Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №42 (651) → Старейшая женская обитель Урала и Сибири

Старейшая женская обитель Урала и Сибири

№42 (651) / 7 ноября ‘11

Елена Рысева (по материалам прессы)По святым местам

Екатеринбург, 8 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».

В этом году исполнилось 390 лет старейшей женской обители Урала и Сибири – Покровскому женскому монастырю, расположенному в Верхотурье.


Первый, деревянный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы в 1621 г. заложил архиепископ Киприан во время пребывания в Верхотурье. Вероятно, освятили его в том же или следующем году. Храм был бедным и убогого вида – как описывали старицы в челобитной, поданной на имя царя Михаила Романова в конце 1622 г., «колоколов, и книг, и образов нет, и купити нечем». Посему монахини просили царя «велети то наше богомолье Покровской монастырь устроити, церковь, и кельи, и ограду около монастыря». Обитель содержалась на государственные средства, и просьба инокинь была воспринята доброжелательно: грамотой от 2 декабря того же года царь повелел верхотурскому воеводе «устроить» монастырь, подразумевая и обеспечение церкви всем необходимым.

Однако лишь 14 февраля 1646 г. была издана царская грамота, санкционирующая новые постройки.

По просьбе инокинь митрополит Тобольский и всея Сибири Антоний (Нарожницкий) разрешил возвести в обители каменный храм. Закладка новой церкви произошла 19 сентября 1744 г., а освящение – 31 марта 1753 г.

Радость инокинь омрачало только одно: у церкви не было колокольни. Под впечатлением праздника заводчик Максим Походяшин обещал построить рядом еще один храм, тоже каменный, с колокольней. И обещание исполнил.

Построенная на его средства монастырская церковь в народе называлась Походяшинской, и именно она стала архитектурной доминантой всего монастырского комплекса: взметнувшаяся на 50 метров многоярусная колокольня при каменном двухэтажном храме, в своем декоре перекликавшаяся с главным храмом Верхотурья – Троицким собором, – затмевала скромную одноэтажную Покровскую церковь. Походяшинский храм был заложен 23 мая 1754 г., а освящен и стал действующим в 1768 г. Сначала освятили престол на нижнем этаже – во имя Св. Великомученицы Варвары. Восемь лет спустя, в 1776 г., в честь Рождества Иоанна Предтечи был освящен престол и на втором этаже. Церковь стала называться Иоанно-Предтеченской.

Пока шло строительство Иоанно-Предтеченской церкви, на обитель обрушилось новое испытание. Императорским указом от 26 февраля 1764 г. в России была проведена секуляризация, то есть изъятие церковных земельных владений и зависимых крестьян в пользу государства.

Покровский женский монастырь земли и крестьян, видимо, не имел. Но согласно тому же указу, список монастырей, имеющих право на дальнейшее существование, определяло правительство. И в этот список бедная уральская обитель не попала. Покровский монастырь подлежал закрытию, а имеющиеся насельницы – переводу в действующие монастыри.

Однако официальное упразднение монастыря было фиктивным, так как и после старицы продолжали жить в кельях, оставшихся при Покровской церкви, до 1853 года.

По указу Пермской Духовной консистории от 10 февраля 1853 года он был принят в Епархиальное ведомство, под именем богадельни, а последняя в 1889 году обращена в «Богадельное женское общежитие», с утверждением девицы Августы Павловой Пановой смотрительницей сего общежития. Это последнее состояло под ближайшим наблюдением особого Совета под председательством настоятеля Верхотурского Николаевского мужского монастыря. А затем, по указу Священного Синода от 30 ноября 1895 года, Богадельное общежитие обращено в женскую общину с наименованием ее Покровскою, с таким числом сестер, какое община может содержать, и с назначением смотрительницы богадельни – девицы Августы Пановой, по пострижении ее в монашество, начальницей общины. Община была открыта 27 марта 1896 года и тогда же в должность начальницы ее вступила Августа Панова, в иночестве монахиня Агния.

Согласно Высочайше утвержденного в 6-й день июля 1897 года положения Комитета министров, в безвозмездное владение Покровской общины отведен из казенной дачи земельный и лесной участок в сто десятин, находящийся от общины и города в шести верстах.

Первая начальница общины монахиня Агния исходатайствовала разрешение построить при общине каменный однопрестольный храм в честь Покрова Пресвятыя Богородицы, который был заложен 12 сентября 1898 года.

Своим восстановлением сей древний памятник старины, Покровская обитель, всецело обязан бывшему настоятелю Верхотурского Николаевского монастыря архимандриту Григорию (Зеленину), и матери его Мариамне Тимофеевой Зелениной, в иночестве монахине Марии. Архимандрит Григорий проявил деятельное участие в осуществлении официального общежития и затем в преобразовании его в общину. Кроме того, обеспечил общину капиталом в сумме 25 000 руб., проценты с которого получались на содержание обители, построил большой деревянный двухэтажный дом и капитально ремонтировал существующие надворные постройки, употребив на все это свыше 10 000 рублей. Мария Зеленина пожертвовала обители большую усадьбу со всеми на ней постройками, на которой и находится нынешний женский монастырь, – около самой Покровской церкви, принадлежавшей некогда монастырю, занимающую отдельный квартал, окаймленный с западной стороны рекой Турой.

К сожалению, первой начальнице общины монахине Агнии не суждено было видеть доконченным начатый ею первый в общине храм: она скончалась 6 июля 1901 года, имея от роду 51 год. Вместо нее была избрана и епархиальным начальством допущена, а затем в свое время утверждена в должности начальницы бывшая ранее казначеей общины монахиня Таисия, которой суждено было стать первой настоятельницей вновь восстановленного монастыря.

Монахиня Таисия (в миру Татьяна Петровна Сычева) происходила из крестьян Маминской волости Екатеринбургского уезда. Первоначально поступила в Колчеданскую женскую общину 3 мая 1881 года, а в 1886 году перешла в число сестер Верхотурского богадельного общежития. В монашество пострижена 5 ноября 1900 года в градо-Верхотурском Свято-Троицком соборе настоятелем Верхотурского Николаевского монастыря игуменом Арефой. На другой же год ее управления обителью, т. е. в 1902 году, храм окончательно был достроен и тогда же, 11 сентября, освящен Преосвященным Никанором, епископом Екатеринбургским и Ирбитским.

27 апреля 1907 года состоялось официальное открытие монастыря.

Настоятельницею монастыря было получено значительное число поздравительных приветствий: от пермского губернатора, секретаря Екатеринбургской консистории, настоятельницы Колчеданского монастыря и других лиц.

День торжественного открытия Покровского женского монастыря был великим и светлым праздником для сестер обители, и они горячо возблагодарили Господа Бога и милостивого Архипастыря, отечески посодействовавшего открытию монастыря.

В 1913 году посетивший храмы Покровского монастыря епископ Екатеринбургский и Ирбитский Митрофан писал в своем дневнике: «Чрез улицу от женского монастыря находятся два храма: Покровский и приписанный к нему Иоанно-Предтеченский. Первый, по сохранившемуся преданию, принадлежал первоначально женскому монастырю, а когда именно сделался приходским – этого теперь никто не знает. Покровская церковь каменная, однопрестольная, построена в 1744–1753 годах. Из летописи видно, что построена она вместо ветхого храма, перенесенного из мужского монастыря на место древнего храма, стоявшего до пожара, бывшего в Верхотурье, в женском монастыре».

Рядом с Покровским храмом стоит каменная двухэтажная церковь, построенная в последней четверти XVIII в. на средства известного владельца заводов на севере Верхотурского края Максима Походяшина. Престол в нижнем храме освящен во имя Великомученицы Варвары, в верхнем – в честь Рождества Иоанна Крестителя.

Все население Покровского женского монастыря в 1909 году состояло из 5 мантийных монахинь, 148 послушниц и детского приюта, в котором находилось 12 малолетних девочек.

Октябрьская революция 1917 года прервала мирное течение жизни насельниц Покровской общины. Настал самый драматический момент не только для верхотурских храмов, но и для всей Русской Православной Церкви.

Монашествующими Покровской обители, которые были по убеждению сторонниками абсолютной монархической власти, февральский переворот, отречение Царя в пользу брата Михаила, отказ последнего от престола и начавшиеся беспорядки в стране воспринимались как кара Божия за людские грехи, хотя, впрочем, они продолжали надеяться, что Учредительное собрание безусловно выберет снова Царя, а потому особенно не беспокоились.

Приход советской власти под лозунгами красного террора и антирелигиозной пропаганды, расхищавшей церковное имущество, преследующей духовенство и монашество, разумеется, не мог ждать со стороны последних доброжелательного приема. Сестры Покровской обители тоже заняли резко враждебную позицию в отношении советской власти, но практически, как женщины, были бессильны. Они всеусильно продолжали стремиться к укреплению своего монастыря, но это было безнадежно в новых условиях.

Покровскому монастырю позволено было так называться до 1922 года, когда наконец и на нем стала сказываться притеснительная политика советской власти по отношению к монастырям и вообще к церкви.

Территорию общины занял в начале 20-x годов детский дом. Официальные власти стремились покончить с монастырским житьем как можно скорее, но оставшиеся сестры столь же твердо желали свою общину сохранить.

В 1922 году под угрозой разгона монастыря как «вредного пережитка» женская монашеская община была переименована в сельскохозяйственную артель «Надежда», сохранив у себя прежний распорядок жизни, т. е. оставаясь фактически все тем же традиционным монастырем. Артель «Надежда» обрабатывала участки земли, что располагались по реке Черной. Дела шли неплохо, об этом можно судить хотя бы по заявлению Тагильского райисполкома, что монахини «экономически укрепляются». Сказано это было на заседании 16 апреля 1924 года, где вопрос о судьбе Покровской женской общины поставили, как говорится, ребром.

Закрытие Покровского женского монастыря произошло вследствие постановления президиума Тагильского ОКРИК Уральской области от 16 апреля 1924 года № 62.

Игумения Таисия была арестована, хотя и оставалась при переименованном в артель монастыре лишь формальной настоятельницей – из уважения к ее чину и в силу старых традиций, тогда как в действительности управляла обителью-артелью более способная к тому в изменившихся условиях и предприимчивая монахиня Олимпиада, имея при себе еще несколько «членов правления артели» из сестричества.

Таким образом, женская Покровская община прекратила свое существование. Оставшиеся без управления сестры не имели ничего, кроме своих рук. Ни убежища, ни питания, ни средств. У них была отобрана возможность отправлять общие монастырские правила.

Игумения Таисия скончалась в 1925 году, и ее место заняла монахиня Олимпиада (Ольга Михайловна Шубина). Сестры обители расселились по домам Верхотурья, нанимались на работу к зажиточным людям, шили одеяла, подушки и другие вещи. Их оплотом стала еще действовавшая в те поры Знаменская церковь, которую они и посещали до ее закрытия в начале 30-х годов.

В начале 30-х годов органами ОГПУ заканчивалось следственное дело по настоятелю Верхотурского Николаевского монастыря архимандриту Ксенофонту под кодовым названием «Историческая гниль», и именно по этому делу и проходило свыше 70 сестер из Покровского женского монастыря.

После суда все сестры Верхотурского Покровского монастыря были высланы в ссылку в Казахстан и Новосибирск.

В начале 40-х годов сестры стали возвращаться в свое родное Верхотурье, и собралось их до 50. Они расселились по частным домам и продолжали жить и молиться с упованием на милость Божию и заступничество св. преподобного Симеона. В 1946 году открылась кладбищенская Успенская церковь, которую-то и стали посещать монахини.

В те же годы из тюрем, ссылок и лагерей вернулся насельник Верхотурского Николаевского монастыря иеромонах Игнатий (Кевролетин). Он-то и возглавил духовно сестер бывшего Покровского монастыря, который был уже превращен в баню.

Из лагерей, тяжело болея ногами и передвигаясь лишь с помощью палки и костыля, он вернулся в Верхотурье неофициально, и поэтому монахини прятали его у себя на дому, где он служил в подполье Божественные литургии, крестил и исповедовал. Переходил отец Игнатий из дома в дом по ночам, переодетый в женскую одежду, неся слово Божие людям Верхотурья, да и не только сего города. К нему в последнее время ездили огромные толпы народа, прося его молитв и находя в общении с ним успокоение души. Многим он благословлял остаться на жительство в Верхотурье, многих постриг в монашество. Умер отец Игнатий (в схиме Иоанн) 27 января 1961 года и похоронен возле Успенской церкви. В 1992 году прах иеросхимонаха Иоанна, по благословению архиепископа Мелхиседека, перенесен и похоронен возле алтаря Преображенской церкви в Верхотурском Николаевском монастыре.

После смерти старца о. Иоанна духовно окормляла сестер монахиня Олимпиада (Шубина), которая и была начальницею в Покровской обители с 1925 года. Окормляла она сестер до смерти, последовавшей 24 февраля 1963 года. Похоронена она была возле игумении Таисии на Успенском кладбище. Последней из сестер Покровского монастыря была схимонахиня Магдалина, прожившая 100 лет и умершая в 1983 году.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II 25 декабря 1991 года благословил открытие Покровского женского монастыря в Верхотурье. Первой его настоятельницей стала монахиня Василисса (Занкова). На ее плечи легли самые тяжелые душевные и телесные испытания. Она отдавала все силы на возрождение обители, несмотря ни на какие препятствия. Покровский храм, занимаемый баней, приходилось даже «брать штурмом». По заступничеству Божией Матери, храм был «отвоеван», началась его реставрация, но матушке Василиссе не суждено было, по Промыслу Божию, продолжить сие дело, как и первой настоятельнице монахине Агнии при организации монастыря и постройке Покровского храма, заложенного 12 сентября 1898 года.

31 декабря 1993 года, когда празднуется память праведного Симеона Верхотурского (а она прибыла в Верхотурье в 1991 году именно в этот день), милосердный Господь призвал ее в Свои Небесные обители. Похоронили настоятельницу монахиню Василиссу в Николаевском монастыре напротив Преображенского храма.

С 1994 года настоятельницей монастыря была назначена монахиня София (Любых). Матушка активно занялась строительством Покровского храма, корпуса и других построек в монастыре.

25 сентября 1995 года, в день памяти святого праведного Симеона Верхотурского, настоятельница Покровского монастыря монахиня София (Любых) Его Преосвященством, Преосвященнейшим Никоном, епископом Екатеринбургским и Верхотурским, за Божественной литургией была возведена в сан игумении.

15 октября 1996 года в духовной столице Урала Верхотурье совершилось великое торжество освящения престола и храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы, что в женском монастыре.

Одна из святынь монастыря – образ Божией Матери «Умиление», написанный в начале ХХ века матушкой Ангелиной. В годы лихолетья матушка Ангелина перед своей кончиной возложила заботу об иконе на одну из родственниц и взяла с нее слово, что та сохранит святыню невредимой. Неизвестно, где хранилась икона, но многие говорят, что все это время она пролежала в земле, о чем свидетельствовали песок, попавший в киот, и газета начала ХХ века, в которую был завернут образ.

Рассказывает насельница Свято-Покровского женского монастыря монахиня Серафима: «Это образ чудотворный – икона Божией Матери «Умиление». К ней притекает очень много людей со скорбями, с радостью. Особенно Матерь Божия «Умиление» помогает в скорбях, помогает тем женщинам, у которых нет детей, к ней приходят с просьбами о помощи родители, и после молитвы Матерь Божия посылает семье младенцев».

Еще одна святыня Покровского храма – мощи Космы Верхотурского. Этот дивный подвижник, как рассказывают сестры, очень помогает людям, от его нетленных мощей происходят чудотворения и исцеления.

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 

В других номерах:

№34 (451) / 1 сентября ‘07

По святым местам

Прекрасная италия

№33 (450) / 22 августа ‘07

По святым местам

Прекрасная Италия

 
Церковный календарь

Человек отвечает за свой выбор сам

Протоиерей Евгений Попиченко

Екатеринбург, 8 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». 21 ноября – день памяти Собора Архистратига Божия Михаила «Собор» означает «собрание». В неведомых для нас небесных высотах находится чудный безгрешный мир ангельский. Ангелы, предстоя Престолу Господа, Царя Славы, исполненные благоговейного трепета и любви к Богу, воспевают Ему ангельскую песню: «Свят, Свят, Свят, Господь Бог Саваоф.

 
Люди церкви

Православная инициатива находит поддержку

Екатеринбург, 8 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Как получить грант на финансирование своего проекта, и каким должен быть этот проект? Об этом в программе «Люди Церкви» разговор с директором торгового портала «Фабрикант.ру», исполнительным директором благотворительного Фонда Преподобного Серафима Саровского Сергеем Габестро. Ведущий – Олег Петров.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс