Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №41 (650) → Что нам делать? Как противостоять плотским страстям и похотям?

Что нам делать? Как противостоять плотским страстям и похотям?

№41 (650) / 31 октября ‘11

Из трудов святого праведного Иоанна КронштадскогоДуховное наследие

Екатеринбург, 31 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».

  • Храни и стереги, христианин, свою душу, а не доходы свои, не сундуки с деньгами, не лавки с товарами, не ящики с сахаром, не одежды, не покои свои; нет у тебя ничего дороже души; все земное, как привидение, как мечтание, как сон, как мыльные пузыри и демоны, которых существо есть ложь и мечта, постоянно усиливаются обольщать нас мечтательною привязанностию к тленным и скоропреходящим вещам мира сего, чтобы лишить нас мира и любви и вечного спасения. Внимай, христианин: все внимание духов злобы (Еф. 6, 12) и лукавства обращено на твою душу, и тысячи демонов ищут погибели ее; ты окружен татями и разбойниками (ср.: Ин. 10, 1, 8) невидимыми, которые ищут похитить твое сердце, похитить тебя у Бога и у тебя самого. Ты подобен человеку, который вышел на торжище с какою-нибудь весьма драгоценною, прекрасною и блестящею вещью. Но это торжище наполнено хитрыми, отчаянными и злыми ворами и разбойниками, которые того и смотрят, как бы ты хоть на минуту, хоть на секунду загляделся на какой-нибудь посторонний предмет житейский – чтобы тотчас же вырвать у тебя твою драгоценную и прекрасную вещь, завладеть ею, переделать ее сообразно с своими видами и употребить ее для своих целей. Человек этот – ты; торжище – мир; драгоценная вещь – душа твоя; тати и разбойники – бесы, ищущие нашей погибели; переделка вещи – искажение ее страстями многоразличными: гордостию, презорством, рвением, злобою, непослушанием, завистию, скупостию, сребролюбием, чревоугодием, объядением, пиянством, леностию, блудом, унынием и малодушием, жестокосердием, маловерием, неверием, кощунством, хулою и ропотом на Бога – нетерпением и раздражительностию, нерадением о спасении души своей и прочими грехами и страстями. – Стереги каждый час и минуту, христианин, душу свою и не развлекайся ничем в мире, ни к чему не имей пристрастия – все попирай произволением своего сердца, ничем не дорожи, ничем не прельщайся, – не радуйся земному преуспеянию людей в делах своих житейских, а не в делах Божиих; не радуйся красоте и множеству зданий, магазинов; не радуйся умножению журналов, газет, фотографий и всякой житейской суеты: ибо все это отвлекает внимание наше от Бога, от души своей и от вечной жизни и привлекает к земной, заставляя любить одну земную жизнь. – Не обольщайся деньгами, сладостями жития, одеждами, чинами и отличиями. Спасая спасай твою душу (Быт. 19, 17) и помни, что ловец ее не дремлет. – Спящим человеком, прииде враг его и всея плевелы посреде пшеницы (Мф. 13, 25). – Диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити (1 Петр. 5, 8).
  • Диавол день и ночь спешит делать свое пагубное дело в людях, дело омрачения, увлечения страстями, дело погибели, и страстных и неосторожных во множестве погубляет чрез всякие грехи – и горе неверным и страстным, горе не прибегающим с верою к Богу и Святой Церкви. Нет такой нелепости, такого безумства, такой хулы, такого безобразия, такой пакости, нечистоты, алчности, зависти, такого извращения или изнанки вещи, дела, такой лжи, такового лукавства, зла, какие не мечтались бы в уме и в сердце человека грешного, – в сердце, исполненном всякого безумия, нечистоты, срамоты, растления, нравственного одичания, особенно в сердце человека неверующего или маловерного. Откуда в нас такая нечистота, такое безобразие, такая нелепица? – Из ада, от начальника всякого безобразия, безумства, зла – от диавола. От сердца бо исходят помышления злая, око лукаво, прелюбодеяния, лжесвидетельства, хулы, гордыня, безумство и – сквернят человека (Мф. 15, 18, 19).
  • Враг занимает и запинает наше сердце вещами маловажными и отвлекает наше сердце от самого важного; занимает преходящим и отвлекает от вечного: разумей, что говорится (2 Тим. 2, 7). – Пристрастием к вещественному чрезвычайно суживается кругозор нашей души, и именно он ограничивается только вещественным, никогда не простирается дальше сундука с деньгами или стола с любимыми яствами и напитками, или нарядного гардероба, или золотых часов, богатой домашней мебели, чайного или столового сервиза и прочего; между тем как кругозор нашей души должен бы быть бесконечен и возноситься чаще в горние вечные селения, к Богу, к святым ангелам и к святым блаженным человекам и к их неизреченной вечной славе. О, как возвеличен человек от Бога, и как сам себя унижает человек! Человек почтен титлом Сына Божия и готовится в наследники Богу, снаследники же Христу (Римл. 8, 17), – а он – жалкий человек – и я первый, – прилагается скотом несмысленным и уподобляется им (пс. 48, 13, 21).
  • Диавол вселяется в наши сердца чрез сласти, чрез излишество в пище и питьи, чрез пожелание и алчность к деньгам, вообще к земному: и он-то в изнеженном сластями житейскими теле нашем производит злую раздражительность (не тронь меня и пальцем), нетерпеливость, леность (а нам нужно терпение – в терпении вашем спасайте души ваша (Лк. 21, 19)), злобу, зависть, скупость, любостяжание и сребролюбие, татьбу, честолюбие и гордость, лицемерие и лицеприятие и прочие грехи. Потому в видах собственного исправления, собственной душевной пользы надо отказывать себе в сластях и в излишестве: воздержанию и посту надо прилежать. – Христе! Научи и помоги!
  • Диавол и днем и ночью коварствует над человеком: он непрестанно силится ввергать его в грех, возжигать в нем страсти, но особенно страсти ненависти и прелюбодейства; он ссорит тебя с другими наяву, он тешится тобою во сне, заставляя тебя производить раздирающие душу картины вражды; он возбуждает в тебе огонь сладострастия наяву, он представляет тебе мгновенно и очаровательно картины, возбуждающие сладострастие, во сне и повергает тебя в кал сладострастия. Я понимаю тебя, бесплотный враг, при всем том, что ты всячески стараешься скрыть свой хвост. – Я буду как можно осторожнее, с помощью моего Господа.
  • Чем меня ни искушает действующий во плоти и чрез плоть уязвляющий и оскверняющий душу мою диавол! Он меня искушает и красотою и привлекательностию плоти и пожеланием ее; или неблагообразием ее и презорством ее и злобою на неблагооб-разного; или вообще злобою и раздражительностию на ближнего из-за ничтожных погрешностей или промахов, которые надо ни во что вменять; или скупостию, или завистию, или... но что мне говорить? – Всем он меня искушает; всеми стрелами адскими силится уязвить меня. – Боже! Не оставь меня. Дай мне ведать единую святую любовь, которая от Тебя. Плоть моя истинно сеть диавольская, подруга велиара, готовая к услугам раба его. Враг раздражает, злобит меня чрез неприятное ей обоняние, например, табачного дыма, пускаемого в комнате моей курящими табак; он озлобляет меня на ближнего, на брата моего, нередко ко мне ходящего и нещадно поедающего мои сласти, хотя сласти для меня самого вредны и духовно и телесно, и хотя брат немного их съест-сопьет; он всеми возможными нелепостями жжет, палит меня, он возжигает во мне страсть блудную и тесня и омрачая палит меня, не соизволяющего ей: я почти постоянно в борьбе, в тесноте, омрачении, в огне – и потому в молитве, в услышании от Господа, в милостивой помощи, в мире, в легкости, торжестве и в радости не на долгое время – до нового искушения. О всем да будет благодарение Господу! – Едино да памятую, что и диавол и козни его всевозможные суть ложь, мечта, призрак, ничто.
  • Отчего дана такая воля диаволу над нами? – С одной стороны, в показание правды Божией (Римл. 3, 25), за оставление нами Бога, перебежку на сторону врага Божия; с другой стороны – для того чтобы мы узнавали льстивость и коварство, и смертодыхание врага, бежали от него и крепче прилеплялись к Господу Богу, к Коему прилепляться так благо (ср.: пс. 72, 28), мирно, радостно, животворно, спасительно.
  • Тиран-сатана жестоко ругается над людьми оттого, что они забывают Христа Спасителя, победителя диавола и смерти, и не просят Его помощи; ругается над маловерами, неверами, пьяницами, прелюбодеями, завистниками, скупцами, ненавистниками; и как он тиранит их жестоко! Чему уподобить человека под тиранством диавола? Уподоблю сырой ветви древесной, коей волокна изогнуты рукою вдоль и поперек спиралью, в коей нет ни одного волоконца, стоящего прямо, в обыкновенном природном положении. У многих ветвей эти волокна от действия необыкновенной, разрушительной силы надорваны или надломлены; у других – только изогнуты, смотря по тому, которые из них жестки и которые мягки и гибки. Так диавол изогнул, извратил все силы нашей души и не оставил в ней ни одной способности в природном первобытно правильном ее положении. Он продолжает и ныне делать это, употребляя силу и хитрость и пользуясь слабостями каждого: и одни из людей, будучи грубы, жестки и неблагоискусны, ломаются под гнетом его искушений; другие же, будучи мягки и благоискусны по причине опытности, сгибаясь в разные стороны, счастливо выдерживают его гнет и после при содействии благодати Божией опять выпрямляются.

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»

(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.


Смотрите программу «Уроки Православия» на телеканале «Союз»: понедельник 03.30, 13.30, среда 23.30 (1-й урок), вторник 03.30, 13.30, четверг 23.30 (2-й урок). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 
По святым местам

Тавдинский Ржавец

Елена Рысева

Екатеринбург, 31 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Однажды один монах спросил у мирянина: «А ты как себе рай представляешь? Какой бы ты себе в нем жизни хотел?» Немного подумав, человек ответил: «Я бы себе представил рай чем-то вроде Афона: чтобы было море, горы, тепло, зелень – словом, всякая красивая растительность.

 
У книжной полки

При свете десяти светильников

Светлана Ладина

Екатеринбург, 31 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Людмила Сурова. «Оглядываясь на заповеди» Как подготовить подросшего ребенка к Исповеди? Как помочь юному христианину понять, где он свернул с пути, назначенного Богом, и как разъяснить ему главные правила движения по этому пути – да так, чтобы они из внешних стали для него внутренними?

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс