Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
«Другая земля». Издательство Свято-Елисаветинского монастыря, г. Минск
В нашем мире есть люди, которые «не нужны обществу, но нужны Богу». Как правило, они живут обособленно – в домах-интернатах, где их редко навещают гости из относительно здорового и относительно благополучного мира, где мало найдется людей, готовых соприкасаться с болью и проблемами душевнобольных. Общаться с душевнобольными и ухаживать за ними – постоянно, с полной ответственностью за тех, кого, по слову Сент-Экзюпери, мы приручили – самый настоящий подвиг. Именно такие немногочисленные подвижники и стали авторами и героями книги, представленной сегодня на нашей книжной полке.
Даже на огромном прилавке православной выставки-ярмарки, среди изобилия духовной литературы эта скромная книжка обращает на себя внимание – невозможно пройти мимо и не взять ее в руки, а начав листать, не проникнуться историями, что рассказаны на ее страницах.
Книга «Другая земля» открывает читателю дверь в мир, где, как пишет в предисловии протоиерей Андрей Лемешонок, жизнь более реальна и более трезва, чем жизнь человека в этом мире, в котором все построено на самообмане, на желании и стремлении жить только для себя; она впускает нас в мир, для которого характерны искренность и простота, где люди такие, какие они есть.
Книга вышла в свет в издательстве Свято-Елисаветинского монастыря г.Минска. Она основана на документальных материалах, ее авторы и герои – члены Сестричества милосердия во имя Преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы, монашествующие Свято-Елисаветинской обители, врачи и пациенты Минского психоневрологического интерната № 3. Этот интернат предназначен для постоянного проживания престарелых людей и инвалидов, которые страдают хроническими психическими заболеваниями, признаны недееспособными и нуждаются в медицинском уходе и бытовом обслуживании.
Каким бы прекрасным и современным ни было подобное учреждение,тем, кто его населяет, не хватает, как правило, простого человеческого внимания и понимания. Именно поэтому на протяжении 14 лет члены сестричества посещают интернат, стараясь помочь страждущим молитвой, добрым словом, душевным участием.
Как сообщает книга, 6 февраля 1998 года Патриарший Экзарх всея Белоруссии митрополит Минский и Слуцкий Филарет освятил на территории интерната домовую церковь в честь Святой Блаженной Ксении Петербургской. С тех пор каждую неделю там совершается Божественная литургия, соединяющая медицинский персонал, их помощников и подопечных.
Но каково это – быть всем вместе в храме или в больнице, когда одни здоровы, а другие больны, причем больны самым, пожалуй, тяжелым недугом? Вот что пишет об этом послушник Димитрий: «Когда я впервые пришел в интернат, то испугался. Таких людей я не привык видеть. Они и физически очень отличаются от обычных людей: лица какие-то другие, рост, телосложение, поведение – все другое. Они сразу как-то набросились здороваться, обниматься, с таким вниманием, интересом. Меня это испугало. Сначала я думал: они больные, к ним нужен особый подход. Через год-другой у меня изменилось отношение к ним, потому что я перестал отделять их от других людей.
Кто-то из них болен от рождения, кто-то в юности или в зрелом возрасте повредился, но все они такие же люди, как и мы, находящиеся вне «ограды». Порой мир, в котором я вырос и жил, представляется мне более поврежденным, чем мир проживающих в интернате. Первое время я ходил в интернат, как на какой-то подвиг, где надо проявить свои христианские чувства; теперь я хожу к своим друзьям. Мне уже не приходит в голову проводить там какую-то «спасительную работу». Души их тоже молятся, и учить их жить – нелепое занятие. За годы общения мы настолько сроднились, что у меня уже есть некая потребность в общении, хочется видеть их, быть вместе на службе; это часть моей жизни».
А вот диалог с Русланом – он один из подопечных дома-интерната, ему 33 года, он всегда сдержан, считает себя деловым человеком, у него по-детски ясный взгляд голубых глаз и открытая улыбка – так описывают его в книге.
«– Руслан, что такое любовь?
– Тут, у меня в сердце. Ангел меня охраняет.
– Вы кого-нибудь любите?
– Я люблю себя, Володю, всех.
– А кого не любите?
– Всех люблю. У меня скоро день рождения. Я родился, был маленьким, и моя мама меня, маленького ребенка, бросила. И она умерла. Ну, потом я уеду в Москву, домой, и буду там к моей маме ходить.
– На могилку будете ходить?
– Да.
– Кто вам сказал, что она умерла?
– Один сосед сказал. Нужно помолиться и сказать Богу, что я хочу моей маме всю душу, вот. И, наверное, мне нужно помолиться, чтобы все хорошо, мир, нужен мир и нужно с Богом.
– Вы на маму не обижаетесь за то, что она вас бросила?
– Нет, я сильно-сильно молюсь. У меня день ангела был. Я зимой родился. И у меня был сладкий стол хороший, и торты. Потом я хожу в воскресную школу, где храм, и там рисую, и учусь. И меня зло посетило, мою душу, и хочет меня убить.
– Вам страшно?
– Да, мне страшно. Я на колени встал к иконе, помолился.
– Какие слова вы говорите, когда молитесь?
– Я прошу у Бога: «Господи, помилуй и прости, что мне страшно».
Думается, очень верно поступили авторы книги, поместив в ней эти простые, бесхитростные диалоги (а их здесь довольно много), которые дают читателю возможность составить более полное представление об обитателях «Другой земли».
А вот что пишет о своих подопечных сестра милосердия Евдокия: «Веру больных, их любовь невозможно не заметить. О них говорят: болящие. Не знаю, кто действительно из нас болящий, потому что создается впечатление, что мы и слепы, и глухи, и нечувствительны, а у них хватает сил других согревать. И не я прихожу их согревать, а сама согреваюсь через этих дорогих, любимых и близких мне людей. Почему я так их называю? Потому что даже среди родственников не нахожу иногда такого понимания и такой любви, как у них».
По мнению монахини Марфы, подопечные дома-интерната очень похожи на монахов: «У них нет ничего своего, – поясняет матушка. – Ничто не стоит между Богом и их душами. Души их целиком устремлены к Небу. Один французский ученый, работающий с больными людьми, говорил, что у них очень короткая дорожка к Богу. Человеку разумному надо сначала все осмыслить своим умом, и ему к Богу прийти трудно. А больные люди воспринимают Бога сразу сердцем. Мы приводим их в храм, и хотя они не все могут понять разумом, они стремятся к Чаше, к Причастию».
В подтверждение этого мнения можно привести слова одного из насельников интерната, который говорит о себе так: «Я – дурачок, но мне нельзя быть здоровым, мне нужно быть в интернате. Если мне быть здоровым, и я выйду, то в меня вселятся семь бесов, и я тогда вообще не буду знать, как меня зовут. А сейчас я хоть могу подойти к Чаше и сказать свое имя».
Нужны ли комментарии к сказанному? Думается, что нет. Вот и авторы книги не дают оценок и толкований собранным здесь историям. Множество кратких интервью – с врачами, их пациентами и помощниками – собрали для публикации в книге редакторы-составители Игорь Полевиков и монахиня Евпраксия (Шиленкова). Собрали, адаптировали для печати – и словно отступили в тень, предоставив читателю самому знакомиться с жизнью на «Другой земле», удивляться, радоваться, делать выводы.
В предисловии к книге духовник Елисаветинского монастыря протоиерей Андрей Лемешонок дает ответ на вопрос, для кого написана «Другая земля» – священник адресует книгу всем, кто ищет Бога. По мнению батюшки, «если «Другая земля» обретет своего читателя, значит, в этом есть Промысл Божий. Значит, нам нужно больше узнать о людях, которые внешне изуродованы болезнью и странно себя ведут. Значит, это необходимо нашим душам, потому что мы часто судим поверхностно, часто отворачиваемся и прячемся тогда, когда, наоборот, нужно быть внимательными и бережными по отношению к нашим близким. А проживающие в интернате очень чутко чувствуют другого человека, они более сострадательны, внимательны и проницательны. Наверное, за их детскую простоту, за их доверчивость Господь открывает им то, что сокрыто от нас».
Отец Андрей приводит удивительный пример: «Я помню, – пишет он, – как они подходили ко мне, когда мне было плохо, не зная моего внутреннего состояния. Они говорили такие слова ободрения, утешения и любви, что повергли меня в недоумение: как они могли знать о моей жизни?»
Священник предлагает нам посетить мир, в котором «легко находиться, потому что там нет лукавства, нет игры, присущей нашему миру» и познакомиться с людьми, в которых «есть то, что делает их способными разговаривать с Богом и глубоко понимать внутренние проблемы другого человека».
Продолжим внимательно исследовать свою душу. Сегодня тема нашего «Урока Православия» – проявление страсти гнева. Мы узнаем, как она проявляется, в чем ее опасность, что надо делать, чтобы вырваться из плена гневливости. Каждый христианин, если внимательно обратится к своей жизни, увидит, почему гнев идет за сребролюбием. Если есть первые три страсти – чревоугодие, блуд и сребролюбие, то гнев возникнет обязательно.
Программа «Крест над Европой» телеканала «Союз» побывала в Риме – на месте проповеди апостолов Петра и Павла. В беседе с автором программы Андреем Полушиным архиепископ Егорьевский Марк, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.