Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Священномученик Фаддей, архиепископ Тверской
«Святые новомученики и исповедники Российские» – так называется книжная серия, выходящая в свет в издательстве «Благовест». Одна из книг серии посвящена священномученику Фаддею (Успенскому), архиепископу Тверскому. Выдающийся учитель, автор замечательного труда по педагогике и воспитанию «Записки по дидактике», святитель Фаддей принадлежит к числу великих пастырей, педагогов, молитвенников и подвижников, которые утверждали веру в народе Божием своими трудами и личным примером.
На страницах книги «Священномученик Фаддей, архиепископ Тверской» собраны житие святого и воспоминания о нем современников, свидетельства о чудесных исцелениях, происходящих от мощей священномученика в наши дни, и акафист. В завершающих издание приложениях приводится проповедь архиепископа Фаддея о смысле жизни и рассказывается о Вознесенском соборе Твери, где служил Владыка и где ныне покоятся его святые мощи.
Священномученик Фаддей, в миру Иван Васильевич Успенский, родился 12 ноября 1872 года в одном из сел Нижегородской губернии. В большой семье Успенских и отец, и дед были священниками. Деда домашние почитали как сугубого молитвенника, имеющего глубокую веру и кроткое, любящее, снисходительное сердце. Из всех внуков дедушка больше всех почему-то любил Ваню и называл его… архиереем. Учился Иван в Нижегородском Духовном училище, а затем – в Нижегородской Духовной семинарии. В 1892 г. поступил в Московскую Духовную академию.
За время учебы в академии он сблизился с ее ректором, архимандритом Антонием (Храповицким), а позже стал его другом. Отец Антоний старался воздействовать на студентов не только строгостью, но и личным примером, являя образец ученого монаха и христианского пастыря. Иван часто беседовал с архимандритом Антонием о духовной жизни и по его совету стал посещать Гефсиманский скит, где жил старец Герман. Молодой человек старался вести внимательную внутреннюю жизнь. В своем студенческом дневнике он записывал все, что было существенным и важным, не позволяя себе в писании о других входить в излишние подробности. В его дневнике подводился итог каждого прожитого дня – как внешних дел, так и внутреннего духовного состояния.
Иван с усердием выполнял все положенные молитвенные правила и старался непрестанно молиться, даже беседуя с кем-нибудь. При этом он не показывал своего молитвенного состояния, но его душевный настрой ощущался окружающими. Почти все студенты любили и уважали его, но близких друзей у него не было. С однокурсниками он был молчалив и сдержан, и многим его образ жизни казался скучным. Его душу захватывали размышления о бренности человеческого бытия и о средствах достижения жизни вечной. В эти же годы Иван принял решение не жениться, а придерживаться монашеского образа жизни, но принимать монашеский постриг он пока не думал. Ему хотелось быть учителем, а если на то будет воля Божия, то и священником. Однако молодому человеку казалось, что монашество будет препятствием общению с паствой. Но архимандрит Антоний и старец Герман частенько заговаривали с ним о монашестве. И, в конце концов, Иван решил готовить себя к отрешению от всего и молить Господа, чтобы Он показал ему верный путь.
В 1894 году Успенский защитил кандидатскую работу, за которую был назван одним из лучших учеников курса. 18 января 1895 года будущий святитель впервые увидел праведного Иоанна Кронштадтского, посетившего Троице-Сергиеву Лавру. Позже отец Иоанн благословил будущего священномученика на подвиг монашества словами, которые Воскресший Спаситель сказал апостолу Петру: «Если любишь Меня, паси овцы Моя. Когда ты был юн, препоясывался сам и ходил, куда хотел: когда же состаришься, прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь».
В 1896 г. Иван окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и был оставлен при ней в звании профессорского стипендиата. 15 августа 1897 г. он принял постриг с именем Фаддей, и в том же месяце был рукоположен в сан иеродиакона, а через месяц стал иеромонахом. Тогда же получил назначение на должность преподавателя логики, философии и дидактики в Смоленскую духовную семинарию. Так началась его педагогическая деятельность, за которую и тогда, и сегодня ему благодарны учителя церковно-приходских школ.
Святитель Фаддей прошел все ступени учительства – он сам преподавал, был и инспектором образовательных учреждений, и ректором, а когда стал архиереем, организовывал учительские курсы.
Это было в период, когда реформа Победоносцева в образовании – в том числе и школьного церковного звена – была введена, но еще не успела принести плоды. В ходе этой реформы должны были появиться школы для подготовки законоучителей – преподавателей Закона Божия. Но, поскольку создать их сразу было невозможно, решением проблемы стали учительские курсы. Они часто организовывались в крупных епархиальных городах. Владыка Фаддей был одним из тех, кто организовывал курсы и сам на них преподавал.
Он очень много внимания обращал на детали, которые в то время не замечались. Например, в одном из его обращений есть положительные отзывы о законоучительствовании женщин. С позиций нашего времени трудно понять, что в этом ценного, но тогда это было крайней редкостью. И хотя законоучительство женщин сегодня – это уступка объективной ситуации, тем не менее, оно приносит плоды. И потому так дороги сегодняшним церковно-приходским учительницам добрые слова священномученика о женщинах-педагогах. А еще Владыка Фаддей продолжает помогать учителям добрыми советами, содержащимися в его творениях, и педагоги отмечают, что эти труды и тогда были своевременны, и сегодня морально не устарели. А авторы книги, посвященной священномученику Фаддею (Успенскому), называют сохранившуюся часть его документального наследия неисчерпаемым родником живого слова и кладезем ответов на сегодняшние вопросы о причинах и путях выхода из глубокого кризиса в образовании.
…Владыку Фаддея сопровождала заслуженная народная любовь. Но чем сильнее любил святого народ, тем сильнее ненавидела его звавшаяся народной новая власть. Кульминацией ненависти стали арест, жестокие тюремные издевательства и не укладывающаяся в голове любого нормального человека страшная казнь: Владыку утопили в нечистотах. Но то, что казалось палачам победой, на деле стало их поражением – и в этом веке, и тем более в будущем. Архиепископ Фаддей (Успенский) просиял в сонме святых новомучеников и исповедников Российских, его труды изучают по сей день, у него великое множество последователей и почитателей, ему посвящаются книги – с одной из них мы с вами только что познакомились.
Протоиерей Владислав Свешников говорит так: «Глубокая и таинственная суть поста состоит в раскрытии величия подлинной личности человека
Программа телеканала «Союз» «Крест над Европой продолжает свое путешествие по Риму. Ведущий программы Андрей Полушин встретился с Михаилом Таталаем, историком, представителем Института всеобщей истории РАН в Италии
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.