Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №44 (653) → Архимандрит Ефрем: «Не ищите радости вне себя, она внутри»

Архимандрит Ефрем: «Не ищите радости вне себя, она внутри»

№44 (653) / 21 ноября ‘11

Афонская сокровищница

Беседа в Ново-Тихвинском монастыре, октябрь 2011 года

(Окончание. Начало в № 43)

– Какую цель должен ставить перед собой монах, совершая свои монашеские подвиги?

– Святость. У монахов нет другой цели. Без святости, говорит Писание, никто не узрит Бога.

– Является ли такое природное свойство характера, как шутливость, общительность препятствием для преуспеяния в жизни по Евангелию?

Нет; главное, чтобы такой человек был внимательным и старался пребывать внутри себя. Расскажу вам случай, который я никогда не забуду. Я пришел к старцу Паисию, а у него в гостях были какие-то волосатые молодые люди, знаете, с сережками и так далее. И он с ними сидит, шутит, смеется, каждые десять-пятнадцать минут выносит им лукум, угощает. Я был тогда молодым, новоначальным, еще в Кутлумуше жил. И я сказал себе внутренне: «Ну что это за исихаст? Все какие-то шутки, смех, улыбки». Потом эти ребята ушли, остались только мы, двое-трое отцов, и старец ответил мне на мой помысел. Он сказал мне: «Они – дети, и я снисхожу до их меры. Но знаете, как только я вхожу в келью, мой ум тут же восхищается горе, и я плачу». И это человек, который только что шутил, даже анекдоты рассказывал… Важно то, насколько монах подвизается войти внутрь своего сердца. Поэтому наш старец Иосиф говорил, что настоящий монах, настоящий исихаст – тот, кто достиг такого состояния, что может плакать всякий час, когда захочет, не взирая на то, где он и с кем он.

– Я в монастыре недавно. Мне все нравится, но бывает небольшой страх – не знаю, как мне определить, смогу ли я вести настоящую монашескую жизнь, не пожалею ли я о своем выборе через несколько лет?

– Мы не должны бояться искушений. Сказано: «Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (см.: 1 Ин. 4, 4). Только храните чистоту совести. Монах, который живет по совести, всегда вдохновляется благодатью Святого Духа.

– Пожалуйста, скажите – если у вашего монастыря есть подворья, то как вам удается поддерживать проживающих там братий, чтобы они не чувствовали свою обособленность, отделенность от основного монастыря?

– К сожалению, у нас есть два подворья, правда, одно из них не действует. А со вторым особо не чувствуется отделенности, потому что мы посылаем туда братий поочередно. Подворья – это для монастыря тяжесть, но так получилось, что когда мы пришли в монастырь, там уже были подворья, и мы должны были продолжать их поддерживать. По сути, подворья – это не монастыри, а паломнические центры. Но и там монахи стараются, сколько могут, сохранять монашеское сознание, строгость к себе.

– В чем заключается покаяние для новоначального монаха?

– Не бывает разных покаяний. Есть одно покаяние для всех, и для начинающих, и для средних, и для преуспевших. Нет разных «марок», моделей покаяния. Покаяние одно.

– Как Вы думаете, какая самая пагубная страсть для монаха?

– Гордость. Если монах упрям, если он настаивает на своем мнении, на своей воле, ведет себя дерзко, тайком исполняет свои желания, то такой монах уже «сошел с рельсов». Очень плохо, если монах не уважает игумена, игумению. Был такой случай. В одном монастыре матушка сидела за воротами и с кем-то разговаривала. Вдруг приходит такси за двумя монахинями, чтобы отвезти их в город. Матушка их спрашивает: «Сестры, вы куда?». А они ей отвечают: «Это не твое дело». Да, черное-то они носят, но они – не монахини. Монах должен постичь суть зависимости от игумена, важность откровенности, благословения. Монах ничего не может делать без печати благословения, даже милостыню подать – святой Василий Великий говорит, что тот, кто дает милостыню без благословения, питает дьявола.

Кроме того, сердце монаха не должно руководиться человекоугодием, он должен быть внимательным, чтобы никогда не искать признания человеческого. Поэтому я и говорю о чистоте совести. И еще на что надо обратить внимание – это скрытность. Это самое большое оружие дьявола. Монах, который скрытничает, скрывает помыслы и грехи, может дойти даже до шизофрении. Никогда ничего не скрывайте! В особенности это важно помнить людям, которые от природы застенчивы. Монах должен преодолеть себя и саму эту застенчивость. Это и будет значить, что он полностью предал все свое сердце Богу. А того, кто – пусть даже по застенчивости – не открывается, дьявол будет бить, как осьминога.

– Мы очень почитаем старца Иосифа Ватопедского. Интересно было бы узнать, какие епитимии он назначал братиям.

– Во-первых, он на нас кричал. Но знаете, он мне сам говорил, что при этом никогда не нарушался его внутренний мир. Он не раздражался. И для него было все равно, были ли рядом официальные лица, гости, миряне, – если хотел накричать, то кричал, унижал нас и смирял на глазах посторонних. И правильно делал. Но всю его отеческую любовь человек видел, когда оставался с ним наедине. Он никогда на нас не обижался, и если смирял, унижал или оскорблял нас, то только из желания нас воспитать. Я, например, помню, как за какое-то небольшое преслушание он меня на неделю отлучил от служения Литургии. Но он хорошо сделал – я и большего был достоин.

– Объясните, пожалуйста, что такое беспопечительность и как ее приобрести?

– Когда монах пребывает в послушании, он беспопечителен, беззаботен. Знаете, когда у ума есть забота? Когда у человека есть свои желания. Человеку могут дать необыкновенно ответственное, трудное послушание, но при этом он будет чувствовать себя так легко, что сам будет удивляться, как при стольких заботах он остается таким беззаботным. Поэтому всегда говорите «нет» своим желаниям, своей воле.

Авва Марк, подвижник, говорит, что тот монах, который примешивает к послушанию свою волю, прелюбодействует. К примеру, кто-то из вас, какая-то сестра хочет поехать в город. Вот она приходит к матушке и говорит: «Матушка, есть очень срочное дело, надо то-то обязательно сделать, то-то купить, это очень важно». Матушка отвечает: «Конечно, раз так, дочка, поезжай». Но сестра эта не о деле заботится, ее это дело не волнует, не это причина ее поездки. Вот это и значит смешивать свою волю с послушанием.

Приехал к нам недавно один архимандрит и говорит мне: «Я тебя прошу, сделай мне одну услугу. Ты знаешь многих архиереев, попроси их, чтобы меня избрали епископом». Я не хотел его огорчать и говорю ему: «Ну, постараюсь». Конечно, я этого не сделаю, мне очень не понравилось такое его устремление. И ведь помимо меня он наверняка попросил об этом многих других. По духовным законам, он находится в прелести. Если он кладет такую духовную основу, следует своей воле, то как он потом преуспеет? Видите, когда у человека нет просвещения Божия, он на все смотрит с точки зрения логики, недуховно. «Все мои сверстники, – говорит, – уже архиереи, а я нет!». То есть по-мирскому смотрит на духовные вещи.

У нас в Ватопеде, когда он был еще идиоритмическим монастырем (где в отличие от обжежительных монастырей общими были только кров и молитва, а обо всем остальном, пище, одежде, работе и т.п. монахи заботились каждый сам по себе. – Ред.), жил один монах, который пятьдесят лет был в послушании, не стал руководителем, старцем. И когда он на судьбу жаловался, то говорил так: «Ох, горе мне, пятьдесят лет в послушниках!». Это неправильный взгляд, ведь на самом деле быть послушником – это самое лучшее, что только может быть. Кто пребывает в послушании – тот самый свободный. Ведь какой человек свободен? Не тот, который делает то, что хочет, и идет куда хочет. Свободен тот, кто свободен от страстей. Чем больше мы подчиняемся, тем больше освобождаемся от страстей и тем больше знаем Христа. Поэтому Господь и сказал: «Вы познаете истину, и истина освободит вас». Истина – это не идеология, не теория, не философия, а Личность: «Я есмь путь, и истина, и жизнь» (Ин. 14, 6). Значит, чем сильнее у нас чувство присутствия истины – Христа, тем более мы свободны.

Истинным подражателем Христа бывает тот, кто живет в послушании. Возьмите Евангелие от Иоанна – везде вы увидите, насколько Сын слушался Отца: «Как Я услышал от Отца, тако глаголю. Как заповедал Мне Отец, тако глаголю». Вот какая была роль у Христа. И кто постиг, что это и есть смысл нашей жизни, тот решил все свои проблемы. Наш «дедушка», старец Иосиф Исихаст, был крайним безмолвником, но об исихазме говорил немного, а постоянно говорил о послушании. Именно послушание дает молитву. А кто на часы смотрит и говорит: «Вот, еще 10 минут, и убегу с послушания в келью», тот не будет иметь молитвы. Он – государственный чиновник, который, как говорится, «в час заканчивает работу, а в 12 уже дома». Это не монах. Мы пришли в монастырь не поудобнее устроиться, но жертвовать собой. И тогда решаются все наши трудности.

Старец Паисий даже так говорил: «Если в общежительном монастыре нас не используют все, то мы неудачники». Надо, чтоб все нас звали на помощь, не боялись отказа. Бывает, я говорю кому-то из братьев: «Чадо, поди, сделай то-то и возьми себе в помощь такого-то брата», а он меня просит: «Геронда, простите, можно не его, потому что если я попрошу его, то он откажет, и будет просто скандал», потому что он лентяй, – и просит дать другого брата, который на самом деле поможет, который расположен помогать всегда. И именно тот, кто так расположен и с готовностью отзывается, того и будут использовать, и он как раз истинный мученик совести.

– Какие способы духовной брани Вы предлагаете своим братьям в борьбе с унынием?

– Я советую им жить по обычному распорядку, не нарушать его. Пусть вас не удивляет, что утром, когда бьет било на службу, мы идем через силу, понуждая себя. Ведь мы несем на себе природу, испорченную грехом. Нам часто становится даже просто скучно, и тогда нужно понуждать себя к духовным занятиям. Поэтому мы должны следовать правилам, установленным в монастыре.

– Как сделать осознанным каждое слово Иисусовой молитвы? Для грека, кажется, понятнее слова: «Иисусе Христе», а в русском они не так ясны (потому что заимствованы из греческого), и приходится напоминать себе смысл слов «Иисус», «Христос». Как молитву сделать осмысленной?

– Нет, молитва на греческом и русском нисколько не отличается. Важно то, какое расположение имеет ум, когда молится. Поэтому нам говорили и отцы, и старец Иосиф Исихаст, что Иисусову молитву надо читать вслух, пока ум ее не усвоит и не привыкнет. Поэтому на послушании говорите молитву вслух.

– Как монахине перестать быть женщиной – то есть не иметь женских качеств характера, которые затрудняют подвижническую жизнь?

– Если она опытно внутри себя будет переживать Христа и подражать Ему, то пол перестает иметь значение, по словам апостола: «Несть мужеска пола, ни женска». По сути, бесстрастный, настоящий монах уже не имеет чувства пола, он мертв для мира. И это может сделать только благодать. Обращайте особое внимание на сохранение чистоты, это особенно привлекает благодать. И Госпожу Богородицу трогает, умиляет то, когда Она видит монахов, которые подвизаются в целомудрии, заботятся об очищении своего сердца. У одного нашего монаха были прилоги плотских помыслов, с которыми он начинал соглашаться, и вот видит однажды Божию Матерь. Она говорит ему: «Ты очень огорчаешь Меня своим согласием с помыслами, которые у тебя возникают». Святой Неофит Затворник, великий кипрский святой, когда в его монастыре однажды произошел плотский грех, разрушил все стены и выбросил камни. Уничтожил, сжег все, что имело отношение к этому греху, чтобы ни на чем не осталось демонической энергии, печати греха.

– Есть ли у вас в монастыре чин собирания укрух и как вы это делаете?

– К сожалению, мы не совершаем этот чин, и это наша ошибка. Но когда мы встаем из-за стола, то первое благословение священника – это благословение укрух. В старых требниках есть эта молитва: «Господи, благослови укрухи и умножи во святей обители сей и во всем мире». И уже потом обычное «Благословен Бог наш…» и «С нами Бог…» – есть чинопоследование. А по поводу остатков – то, что остается после трапезы отцов, мы собираем, а у мирян – выбрасываем, потому что сейчас много болезней, не знаешь, кто чем болеет.

Пищу мы ставим в центр стола и каждый берет сколько надо. Раньше мы сразу раскладывали порции, но увидели, что это непрактично. Но что я замечаю за паломниками, и меня это расстраивает – они бывают очень невнимательны, могут положить себе большой кусок сыра, немного съедят и так оставят, и приходится потом все выбрасывать. У современного человека нет чувства бережливости, а ведь бережливость – это великая добродетель. Одно дело жадность, и совсем другое – бережливость. Старец Иосиф Исихаст, например, был в этом отношении очень требователен. К концу жизни он уже не мог заниматься рукоделием и чистил бобовые, чечевицу и тому подобное. И вот у него иногда падала на пол какая-нибудь чечевица, а он весь распух от болезни и для него было очень тяжело наклоняться, больно. Но он прилагал это неимоверно тяжелое усилие, наклонялся и поднимал крупицу. Отцы ему говорили: «Геронда, если одна горошинка упадет, это же не грех!». А он говорил: «Отцы, я вижу святого Иоанна Предтечу (калива была посвящена ему), который с забора бросает нам продукты, когда мы обращаемся с ними бережно. Если мы будем пренебрегать этим, то он нас оставит». Великое дело – бережливость.

– Что вы посоветуете сестре, которая пребывает в нерадении и часто оставляет свое келейное правило?

– Она в монастыре гость, а не монахиня. Монах должен делать свое правило. Есть у меня тоже двое-трое таких монахов. И что я сделал? Я им сказал, чтобы они, как только исполнят свое правило, приходили ко мне и мне об этом говорили. И так я их подталкиваю к молитве. А еще у меня есть специально назначенные братья, которые следят, чтобы те монахи не проспали утром. Если они не пришли на службу, то братья идут и их будят. Потому что им нужна помощь. Кроме того, я ставлю их под полиелей. Это в трапезной такая большая люстра над игуменским столом, и монах встает там и перебирает такие вот большие четки с огромными узлами, и все понимают, что он что-то натворил. И он становится, по слову апостола, позорищем для ангелов и человеков. А ест он потом.

Вот, кажется, мы и ответили на все вопросы. Очень рад был с вами встретиться. Молюсь, чтобы Божия Матерь помогала вам, и вы тоже о нас молитесь. Ведь у нас монастырь на Святой Горе очень большой, люди идут со всех концов земли, и нам нужна помощь Божия, чтобы во всем поступать правильно.

 
Архипастырь

Архиепископ Челябинский и Златоустовский Феофан: «Будущее за тем, что имеет укорененность в вечности и в Боге»

Церковь будет жить! – В эфире – очередной выпуск программы «Архипастырь». У нас в студии архиепископ Челябинский и Златоустовский Феофан. Владыка, здравствуйте, благословите. – Добрый вечер, отец Димитрий, Божие благословение, дорогие братья и сестры.

 
Беседы с батюшкой

Архимандрит Николай (Погребняк): Здоровая душа дает возможность стяжать Дух святой

Беседа с благочинным церквей Балашихинского округа архимандритом Николаем (Погребняком) в эфире телеканала «Союз» «Тайна сия велика есть…» – В эфире православного телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой» и я, ее ведущий Александр Сергиенко.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс