Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №40 (649) → Что нам делать? Как противостоять плотским страстям и похотям?

Что нам делать? Как противостоять плотским страстям и похотям?

№40 (649) / 24 октября ‘11

Духовное наследие

Екатеринбург, 24 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».

  • Помни, чем все кончится: мукою вечною в огне гееннском или блаженством бесконечным в Царстве Небесном. – Ты идешь как бы на гору или под гору – путем этой жизни; размысли, какова будет у тебя последняя ступень, на что ты ступишь, кончив путь земной: на огонь преисподний или на небесную воду упокоения.
  • Смотри, живи осторожно по внутреннему человеку – Господь видит каждую мысль, каждое движение сердца: душа твоя в Боге, как рыба в воде или как тело в воздухе – со всех сторон Бог; отовсюду – Дух Его; везде Он весь; везде зрит, весь – Зрение, или точнее – Свет, и тьмы в Нем нет ни единыя (1 Ин. 1, 5). Смотри же, следи за каждою мыслию, за каждым движением сердца и за соответствующими им телесными движениями. – Блюдите, како опасно ходите (Еф. 5,16). И враг около тебя всегда и зрит на тебя всегда своими лукавыми, всезлобными очами, ища поглотить (ср.: 1 Петр. 5, 8) твоего внутреннего человека помыслами лукавства, неверия, недовольства, уныния, злобы, гнева, зависти, сребролюбия и прочих. Смотри, живи осторожно, раб Божий, помни постоянно о Боге.
  • Заглядывай внимательнее, глубже в свой внутренний, душевный или духовный мир, полный величайшего умственного и нравственного интереса, и не увлекайся внешним, вещественным, преходящим и исчезающим миром – ибо небо и земля прейдут, по непреложному слову Творца, а слова Его закона не прейдут во веки бесконечные (ср.: Мк. 13, 31). В том внутреннем мире предстоит тебе много, много дела и усилий по причине извращения нами духовного порядка или законов творческих и душевного и физического растления; ибо сказано: Царство Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21). Царствие Небесное усилием приобретается, и усильные искатели приобретают его (ср.: Мф. 11, 12).
  • Царствие Небесное нудится и нуждницы восхищают е (Мф. 11, 12). Итак, понуждай себя непрестанно, ленивого и косного, ко всякой добродетели; понуждай все силы души своей, понуждай ум к разумению Бога и себя и всего истинного, доброго, честного, правого, понуждай свое сердце ко всякому благочестивому чувству, к любви Божией и ближнего, понуждай волю свою ко всякому доброму делу.
  • Имей непрестанно это убеждение, что ты грешнее, хуже, немощнее, ниже всех, и тогда Господь будет с тобою: ибо сила Моя, говорит Он, в немощи совершается (2 Кор. 12, 9), да и истина требует сознать себя таким: разве ты в своем сознании не точно таков?
  • Говори в себе: я грешный человек. Немощи подвергся, что ж странного? Я немощен по природе? Несовершенным оказался? Но я и не был никогда совершен и не мечтаю, что я совершен. Вот та беда, что мы грешны, а хотим, чтоб об нас думали как о праведниках; мы немощны, а хотим, чтоб считали нас сильными; исполнены недостатков и несовершенств, а хотим, чтоб считали нас совершенными. Какая гордость бесовская! – Допущенную по немощи или ненамеренно погрешность старайся сам не замечать, но как ничто считай ее и продолжай свое дело. Господи! Ты мое совершенство: просвети и укрепи мя.
  • Тверди одно о всяком грехе, когда он тебя искушает: нелепость, нелепость, нелепость. Господи! Я весь – грех, весь немощь, весь болезнь: помози ми, Пастырю добрый (Ин. 10, 11, 14); помози ми, Иисусе Всесильне!
  • Чтобы непреобориму от вражиих наветов и козней провести наступающий день, помолись как можешь крепче Господу Богу и Пречистой Богородице: это лучшее средство утвердить в вере, чистоте и смирении слабое, удобопреклонное ко греху и удобовозметаемое диаволом сердце твое. Помяни, как Сам Господь Иисус Христос молился часто, чтобы укрепить Себя молитвою, и нам заповедал: бдите и молитеся, да не внидете в напасть: – дух бо бодр (то есть злой дух), а плоть (человек) немощна (Мф. 26, 41).
  • Не смущайся от скверных, лукавых и хульных помышлений, навеваемых тебе от скверного, нечистого, омерзенного и лукавого духа, но будь покоен, вменяя их в ничто и нимало им не сочувствуя. Не даждь во смятение ноги твоея, се не воздремлет храняй тя (Пс. 120, 3). А мы, малодушные, смущаемся от них, как от чего-нибудь действительного.
  • Как ни отшлепал тебя враг (диавол), а знай, что это будет тебе в пользу, и чем больше посрамления перенес ты от него, чем дольше ему противостоял, тем тебе лучше, тем благоразумнее и крепче будет дух твой.

    Равным образом, чем больше и дольше принуждаешь себя к сердечной, истинной молитве, чем больше противостоишь помыслам, например скверным, лукавым и хульным, тем более очистится, умиротворится и окрепнет твоя душа <...>.
  • Когда душа помучится от огненных и утеснительных прилогов вражиих, тогда она делается смиреннее, целомудреннее и гораздо менее поползновенною ко греху. А то сласти житейские и безнаказанность очень расслабляют и портят душу и делают ее удобопреклонною и поползновенною ко всякому греху. Вообще страдания плоти и души весьма полезны для нас. Слава о сем Небесному Врачу душ наших! Слава и за то, что Он попускает греху или диаволу – мучить нас: ибо это лопата в руце Его, да отребит гумно Свое – сердца наши, и соберет пшеницу в житницу, плевы же сожжет огнем негасающим (Мф. 3, 12).
  • Если бы диавол, или Господь чрез диавола, не будил нас от греховного усыпления, то мы заспали бы греховным сном. Потому радуйся, если впадаешь в различные искушения (ср.: Иак. 1,2), да искушение твое паче злата гибнущего обрящется в похвалу и в честь и в славу (1 Петр. 1, 7) в день Господа нашего Иисуса Христа (2 Кор. 1,14). Искушение соделовает терпение (Иак. 1, 3); терпение же – искусство побеждать искушения; искусство же упование; упование же не посрамит (Римл. 5, 3-5); то есть если я надеюсь известным образом победить искушение, то и побежду. Так, например, ты знаешь, от кого происходит все полчище страстей – злых, скверных, гордых, сомнительных, унылых, – знаешь, что он и они в существе своем (то есть ничто, мечта, привидение): и побеждай их простым помыслом в державе крепости Господней (Еф. 6, 10). Ты уже побеждал и знаешь, как побеждать – ибо диавол один и тот же.
  • Когда придет в душу блудный, хульный или другой какой-либо греховный помысл или когда в сердце и в плоти ощутишь нечистое движение, тогда мыслию о Распятом нас ради немедленно прогони его, вспомнив слова апостола: иже Христовы суть, плоть распяша со страстъми и похотьми (Тал. 5, 24), – распинайся каждый день.
  • Если плоть твоя забесится от чего-либо в церкви или дома, или в гимназии, или в гостях: что-нибудь, быть может, придется не по ней: взгляни тогда мысленно на распятого на Кресте Спасителя и помяни свою обязанность как христианина распинать плоть свою со страстями и похотями (ср.: Гал. 5, 24). Воззри на Крест Спасителя: там гвозди в руках и ногах Божественного Страдальца, а ты не хочешь стерпеть какой-либо безделицы, какой-либо малой неприятности и неисправности от ближнего (например, дыму излишнего, чаду); там плоть распята, умерщвлена, а ты печешься об ее услаждении, неге.
  • Не забывай идти против ветхого человека своего, против сердца своего; если оно жалеет ближнему сластей – не жалей, а с радостию предлагай, сколько хочет; если злится на кого из ближних, – то ты обласкай его сердечно. (Слава Тебе, Господи!)
  • Плоть наша, или ветхий человек медлен на добро, неподвижен и изумительно быстр на зло; но надо принуждать себя быть скорым на всякое добро, на всякую ласку, подобно молнии, и твердым в добре, наподобие камня. Господи! Помози! О нелепое зло!
  • Я должен непрестанно идти против себя, против своего сердца, против своего ветхого человека, против своего плотского мудрования... Сердце прилепляется, например, к житейским сластям, жадно до них: я должен попирать сласти и ни во что ставить сахар, мед, сливки, масло, молоко, пироги, мясо, варенья, плоды – считать их за песок, прах, слизь и ни для кого их не жалеть, как не жалею никому песку и пыли, ибо все это – земля, прах, как и тело мое. – Кто способен к этому? – Искренно верующий, что Иисус Христос есть Сын Божий. Сердце прилепляется и к прекрасным лицам, как к какому лакомству, к нарядным, а от неблагообразных и бедно одетых отвращается, даже презирает их, как будто они виноваты, что бедны, как будто бедность есть мерзость, порок: я должен ни во что ставить внешность и из-за внешности прозирать в душу человека, которая одна и та же у красивого и безобразного, богатого и бедного, знатного и незнатного, ученого и невежды, у начальника и подчиненного, у взрослого и мальчика или младенца, и во всяком человеке почитать и любить образ Божий, разумную, свободную и бессмертную душу.
  • О плоть, нечистая и скверная сеть велиара! Не создание Божие прекрасное порицаю, а нечистоты и мерзости, живущие во плоти и от плоти проистекающие, а живущего, говорящего и действующего в ней велиара, срастворившегося с моею плотию. – О как суетны, пусты и ничтожны все плотские помыслы!

    А истина Божия, истина Евангелия и Церкви есть действительность живая и животворящая, есть сердце наше, жизнь наша, покой наш, радость наша.

    Все – Господь Бог во всех, все Его многоразличная благодать, а мы ничто.

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»

(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.


Смотрите программу «Уроки Православия» на телеканале «Союз»: понедельник 03.30, 13.30, среда 23.30 (1-й урок), вторник 03.30, 13.30, четверг 23.30 (2-й урок). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 
У книжной полки

Христовы воины. «Святой Димитрий»

Светлана Ладина

Екатеринбург, 24 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Жития 27-ми святых Димитриев собраны под обложкой этой книги, вышедшей в свет в издательстве «Сибирская благозвонница». Пятеро хорошо известны православным христианам – это великомученик Димитрий Солунский

 
Крещеный мир

Православный островок Будапешта

Андрей Полушин

Екатеринбург, 24 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». В Венгрии есть удивительный памятник, напоминающий о Второй мировой войне. В этих местах проходили ожесточенные бои советских солдат с фашистами, и памятник нашим танкистам напоминает новым поколениям о героическом пути Красной армии

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс