это будет реальным щитом в борьбе с наркоманией? Детей даже не нужно будет убеждать, они просто сами не возьмутся за шприц.
– Естественно, нужно учить детей ответственности за свою собственную жизнь, ответственности за свою бессмертную душу, за своих родителей, за свою семью, за свою страну. Вот чего нам всем не хватает. Мы все время пытается переложить нашу ответственность на кого-то. Конечно, когда мы наших детей начнем воспитывать ответственными людьми, тогда это поможет победить страшную беду.
– Достаточно ли только ответственности?
– Это очень много – ответственность каждого человека. Но должны в обществе быть нравственные основы. У нас в стране, по данным наркоконтроля, несколько миллионов молодых людей, употребляющих наркотики, и ежегодно от этой заразы погибает около ста тысяч человек. Это настоящая война.
Счастье – в спасении души
– Расскажите про собственный опыт борьбы с наркомафией.
– Так случилось, что в 1999 году, по благословлению Священноначалия, мы создали общественную организацию «За нравственное возрождение Отечества». В то время, когда еще не было такого размаха наркомании, мы занимались общими проблемами. А когда к нам в город пришла эта беда, организация, в которую вошли прежде всего прихожане нашего Преображенского собора, активно стала противостоять этой беде. Но хотелось бы сказать, что с наркоторговцами мы никогда не боролись, скорее, мы начали с борьбы с коррупцией, с теми, кто покрывал наркоторговлю и наркоторговцев. Я могу привести цифры 2004 года: за этот год было возбуждено 76 дел, связанных с распространением наркотиков, судили только 24 человек, привлекли к ответственности только одного наркомана. То есть целый год работали милиция, наркоконтроль, прокуратура, суды, а на выходе-то получился полный ноль. Мы стали бить во все колокола, прежде всего привлекали СМИ, в том числе телевидение. Это можно воспринимать как чудо Божие, сразу обратили на нас внимание высокопоставленные чиновники – начались проверки в милиции, судах и прокуратуре, вот тогда и начались у нас перемены.
– Даже если человек – существо свободное, его все равно надо в чем-то ограничивать?
– Естественно, если он сам по себе не может устоять перед соблазном, его надо останавливать всеми законными средствами. А тех, кто попал в эту зависимость, нужно лечить.
– Что в первую очередь нужно лечить – тело или душу?
– Это душевная болезнь, которая никак не связана с телом. Это серьезное психическое заболевание, которое надо лечить в специальных учреждениях, как это делается во всем мире. Конечно, эта болезнь неизлечима, но научить человека с ней бороться можно, в этом, собственно, и заключается лечение.
– Возможно ли религиозным организациям заниматься лечением?
– Религиозные организации не могут заниматься лечением. И в наших православных реабилитационных центрах лечения нет. Нужно все называть своими именами. Что такое православный реабилитационный центр? Правильнее сказать, это православная община, в которой находятся в данном случае наркозависимые люди. Они воцерковляются в этой общине, приобщаются к какому-то полезному труду; лечения нет в таких общинах.
Естественно, Бог нам будет помогать, но мы сами попали в эту беду, давайте сами из нее и выбираться. С Божией помощью, конечно. И давайте не будем ответственность свою перекладывать на Бога: «Вот сейчас наркоман придет ко мне в храм, я его исповедую, он раскается, причастится Святых Христовых Таин и бросит», – ничего подобного. Бывают и чудеса, конечно, в нашей жизни, но за десять лет своей работы по этой проблеме я знаю только два примера, когда Господь совершил такое чудо – освободил человека от этой страшной зависимости. В основном, это тяжелый профессиональный труд специально подготовленных специалистов.
– Говорят, что наркотики дают человеку искусственное счастье, а в чем заключается настоящее счастье человека?
– Там никакого, даже призрачного, счастья нет. Эйфория есть, но она проявляется только на первом этапе. А потом она проходит, и всю оставшуюся жизнь они употребляют наркотики, чтобы прийти в более или менее нормальное человеческое состояние.
Там никакого счастья нет, там одни несчастья.
А чтобы быть счастливым, наверное, есть только один рецепт – сохранить свое Богоподобие. Человеческое счастье в полном смысле – в спасении своей души, в нашей свободе, в способности любить такой любовью, пример которой дает Сам Господь. Крестной любовью. Если ребенок по-настоящему любит свою мать и своего отца, наверное, он не станет самоубийцей, потому что не сможет причинить им такую боль таким своим страшным поступком. Не сможет. Ему совесть этого не позволит, ему не позволит эта любовь – взаимная любовь.
– Так что лучше начинать с самого детства и не ждать, пока проблема захлестнет, появится в доме, наблюдать за ребенком, уделять ему как можно больше времени и любить его. Это будет, наверное, самый правильный рецепт в борьбе с этой болезнью.
– Безусловно. Самый правильный рецепт.
– В эфире очередной выпуск программы «Архипастырь», в студии Александр Сергиенко. Наш гость – митрополит Тульский и Белевский Алексий. Сегодня мы поговорим о духовно-нравственном воспитании. И мой первый вопрос – с чего началось возрождение духовных школ в Тульской епархии?
В праздник Крещения Господня «освящается вод естество», и человек, испивший Крещенской воды, исполненной Божественной благодати, сам освящается. В этот день, даже в самые крепкие морозы русские православные люди идут на берега рек и озер
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.