Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №41 (650) → Митрополит Кирилл: Жизнь Церкви осуществляется через благодать Святого Духа

Митрополит Кирилл: Жизнь Церкви осуществляется через благодать Святого Духа

№41 (650) / 31 октября ‘11

Архипастырь

Екатеринбург, 31 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».

Беседа с митрополитом Екатеринбургским и Верхотурским Кириллом в эфире телеканала «Союз»

Благодать преемства

– В эфире очередной выпуск программы «Архипастырь» – в студии телеканала «Союз» митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл. Владыка, мы Вас сердечно поздравляем с возведением в сан митрополита Русской Православной Церкви.

– Спаси Господи. Вообще-то это поздравление можно отнести ко всей Екатеринбургской митрополии, потому что именно эта земля получила статус митрополии. И на самом деле очень радостно и приятно, что те труды, которые на протяжении всего христианского периода здесь совершались моими предшественниками и благочестивыми верующими людьми, сегодня ознаменованы таким замечательным возвышением – учреждением митрополии на Урале и, в частности, в Екатеринбурге. За 125 лет существования Екатеринбургской епархии это первый случай, и после Владыки святителя Иоанна, митрополита Тобольского, на уральской земле я первый и, Бог даст, совсем не последний митрополит. Потому что митрополия учреждена, и она будет существовать и в будущие времена.

– Владыка, сегодня передачу мы посвятим ответам на вопросы наших телезрителей. И первый вопрос – в связи с Вашим новым статусом митрополита.

Я прошу прощения и у Вас, Владыка, и у наших воцерковленных зрителей – многие вопросы могут показаться просто дерзкими. Традиционно считается, что телеканал «Союз» смотрят глубоко верующие люди, а на самом деле нас смотрят много светских людей, пока далеких от Церкви; очень хорошо и радостно, что они звонят и задают свои вопросы, которые, может быть, очень острые, дерзкие, но слава Богу, что они есть.

И вот первый из них: «Хорошо, Владыке дали сан митрополита, вы у себя в Церкви радуетесь, друг друга поздравляете. А зачем вообще митрополиты нужны? Точно так же, как епископы и все остальные священнослужители? Я дома прекрасно с Богом разговариваю, Бог у меня всегда в душе, Бог у меня всегда с собой в сердце, и никакие митрополиты мне не нужны». Зачем, Владыка, Вы нужны?

– Может быть, мы и не нужны, но изменения, происходящие сейчас в жизни Церкви, свидетельствуют о зрелости Церкви, о том опыте, который она набрала и который нужно сегодня претворять в жизнь наиболее действенным путем. На это все и рассчитано. Должен напомнить, что когда-то, и Священный Синод очень хорошо об этом сказал в преамбуле этого постановления, наша Церковь тоже была митрополией – до Киевского Патриархата, и, соответственно, перед ней стояли те же задачи, которые стоят перед нынешними митрополиями. Когда в нашей Церкви установилось Патриаршее правление, мы как-то забыли об этой ситуации. И вообще привыкли к огромным территориям нашей страны, к многочисленному народонаселению, к тому, что епископ, митрополит, а тем более Патриарх – это некто отдаленный от реальной жизни людей.

Способствовало этому и время Синодального периода, когда искусственным образом епископат был максимально отдален от реальной жизни своих пасомых. Соответственно, не до этого было и в известные нам годы, хотя Блаженнейший митрополит Сергий и пытался учредить митрополии и соответствующие епархии. Следуя, кстати, постановлениям Собора 1917-18 годов, когда по инициативе Святейшего Патриарха Тихона разрабатывались эти проекты. Но они (естественно, опять же из-за известных событий) не были осуществлены. Поэтому то, что мы видим сегодня, это следствия достаточно спокойной во внешних проявлениях церковной жизни. Так что эти изменения, – можно сказать, возвращение к прежнему иерархическому устройству.

Что же касается «Бога в душе» или того, нужны ли епископы, священники и диаконы, то эти вопросы не новые. Это Богом установленная иерархическая структура, она сохранила Церковь в течение многовекового периода, и надеемся, что Церковь сохранится благодаря действиям Святого Духа через тех людей, которые на это поставлены, как бы ни относились некоторые к носителям этой благодати. Именно через благодать Святого Духа осуществляется все, что мы хотели бы получить в нашей Церкви.

– Некоторые люди рассуждают так: «есть вера, есть религия и есть Церковь. Вера – это замечательно, она у меня в сердце, и это мое личное. Религия – это идеология, которая может быть и хорошей, и нехорошей, или быть хорошей, но использоваться в плохих целях. А Церковь – вообще земной институт, корпорация, которая придумана для манипулирования людьми». Что бы Вы на это могли сказать?

– Церковь – это Богочеловеческий организм. То есть вместе с установленными Богом правилами существования Церкви есть еще некие как бы человеческие моменты. Вот, например, белый клобук митрополита – это человеческий момент существования Церкви. А благодать епископа – это совсем не человеческая, а именно Божественная благодать, которая передается через слабых людей для осуществления всесильной силы Божией среди народа. Что еще можно сказать по этому поводу? Есть, например, вода, как некая данность, которую мы не можем сами по себе принять, мы должны влить ее в некий сосуд: чтобы эта вода хранилась, есть некое измерение, в котором она должна находиться. И вот этот сосуд – это граница, это та Церковь, которая держит в себе нашу веру, наше отношение с Богом. Она показывает некие измерения видимого существования таких отношений Бога и человека, которые существуют между нами и нашим Творцом.

– Владыка, Вы сказали о Божественной благодати, носителями которой являются епископы. А откуда эта Божественная благодать у епископа, почему ее не может быть у инженера Марии Ивановны?

– Это преемственность через апостольские действия. У нас у каждого есть некая родословная в жизни, если мы начнем выяснять, то можем дойти до своих далеких предков. И каждый епископ таким образом дойдет в этой преемственности до конкретного апостола, которому эта благодать была передана. Епископ обладает верхом тех знаний и верхом тех действий, которые можно совершать в Церкви, то есть без епископа Церкви не существует, потому что, как известно, епископ – носитель той самой апостольской благодати, которую он воспринял от своих прапрапра-, скажем так, рукоположителей.

– Апостолы приняли благодать от Самого Господа нашего, мы-то об этом знаем, но не все зрители об этом знают. И здесь, Владыка, наверное, надо обратить внимание на очень интересный момент – в чем Православная Церковь отличается от различных, как мы сейчас говорим, сектантских организаций: если проследить историю любого епископа в Православной Церкви, как Вы заметили, мы придем к апостолу, придем ко Христу, чего нет у других религий.

– Есть человеческие организации, которые используют религиозные символы и действуют, скажем так, в социальной сфере или преуспели в других делах. Это можно назвать общиной, но Церковью это назвать невозможно. Потому что благодать преемства существует в ограде той Церкви, которая не разделялась.

Приход растет вместе с храмом

– Часть вопросов зрителей сегодня будет, Владыка, от посетителей интернет-портала Екатеринбурга. Целиков (к сожалению, не знаем его имени и отчества) спрашивает, занимаетесь ли Вы спортом и физкультурой?

– Глядя на меня, можно понять, что я не спортсмен; физкультурой занимаюсь, но чуть-чуть, хотелось бы гораздо больше, а спортом, к сожалению, нет. Конечно, застойный образ жизни в молодости, может быть, еще не так влияет на здоровье, но со временем ты безусловно ощущаешь, как не хватает движения, какие-то физические нагрузки нужны. Но мы знаем, что физические нагрузки у нас особенные: это и молитвенное правило, и поклоны, и труд монастырский, и пока есть возможность, надо этим пользоваться. В свое время мы в одной из семинарий, к которой я имел отношение, сделали достаточно хорошее спортивное помещение. Нам подарили очень много хорошего спортивного инвентаря, и ребята занимались там всегда. И мы старались делать так, чтобы они не засиживались на занятиях, но были бы и соответственно своему возрасту подвижными и сильными. Надеюсь, что это в будущем им пригодится.

– Владыка, Дмитрий спрашивает, на машине какой марки Вы ездите, какого она года выпуска, и подаете ли Вы налоговую декларацию, как Путин?

– Как Путин, не подаю. А езжу на тех машинах, которые мне остались от моего предшественника, и я ему очень благодарен за то, что есть такой хороший автопарк. Ездил я на «Волге» первоначально, когда другие машины были на ремонте, а еще у нас в гараже есть новая машина марки «Тойота», которой я тоже намерен пользоваться.

– Галина Владимировна Воронкова пишет: «Наша семья живет в Екатеринбурге в районе Вторчермет. Очень бы хотелось, чтобы в нашем микрорайоне построили церковь, ближайшая – храм Преображения Господня, но до него надо ехать на автобусе. Многодетным это очень неудобно, пешком дети не выдерживают. Есть ли в планах епархии строительство храма на Вторчермете?».

– У епархии есть определенный взгляд на строительство храмов, наши планы мы обсуждали и с руководством области и города. По договоренности с руководством города мы сейчас занимаемся вопросами выделения участков земли для строительства храмов, особенно там, где их сейчас нет. Что касается Екатеринбурга, то могу сказать о микрорайонах Ботаника, Академическом, думаю, что и на Вторчермете церковь тоже будет. Будем все делать спокойно, в установленном законом порядке. Но хотел бы сказать тем, кто собирается получать храмы, что было бы целесообразно организовывать общины, подходя к благочинному, находить достойных священников, чтобы эти священники сразу стояли во главе прихода и занимались бы всеми необходимыми делами и приход возрастал вместе с возрастанием стен храма, возрастала и концентрировалась приходская жизнь. Таким образом, когда храм будет построен, тогда уже естественным образом и церковная жизнь будет не чем-то привнесенным в эти стены, а единой собранной общиной.

– Виталий Супрун пишет: «Добрый день, дорогой Владыка, как Вам наш город?».

– Меня уже много раз об этом спрашивали, и я говорил, что город очень интересный, город развивающийся, это действительно столица Урала. Здесь сконцентрированы все интеллектуальные, материальные, и духовные в том числе, силы. Очень интересно, что Екатеринбург, наверное, один из немногих городов – областных центров нашей страны, в котором есть естественный прирост населения. 95% жителей города не желают менять место жительства – это тоже о многом говорит. Очень много молодежи, очень много вузов. И, безусловно, это требует огромной самоотдачи от нас, церковных людей, чтобы они оказались в поле нашего внимания.

– Владыка, когда будет переезд семинарии?

– Очень надеюсь, что переезд Екатеринбургской семинарии из прежнего здания в новое состоится до конца текущего года.

– Владыка, было несколько вопросов встревоженных зрителей о судьбе тех храмов, которые размещаются сейчас при обоих зданиях семинарии, – Трех Святителей и Кирилла и Мефодия. Что с ними будет?

– Мы предложили руководству города вернуть зданиям этих храмов первоначальное назначение. Они раньше были детскими садами, и мы хотели бы оставить детские сады, с оставлением, естественно, храмов и тех общин, которые там собрались. Зато сама территория бывшей семинарии станет территорией детского сада. Известно, что детских садов не хватает, в том числе и в нашем городе, и я думаю, что это будет нормальный процесс возвращения от одного к другому, но храмовые помещения, конечно, будут тоже востребованы. Нам бы хотелось, чтобы храмы остались; по крайней мере, мы свою просьбу изложили руководству города.

– Виктор интересуется, как в епархии решается квартирный вопрос для священнослужителей?

– Пока каких-то специальных решений по этому поводу нет. Есть квартиры, которые дарят приходам или людям благодетели, есть, наверное, возможность решать эти вопросы более коллегиально, но на сегодняшний день каждый решает этот вопрос индивидуально. Может быть, это не совсем правильно, но сегодня я не могу с полной ответственностью сказать, что мы бы взялись за решение этого вопроса. Может быть, через какое-то время, да. Но пока это вопрос сложный, и люди приезжающие ищут жилье сами.

Строительство храма призвано объединять людей

– Михаил Эргартович Игнатов спрашивает, с какого возраста можно стать священником?

– По принятым когда-то церковным постановлениям, священником можно становиться после тридцати лет, а диаконом с 25-ти. Но жизнь диктует свои законы, и всегда есть некие исключения. Считаю, что это не вопрос сегодняшнего времени и не вопрос времени советского, когда сложно было найти кадры и стать священнослужителем. Например, те, кто бывал в Меркушине, знают, что там есть мощи мученика Константина – священника, который был расстрелян в 1918 году в возрасте 22-х лет. То есть и в ту пору священниками становились раньше обозначенного возраста. Это во многом зависит от епископа.

Что же касается нашей епархии, то прошения тех, кто желает стать священниками или диаконами, у нас рассматриваются на ставленнической комиссии, на Епархиальном совете – именно здесь выносится решение по тому или иному кандидату. Думаю, что все-таки мы будем рукополагать людей в более зрелом возрасте.

– Владыка, Вы знаете, что некоторое время назад в Екатеринбурге была очень бурная дискуссия о восстановлении на историческом месте храма Святой Екатерины и некоторые противники этого восстановления до сих пор немножко нервничают. В частности, Михаил спрашивает, почему памятник архитектуры XVIII века – храм Вознесения буквально разваливается, храм Успения Пресвятой Богородицы на ВИЗе не восстанавливается, а епархия, вместо восстановления того и другого храма, планирует уничтожить сквер на площади Труда?

– Во-первых, епархия не планирует совершенно ничего уничтожать; может быть, кроме безбожия. Что же касается храма Святой Великомученицы Екатерины, то фактически с него и началось созидание города, в котором мы живем. Храм Святой Великомученицы Екатерины – это исторический центр города, место, с которого он начинался. Все наши замечательные предки, которые город ставили, относились к храму Святой Екатерины как к главному городскому храму. И более того, он выступал не только как храмовое здание, но еще и в роли музея, был храмом воинской славы, в котором находились различные реликвии, в том числе знамена тех войсковых подразделений, которые участвовали в освобождении нашей Родины, в тех или иных боевых столкновениях. Поэтому храм этот – святыня, и я не понимаю тех, кто принципиально не желает восстановления храма Святой Великомученицы Екатерины.

Все время мы говорим, что должны быть более терпимыми друг ко другу, должны понимать, что строительство храма призвано объединять людей, а не растаскивать по разным углам. Хотя мы прекрасно понимаем, что всегда будут и сторонники, и противники строительства храма.

Что же касается других храмов, то каждый имеет свои возможности. Кто-то имеет достаточно финансово способных благодетелей, поэтому активно строится и восстанавливается, какие-то приходы их не имеют, и в меру сил восстанавливают тот или иной приход. Обидно, конечно, и очень тяжело, когда храмы стоят в плачевном состоянии. И с этим мы тоже будем бороться, потому что нужно, чтобы человеческая любовь к дому Божию была проявлена конкретными действиями. Но требовать, чтобы все храмы были одномоментно восстановлены из поруганного состояния, думаю, преждевременно. Ведь сегодня, к сожалению, это не первоочередная задача общества. Вот если бы оно вдруг осознало, что храм – это не просто место чисто религиозное, но еще и национальное, тогда, я думаю, люди не стали бы так резко относиться и так яро бороться с теми, кто хочет какой-то храм восстановить. Все храмы требуют поддержки, но силы и возможности у всех ограничены.

Кроме того, хотелось бы, чтобы национальное сознание наше все-таки было ориентировано на те принципы, на которых наша многовековая государственная жизнь существовала. Наш народ преодолел многие препятствия в этой жизни именно благодаря тому, что верил Богу больше, чем людям, в том числе и высокого положения. И свидетельство тому – праздник Дня народного единства. Ведь когда народ все-таки осознал, что элита предала не только народ, но и государственные интересы, особенно интересы веры, тогда и возник этот единый могучий порыв с Казанской иконой Божией Матери – это освобождение Москвы от иноземцев, от иноверцев. И этот день сегодня мы должны вспомнить и праздновать его всей душой. Потому что то было действительно волеизъявление народа, в начале XVII века, давшее стране возможность прожить еще триста лет в силе и могуществе.

– Владыка, у Михаила еще есть очень интересное предложение: «На Гурзуфской, 11, в Екатеринбурге стоят три барака. Снесите их, отселите людей, предоставьте им новые квартиры, сделайте доброе дело. А на месте бараков постройте храм, все вам только спасибо скажут», – как Вам такое замечание?

– Отличное предложение, я обязательно им воспользуюсь, мы поговорим с Александром Эдмундовичем Якобом, сити-менеджером Екатеринбурга, на эту тему и, может быть, власти займутся сносом этих бараков.

(Окончание в следующем номере)

Беседовал игумен Димитрий (Байбаков)

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»

(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.


Свои вопросы в программу вы можете задать так:

  • заранее позвонить на телеканал «Союз» по телефону (343) 278-60-11 (в рабочие дни и рабочее время) и оставить свой вопрос;
  • позвонить в прямой эфир передачи непосредственно во время программы (343) 278-60-14 (только во время прямого эфира);
  • отправить свой вопрос по электронной почте на адрес baibakov@etel.ru;
  • отправить свой вопрос обычным письмом на адрес редакции: 620014, Екатеринбург-14, а/я 184.

Смотрите программу «Архипастырь» на православном телеканале «Союз»: четверг 05.00, суббота 10.00, воскресенье 20.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

Слушайте программу «Архипастырь» в эфире православного радиоканала «Воскресение»: вторник 14.20, 20.20, среда 02.20

 
Церковный календарь

Вера невозможна без благодарности

Протоиерей Евгений Попиченко

Екатеринбург, 31 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». 10 ноября – день памяти святой великомученицы Параскевы Святая великомученица Параскева пострадала в начале IV века при императоре Диоклетиане. Благочестивые родители святой жили в III веке в городе Иконии в Малой Азии, особенно чтили пятницу – тот день недели, когда Иисус Христос совершил на Кресте Свой искупительный подвиг.

 
Событие

Царица небесная услышала наши прошения

Екатеринбург, 31 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». 27 октября около 17 часов в екатеринбургский аэропорт «Кольцово» прибыла великая христианская святыня – Пояс Пресвятой Богородицы. По Преданию, его сплела из верблюжьего волоса и носила Cама Божия Матерь.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс