Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (657) → Страсть печали

Страсть печали

№48 (657) / 19 декабря ‘11

Протоиерей Андрей Канев, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской митрополииУроки Православия

Протоиерей Владислав Свешников говорит так: «Глубокая и таинственная суть поста состоит в раскрытии величия подлинной личности человека, каким он был до грехопадения, каким он был явлен в Личности совершенного Бога и совершенного Человека Господа Иисуса Христа. Затем необходимо понять, что любые собственные усилия раскрыть эту тайну окажутся бесполезными, если не понимать их верного направления: открытия знания подлинной жизни». Это и составляет основное содержание поста. Подлинная жизнь христианина обязательно должна быть очищена от греховных страстей и украшена добродетелями. Поэтому на каждом из наших уроков мы учимся обнаруживать в себе те страсти, которые давно открыли в человеческой природе и подробно описали, исследуя себя, святые отцы нашей Церкви. И сегодня наш разговор пойдет о том, как проявляется в нас страсть печали.


Иногда в духовной литературе можно встретить утверждение, что корнем всех страстей является самолюбие, а потому святые отцы выделяют три основных его вида: это сребролюбие, славолюбие, сластолюбие. Свт. Феофан Затворник пишет: «Семя всего нравственного зла – самолюбие. Оно лежит на самом дне сердца». Человек, по назначению своему, должен бы забывать себя в своей жизни и деятельности, должен бы жить только для Бога и людей. Но когда человек мыслью, сердцем и желанием отвращается от Бога, а вследствие этого и от ближних, то, естественно, он останавливается на одном себе.

На наших уроках мы говорим не о трех, а о восьми страстях; более подробное их деление не противоречит словам свт. Феофана, а более подробно раскрывает упомянутые им духовные понятия.

Прежде чем найти любую страсть в себе, святые отцы предлагают нам сначала посмотреть на неповрежденного грехом Адама. Была ли у него печаль? Была, но она не была страстью. Напротив, печаль была добродетелью, она была силой, которая призывала печалиться о Боге, тянула Адама к Богу. Но после греха она исказилась – ее движения стали направлены не к Богу, а к самолюбию.

Свт. Игнатий (Брянчанинов) так описывает проявление страсти печали: огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обетованиях Божиих, неблагодарение Богу за все случающееся, малодушие (трусость), нетерпеливость, несамоукорение, скорбь на ближнего, ропот, отречение от креста, покушение сойти с него.

Недовольство окружающими и окружающим очень часто (надо сказать – многократно на дню) доставляют нам огорчения. И мы с детства привыкаем к этим огорчениям, переставая замечать, как легко грешим. Только потому для страсти этой, при всей ее опасности и гибельности, характерна и особая неприметность – и человек очень часто не рассматривает ее как серьезную опасность для своей духовной жизни.

Часто огорчаемся: трамвай не пришел вовремя, пассажиры все злые, кондуктор выдала сдачу мелочью, на работу опоздал, начальник привязался, компьютер «завис», когда надо было спешить, коллеги не помогли… В этом случае проявляется недовольство не столько ситуацией и ближними, сколько Богом, пославшим испытания. В печали обличается наша гордость, обнажается несогласие с Богом.

Святой Иоанн Кассиан, говоря о духовной брани, уточняет, что печаль бывает двух видов: когда посещает человека по прекращении гнева или причиняется от нанесенных убытков, потерь, неисполненных желаний; второй же вид печали происходит от опасений и страхов за свою участь или от неразумных забот. И за этими проявлениями печали как раз и обнажается несогласие человека с волей Божией.

Часто печаль путают с унынием. Но в печали человек недоволен Богом. Он борется с Ним своим недовольством.

Многим из нас трудно понять, что значит «жить по воле Божией»: как понимать ее, как отличать от собственной? Ведь только люди, просвещенные благодатью Святого Духа, могут точно знать Божию волю. А что говорить о мирянах, которые делают первые шаги в церкви? Как разобраться в этом сложнейшем вопросе? Да, мы молимся ко Господу, чтобы Он дал нам «разум творити волю Его», но кто из нас дерзнет сказать, что уже обладает таким разумом и в состоянии понять, чего хочет от нас Господь в той или иной ситуации? А вот свт. Иоанн Тобольский этот вопрос разрешил не только для себя, но и для нас, написав удивительную книгу «Илиотропион, или сообразование человеческой воли с Божественной волею» – дивное учение, как может сочетаться человек со своим Творцом, как возможно его восхождение от разумного послушания к высочайшей любви. Но не надо быть прозорливцем, чтобы понимать волю Божию в типичных житейских ситуациях.

О том, как может действовать страсть печали, писал Н.В.Гоголь в «Старосветских помещиках»: «Я знал его влюбленным – нежно, страстно, дерзко, скромно, и при мне предмет его страсти – нежная, прекрасная, как ангел, была поражена ненасытной смертью. Я никогда не видел таких ужасных порывов душевного страдания, такой палящей тоски, такого пожирающею отчаяния, какие волновали несчастного влюбленного. Я никогда не думал, чтобы человек мог создать для себя такой ад, в котором ни тени, ни образа, ничего сколько-нибудь походящего на надежду. Его старались не выпускать с глаз; от него спрятали все, чем он мог бы умертвить себя. И вскоре он вдруг начал смеяться, шутить; ему дали свободу, и первое, на что он употребил ее, была покупка пистолета», и далее он подробно описывает последующие попытки свести счеты с жизнью несчастного возлюбленного. Менее художественно, но порой более драматично эти попытки описаны в историях болезней пациентов отделений кризисных психологических состояний (именно туда попадают люди, которые не только однажды пытались уйти из жизни, но и те, у кого на счету по несколько незавершенных самоубийств). Статистика этих попыток – как и завершенных суицидов – и в нашей стране и во всем мире неуклонно растет. А это значит – страсть печали и гордости пленяет все больше и больше людей. Поводы для этого всегда находятся.

Апостол Павел в Послании к Коринфянам пишет: «Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть». Причин для мирской печали может быть много, и возникают они по самым разным поводам, но прп. Иоанн Кассиан Римлянин выделил основные, которые случаются – от предшествующего гнева; от неисполнения желаний; из-за убытков и потерь; из-за неразумных забот и из-за страха за свою участь. Главными средствами борьбы со страстью печали святые отцы называют молитву со слезами, нестяжательность, милосердие, размышления о будущих благах и о блаженстве в раю.

На последнем из перечисленных лекарств нужно остановиться особо, поскольку для нас – людей пришедших к вере только вчера и только постигающих ее азы, – вряд ли размышления о райских блаженствах станут тем средством, которое подразумевали святые подвижники. Мы все приходим, влюбленные в мир, в паутине всяких привязанностей. И если христианину сказать, что цель нашей жизни – спасение, а это – совпадение двух воль, твоей и Божией, – это может принести утешение... Но когда человек в страсти, помрачается ум, и человек в пиковый момент не помнит, что все от Бога.

Наказания Господни, как ни тяжелы – все они к нашему благу» – так называется одна из глав «Илиотропиона», и в ней свт. Иоанн Тобольский, обращаясь к читателю, предлагает решить такую задачу: если кто на фехтовании ударит тебя металлической перчаткой и нанесет кровавую рану, то едва ли ты станешь обвинять в этом перчатку. Это – дело руки. Но едва ли ты будешь жаловаться и на руку – удар тебе нанес человек. Так и Бог руку, которой бьет, покрывает перчаткой – иногда кожаной, иногда деревянной, а иногда и железной. Сегодня Он наказывает голодом, в другой раз – бесчестием. Теперь попустил Он оскорбить тебя этому человеку, в другое время – иному. А иногда наказывает Он тебя через твоих родных, через домашних или братьев. Чего же тебе хочется?! Одна и та же Божественная рука бьет, но не одинаково, а различно, и через других лиц посещает и наказывает тебя. Зачем ты порицаешь других? Что затеваешь судебный процесс против перчатки? Как милости, так и наказания ниспосылаются тебе от Бога!» И потому праведник, заключает эту главу святитель, крепок в сердце своем, и ничто не может его ни поколебать, ни устрашить. Но почему же люди, готовые при телесных заболеваниях принимать любое дорогостоящее и болезненное лечение, при душевных недугах отказываются принимать горькие лекарства из рук Божиих?

Авва Дорофей говорит: «Спасение есть дело столь великой важности, что без постоянного контроля за состоянием своей души оно невозможно. Каждый человек всегда должен внимательно наблюдать за собой и замечать непрестанно, где он, чего достиг и в каком устроении находится. Дело спасения требует непрестанного самоиспытания. Ведь мы подобны людям, которые держат путь в Иерусалим. Одни прошли пять верст и остановились, другие совершили половину пути, а иные, выйдя из города, просто находятся за его воротами. С теми, кто находится в пути, случается разное: кто-то пройдет немного и возвращается обратно, кто-то уклоняется в сторону, а кто-то, дойдя до самого города, так и не входит в него. То же бывает с христианами, намеревающимися стяжать добродетели. Кто-то останавливается сразу, а кто-то – на полпути. А иные вовсе ничего не делают и остаются в мирских страстях. Иные совершают немного доброго, и опять разоряют это; а некоторые разоряют и более того, что совершили». Потому, учит авва Дорофей, каждый из нас должен замечать, где он находится, и рассматривать свое состояние. Но за некоторыми страстями (и печаль относится именно к ним) наблюдать бывает очень непросто, поскольку они нами не осознаются как пороки и болезни души. Как же в таком случае исследовать себя? Если мы посмотрим, как в зеркало, в святоотеческие творения, то увидим, что с нами не так.


Смотрите программу «Уроки Православия» на телеканале «Союз»: понедельник 03.30, 13.30, среда 23.30 (1-й урок), вторник 03.30, 13.30, четверг 23.30 (2-й урок). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

Земля уральская

Свято-Симеоновский храм подарил челябинцам возможность молиться и в богоборческие времена

Почитание святого праведного Симеона Верхотурского было значительным по всей России. Исторические источники указывают

 
У книжной полки

Трудом и личным примером

Дмитрий Сухин

Священномученик Фаддей, архиепископ Тверской «Святые новомученики и исповедники Российские» – так называется книжная серия, выходящая в свет в издательстве «Благовест». Одна из книг серии посвящена священномученику Фаддею (Успенскому), архиепископу Тверскому.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс