Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №47 (656) → Важно сверять свою жизнь с заповедями Божиими

Важно сверять свою жизнь с заповедями Божиими

№47 (656) / 12 декабря ‘11

Протоиерей Евгений ПопиченкоЦерковный календарь

В этой теме:

Церковный календарь
Христианство – свет этого мира
Протоиерей Евгений Попиченко

18 декабря – память преподобного Саввы Освященного

Преподобный Савва Освященный родился в V веке в Каппадокии в благочестивой христианской семье Иоанна и Софии. Его отец был военачальником. Переехав по делам службы в Александрию, он взял с собой жену, а пятилетнего сына оставил на попечение дяди. Когда мальчику шел восьмой год, он поступил в находившийся поблизости монастырь Святой Флавианы. Одаренный ребенок скоро научился читать и хорошо изучил Священное Писание. Напрасно родители уговаривали святого Савву вернуться в мир и вступить в брак.

В 17 лет он принял монашеский постриг и так преуспел в посте и молитвах, что был удостоен дара чудотворений. Проведя десять лет в обители Флавианы, преподобный отправился в Иерусалим, а оттуда в обитель преподобного Евфимия Великого. Но преподобный Евфимий направил святого Савву к авве Феоктисту, настоятелю близлежащего монастыря со строгим общежительным уставом... Трудился преподобный однажды на винограднике, очищая виноградные лозы, окапывая корни, поливая водою, которую сам носил издалека с великим трудом. Изнемогши от жарких лучей восточного солнца, он почувствовал большой голод и жажду, присел в тени ближайшего дерева и поднял свое лицо к небу. На вершине дерева Савва увидел прекрасное спелое яблоко, которое теперь было бы очень полезно ему для подкрепления сил. Юный садовник сорвал яблоко, хотел вкусить, но вдруг ему пришло на мысль, что время, определенное Уставом церковным для употребления плодов, еще не наступило. «Соблазн, – сказал себе Савва, рассматривая плод. – Вот так же и райское яблоко было красиво и хорошо, но оно погубила моих праотцов. Они вкусили его и преступили через заповедь Божию. Не то же и я хочу теперь сделать, что сделали наши прародители в раю? Нет, во всю жизнь до самой смерти не буду есть яблок, раз это яблоко соблазнило меня и чуть не сделало преступником церковного Устава». И, несмотря на голод и жажду, мудрый юноша бросил искусительный плод на землю. И повел жизнь воздержанную и осторожную, каждую мысль свою, каждое чувство и дело подвергая строгому разбору и самоосуждению. Конечно, он не хуже многих других знал, что яблоки вкушать не грех, помнил даже апостольское слово, что труждающемуся делателю прежде подобает вкушать от плодов труда своего, но Устав Церкви для него был превыше голода и жажды.

В той обители пробыл преподобный Савва послушником до 30 лет. После смерти старца Феоктиста его преемник благословил преподобного Савву затвориться в пещере; лишь в субботу святой покидал затвор и приходил в обитель, участвовал в богослужении и принимал пищу. Через некоторое время преподобному разрешили совсем не оставлять затвора, и святой Савва подвизался в пещере в течение 5 лет.

Преподобный Евфимий внимательно следил за жизнью инока и, видя, как он духовно возрос, стал брать его с собой в пустыню Рува у Мертвого моря. Они выходили 14 января и пребывали в ней до Недели ваий. Преподобный Евфимий называл святого Савву отроком-старцем и заботливо воспитывал его в высших иноческих добродетелях. Когда преподобный Евфимий отошел ко Господу, святой Савва ушел из Лавры и поселился в пещере близ обители преподобного Герасима Иорданского. Через несколько лет к преподобному Савве стали собираться ученики – все, кто хотел иноческой жизни. Так возникла Великая Лавра. По указанию свыше (через огненный столп) иноки устроили в пещере церковь. Преподобный Савва основал еще несколько обителей. Многие чудеса были явлены по молитвам преподобного Саввы: среди Лавры забил источник, во время засухи пролился обильный дождь, происходили исцеления больных и бесноватых... Преподобный Савва написал первый устав церковных служб, так называемый «Иерусалимский», принятый всеми палестинскими монастырями. Святой мирно преставился к Богу в 532 году.

Недавно мне задали такой вопрос: «Батюшка, вы часто говорите слова «воцерковленный, воцерковление, воцерковленность». Что это такое, какиеми критериями определить воцерковленность?». И действительно, что означает быть человеком церковным: читать утренние и вечерние молитвы, ходить в храм по воскресеньям, соблюдать посты? Кого можно считать воцерковленным?

80 правило VI Вселенского Собора говорит, что если человек без уважительной причины три воскресных дня кряду не был на Божественной литургии в общении церковном, если пресвитер, да будет извержен, если мирянин, да будет отлучен. Причем нужно пояснить, что во времена VI Вселенского Собора христианин приходил на богослужение не как зритель.

Речь здесь, конечно, идет о Причастии. Потому что другое апостольское правило говорит, что если человек, находившийся на Литургии, не приступил к Святым Таинам, то до выяснения причин этого он отстраняется от общения церковного: что случилось – или он смертно согрешил, или он еретик и считает, что в храме Божием, в православном храме Святой Церкви не совершается таинство Божие, и поэтому он к нему не подходит, или он находится под епитимьей? Поэтому степень церковности, наверное, может как раз быть выражена вовлеченностью души человека в Евхаристическое общение с Самим Христом.

А это определяет и уклад всей жизни. Молитвы, церковные посты, духовное чтение – присутствует ли все это в жизни человека? Ведь Евхаристия требует от верующего определенного настроя души. И слава Богу, что в нашей Церкви сохранено некоторое испытание, непросто человеку с бухты-барахты подойти к Святым Животворящим Христовым Таинам. Потому что эти Таины могут быть как во спасение души (без них человек не может иметь в себе жизни Христовой), так и в вечное осуждение: Господь очень строго взирает, как христианин относится к величайшей святыне, не пренебрегает ли он ею, не относится ли к ней магически, язычески. Приступающий без рассуждения, мы знаем, суд себе яст и пиет, потому многие болеют и многие умирают из-за того, что без рассуждения, недостойно вкушают эту великую святыню. У нас, в отличие от Западной Церкви, сохраняется обязательная Исповедь перед каждым причащением, когда священник – ему Церковь эту власть отдала – исследует, насколько человек серьезно, внимательно относится к таинству Причастия.

И в этой связи хочется обратить внимание наше, как мы относимся к трудам святых отцов, к каноническим правилам. Что они для нас? Вот человек услышал правило святых апостолов – так должно быть, это норма христианской церковной жизни: регулярно приступать к Святым Таинам. Если человек пропускает по своей беспечности, не по каким-то обстоятельствам (заболел, уехал в длительную командировку в область, где нет храма), а просто решил, что для него полезней приступать к таинствам один раз (в пост, например), то он совершает большую ошибку.

Ведь каноны Церкви – это не какие-то формальные, мертвые, отжившие юридические инструкции, это учение святых отцов, законы жизни, открывающие те условия, при которых душа только и может жить. Трудно себе представить, что какой-нибудь отец пустынник, преподобный Макарий или Антоний, или Афанасий Александрийский сидел бы за письменным столом и придумывал: «Что бы мне такое сочинить, как моим потомкам-христианам лет через тысячу осложнить их жизнь духовную или церковную, как бы их напрячь?».

Не так все было. Церковь – это живой организм, в котором Господь через Своих проводников, людей с наименьшим по гордости сопротивлением воле Божией, открывает Свою святую волю, как нужно жить, чтобы спастись. И каноны Церкви – это именно те жизненные законы, по которым душа любого человека, в любом времени, в любом народе может быть Духом Святым связана с Господом. Поэтому очень важно не просто теоретически знать учение Церкви, но и следовать ему: «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого, оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные», – говорит апостол Павел.

Истина одна. И одно дело, когда человек, допустим, не знал каких-то духовных законов и жил как все. А другое дело, когда человек встречается с Истиной (потому что учение Церкви это и есть Истина), но не следует ей. Вообще, когда человек сталкивается с Истиной, у него возникает одна из трех реакций. Или он ее принимает и следует за нею от всей души. Или отвергает. И есть третье состояние, когда человек изображает живущего по Истине формально, но фактически не таков. Это самое мерзкое состояние и называется оно – лицемерие.

Так вот, когда человек встречается с Истиной, он должен принять ее всем сердцем. Христианин должен иметь четким основанием церковное православное учение; для этого он сам должен хорошо знать святоотеческое учение. Так что когда вопрос возникает и человек слышит различные мнения, он в первую очередь должен найти истину – что в согласии со святыми отцами об этом говорит Церковь. Это требует духовного образования.

Но требует еще и смирения: часто слышишь в ответ: «А я считаю…», и дальше идет какая-нибудь идея, которая, как правило, расходится с заповедями Божиими, например: «Я считаю, что если очень любишь, то совсем не обязательны регистрация брака или Венчание», или, например: «Я считаю, что совсем не обязательно каждую неделю ходить в церковь», хотя есть совершенно определенная заповедь Божия – седьмой день надо посвящать Господу Богу своему. Такое состояние называется на языке духовных врачей, святых отцов, состоянием практически духовной смерти – прелестью. Одна из форм прелести – когда у человека есть мнение, которое расходится с учением Церкви. Так что очень важно сверять свою жизнь по заповедям Божиим и каноническим правилам учения святых отцов и очень важно покоряться Истине. Дай Бог, чтобы мы хотя бы начинали всерьез изучать труды святых отцов. Помогай нам всем Господь.


Смотрите программу «Церковный календарь» на православном телеканале «Союз»: ежедневно 06.45, 08.45, 17.15 (в субботу в 16.45), 21.15. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
Церковный календарь

Христианство – свет этого мира

Протоиерей Евгений Попиченко

17 декабря – день памяти великомученицы Варвары Недавно одна сестра обратила внимание: «Вы, батюшка, какой-то очень суровый». На самом деле, мы ведь вещи-то очень серьезные обсуждаем, но иногда надо улыбаться и снимать напряжение, потому что если очень долго, как говорил Антоний Великий, натягивать лук, все время требуя праведности и святости, то лук может надорваться.

 
Архипастырь

Епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл: «В возрождении казачества очень важна роль Православной Церкви»

В эфире очередной выпуск программы «Архипастырь». В студии телеканала «Союз» в Екатеринбурге – епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл, председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством. С Владыкой беседует игумен Димитрий (Байбаков)

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс