Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №39 (648) → Протоиерей Владимир Воробьев: «Наши выпускники помогают людям найти дорогу к храму»

Протоиерей Владимир Воробьев: «Наши выпускники помогают людям найти дорогу к храму»

№39 (648) / 17 октября ‘11

Беседовал Олег ПетровЛюди церкви

Екатеринбург, 17 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет двадцать лет назад стал первым в России православным высшим учебным заведением. В чем его уникальность сегодня? Об этом наш разговор с ректором ПСТГУ протоиереем Владимиром Воробьевым.

– Здравствуйте, отец Владимир. Свято-Тихоновский гуманитарный университет стал в свое время уникальным учебным заведением. Здесь студенты смогли изучать более полную картину мира, основанную на фундаменте светских и теологических наук. Расскажите, как все начиналось.

– Когда в конце восьмидесятых годов появилась свобода слова, то жажда слова о вере была невероятно велика. Наше Священноначалие особо не спешило с удовлетворением этой жажды. В таких случаях народ всегда немножко опережает официальные способы решения проблем. Тогда и были созданы братства. Но даже до них мы стали проводить лектории для мирян в разных местах Москвы, и каждый раз очень многие люди слезно просили устроить курсы посерьезнее. Сначала возник цикл из четырех лекций, потом – годовой курс и еще более долгосрочные, в феврале 1991 года были запущены катехизаторские курсы. А на запрос сделать что-то еще более фундаментальное мы решили создать институт.

– Как возникли первые учебные программы?

– Мы основывались на учебных программах духовной школы и приспосабливали их к уровню наших слушателей, к нашим срокам. Сначала программу верстали под двухгодичные курсы, потом расширяли, потом перерабатывали. А в результате оказалось, что можно получить лицензию и даже свой стандарт написать.

– Вы создали духовно-светское учебное заведение. Это была идея конкретных религиозных организаций?

– У нас тогда не было готовой концепции серьезного религиозного образования. Мы просто отвечали на запрос людей, которые стремились что-то узнать. И оказалось, что есть очень много людей, которые хотят посвятить себя служению Церкви, но не могут получить соответствующее образование.

Духовные школы существовали лишь как интернаты, куда с трудом мог поступить еще не женатый молодой человек – женатый человек, как правило, не может оставить семью на три или четыре года. Кроме того, туда принимали только рукоположенных. Нерукоположенные шли на очное отделение, а вечернего вообще не существовало. Я и сам в свое время учился в семинарии, поэтому отлично понимал все эти проблемы.

Мы сначала создали условия для вечерников, то есть для людей уже серьезных, взрослых, женатых, семейных, работающих. И они после работы приходили к нам получать духовное образование.

– Какие кадры сегодня готовит университет?

– Сейчас у нас все программы уже аккредитованы, поэтому мы должны выполнять те стандарты, которые определяются этими аккредитованными специальностями. Например, специальности «миссионер» нет в перечне государственных профессий в образовании, но там есть другие, более-менее близкие. Поэтому у нас на миссионерском факультете реализуются стандарты по религиоведению, культурологи и туризму. Естественно, наши выпускники и получают такие дипломы. Сейчас, когда реализуются уже стандарты третьего поколения, есть большая свобода. Поэтому мы понимаем, что все наши религиоведы, «туристы» и культурологи на самом деле и будут миссионерами. Они свое серьезное образование используют для работы с людьми, которые ищут пути в храм.

– Современное миссионерство немыслимо без средств массовой информации. Возможен ли факультет журналистики в стенах богословского университета?

– Наши выпускники часто работают в СМИ, хотя у нас нет факультета журналистики. Мы его еще пока не открыли. К сожалению, это еще и вопрос отсутствия финансирования.

– А за счет чего живет учебное заведение, как удается реализовывать учебные программы и воспитательную работу?

– Безусловно, нам помогают благотворители. Заочники и те, кто получает второе высшее образование, за обучение платят небольшие деньги.

– Есть ли отличие в образовании у студентов пастырского факультета Свято-Тихоновского университета и студентов духовной академии?

– Специфика есть. У нас нет пастырского факультета, есть богословский. Сначала мы на этот факультет набирали только мужчин, не имеющих канонических препятствий на рукоположение. Предполагалось, что все выпускники этого факультета могут искать рукоположения в священный сан. Но так случилось, что возникли проблемы с аккредитацией. Мы были религиозной организацией, то есть имели такую же организационную форму, как и духовная школа. И это давало право нашим студентам считать, что они имеют духовное образование. А духовной школе тогда аккредитацию не дали. Потом чиновники опомнились и аккредитацию у нас отобрали. Это была катастрофа: всех наших студентов могли забрать в армию, и институт вообще мог закрыться. В министерстве это поняли и предложили нам изменить организационно-правовую форму. Так и было сделано, и университет стал негосударственным учебным заведением. И теперь по закону об образовании мы не готовим кандидатов на священство, а реализуем государственный стандарт по теологии. И, кроме того, женщины спросили, а где же они теперь будут получать богословское образование? Поэтому сейчас на богословском факультете учатся все: и мужчины, даже с каноническими препятствиями, и женщины – то есть все, кто хочет получить богословское образование, могут поступать на богословский факультет.

Но мы открыли заново Свято-Тихоновский богословский институт, как религиозную организацию, и тем студентам, которые хотят впоследствии стать священниками и не имеют для этого канонических препятствий, мы предлагаем поступать на богословский факультет в Свято-Тихоновский богословский институт, который дополняет богословское образование университета пастырскими дисциплинами и выдает диплом, аналогичный диплому духовной школы. Так что наши кандидаты в священство имеют два диплома: государственный диплом университета – диплом теолога и церковный диплом Свято-Тихоновского церковного института.

– Студент сегодняшний в Свято-Тихоновском университете и студент вчерашний, что пришел к вам в момент первой серьезной религиозной оттепели, – насколько они разные?

– Начинали, в основном, обучение вечерники. Сейчас, конечно, приходит на очное дневное отделение много школьников. Но вечерников все равно много, и это очень хорошие кадры для будущего служения в священном сане. Вчерашние школьники еще не выбрали по-настоящему свой жизненный и профессиональный путь, им еще нужно создать семью, прежде чем принимать сан.

С молодежью, конечно, проблем больше. Но и среди выпускников школ тоже очень много хороших ребят. И именно они чаще выбирают для себя богословскую науку. И, пожалуй, самые лучшие магистерские работы пишут бывшие школьники. Потому что у них еще «живая» голова, они оперируют большим объемом информации, хорошо владеют иностранными языками, а для богословской науки иностранные языки необходимы.

– Свято-Тихоновский институт, а сейчас уже университет всегда славился высокой требовательностью к абитуриентам. Сюда непросто было поступить, но еще сложнее было учиться здесь. Сохранилась ли такая требовательность сегодня?

– Сейчас стало легче, потому что есть ЕГЭ и ребята поступают без сдачи экзаменов. А вот учиться у нас трудно было всегда, а сейчас стало еще труднее. Повышается уровень требуемых знаний. Нужны иностранные языки, прекрасное знание мировой истории и культуры. Ребятам приходится много и серьезно работать самостоятельно, потому что нагрузка идет очень большая, требуется много практических работ. И работы дипломные и бакалаврские, и магистерские пишутся на серьезном уровне.

– Как Вы оцениваете уровень религиозного образования в нашем государстве сегодня в сравнении с тем же теологическим образованием в Европе? Редки ли у нас в светских вузах теологические факультеты? И что нужно для того, чтобы их развивать?

– Именно благодаря стандарту по теологии, разработанному нашим институтом, он вошел в качестве национального стандарта в число государственных стандартов уже в третьем поколении. Это определенная революция в теологическом образовании, поскольку теперь получить религиозное образование возможно и в государственных вузах. Сейчас существуют уже около пятидесяти таких кафедр. Если местная епархия оказывает поддержку, то достигаются очень хорошие результаты. В Тульском государственном университете очень сильная кафедра теологии, да и в Рязани тоже.

– Желаю Вам и всем преподавателям и студентам дальнейших успехов и помощи Божией.

– Большое спасибо.

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»

(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.


Смотрите программу «Люди Церкви» на телеканале «Союз»: четверг 02.00, 12.00, пятница 16.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 
По святым местам

Кронштадтская келья

Елена Рысева

Екатеринбург, 17 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Кронштадт. Ранее утро субботы. Город еще спит, и лишь редкими силуэтами на пустынных и тихих улочках показываются и снова скрываются во дворах люди, выгуливающие своих собак. Вот идет женщина, неожиданно она остановилась возле ограды дома на углу Посадской и Андреевской улиц

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс