Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №19 (53) → Верхотурский Свято-Покровский женский монастырь. Краткий исторический очерк

Верхотурский Свято-Покровский женский монастырь. Краткий исторический очерк

№19 (53) / 19 января ‘96

Екатеринбургская епархия

Назад тому 300 с лишним лет, по распоряжению Царя и Великого Князя Феодора Иоанновича, именно в 1598 году был основан на скалистом берегу реки Туры город Верхотурье. К 1600 году в городе были уже воеводская и приказная изба, соборная церковь, гостинный двор, таможня и другие городские строения, и в 1604 году основан в Верхотурье и мужской монастырь во имя Святителя Николая Мирликийского чудотворца.

С самого основания город этот играл весьма видную роль в торговом отношении и в делах государства как бывший в то время таможенным между Россией и Сибирью. Первоначально его заселяли людьми, прибывшими по созыву Правительства из Новгородской, Вятской и Вологодской губерний, — местностей православных. В скором времени число прибывших для заселения города семейств возросло до весьма солидного количества. И вот, из среды этих семейств некоторые старицы и девы, хотя жили в миру, но искали жизни иноческой, по примеру имеющегося уже в Верхотурье с 1804 года мужского монастыря.

В 1620 году, когда Царь Михаил Феодорович по совещании с патриархом Филаретом Никитичем учредил Сибирскую епархию и город Тобольск назначен местом архипастырской кафедры, первым архиепископом назначен был в Тобольск бывший архимандрит Новгородского Спасского Хутынского монастыря Киприан Старорусенников, который и был хиротонисан во архиепископа Сибирского 8 сентября 1621 года. В том же 1621 году архиепископ Киприан, следуя из Москвы через Верхотурье в кафедральный город Тобольск, пробыл здесь (в Верхотурье) четыре дня. Во время проживания здесь архиепископ Киприан узнал, что многие старицы и девы, живя среди мира, ищут иноческой жизни. Ввиду того и разрешил он поставить деревянный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы и около храма келии. Таким образом основан был в Верхотурье девичий монастырь, именовавшийся по храму в нем «Покровским». Первоначально поселилось в нем десять безместных стариц, а в следующем 1622 году назначена была из них первая игуменья, Анисия.

В том же 1621 году архиепископом Киприаном об основании этой обители было донесено Царю и Великому Князю Михаилу Феодоровичу. После этого на имя Верхотурского воеводы последовала Царская грамота. В следующем 1622 году первая настоятельница Покровского девичьего монастыря игуменья Анисия с сестрами обращалась с челобитною к Царю Михаилу Феодоровичу о пожаловании их хлебным и денежным жалованьем, землею, а также просила помощи и на устройство их храма, келий и ограды вокруг монастыря. На ходатайство это последовала также Царская грамота на имя Верхотурского воеводы Пушкина от 2 декабря 1622 года.

Из этой грамоты усматривается, что Покровский монастырь был основан и на первое время его существования довольно обеспечен. Это последнее усматривается и из того, что, как известно по историческим актам, в 1646 году Покровский монастырь возобновлен был постройкою по воле Царя Алексея Михайловича.

Свидетельством того, что монастырь этот существовал и в дальнейшее время, служат сохранившиеся верные сведения о настоятельницах, управлявших им в течение 150 лет со времени его основания. Такими были: 1) Анисия, 1622–1623, 2) Ираида, 1645–1646, 3) Мария, в феврале и июле 1651 г., 4) Марфа, 1684–1685, 5) Феодора, 1690–1693 г., 6) Александра, 1763–1764 г.

Монастырь этот существовал при поддержке и помощи граждан города Верхотурья и усердного благотворителя, основателя Богословских заводов (в Пермской губернии) Максима Походяшина. Когда жители г. Верхотурья обеднели вследствие истребления города пожаром в 1738 году, закрытия в нем таможни и перевода бывшего чрез Верхотурье Сибирского тракта на Екатеринбург и далее, благотворитель монастыря г. Походящий умер, то по неимению средств к содержанию монастырь этот в 1782 году был упразднен и находящаяся в нем Покровская церковь обращена в приходскую, которая и доныне существует. Остаток древних каменных стен, бывших монастырскою оградою, сохранился и до настоящего времени с восточной и северной сторон, примыкающих к каменной, с железными решетками ограде упомянутой Покровской церкви.

С упразднением Покровского женского монастыря, 1782 г., жены и девы, ищущие иноческой жизни, желая прерывать вблизи весьма многими на Руси почитаемого угодника Божия св. праведного Симеона, продолжали привитать при той уже приходской, Покровской церкви.

Эта частная община сестер была принята в ведомство епархиального начальства под именем «Богадельни» по указу Пермской Духовной Консистории от 10 февраля 1853 года, последовавшему на имя Верхотурского Духовного Правления.

В 1889 году Богадельня была обращена в «Богадельное женское общежитие» с утверждением девицы Августы Павловой Пановой смотрительницею сего общежития.

Это общежитие состояло до 18 марта 1896 г. под ближайшим наблюдением особого Совета, состоящего под председательством настоятелей Верхотурского Николаевского монастыря. А затем по указу Св. Синода от 30 ноября 1895 года упомянутое Богадельное женское общежитие обращено в женскую общину с наименованием ее «Покровскою» на такое число сестер, какое община может содержать, и с назначением смотрительницы богадельни — девицы Августы Пановой по пострижении ее в монашество — начальницею общины.

Согласно вышепрописанному указу, община была открыта 27 марта 1896 года и тогда же в должность начальниды вступила девица Августа Панова, в иночестве монахиня Агния.

Восстановлением сего древнего памятника старины Покровская женская община всецело обязана бывшему настоятелю Верхотурского Николаевского монастыря архимандриту Григорию и матери его Мариамне Тимофеевой Зелениной — в иночестве монахине Марии (оба умершие). Первый проявил деятельное участие в осуществлении официального общежития и в превращении оного в общину. Кроме этого он обеспечил общину капиталом, проценты с которого получались на содержание ее, построил большой деревянный дом, ремонтировал заново другие надворные постройки. Последняя, Мариамна Зеленина, пожертвовала большую усадьбу со всеми на ней постройками, на которой и находится нынешняя женская община, около самой Покровской церкви, ранее принадлежавшей женскому монастырю.

Первая начальница сей общины монахиня Агния отличалась неутомимою энергией, мужеством и ревностию в служении для вверенной ей обители, поэтому вскоре по открытии общины заботами ее община на глазах очевидцев значительно материально оживилась. Вслед за тем же исходатайствовано было ею пред епархиальным начальством разрешение на постройку при общине каменного храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы, который и был заложен 13-го сентября 1898 года, а достроен в 1902 году. В этом же году достроен и большой двухэтажный каменный дом для помещения в нем начальницы, сестер, мастерских и трапезной. 11-го сентября 1902 года новосоздацный храм был освящен Преосвященнейшим Никанором, епископом Екатеринбургским и Ирбитским, при громадном стечении богомольцев как из местных граждан, так и приходящих. Достойно внимания то, что пред освящением храма некоторой и даже необходимой утвари приобретено не было и на приобретение таковой община средств не имела; ко времени же освящения разными благотворителями было пожертвовано все нужное в достаточном количестве.

В.С. БАРАНОВ (1902 г.)

Продолжение

В кратком исорическом очерке В.С. Баранова о Покровской общине отображены события до 1902 года. При настоятельнице обители игуменьи Таисии были окончательно достроены Ново-Покровская церковь, сестринские корпуса, просфорня, детский приют. В 1926 году монастырь закрыли, но сестры во главе с игумеиьей Таисией сделали артель «Надежда», и под этой вывеской монастырь существовал еще несколько лет. В 1930 году скончалась игуменья Таисия, и ее похоронили на городском кладбище недалеко от Успенской церкви. Храм закрыли, часть сестер обвинили в контрреволюционной деятельности и сослали в Казахстан. Оставшаяся часть сестер с монахиней Олимпиадой продолжала свою иноческую жизнь, скрываясь по домам г. Верхотурья.

В 50-х годах в храме сделали городскую баню, а в корпусах была расположена детская колония.

В 1991 году Покровский монастырь передали Церкви, и первой его настоятельницей стала монахиня Василисса. На ее плечи легли самые тяжелые испытания душевные и телесные. Она отдавала все свои силы на возрождение обители, несмотря ни на какие препятствия. Покровский храм (баня) приходилось даже брать «штурмом». По заступничеству Божией Матери храм был «отвоеван», и началась его реставрация, но матушке Василиссе не суждено было по промыслу Божию продолжить сие дело, и в день 31 декабря 1993 года, когда празднуется память праведного Симеона Верхотурского, а она и прибыла в Верхотурье в 1991 году именно в этот день, Милосердный Господь призвал ее в свои небесные обители. Похоронили настоятельницу монахиню Василиссу в Николаевском монастыре напротив Преображенского храма.

Затем временно управляла монастырем монахиня Елисавета (ныне настоятельница Николаевского Туринского женского монастыря). Она продолжила дело монахини Василиссы, и Покровский храм начал потихоньку реставрироваться. Однако уже при новой настоятельнице, монахине Софии, реставрация храма приходит в свою завершающую стадию. Много забот у настоятельницы. Прибавилось количество сестер, появилось свое хозяйство, скот, куры и т. д., все это требует массу времени, но Матерь Божия не оставляет своих сестер, и под ее омофором процветает и обитель.

Благочинный монастырей Екатеринбургской епархии
наместник Верхотурского Свято-Николаевского монастыря
игумен ТИХОН

 

В других номерах:

№11 (85) / 11 января ‘98

Екатеринбургская епархия

Визит архиепископа Ионафана

 

Екатеринбургская епархия

Защитник Отечества немыслим без веры

 
 
Екатеринбургская епархия

Упаси Боже, если вдруг российский мужик думать будет… Письмо читателя

Есть в городе Екатеринбурге такая газета, как бы молодежная, «На смену!» называется. Так вот, прелюбопытные, скажу я вам, статейки она иногда печатает.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс