Екатеринбург, 24 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».
- Помни, чем все кончится: мукою вечною в огне гееннском или блаженством бесконечным в Царстве Небесном. – Ты идешь как бы на гору или под гору – путем этой жизни; размысли, какова будет у тебя последняя ступень, на что ты ступишь, кончив путь земной: на огонь преисподний или на небесную воду упокоения.
- Смотри, живи осторожно по внутреннему человеку – Господь видит каждую мысль, каждое движение сердца: душа твоя в Боге, как рыба в воде или как тело в воздухе – со всех сторон Бог; отовсюду – Дух Его; везде Он весь; везде зрит, весь – Зрение, или точнее – Свет, и тьмы в Нем нет ни единыя (1 Ин. 1, 5). Смотри же, следи за каждою мыслию, за каждым движением сердца и за соответствующими им телесными движениями. – Блюдите, како опасно ходите (Еф. 5,16). И враг около тебя всегда и зрит на тебя всегда своими лукавыми, всезлобными очами, ища поглотить (ср.: 1 Петр. 5, 8) твоего внутреннего человека помыслами лукавства, неверия, недовольства, уныния, злобы, гнева, зависти, сребролюбия и прочих. Смотри, живи осторожно, раб Божий, помни постоянно о Боге.
- Заглядывай внимательнее, глубже в свой внутренний, душевный или духовный мир, полный величайшего умственного и нравственного интереса, и не увлекайся внешним, вещественным, преходящим и исчезающим миром – ибо небо и земля прейдут, по непреложному слову Творца, а слова Его закона не прейдут во веки бесконечные (ср.: Мк. 13, 31). В том внутреннем мире предстоит тебе много, много дела и усилий по причине извращения нами духовного порядка или законов творческих и душевного и физического растления; ибо сказано: Царство Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21). Царствие Небесное усилием приобретается, и усильные искатели приобретают его (ср.: Мф. 11, 12).
- Царствие Небесное нудится и нуждницы восхищают е (Мф. 11, 12). Итак, понуждай себя непрестанно, ленивого и косного, ко всякой добродетели; понуждай все силы души своей, понуждай ум к разумению Бога и себя и всего истинного, доброго, честного, правого, понуждай свое сердце ко всякому благочестивому чувству, к любви Божией и ближнего, понуждай волю свою ко всякому доброму делу.
- Имей непрестанно это убеждение, что ты грешнее, хуже, немощнее, ниже всех, и тогда Господь будет с тобою: ибо сила Моя, говорит Он, в немощи совершается (2 Кор. 12, 9), да и истина требует сознать себя таким: разве ты в своем сознании не точно таков?
- Говори в себе: я грешный человек. Немощи подвергся, что ж странного? Я немощен по природе? Несовершенным оказался? Но я и не был никогда совершен и не мечтаю, что я совершен. Вот та беда, что мы грешны, а хотим, чтоб об нас думали как о праведниках; мы немощны, а хотим, чтоб считали нас сильными; исполнены недостатков и несовершенств, а хотим, чтоб считали нас совершенными. Какая гордость бесовская! – Допущенную по немощи или ненамеренно погрешность старайся сам не замечать, но как ничто считай ее и продолжай свое дело. Господи! Ты мое совершенство: просвети и укрепи мя.
- Тверди одно о всяком грехе, когда он тебя искушает: нелепость, нелепость, нелепость. Господи! Я весь – грех, весь немощь, весь болезнь: помози ми, Пастырю добрый (Ин. 10, 11, 14); помози ми, Иисусе Всесильне!
- Чтобы непреобориму от вражиих наветов и козней провести наступающий день, помолись как можешь крепче Господу Богу и Пречистой Богородице: это лучшее средство утвердить в вере, чистоте и смирении слабое, удобопреклонное ко греху и удобовозметаемое диаволом сердце твое. Помяни, как Сам Господь Иисус Христос молился часто, чтобы укрепить Себя молитвою, и нам заповедал: бдите и молитеся, да не внидете в напасть: – дух бо бодр (то есть злой дух), а плоть (человек) немощна (Мф. 26, 41).
- Не смущайся от скверных, лукавых и хульных помышлений, навеваемых тебе от скверного, нечистого, омерзенного и лукавого духа, но будь покоен, вменяя их в ничто и нимало им не сочувствуя. Не даждь во смятение ноги твоея, се не воздремлет храняй тя (Пс. 120, 3). А мы, малодушные, смущаемся от них, как от чего-нибудь действительного.
- Как ни отшлепал тебя враг (диавол), а знай, что это будет тебе в пользу, и чем больше посрамления перенес ты от него, чем дольше ему противостоял, тем тебе лучше, тем благоразумнее и крепче будет дух твой.
Равным образом, чем больше и дольше принуждаешь себя к сердечной, истинной молитве, чем больше противостоишь помыслам, например скверным, лукавым и хульным, тем более очистится, умиротворится и окрепнет твоя душа <...>. - Когда душа помучится от огненных и утеснительных прилогов вражиих, тогда она делается смиреннее, целомудреннее и гораздо менее поползновенною ко греху. А то сласти житейские и безнаказанность очень расслабляют и портят душу и делают ее удобопреклонною и поползновенною ко всякому греху. Вообще страдания плоти и души весьма полезны для нас. Слава о сем Небесному Врачу душ наших! Слава и за то, что Он попускает греху или диаволу – мучить нас: ибо это лопата в руце Его, да отребит гумно Свое – сердца наши, и соберет пшеницу в житницу, плевы же сожжет огнем негасающим (Мф. 3, 12).
- Если бы диавол, или Господь чрез диавола, не будил нас от греховного усыпления, то мы заспали бы греховным сном. Потому радуйся, если впадаешь в различные искушения (ср.: Иак. 1,2), да искушение твое паче злата гибнущего обрящется в похвалу и в честь и в славу (1 Петр. 1, 7) в день Господа нашего Иисуса Христа (2 Кор. 1,14). Искушение соделовает терпение (Иак. 1, 3); терпение же – искусство побеждать искушения; искусство же упование; упование же не посрамит (Римл. 5, 3-5); то есть если я надеюсь известным образом победить искушение, то и побежду. Так, например, ты знаешь, от кого происходит все полчище страстей – злых, скверных, гордых, сомнительных, унылых, – знаешь, что он и они в существе своем (то есть ничто, мечта, привидение): и побеждай их простым помыслом в державе крепости Господней (Еф. 6, 10). Ты уже побеждал и знаешь, как побеждать – ибо диавол один и тот же.
- Когда придет в душу блудный, хульный или другой какой-либо греховный помысл или когда в сердце и в плоти ощутишь нечистое движение, тогда мыслию о Распятом нас ради немедленно прогони его, вспомнив слова апостола: иже Христовы суть, плоть распяша со страстъми и похотьми (Тал. 5, 24), – распинайся каждый день.
- Если плоть твоя забесится от чего-либо в церкви или дома, или в гимназии, или в гостях: что-нибудь, быть может, придется не по ней: взгляни тогда мысленно на распятого на Кресте Спасителя и помяни свою обязанность как христианина распинать плоть свою со страстями и похотями (ср.: Гал. 5, 24). Воззри на Крест Спасителя: там гвозди в руках и ногах Божественного Страдальца, а ты не хочешь стерпеть какой-либо безделицы, какой-либо малой неприятности и неисправности от ближнего (например, дыму излишнего, чаду); там плоть распята, умерщвлена, а ты печешься об ее услаждении, неге.
- Не забывай идти против ветхого человека своего, против сердца своего; если оно жалеет ближнему сластей – не жалей, а с радостию предлагай, сколько хочет; если злится на кого из ближних, – то ты обласкай его сердечно. (Слава Тебе, Господи!)
- Плоть наша, или ветхий человек медлен на добро, неподвижен и изумительно быстр на зло; но надо принуждать себя быть скорым на всякое добро, на всякую ласку, подобно молнии, и твердым в добре, наподобие камня. Господи! Помози! О нелепое зло!
- Я должен непрестанно идти против себя, против своего сердца, против своего ветхого человека, против своего плотского мудрования... Сердце прилепляется, например, к житейским сластям, жадно до них: я должен попирать сласти и ни во что ставить сахар, мед, сливки, масло, молоко, пироги, мясо, варенья, плоды – считать их за песок, прах, слизь и ни для кого их не жалеть, как не жалею никому песку и пыли, ибо все это – земля, прах, как и тело мое. – Кто способен к этому? – Искренно верующий, что Иисус Христос есть Сын Божий. Сердце прилепляется и к прекрасным лицам, как к какому лакомству, к нарядным, а от неблагообразных и бедно одетых отвращается, даже презирает их, как будто они виноваты, что бедны, как будто бедность есть мерзость, порок: я должен ни во что ставить внешность и из-за внешности прозирать в душу человека, которая одна и та же у красивого и безобразного, богатого и бедного, знатного и незнатного, ученого и невежды, у начальника и подчиненного, у взрослого и мальчика или младенца, и во всяком человеке почитать и любить образ Божий, разумную, свободную и бессмертную душу.
- О плоть, нечистая и скверная сеть велиара! Не создание Божие прекрасное порицаю, а нечистоты и мерзости, живущие во плоти и от плоти проистекающие, а живущего, говорящего и действующего в ней велиара, срастворившегося с моею плотию. – О как суетны, пусты и ничтожны все плотские помыслы!
А истина Божия, истина Евангелия и Церкви есть действительность живая и животворящая, есть сердце наше, жизнь наша, покой наш, радость наша.
Все – Господь Бог во всех, все Его многоразличная благодать, а мы ничто.
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
Смотрите программу «Уроки Православия» на телеканале «Союз»: понедельник 03.30, 13.30, среда 23.30 (1-й урок), вторник 03.30, 13.30, четверг 23.30 (2-й урок). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)