Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №45 (654) → Страсть чревоугодия

Страсть чревоугодия

№45 (654) / 28 ноября ‘11

Ольга БаталоваУроки Православия

Хотя основное вместилище страстей – наша душа, их орудием нередко служит тело. Сегодня наш разговор пойдет о плотской страсти чревоугодия – она не только возглавляет перечень всех страстей, но и названа святыми отцами дверью для всех остальных.

В программе телеканала «Союз» гость, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Божией Матери протоиерей Андрей Канев, отметил: «Христианин, который пытается поститься, говорит, что борется с чревоугодием достаточно хорошо. Для победы, казалось бы, не так много и нужно: поститься каждую среду и пятницу и в течение четырех больших постов, и все – страсть побеждена! Почему же святые отцы называют ее дверью другим страстям в душу человека?»


Приведем простой бытовой пример. Люди, следящие за своим весом, знают: если потреблять много калорий, то и энергии в человеке накапливается много. Но когда человек любит свое тело, эти силы он тратит не на физический или духовный труд, а переводит накопленную энергию в другие страсти. Недаром святые отцы утверждают, что страсти связаны между собой.

Если внимательнее присмотреться, как действует в нас страсть чревоугодия, то можно увидеть, что чревоугодие делится на чревобесие и на гортанобесие.

Чревобесие – «беснование о чреве» означает, что пищу и питье употребляют не только на потребу, но и ради удовольствия, сверх меры, то есть по страсти. А гортанобесие – это «беснование об услаждении гортани», когда человек становится слишком разборчивым или изобретательным в пище или питии, любит до пристрастия всякие лакомства, которые столь для него вкусны и приятны, что ему не хочется сразу их и глотать.

Можно сколько угодно описывать болезнь, говорить о ее симптомах и формах, но лечить нужно не саму хворобу, а ее носителя – больного, человека; а у него кроме этого недуга есть еще немало особенностей, которые необходимо учитывать, приступая к лечению. Говоря о борьбе со страстью чревоугодия, очень важно понимать, о каком человеке идет речь – какую ступеньку церковной и духовной жизни он уже преодолел, на которую еще собирается шагнуть? Может быть, речь идет о тех, кто только-только присматривается к приступочку, готовясь впервые в жизни подержать пост Страстной седмицы? Или мы говорим о подвижнике, для которого невкушение пищи на первой седмице Великого поста в порядке вещей, и иначе он не мыслит вступать в это духовное странствование?

Отец Андрей Канев призывает: «Непременно нужно соблюдать посты. Человек, делающий это, уже знаком с церковной дисциплиной. Но давайте говорить о началах аскетики для мирян, а не для египетских подвижников II-III веков. Если современный человек научился поститься и делает это ровно, то можно говорить и о более тонкой борьбе с чревоугодием. Страсть многоступенчата, как и добродетель – и с первого этажа на десятый не шагнешь.

Если вести тонкую борьбу с чревоугодием, то не следует объедаться и злиться не только в посты, но и в остальное время. Из поста мы ровно должны перетекать в обычное время – не ублажать себя, готовить простую пищу, бороться с любовью к лакомствам. Один из способов борьбы – соблюдение режима питания: очень важны регулярное время приема и определенный объем пищи. Это большой труд для людей, привыкших к фаст-фуду. Если днем человек не ел, а вечером переел, вся духовная жизнь может закончиться, места на нее не останется: сытое брюхо к молитве глухо».

В богословских трудах преподобного Нила Синайского есть утверждение, что чревоугодие – «начало страстей», потому что оно «рождает сластолюбие и многие другие пороки. Из чревоугодия, как ветви из ствола дерева, произрастают другие страсти. Сребролюбие, гнев, печаль и другие изъяны суть плоды и порождения чревоугодия». По учению преподобного Нила, характерная душевная особенность человека, объятого страстью чревоугодия, – жажда услад.

«Для чревоугодных людей, – говорит преподобный Нил, – мало разнообразия во вкусе и запахе приготовленных яств, им нужна и разнородная окраска, которая должна возбудить вожделение пищи, дабы еще до начала пиршества усладить взор. Для того, чтобы тешилось обоняние, они добавляют в пищу приятные пряности, а чтобы яства услаждали гортань, смешивают вещества с разными свойствами: сладкое и острое с горьким и соленым. Не лишают чревоугодники утехи и зрение: для принятия пищи изготавливают живописную раскрашенную посуду». И потому страсть чревоугодия – не столько внешнее качество, сколько внутреннее, душевное свойство человека – жажда услад, легко овладевающая всей его душой. И в этом случае человек сознательно, по собственной свободной воле переиначивает неотвратимую и естественную потребность питания, делая ее причиной и источником наслаждений. А когда возобладает телесное, то все иное погружается в сон: и ум, и душа, и сердце. И чтобы не подпасть под влияние этой пагубной страсти, преподобный Нил предлагает нам «не терять много времени для угождения плоти, но чистым умом трезво служить Богу, не отягощая помысел вскармливанием плоти и запахом яств и не потакая сластолюбию чрева». А это значит, что и мы, взрослые люди, так же нуждаемся в режиме питания, как и маленькие дети.

Отец Андрей Канев рекомендует: «Если соблюдать режим, то основной прием пищи придется на день. Человек поел, поработал, а к вечеру – нормально поужинал. И тогда он способен помолиться, подумать, почитать. А если он не ест в течение дня, то не сможет удержаться и не переесть. Простые вещи, но они, к сожалению, малоупотребимы в современном обществе».

Любовь к собственному телу часто проявляется в привязанности человека к сладостям вообще и к шоколаду в особенности, и неслучайно в наше время существует даже такой термин – шоколадомания, который вряд ли нуждается в расшифровке. А ведь практически каждый из нас знает, что из-за высокой калорийности шоколад используется как продукт, входящий в НЗ военных летчиков, в полевой рацион военнослужащих, в орбитальное питание космонавтов, не говоря уже о спортсменах и путешественниках. И если мы тешим себя таким энергетическим питанием, то можно не сомневаться – страсть чревоугодия в целом и такая ее форма, как сластолюбие в частности, получают мощнейшую подпитку. Преподобный Иоанн Кассиан говорит, что каждая из страстей проявляется не в одном виде. Так и чревоугодие святой делит на три вида: когда человек ест прежде установленного часа; или ест до объедения, не разбирая качества пищи; или же требует лакомой пищи. Отсюда и проистекают беспорядочное обжорство и сластолюбие, за которыми следуют разнообразные душевные и физические недуги, отсюда же проистекает, как проявление страсти чревоугодия, и особая любовь к собственному телу. «К страсти чревоугодия относится и любовь к телесным наслаждениям, – продложает протоиерей Андрей Канев, – нынешние увлечения СПА, массажными и косметическими салонами, кедровыми бочками, и т.п., от чего люди получают удовольствие плоти».

Святитель Григорий Нисский говорит: «Кто имеет грубый ум и погружен в земное, кто преклонился душой к телесным удовольствиям, как животные к корму, кто живет только для чрева и для того, что связано с чревом; кто удалился от жизни Божией, кто чужд обетования заветов и ничего другого не считает благом, кроме телесных наслаждений – тот во тьме ходит». Но все же в сознании современных людей понятие о чревоугодии больше усвоено как вредная привычка объедаться и услаждаться различными вкусностями. Отец Андрей Канев говорит: «Хочется порекомендовать читать святых отцов – святителя Игнатия, замечательный источник аскетики, который подходит и мирянам. Он пишет о качестве пищи, о влиянии ее на душу – и приглашаю каждого человека подумать о себе и в любой страсти находить свое и не думать, что «во мне этого нет». Нужно попробовать войти в режим, побороться со сладким. И человек увидит, что страсти-то есть».

Но далеко не все готовы признать, что к страсти чревоугодия относится и любовь к телесным радостям, ведь под чревом нами буквально понимается желудок или живот, но никак не все тело. Однако святитель Игнатий (Брянчанинов), говоря о страсти чревообъедения, перечислял в ряду ее проявлений не только обьядение, пьянство, нарушение и разрешение постов, тайноядение, лакомство, вообще нарушение воздержания. Святитель говорит еще о чревоугодии как неправильном и излишнем люблении плоти, из чего составляется самолюбие, от которого проистекает нарушение верности Богу, Церкви, добродетели и людям.

В одном сказании описывается, как прозорливый старец наблюдал иноков, которые сидели за трапезою и вкушали одинаковую пищу. И увидел он, что одни вкушали мед, другие хлеб, а третьи навоз. Удивился старец такому различию во вкушении и стал молиться Богу: «Господи, открой мне эту тайну: ведь на трапезе всем предложена одинаковая пища, почему же она так изменена для некоторых?». И услышал старец свыше глас, говорящий: «Ядущие мед – это те, которые со страхом и трепетом и радостью духовною сидят на трапезе. Они непрестанно молятся, и молитва их, как кадило, восходит к Богу, потому пища им кажется медом. Те же, которые вкушали хлеб – это иноки, довольные пищей, посылаемою им от Бога. А поедающие нечистоты были теми, которые при вкушении пищи ропщут и говорят: это хорошо, а это гнило. Не следует так помышлять, а надобно благодарить и славить Бога, чтобы исполнилось сказанное апостолом Павлом: едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию!»

Заканчивается сказание такими словами: «Все это сущая истина! Вспомните древних подвижников: многие из них питались одними злаками и кореньями, а между тем жили по сто лет. И посмотрите на многих нынешних христиан – они постоянно меняют пищу, при этом постоянно лечатся, но часто даже до преполовения жизни не доживают. И ясно, что первые потому жили до древних лет, что были неразборчивы и воздержны в пище и всегда принимали ее с молитвою. А последние и разборчивы, и невоздержны, и забывают порой оградить себя крестным знамением, садясь за стол. Да не будет последнего между нами», – так завершает свой рассказ повествователь и добавляет: «что Бог пошлет, тем и будем довольны, да не забудем за пищу Бога благодарить».

Размышляя о страстях и добродетелях, мы не просто расширяем свои познания о духовной жизни в Православии и не любопытства ради знакомимся с аскетическим учением святых отцов. Исследуя себя и рассматривая собственную жизнь в свете Евангельской истины, мы стремимся понять это учение и пользоваться им на практике, чтобы оно стало нашим личным опытом.


Смотрите программу «Уроки Православия» на телеканале «Союз»: понедельник 03.30, 13.30, среда 23.30 (1-й урок), вторник 03.30, 13.30, четверг 23.30 (2-й урок). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

Духовное наследие

Что нам делать? Как противостоять плотским страстям и похотям?

Из трудов святого праведного Иоанна Кронштадского

От какого бесчестия, позору греховного, внутри нас кроющегося, избавляешь Ты нас тут, Сладчайший Иисусе, и прикрываешь нашу срамоту Своею пречистою, пресветлою ризою духовною, ризою правды Своей! О сколь Ты благ, Всемогущий Иисусе!

 
Крещеный мир

Церковь не в бревнах, а в ребрах

Андрей Полушин

Сегодня программа «Крест над Европой» – в одной из самых молодых епархий Русской Православной Церкви – Калининградской. Она расположена на западных рубежах нашей Родины. В древности эту землю населяли пруссы. Пруссы были язычниками, христианство принесли сюда тевтонские рыцари

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс