Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Беседа с благочинным церквей Балашихинского округа архимандритом Николаем (Погребняком) в эфире телеканала «Союз»
«Тайна сия велика есть…»
– В эфире православного телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой» и я, ее ведущий Александр Сергиенко. Наш гость – благочинный церквей Балашихинского округа архимандрит Николай (Погребняк). Здравствуйте, батюшка, благословите наших телезрителей.
– Господь благословит всех вас, дорогие друзья.
– Батюшка, скажите, в чем разница между душой и духом у человека?
– Бессмертное духовное начало, которое делает человека живым, дается Богом; действующая благодатью Духа Святого душа человеческая и делает человека человеком, в отличие от всякой другой живой твари. Душа – неотъемлемая часть человеческой личности.
– А как дух и душа взаимодействуют?
– Дух, входящий в душу человеческую, сообщающий ей новые свойства, оказывает на нее возвышающее влияние. Прежде всего это, конечно, совесть.
– Закономерности жизни души изучают психологи, а по каким законам существует дух?
– Психология пытается изучить жизнь души, не принимая во внимание ее бессмертие, действие Духа Божия. И душа, и действие Духа Божия – это проявление Божественного Промысла. И тут нельзя говорить о законах психологии. «Тайна сия велика есть», и говорить, что мы можем изучить досконально и знать в совершенстве действие Духа Божия, неосторожно.
– Но ведь человек может заметить изменения, связанные с его телом, возможно, даже изменения, связанные с его душой, говорят же: душа болит. А как заметить изменения и преобразования духа?
– По плодам его узнается. Конечно, если в человеке повреждены его главные свойства, сообщаемые ему Духом Божиим, то есть свойства, отличающие человека от бессловесной твари – если исчезла совесть, иссякла любовь, нет жертвенного отношения к своему высокому предназначению, то можно говорить о явном повреждении человека.
– Как между собой должны соотноситься душа, дух и тело?
– Естественно, что телесное начало должно быть подчинено душе, оно должно способствовать ее бытию. То есть материальному началу тоже нужна забота, человек же нуждается в поддержании жизненных сил. Но прежде всего – забота не о телесном, а о духовном.
Жизнь души – это прежде всего взращивание, осознанное созидание в себе тех высоких духовных свойств, которые сообщает Дух Божий. То есть душа должна трудиться над стяжанием Духа Святого, о чем говорил преподобный Серафим Саровский в беседах со своим учеником Мотовиловым. У преподобного Серафима об этом очень ярко, подробно.
– То есть если человек будет заботиться только о своем теле, это некое искажение?
– Конечно, искажение. На самом деле это не только уподобление жизни животной – человек просто становится несчастным существом. Потому что только в гармонии духа, души и тела он неповторимая личность, которая несет в себе образ Божий.
– Может ли человек заботиться только о душе и не заботиться о теле?
– В аскетике одна из характерных черт – минимальная забота о теле у людей, приходящих к высокому духовному подвигу, но в то же время это не главная цель. Чтобы тело не мешало – это другой вопрос. А так, чтобы телом пренебречь и заботиться только о душе, противоречит словам Господним, потому что не может существовать одно без другого.
– Может ли тело мешать душе, или дух телу?
– Дух мешать не может ничему, он может только препятствовать греху, который так или иначе совершает человек. Решение, которое он принимает, это свободное изъявление воли души, но грешит он, конечно, телом. Хотя есть и грехи души, и грехи ума, но чаще всего согрешает человек все-таки телесно. И здесь проявление Духа Божия заключается в том, что совесть человека останавливает, вразумляет, предупреждает и сдерживает. И здесь проявление духа, безусловно, прослеживается: мешать грешить – да, но не мешать жить.
Будет покаяние – пробудится совесть
– Ответим на звонок из Белгородской области.
– Батюшка, у апостола Павла есть такое выражение «сожженная совесть», что оно означает?
– Согрешающий человек настолько может попалить грехами свою совесть, что это ощущение становится реальным. И это трагедия, которая, к сожалению, бывает у многих согрешающих людей. Но до тех пор, пока человек жив, он может принести покаяние, взрастить в себе действие Духа Божия, стяжать Дух Божий. Пробудится его совесть, будет вновь обличать его. Даже у многих закоренелых грешников нет такого, чтобы их совесть замолчала навсегда. Пока мы живы, изменения возможны; надо помнить, что Господь силен даже, казалось бы, в безвыходной ситуации так подействовать на нас, так проявить Свою бесконечную любовь, что из падшего грешника, из каменного сердца начнет стучаться покаяние.
– В Евангелии сказано: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». Можно ли на основе этого утверждать, что духовность есть высшее достижение человеческой души?
– Если понимать духовность как проявление этих плодов Духа, то, наверное, выше-то вряд ли можно что-то найти. Но очень часто у нас в обиходе под словом «духовность» понимается совсем другое. Духовность – это все, что связано с жизнью души, а иногда это даже и не плоды духовные, о которых апостол говорит. Без главной составляющей, без любви, вряд ли возможен высокий духовный путь.
– То есть когда некоторых людей называют бездуховными, это ошибка – это состояние одного дня, но не в принципе всей жизни человека?
– Я думаю, да. Абсолютной безысходности в состоянии души человека, пока он жив, в земной жизни нет, человек может открыть свою душу для Божественного действия. Только вот когда это случится – это добрая воля того человека, в чье сердце стучит Господь.
– Кто такие люди душевные, но не имеющие духа?
– Прежде всего, это связано с поврежденностью души, с тем, что в свою душу в повседневной жизни мы впустили греховные страсти и в нас перестало проявляться действие Духа Божия: корыстью, алчностью, завистью, гордостью и всякого рода иными плевелами подавляется действие совести. И коль скоро это так, то человек остается живым, продолжает, может быть, даже какое-то внешне благополучное, достаточно правильное, по законам поврежденного грехом мира, существование. Но он все-таки живет жизнью животного, в которой стремление к наслаждению, к получению благ, эгоизм главенствуют. И так подавляется все, что только могло бы человеку напомнить о его высоком призвании.
– Как человеку стяжать благодать Духа Святого?
– У преподобного Серафима Саровского в его учении хорошо, красиво и ясно об этом сказано. В практической нашей жизни, я думаю, нельзя обойтись, прежде всего, без благодатного участия в жизни Церкви. Собственно, об этом говорит Евангелие. Ведь человек может и должен совершать дела любви, дела милосердия и проявлять другие свойства, провозглашенные в Евангелии, тут подсказка очевидная и прямая. Если это делать, то присутствие Духа Божия будет, стяжание будет.
Очень часто люди, не ходящие в храм, объясняют необщение с Богом своей мнимой праведностью. Мол, «в чем мы будем каяться, зачем нам нужна церковная жизнь – что мы плохого сделали? Я не убил, не украл», и так далее. Но, оказывается, этого мало, это еще не заслуга. Должны быть конкретные дела любви, конкретное преодоление собственных греховных состояний, – жизнь духа, которая, в общем-то, доступна любому человеку.
– Батюшка, Тульская область на связи.
– У меня такой вопрос: можно ли без благословения священника накладывать на себя дополнительный, более сильный пост, и не повредит ли такой обет душе?
– Если человек, накладывая на себя пост, возомнит себя великим подвижником и будет считать, что он от этого намного лучше других, то это душе, конечно, повредит. Есть такая практика, когда человек ради мнимых добродетелей вдруг на себя какие-то особые посты или подвиги накладывает, которые потом даже и здоровью вредят. Поэтому этого делать не следует, надо прежде всего посоветоваться с духовным наставником.
Нужно задать вопрос: «а зачем мне это нужно и чего я этим хочу достичь?» И оказывается, что чаще всего это самоцель, что никакой практической пользы для души от этого не будет. Пост – это не только ограничение в пище. Готовы ли мы на молитвенный подвиг, готовы ли мы, постясь дополнительно, взойти на какие-то новые ступени, или это будет просто формальное ограничение в каких-то видах пищи? А это не ахти какая заслуга. Бывает, что это помогает во многом, но далеко не всегда, поэтому очень важно, чтобы священник, к которому вы ходите на Исповедь, знающий вас, понимающий, зачем вам это нужно, знающий все ваши слабости, мог дать нужный совет.
Мы отвечаем за свою душу перед Богом
– Следующий звонок – из Чернигова.
– Многие люди говорят, что они чувствуют приближение конца света, – хотя я знаю, что в Евангелии сказано, что об этом времени знает только Отец Небесный; но чувствуется, что скоро будет конец.
– Коль скоро мы Евангелию доверяем, то стоит ли высчитывать времена и сроки? Сколько за время существования человечества уже было спекуляции на этом! Другой вопрос: помни час смертный и вовек не согрешишь. Вот лично, индивидуально к Суду Божию мы должны быть готовыми буквально всегда, это с одной стороны. С другой стороны, умножение беззакония, которое вокруг нас происходит, – это объективная картина, и тут никуда не денешься. Конечно, тут есть грозное предупреждение и некое знамение приближения всеобщего конца, но далеко не все, о чем написано в Евангелии про последние дни, уже наступило.
В том, что происходит сейчас со всем родом человеческим, каждый из нас в какой-то степени ответственен и повинен. Но если каждый из нас на своем месте, в своем кругу, в своей семье, со своими друзьями, в своем приходе, в своем храме будет образцом христианского поведения, то тут Господь по Своему милосердию помилует.
Так что какие бы грозные признаки ни были, мы отвечаем перед Господом за свою душу, за свою жизнь, за свое состояние.
– Следующий звонок – Химки на связи.
– Мы с мужем прожили тридцать лет, и выяснилось, что он жил двойной жизнью. Он со мной не в разводе, но остался с другой женщиной. Может быть, это я такая плохая, а там он нашел свое счастье? Может быть, он не такой грешный? Вообще-то он хороший, непьющий.
– Думаю, что в случае развода всегда есть вина и той, и другой стороны. Говорить здесь о том, кто виноват, наверное, будет неосторожно. Но, проанализировав свою жизнь, вспомнив свои ошибки, постаравшись их исправить, мы, конечно, каким-то образом можем способствовать примирению. Но коль вы сами говорите, что он нашел там свое счастье, что налицо супружеская измена, это даже и по церковным канонам есть признак, по которому расторгается существующий брак. Так или иначе, надо постараться, чтобы все неправильное, греховное и скверное, что было в вашей семейной жизни, ушло.
Надо постараться строить свою жизнь по главному закону – по закону подчинения своей воли тому, чего от нас ждет и хочет Господь. То есть внести в свою жизнь ту меру покаяния, которая минимизирует вред от этой трагедии. Можно и нужно всмотреться в свою личную жизнь, в духовное состояние и постараться все исправить. Молитесь блаженной Ксении Петербургской, чтобы она указала, что именно надо исправлять, мало ли как дальше пойдет дело.
– Батюшка, после смерти душа покидает тело, а что происходит с духом?
– Дух Божий – это проявление благодати Божией, и он никуда не девается. Телесно мы бываем погребены в землю, а душа идет на Суд Божий.
– Слушаем звонок из Белгородской области, здравствуйте.
– Батюшка, я в своей жизни совершила смертный грех – сделала аборт. И до этого момента я совершала грехи, завидовала, осуждала, но не считала это за грехи. Но после аборта я считаю себя хуже других и думаю, что тяжкие грехи помогают человеку лучше очистить свою душу.
– Действительно, грех детоубийства – это грех, не имеющий права на существование, с ним нужно всеми силами бороться. Совершивший его, но покаявшийся человек очень много хорошего может в своей жизни сделать. Прежде всего – помогать другим этот грех не совершать или поддерживать брошенных детей и людей, которые могут нуждаться в вашей личной помощи. Не только в заботе государства или каких-то церковных институтов, а именно в вашей. Подумайте. Может быть, это то, что может стать плодом вашего покаяния.
Но не обязательно совершать тяжкие грехи, чтобы видеть свою греховность. Ведь жизнь в Церкви помогает человеку избежать совершения греха, а не только покаяться в совершенном.
– Следующий звонок – из Липецка.
– Батюшка, мы молимся, просим что-то у Бога, но ведь в Евангелии сказано: не просите никаких благ…
– Молитва – это ведь не только выпрашивание у Бога благ, это еще и устроение своей жизни по тем правильным законам духовной жизни, которые в этой молитве открываются. Любое молитвенное правило, я бы сказал, содержит если не полный, то достаточно большой набор тех требований к себе, которые мы просим у Бога в нас поддержать, укрепить, усовершенствовать. Прекрасны слова молитв, которые мы читаем ежедневно, и мы имеем возможность жить по ним, – лучше и не придумаешь. Конечно, далеко не весь корпус святоотеческих творений охватывается коротеньким молитвенным правилом, есть и другие прекрасные назидания и наставления. Но, тем не менее, верно исполняя правило, мы достойно будем двигаться в Царствие Небесное. Это совершенно необходимый компонент нашей духовной жизни. Так что дай Бог нам внимательнее относиться к тем словам молитв, которые мы произносим.
Будет преображение
– Следующий вопрос нам задают из Нижнего Новгорода.
– Меня интересует, если у людей в земной жизни венчаный брак, какие потом будут взаимоотношения душ этих супругов в будущей жизни? А если люди разошлись в этой жизни?
– Плотских отношений, конечно, не будет. Разумеется, знать все это мы с вами в полной мере не можем, потому что эта та тайна Божия, которая открывается только в Царствии Небесном. Что же касается законности пребывания супругов вместе, то это, наверное, тот венец любви, который получают люди в венчаном браке, и оно предусматривает единение душ человеческих, которые и в вечности пребывают вместе. А если человек растратил силы души своей на греховное, на разводы, измены и так далее – на что можно рассчитывать в Царствии Небесном? Поэтому правильнее всего, не размышляя о том, какую мзду мы получим за праведную жизнь, эту жизнь вести. Пусть это будет целомудренный христианский брак, и пусть этот брак будет союзом для жизни вечной. Тут надо помнить, что союз, в который вступают супруги в христианском браке, это не юридический договор между двумя лицами, – это соединение супругов в единое целое и союз, который они с Богом заключают. И тут ответственность гораздо выше, чем в гражданском кодексе предусмотрена.
– Среди новоначальных христиан распространен миф, что воскреснет только душа, а тело останется в земле. Так ли это?
– Я могу совершенно точно сказать, что пока мы этого не можем знать; это те тайны Божии, которые будут явлены при конце существования тварного мира. Но святоотеческая мудрость говорит, что это будет новое, преображенное состояние человеческого естества. На иконах Страшного Суда изображено, как море отдает своих мертвецов, как из земли появляются тела, но говорить о том, как это будет, мы не можем. Но то, что этого общего воскресения мы ожидаем и веруем в него – это один из догматов Церкви. И мы (без вхождения в подробности) должны мнению Церкви доверять.
– Как молиться за души самоубийц?
– Это очень страшное и тяжкое состояние. Есть церковные правила и каноны, которые запрещают церковное поминовение самоубийц, за исключением тех случаев, когда это был суицид по психическому заболеванию. Могут возразить: «мол, в последний момент человек был помрачен рассудком», но это законы Церкви – кстати сказать, обращенные к колеблющимся людям, к живым людям, которые, попадая в стрессовую ситуацию, вдруг решаются на такой поступок. Бывают, конечно, ситуации, когда снисхождение Церкви есть. Есть чин молитвенного утешения, разработанный Церковью для родственников, для людей, которые страдают и скорбят о самоубийце. Но опять-таки, есть у нас не столько церковная молитва, сколько обязанность в память о почивших, в том числе и так тяжко завершивших свой путь земной, делать добрые дела. Это, конечно, облегчает существование любой грешной души, но не является непременным условием ее спасения. И самое главное – утешать скорбящих, страждущих, ведь грех самоубийства, совершенного человеком, это грех невнимания со стороны близких. Это общий наш грех и общая наша беда, вот на эту сторону надо больше обратить внимания.
– Батюшка, что означает «душевно больной человек»?
– Болезнь души – прежде всего, это поврежденность греховная, это могут быть последствия греха, приведшие к психическому расстройству, то есть умопомрачению, когда человек становится неадекватным и опасным для окружающих. Это то, что нужно и можно лечить, причем лечить не только медикаментами, но и покаянием, и молитвой, правильным построением жизни духовной.
– Есть известная поговорка: в здоровом теле здоровый дух. Правильно ли это?
– В здоровом теле здоровому духу быть надлежит. Но бывает иногда, что человек физически здоров, а душа у него находится в очень страшном состоянии. Так что прямой зависимости между телесным здоровьем и здоровьем души не усматривается. Поэтому пусть в порядке будет наша душа: молитвенное предстояние перед Богом, постоянное покаянное чувство, регулярная Исповедь, таинство святого Причащения – это то, что созидает нашу душу здоровой, дает нам возможность стяжать Дух Святой, дает жизнь вечную. Конечно, бывают и искушения, но их гораздо меньше, когда мы живем праведно.
Беседа в Ново-Тихвинском монастыре, октябрь 2011 года (Окончание. Начало в № 43) – Какую цель должен ставить перед собой монах, совершая свои монашеские подвиги? – Святость. У монахов нет другой цели. Без святости, говорит Писание, никто не узрит Бога.
Родилась святая Екатерина в 287 году в столице Египта – Александрии, в семье правителя этого города. Обладавшая редкой красотой и умом, она получила блестящее образование, изучив произведения лучших античных ученых и философов.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.