Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №45 (654) → Церковь не в бревнах, а в ребрах

Церковь не в бревнах, а в ребрах

№45 (654) / 28 ноября ‘11

Андрей ПолушинКрещеный мир

Сегодня программа «Крест над Европой» – в одной из самых молодых епархий Русской Православной Церкви – Калининградской. Она расположена на западных рубежах нашей Родины. В древности эту землю населяли пруссы. Пруссы были язычниками, христианство принесли сюда тевтонские рыцари – принесли огнем и мечом. Пруссы упорно защищались. Замок Бальга – один из немногих уцелевших памятников той эпохи. В 1239 году пруссы безуспешно пытались разрушить этот первый оплот крестоносцев на их земле, но орден устоял и двинулся дальше на восток.

Город Калининград, до 1946 года – Кенигсберг, основанный Тевтонским орденом в середине XIII века, сегодня несет в себе черты двух культур: немецкой и советской. Но в последние годы в нем все заметнее проявляются черты русской культуры.

Кенигсберг с прилегающими к нему землями был включен в состав СССР после Великой Отечественной войны, но эти территории были в составе России и раньше. В XVIII веке, в ходе Семилетней войны, жители Кенигсберга присягнули на верность императрице Елизавете Петровне. В то время здесь жил знаменитый немецкий философ Иммануил Кант – ему принадлежат слова: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением: звездное небо надо мною и моральный закон во мне». Кант похоронен у стен старого собора Кенигсберга в профессорском склепе.

Рассказывает историк Андрей Сергеевич Антипин: «К Канту приезжал наш великий историк Николай Михайлович Карамзин, они общались, и Карамзин сказал о Канте, что это великий ум. Культурные контакты, конечно, сохранялись. Ну, а Кант, вы знаете, был даже русским подданным, во время Семилетней войны он принимал присягу на верность императрице Елизавете Петровне. Так что он нам как родной почти».

Первые переселенцы из СССР (в основном это были выходцы из Центральной России и Белоруссии) стали приезжать в Кенигсберг сразу после победы над фашизмом. Тогда здесь не было ни одного православного храма. Чтобы креститься, причастить детей, верующие ездили в соседнюю Литву. Так продолжалось долгих сорок лет. Все эти годы верующие просили власти открыть храм, но каждый раз наталкивались на бездушие советских чиновников, борющихся за звание единственного полностью атеистического региона в России. И они немало преуспели в этом, многие калининградцы даже забыли, как выглядит священник.

Вот что вспоминает протодиакон Владимир Мичульский: «Я запомнил, что когда мы первый раз приехали в Калининград, даже носильщик на вокзале у меня спросил, настоящие ли мы священники и настоящие ли у нас бороды? Митрополит Кирилл ему ответил: «Если не веришь, можешь сам проверить».

О первом митрополите епархии Кирилле рассказывает епископ Балтийский Серафим, викарий Калининградской епархии: «Он приехал в рясе, с посохом, и некоторые думали, что просто, наверное, очередной фильм снимают. Он приехал, он поверил людям, полюбил их. И люди поверили ему и полюбили его. У них была прекрасная взаимосвязь, он общался и с молодыми, и со старыми, никогда не гнушался сесть с ними вместе и попить чайку. Бабушки различные вопросы ему задавали, и он всегда просто отвечал, доступно и понятно. С учеными разговаривал на языке ученых, с военными – на языке военных. Поэтому с ним было всегда очень легко и комфортно вести беседу».

Первый приход Русской Православной Церкви в Калининградской области был зарегистрирован в 1985 году, первым священником в нем стал отец Софроний (Колосов). Вот что он вспоминает о своих первых шагах на этой земле: «Я приехал 2 июля 1985 года, мы не имели ни храма, ни места, где бы можно было служить. И одна женщина, Царство ей Небесное, предложила нам свой домик, без какой-либо оплаты, который находился по улице Третьяковской, 3.

И мы начали служить там. Понятно, совершаем требы, крещения, дети плачут на Крещении, и собралась толпа людей, которые начали кидать камнями в окна и вызывать милицию, потому что мы якобы мучаем детей и нас надо остановить. На следующий день прибыла какая-то женщина, которая назвалась третьим секретарем райкома партии Центрального района и как раз занималась идеологией. И с таким пренебрежением, с таким чувством высокомерия она не вошла даже, а вплыла в наш маленький храмик и сразу начала меня обвинять в том, что мы незаконно поступаем. Потому что мы не оповестили этот орган о начале своей деятельности. На что я парировал, что дом частный, и человек, который дал нам возможность совершать в этом доме богослужения, вправе сам определять, что и как будет у него в доме, в пределах, конечно, законности. А ничего противозаконного мы не делаем. Она говорит: «А вы понимаете, что мы вас можем закрыть завтра же?». Я отвечаю: «Ну, закрывайте».

И у меня была такая уверенность, что я совершаю дело Божие, и мне ничего не было страшно. И опять-таки совершается чудо Божие: ее муж попадается на серьезном преступлении, и ее снимают. То есть это говорит о том, что дело Божие с оглядкой делать не надо: «Взялся за гуж – не говори, что не дюж». Конечно, трудились мы не покладая рук, со Святейшим по-другому нельзя. Он, когда приходит окончание какой-то работы большой и мы думаем, что сейчас-то можно хоть немного расслабиться, говорит: «Братья, это только начало пути». И мы вновь засучиваем рукава и продолжаем работу».

Осенью 1985 года верующие начали восстанавливать переданное им здание бывшей кирхи – впрочем, зданием это можно было назвать с большой натяжкой, руинами будет точнее. Власти рассчитывали, что православным потребуются годы, но уже через пятнадцать месяцев был расчищен весь мусор, восстановлены стены и крыша. Храм освятили во имя Святителя Николая. Кстати, в XIII веке первый храм Кенигсберга тоже был назван в его честь. В наши дни вокруг Никольского храма образован женский монастырь, а Николай Чудотворец – Небесный покровитель города.

«В то время все наши силы были направлены на восстановление переданной нам кирхи, и одновременно шли реставрационные работы в других храмах. И когда мы уже достаточно много восстановили, митрополит Кирилл сказал, что настала пора строить новые храмы, именно в новых микрорайонах, где есть такая необходимость. И мы начали строить. Кафедральный собор Христа Спасителя был заложен в центре города в 1996 году в присутствии первого Президента России Бориса Ельцина. Ныне очень много и других храмов, которые активно работают. Недавно освятили второй кафедральный собор – в городе Балтийске. Можно сказать, что сейчас пошла вторая волна, мы стали строить храмы именно в традиционном русском стиле», – рассказывает Владыка Серафим.

В Калининградской епархии теперь четыре монастыря и более ста храмов. «Церковь не в бревнах, а в ребрах» – говорит старая русская пословица. Сегодня храмы Калининградской епархии наполнены верующими, открыты православные гимназии и детский сад, Церковь ведет огромную социальную и миссионерскую деятельность.


Смотрите программу «Крест над Европой» на телеканале «Союз»: среда 14.45, четверг 02.30, суббота 11.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№19 (724) / 20 мая ‘13

Крещеный мир

Православие – главное для русского человека

Андрей Полушин

№23 (728) / 17 июня ‘13

Крещеный мир

Хранят веру православную

Андрей Полушин

№21 (726) / 3 июня ‘13

Крещеный мир

Их объединило Православие

Андрей Полушин

 
Уроки Православия

Страсть чревоугодия

Ольга Баталова

Хотя основное вместилище страстей – наша душа, их орудием нередко служит тело. Сегодня наш разговор пойдет о плотской страсти чревоугодия – она не только возглавляет перечень всех страстей, но и названа святыми отцами дверью для всех остальных. В программе телеканала «Союз» гость, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Божией Матери протоиерей Андрей Канев

 
По святым местам

Монастырь должен быть открытым всегда

Что ожидали мы увидеть, отправляясь в паломническую поездку в Республику Башкортостан? Знакомиться с нравом этой «страны», как называли Башкирию в старые времена, уже можно начинать колеся по ее дорогам. Башкирия – бескрайние степи, сменяющиеся богатыми лесами; край сельского хозяйства; добротные дома многочисленных крепких деревень

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс