Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжим внимательно исследовать свою душу. Сегодня тема нашего «Урока Православия» – проявление страсти гнева. Мы узнаем, как она проявляется, в чем ее опасность, что надо делать, чтобы вырваться из плена гневливости.
Каждый христианин, если внимательно обратится к своей жизни, увидит, почему гнев идет за сребролюбием. Если есть первые три страсти – чревоугодие, блуд и сребролюбие, то гнев возникнет обязательно. К примеру, голодный человек зол, это многие знают по себе или по реакции близких людей: голодный человек требует внимания, не получив его, не насытившись, он раздражается.
В Добротолюбии говорится, что страсти между собой соединены в цепочку и, хотя они имеют разное происхождение и разные действия, однако первые шесть (чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние) объединены неким особым родством, по которому излишество предыдущей дает начало последующей. Так, от излишества чревоугодия обязательно происходит блудная похоть, от нее – сребролюбие, за которым идет гнев, от гнева рождается печаль, от печали – уныние. А поэтому и сражаться против них надо в том же порядке: борясь с гневом, необходимо проверить, не потакаем ли мы чревоугодию.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) дает такое определение страсти гнева: «Вспыльчивость, принятие гневных помыслов – мечтание гнева и отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума. Непристойный крик, спор, бранные, жестокие и колкие слова, ударение, толкание, убийство. Памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида ближнего».
Добротолюбии еще говорится о трех видах гнева: первый пылает внутри, второй прорывается в слово и дело, третий же горит долгое время и называется злопамятством.
Страсть гнева очень заметна, несложно заметить в себе различные ее проявления. Лавина бесчисленных боевиков, триллеров, детективов, как, впрочем, и фильмов других жанров, на протяжении многих лет изливает на нас эту страсть, которая имеет проявления тяжкие – убийства, аборты, ненависть, проклятие своих ближних. Но самое обыденное и вместе с тем яркое проявление гнева – это осуждение. Злословие, злорадование. При этом мы можем не только сами впасть в этот грех, но и втягивать в него людей, к которым обращаемся за «сочувствием».
Ярчайшую иллюстрацию к этим словам мы найдем не в наследии святых отцов, а в трудах педагогов нашего времени. Так, один из крупнейших теоретиков образования ХХ века, известный педагог, журналист и писатель в своей книге предлагал поставить такой мысленный эксперимент: некий мальчик плохо вел себя во дворе, он побил маленького соседа. Малыш пожаловался своему отцу, отец отправился к отцу драчуна: «приструни, мол, своего», и тот берется за ремень. Он порет сына и приговаривает: «Не бей маленьких! Ты у меня на всю жизнь запомнишь, как маленьких бить!» Вопрос: чему учит отец? Бить или не бить маленьких? Неизвестно, научит ли он сына тому, чему хочет научить, но бить другого научит наверняка. И нравственной цели «не посягать» отец учит безнравственными средствами, «посягая» сам. Надо признать, что родитель не воспитывает ребенка, а развращает его душу. И так из поколения в поколение. Откуда это в нас?
Гнев как добродетель был дан Адаму, чтобы бороться против зла. Это оружие для защиты рая. А мы вслед за Адамом направляем его против ближних и против себя. Все чаще можно наблюдать на улице, в магазине, других общественных местах, как родители кричат на детей, одергивают, воспитывают с гневом. Вряд ли ребенок у них вырастет любвеобильным...
Особенно важно обращать внимание на проявление этой страсти людям, которые по своему званию и должности занимаются воспитанием, координацией, организацией других людей. Все они, будучи руководителями и имея других в своем подчинении, должны нести ответственность за свои дела, слова и чувства.
Метод управления, когда начальник с горящими глазами кричит на подчиненных, – не христианский. У начальника должны быть и строгость, и наказание, но вместе с тем и сочувствие, и любовь. Ведь власть дана не над душами и телами, а для помощи в обретении веры. Если у руководителя или главы семьи это получается, за их опытом очень интересно наблюдать. Такие коллективы или семьи получаются по-настоящему сплоченными.
Как отражать помыслы гневной страсти
1. Противостоять помыслам. Приходит к нам злая, гневная или мстительная мысль, а мы молимся: «Господи, отсеки от меня этот злой помысл».
2. Воспарять умом выше помыслов. Мы не сопротивляемся злым помыслам, а вытесняем их благими. Мы прилепляем свой ум к Богу и начинаем читать Иисусову молитву. Преподобный Исаак Сирин говорит, что не только молитва, но и чтение Священного Писания избавляет христианина от этой борьбы со шквалами злых помыслов.
3. Погружать ум под эти помыслы. Преподобный Силуан Афонский в течение шестнадцати лет боролся со всякого рода злыми помыслами, и Господь дал ему откровение: «Держи свой ум во аде и не отчаивайся». Когда человек умом нисходит в адские глубины, размышляет о том, что за все, сделанное им, ему придется дать ответ, каждую секунду пребывает в покаянном состоянии духа, – это уберегает его практически от всех сетей, которые раскидывает диавол.
Первый и третий способы весьма трудны для человека, неопытного в мысленной брани, а вот второй – молитва, чтение Священного Писания и воспарение ума к Богу – поможет нам и укрепит нас в противоборстве тем мыслям, которые диавол посылает для погубления наших душ.Протоиерей Сергий Филимонов
«Как преодолеть раздражение и гнев: советы духовника»
Историк В.О.Ключевский в работе «Значение преподобного Сергия для русского народа и государства» говорит, что этот угодник Божий начал укрепление в добродетелях с самого себя и только долгим уединением, исполненным трудов и лишений, приготовился быть руководителем других пустынножителей. На страницах его жития повествуется, как преподобный Сергий был для собиравшейся к нему братии поваром, пекарем, мельником, дровоколом, портным, плотником – трудником в любом деле. Он служил своей обители, как раб купленный! Ни на час преподобный не складывал рук для отдыха, и позже, став настоятелем обители, он продолжал ту же черную хозяйственную работу: принимал новичков, искавших у него пострига, не спускал глаз с каждого, возводя его по ступням иноческого искуса, указывая дело всякому по силам. В.О. Ключевский пишет: «Наблюдение и любовь к людям дали святому умение тихо и кротко настраивать душу каждого человека и извлекать из нее, как из хорошего инструмента, лучшие ее чувства». Перед этим умением не устоял и самый упрямый русский человек XIV века князь Олег Рязанский. «Старец чудный», преподобный Сергий по просьбе Великого князя московского Димитрия Ивановича отговорил «суровейшего» рязанца от войны с Москвой, умилив его тихими и кроткими речами, «благоуветливыми глаголами». Так воспитывалось дружное братство обители, производившее, по свидетельствам современников, глубокое назидательное впечатление и на мирян. И за всей этой жизнью, в которой гневу не могло быть места, нам видится величайшая кротость преподобного. Та самая добродетель, о которой в Евангелии говорится: «блаженны кроткие, ибо они наследуют землю».
Адам в раю был кротким, и Господь говорит в Евангелии: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен». Гнев – это лакмусовая бумажка, которая говорит о наличии в нас других страстей. В первую очередь – страсти гордости. Как же нам избавиться от гнева? В заповедях блаженств Господь предлагает нам ступеньки, по которым надо пройти для преодоления гнева. Давайте вспомним, сколько ступенек перед заповедью о кротости? Их две: блаженны нищие духом и блаженны плачущие. Мы не стали еще нищими духом, не увидели себя грешниками, не оплакали в молитве и сердечном раскаянии свои грехи. А когда увидим себя тяжкими грешниками, то ближние будут казаться нам не злыднями, а несчастными поврежденными сатаной людьми, их проступки будут вызывать у нас сочувствие. Священное Писание прямо свидетельствует о гибельности страсти гнева. Слова Христа, что «всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; а кто скажет: «безумный», – подлежит геенне огненной» – читаем мы в Евангелии от Матфея, а из Послания апостола Иакова узнаем, что гнев человека не творит правды Божией. Все эти слова свидетельствуют и о том, что Богом гнев отвергается и осуждается, и о том, что гневные мысли, слова и действия гибельны и разрушительны для самого человека. И наш народ в пословицах и поговорках многократно засвидетельствовал его гибельность простыми и меткими выражениями: когда гнев впереди, то ум позади; если нрав горяч, жди неудач; кто в нраве крут, тот никому не друг; когда двое сердятся, оба виноваты; тому тяжело, кто помнит зло. И даже так: назло мужу сяду в лужу. Что и говорить, нелегко жить гневливцу под ударами собственной страсти.
Завершая этот урок, приведем лишь краткие советы преподобного Иоанна Лествичника, говорившего, что главные средства борьбы с гневом – кротость, терпение и незлобие. Начальное орудие – молчание уст при смущении сердца, одно из средств борьбы – умеренное употребление пищи, важнейшее оружие – обязательная просьба о прощении от тех, кого обидел. А еще слеза истинного плача угашает пламень гнева, – учит нас автор «Лествицы». Но каким непосильным оказывается этот труд даже для подвижников! В «Патерике» рассказывается, как иноки просили у Антония Великого назидания, как спастись. Старец отвечал: «Вы слышали Писание? Этого достаточно для вас». Они же упрашивали: «Мы и от тебя, отче, хотим услышать». Тогда старец напомнил: «В Евангелии говорится: «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». – «Не можем этого сделать!», – отвечают иноки, тогда старец говорит: «Если не можете обращать другой, то, по крайней мере, сносите (удар) в одну». – «И этого не можем!» – «Ну, если и этого не можете сделать, то не платите человеку тем, что получили», – учит авва и слышит в ответ: «И этого не можем!». Тогда старец сказал ученику своему: «Приготовь им немного кашки, ибо они так слабы» и добавил: «Если вы одно не можете, а другое не хотите, что я вам могу сделать?!»
Протоиерей Андрей Канев,
настоятель храма в честь Владимирской
Иконы Божией Матери, г. Екатеринбург
Жизнь в Церкви развивает отношения, но это личные отношения между человеком и Христом, а не между человеком и Учением Христа, не между человеком и Евангелием, нет.
«Другая земля». Издательство Свято-Елисаветинского монастыря, г. Минск В нашем мире есть люди, которые «не нужны обществу, но нужны Богу». Как правило, они живут обособленно – в домах-интернатах, где их редко навещают гости из относительно здорового и относительно благополучного мира, где мало найдется людей, готовых соприкасаться с болью и проблемами душевнобольных.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.