Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбург, 4 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».
Беседа с председателем Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями протоиереем Димитрием Смирновым в прямом эфире телеканала «Союз»
– Сегодня в рубрике «Беседы с батюшкой» у нас встреча с протоиереем Димитрием Смирновым, и я, ведущий – протоиерей Александр Березовский.
Батюшка, недавно мы отмечали великий двунадесятый праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Вообще, какова роль Богородицы в жизни христианина? Знаем, что Она явилась Орудием Воплощения Сына Божия, и в то же время Она есть Ходатаица, Заступница. Как мы должны относиться к Ней, – потому что некоторые ставят Ее даже вровень с Богом, считая, что Она имеет чуть ли не те же свойства, как и Бог?
– Это, конечно, догматически неверно. Но, тем не менее, конечно, всех людей, живших до Нее и после, тем более в наше время, по Своим внутренним качествам Она превосходит. Церковь Ее величает честнейшею Херувим и славнейшею без сравнения Серафим, то есть превыше ангелов, херувима и серафима. Понятно, что это гиперболический образ, потому что Она была, есть и будет Человеком. И в этом именно главная суть, – в немощном женском естестве человек может достичь такой поистине Небесной чистоты.
Церковь в своем опыте молитвенном показывает роль Богородицы, обращаясь к Ней со словами: «Пресвятая Богородица, спаси нас», хотя спасение – это прерогатива Сына Божия. И люди понимающие говорят: тем Церковь выражает мысль, что без молитвы Богородицы человек спастись не может. Она участвует Своей молитвой в нашей Церкви и, подчеркиваю, во всей нашей литургической жизни, потому что все стихиры и каноны всегда заканчиваются обращением к Богородице. Каждый день мы поем Песнь Богородицы, и церковный год наш начинается с рождества Пресвятой Богородицы, и Ее рождество ставится в один из великих двунадесятых праздников, которые являются важнейшими вехами нашей духовной жизни.
Наше богослужение построено огласительно-катехизически, то есть на богослужениях Церковь в первые века своего существования обучала народ истинам веры в таком наглядном, через богослужение, виде – не было никаких средств коммуникации, не так часто встречалась грамотность, а через пение и богослужение народ усваивал великую истину. И любой двунадесятый праздник – это яркая иллюстрация всей Священной Истории, как начинается все с рождества Богородицы. Потому что если бы Она не появилась на земле со Своим смирением, чистотой, то Сын Божий еще бы ждал века, может быть, тысячелетия, когда такая появится.
Это не какое-то случайное явление, к рождеству Богородицы весь народ богоизбранный готовился – это лучший плод человечества, который принесен Богу. И поэтому благодать Божия смогла прийти к Ней, и через Нее воплотился в мир Сын Божий. Эта роль непосильна, и вот Господь призрел на смирение Своей Рабы. Почему Он призрел? Потому что это смирение было подлинное, и Иоаким и Анна несли огромный подвиг – подвиг смирения.
– Пятьдесят лет они молились.
– И не только молились; так бывает в жизни, что о чем-то люди молятся десятилетиями, но помимо того (мы это часто упускаем из виду, потому что мы относимся к ним с благоговением и любовью) их поносил весь народ, они были притчей во яцыцех, они терпели клевету, подозрения. Когда человек страдает от клеветы ближних, он как-то может сказать: «по делам своим я приемлю», а те-то не были ни в чем грешны, это была от начала до конца клевета. И понятное дело, что не случайно Господь попустил такую пятидесятилетнюю клевету, до тех пор, пока их душа была настолько отполирована смирением и терпением этого поношения (а ничего так не смиряет человека, как терпение безропотно поношений, особенно несправедливых), что они сами, Иоаким и Анна, просто сверкали этим смирением. И тогда, уже на излете лет, Господь даровал им это любимое Чадо. И, более того, они утешались Ею очень недолгий срок, их твердая вера, что Она – дар Божий, понудила их выполнить свой обет – отдать Девочку на воспитание в храм. Как-то примеривая это на себя, понять это невозможно. Единственная, долгожданная и прекрасная.
И невозможно себе представить маленькую будущую Богородицу капризничающей Девочкой, это было какое-то необыкновенное Дитя. Эта жертва подобна жертве Авраама, когда он своего сына повел на заклание, полностью доверяя Богу. Она же – чудный Цветок, который Израиль произрастил, можно сказать, в благодарность за все, что Господь сделал для него, это – дивный дар ответной любви к Богу.
– Как мы часто говорим: «это невозможно терпеть!» – что мы имеем в виду?
– Человеку вообще ничего невозможно терпеть самому, только с помощью Божией.
– А как они-то терпели?
– Это говорит о том, как они глубоко могли молиться Богу, получая от Него утешение. Они-то знали, что без молитвы к Богу все напрасно. Обычно люди больше зависят от людей, а они были зависимы от Бога. Я думаю, что если они за 50 лет достигли такой высокой духовной чистоты, то они прошли долгий молитвенный путь.
– Батюшка, у нас первый звонок – из Тюмени, давайте послушаем вопрос.
– У меня такой вопрос: могу ли я молиться за своего родственника против его воли? В частности, моя свекровь говорит, что я колдунья, и у нас с ней отношения не очень хорошие.
– Такой странный вопрос. Мы – люди свободные, и можем молиться за любого человека, за которого считаем нужным и возможным. Как нас может в этом кто-то ограничить? Часто бывает, что сердитые люди говорят: «Не надо, я в твоих молитвах не нуждаюсь». Может быть, это действительно так, они не испытывают нужды, но мы-то испытываем нужду молиться о том или ином человеке, и какие для этого нужны разрешения и санкции? Мне кажется, это излишне.
– Батюшка, у меня такой случай был, одна женщина рассказывала. Ее сын затеял какое-то не слишком честное дело, подошел к ней и попросил: «Мам, ты только не молись за меня, все разрушишь». Он – за дверь, а она к молитве. Он возвращается и говорит: «Ну я ж просил не молиться, я так и знал, все рухнуло». Вот, он просил, а она все сделала по-своему.
– Да, довольно часто встречается, что люди вроде бы и настроены враждебно против Бога, но на самом деле глубоко в Него верят. И этот случай показывает, что парень веровал в силу молитвы, знал об этом. И даже если он был в открытой вражде к правде Божией, тем не менее он ее признавал.
Не в обиду будет сказано, но именно такая вера называется верой бесовской, потому что бесы ведь не сомневаются в бытии Божием, но все-таки противостоят Богу. Несмотря ни на что, они, все время проигрывая в этой борьбе, все равно упорны в своем стремлении.
– Батюшка, такой вопрос к нам пришел – Андрей из Рязанской области пишет: «В Книге Иова написано: «Был день, когда пришли сыны Божии предстать перед Господом, и между ними пришел и сатана предстать перед Господом» А что за сыны Божии, и как мог вместе с ними прийти сатана престать перед Господом, если он был низвержен?»
– Мы не знаем, как. Сынами Божиими именуются ангелы. Мы знаем, что у ангелов нет ног, поэтому прийти – это такая форма, которая означает обращение к Богу. А сатана мог выйти из преисподней, он пришел со своим вопрошанием. Это раз. Во-вторых, это может быть вообще художественным образом, то есть автор книги Иов в такой форме создает преамбулу, объясняет духовный смысл происходящего.
– Что сатана без позволения Божия не может творить козней?
– Но он может это сделать с попущения Его. Не надо такие тексты обязательно воспринимать буквально. Сатана в виде змея в саду Эдемском, говорящий на человеческом языке, – это ведь тоже образ. Да, мы знаем, что сатана действует как змей, тихо подкрадывается, шипит подленько, но не надо думать, что сатана был в образе этих дивных, необычайно красивых тварей Божиих – змей. Просто человек всегда боялся змей, и многие люди испытывают некий ужас перед ними. А я вот, например, всяких пресмыкающихся очень люблю, мне они нравятся, у меня даже дома живет варан, и я им просто любуюсь. Это дивной красоты животное, которое напоминает мне древних динозавров, которых я с детства люблю и очень увлекался палеонтологией. А что касается приведенной цитаты из книги, понятно, что это не происходило буквально с точки зрения исторической действительности; то, что происходило тогда, есть некая тайна. Например, то, что происходило до того, как Адам пал и оказался в том мире, в котором мы живем, это недоступно для нашего исследования вообще. Никакая наука не может проникнуть в то время, когда Адам был еще не падший грешник. Мы живем совершенно в другую эпоху, поэтому тот образ, который предлагает нам пророк Моисей, есть некий иероглиф, который объясняет духовную суть дела, а совсем не историческую действительность.
– Батюшка, у нас звонок, Новочеркасск на связи – слушаем вас.
– У меня дочь инвалид детства, и за ней все время ухаживает моя мама, значит ли это, что она уже несет свой крест, или еще какое-то служение она должна выполнять?
– Сказать, должна она или не должна, очень сложно, это может определить только сам человек, или бывает, как говорят, свыше, какое-то сообщение Божие. Но все равно, человек сам рассуждает, дополнительное служение взять на себя или нет, это по совести. Люди постоянно спрашивают меня: можно или нельзя, читать или не читать, хорошее это или нет? Они как бы не уверены, потому что плохо пользуются тем инструментом, который нам дан Богом. Этот инструмент – совесть. Есть заповеди, но без участия совести мы часто не можем понять, что хорошо, а что плохо.
Вот женщина, уже в годах, несет крест, ухаживает за своей болящей внучкой. Ясное дело, это трудно, но мы не знаем ее возможностей, может быть, она могла бы ухаживать еще за двоими? Может быть, она могла бы по тридцать рублей какому-то инвалиду еще посылать? А может быть, она могла, пока внучка спит, приглядывать в течение полутора часов за соседским ребенком? Сколько взять на себя, может решить только она сама, по совести. Каждый христианин должен жить так, как заповедовал Христос, то есть омывать ноги своему ближнему, служить ему.
– Батюшка, у нас вопрос из Новокузнецка, давайте послушаем.
– Скажите, пожалуйста, если Христос нигде не упоминает о Деве Марии как о Матери, а всегда говорит только о том, что Его послал Отец, делает все во имя Отца, правильно ли делает Церковь, что возвеличивает Деву Марию?
– Во-первых, Церковь Деву Марию не возвеличивает. Она, как мы говорили в начале, говорит о своем опыте молитвенного обращения к Богородице, в котором убедилась в Ее ходатайстве за род христианский. Это было явлено и в Покрове – у нас есть праздник Покрова Пресвятой Богородицы. О том, что Господь нигде не говорит о Матери, – вы плохо читали Евангелие. Вспомните сцену у креста: «Жено, се, сын Твой; се, Мать твоя». Богословы это толкуют так, что в лице Иоанна Богослова лучшая часть человечества, обращенная ко Христу и любящая Его, не боящаяся трудностей и страданий, именно та часть, которая стоит у Креста, усыновляется Матерью Божией. Вам мало? Потом, пожалуйста, поезжайте в Рим. Я сам видел фрески I века, изображающие Матерь Божию, в катакомбах. Так что, извините, неправда ваша, те, кто вас обучает этим хитростям, плохо знают Евангелие, и, похоже, из своей деревни никуда не выезжали. А теперь с помощью интернета можно вообще все это посмотреть, все это доступно, так что Бог вам в помощь.
– Есть описание Успения Пресвятой Богородицы, как Господь всех апостолов собрал к Ее гробу, и вообще, торжество, которое сопровождало этот день, конечно, говорит о величии этого события.
– Понятное дело, что в Церкви все происходило постепенно. Во-первых, первые три века были гонения на христиан, и только в катакомбах сохранились эти священные изображения. И уже в дальнейшем, именно из опыта, и возникал, можно сказать, выражаясь светским языком, культ, почитание Божией Матери и всех святых. Хотя святых почитали в Церкви с первого дня, на гробах мучеников уже сооружали престолы, поэтому у нас и обычай есть, что в антиминс вкладывают частичку мощей святого мученика. Это древняя традиция, которая идет как раз от времени катакомб. С этим мы даже не можем спорить, потому что это от начала до конца все не так: никто специально не педалировал это почитание, просто люди молились и получали скорый ответ и называли Ее и Заступницей усердной народа христианского, и Скоропослушницей, потому что помолился – и сразу результат. И это фиксировалось.
Мы сейчас прославляем новых святых, пишем им службы. Можно ведь тоже сказать, что до XXI века никто не почитал митрополита Киевского Владимира. Да, не почитал, а теперь почитают, потому что он прославлен, и что в этом такого? Более того, никаких канонизаций Матери Божией никогда не было, тогда вообще не было такой формы, сама процедура еще не была разработана. Просто в опыте Церкви появлялось это, лучшие люди создавали в Ее честь песнопения, и они принимались церковным народом, потом их принимала Церковь и они становились частью нашего богослужения.
– Батюшка, у нас есть еще звонок, послушаем вопрос.
– Я хотела спросить, откуда взяли сведения о рождестве Девы Марии, о Ее родителях? В Священном Писании этого, по-моему, нет.
– Нет, конечно. Если все описать в Священном Писании, то самому миру не вместить написанное. Помимо Священного Писания есть и Священное Предание. В Священном Писании, например, ничего не сказано о священнической рясе, однако много веков мы носим одежду такого покроя. Что такое Священное Писание? Когда мы встречаемся с братьями протестантами и они дерзают меня в чем-то уловить, начинают мне рассказывать про Евангелие, про Библию, я всегда у них спрашиваю: а откуда вы взяли Библию, а кто вам сказал, что эти книги и есть Библия, на каком основании? Ведь что такое Библия? «Библия», в переводе на русский язык с греческого значит «книги», то есть были какие-то отдельные книги. А кто их собрал в одно и объявил их Священным Писанием? Это Церковь, которая из моря книг выбрала самое важное, признав его святым, и именно это Писание Боговдохновенное. И понятное дело, что Священное Писание не может описать все, но есть же еще и устное церковное Предание. Были века устного Предания.
Библия – это создание Церкви, и написали этот Божественный текст пророки, учителя. И роль Церкви и ее Божественный труд заключается в том, чтобы отличить Духом Святым, это апокриф или это истинное слово Божие; хотя чисто технически они принадлежат разным авторам, Церковь их собрала.
Я иногда даже нашим братьям баптистам говорю: «ну, хорошо, почитайте, что тут написано – Синодальный перевод. Что это значит? Что это за такой Священный Синод, по благословению которого вы теперь имеете текст? Это Синод Русской Православной Церкви, это с благословения Святейшего Синода осуществлен перевод на русский язык, которым вы пользуетесь, да еще дерзаете что-то поправлять и что-то говорить. Что вы в этом понимаете? Это не ваш труд, это труд церковный и Книга Церкви, и в Церкви, помимо Священного Писания, есть и церковное Предание. Конечно, сердцевина его, самая важная часть Предания, это и есть Священное Писание. Но это Церковь определила, это святые отцы IV-V веков выбрали из моря текстов именно эти. Одних Евангелий существует больше тридцати, это Церковь указала, что вот эти четыре только подлинные, а остальные агностические подделки, которые использовали часто церковное Предание, чтобы составлять свои вирши. Потому что Христос это есть слишком большой авторитет».
Даже кришнаиты Христа записывают в свою команду и говорят, что Кришна – это Христос. Поэтому если нет чего-то в Священном Писании, еще ничего не означает. И если завтра Священное Писание исчезнет, как еще преподобный Силуан говорил, то можно написать новое Священное Писание. Если мы берем древние славянские тексты, мы видим, что они не идентичны, как не идентичны одно Евангелие и другое. Потому что в одном тексте использованы слова «иудеи» или «живот», а в другом используются слова «жизнь» и «жид». Слова-то эти идентичны по смыслу, а по написанию они разные. Это о чем говорит? Там есть определенные исторические пласты, но смысл и ценность Священного Писания – в его Боговдохновенности. И там сохраняется, при разных человеческих авторах, одно авторство Духа Святого. И вот чтобы определить это, нужно самому обладать Святым Духом. Это есть только в Церкви, потому что ни на какие другие христианские общества Дух Святой не сходил, а только на саму Церковь, и только Церковь знает, что Библия, а что не Библия, что Предание, а что не Предание. Это вопрос очень тонкий.
А если пойти путем, по которому Лютер пошел, запротестовал очень сильно против тех безобразий, которые в современной ему Католической Церкви происходили, – результатом оказалась потеря одиннадцати книг Священного Писания. Все отброшено, осталось только это. Возьмем человека, и возьмем только его сердце, даже без какой-то части (так называемые Второканонические книги), но если сердце положить на стол, можно ли сказать, что это человек? Нет, нельзя: а где голова, где руки, где глаза? Да, Священное Писание – это сердце Священного Предания, а где же все остальное? Да, сердце – это основное: сердце остановилось – человек умер. Но просто бьющееся сердце – это человек? Нет. Так и просто основывая жизнь только на тексте Священного Писания, – это не христианство, это не полнота христианства. Церковь по своему опыту знает, что без Богородицы нет полноты церковной духовной жизни. Не верите? Скоро мы все будем на Страшном Суде, скоро все мы все узнаем, там всем все сразу станет ясно; осталось недолго.
– Батюшка, у нас еще вопрос, Нефтеюганск на связи.
– Мы с супругой живем отдельно, я виноват в том, что плохо пытался сохранить семью и не сохранил ее. Вопрос такой: когда, казалось бы, все потеряно, надо ли бороться дальше за совместную семейную жизнь?
– Мне кажется, что бороться вообще не надо, потому что в этой борьбе вы ничего не приобретете. Вот, большевики устроили борьбу за справедливость так, как они это понимали, в результате сто миллионов человек погибли в этой борьбе. А сейчас что? Сейчас страна вся разорена, разорена не только финансово и технически, она разорена духовно, то есть честного человека днем с огнем просто не найдешь, у нас берут одного человека и просто переставляют его на другую должность – почему? Да потому что нет другого, вот и приходится одних и тех же на разные места ставить.
Огромный дефицит порядочных людей в нашей огромной стране, и трудно кому-либо что-то доверить. Поэтому и вам не надо ни с кем бороться, ваша задача, если вы мужчина настоящий, убедить жену, что вы стали другим. Убедите ее не словами, а делами, что она будет с вами счастлива. И если не во всей полноте счастья, то, по крайней мере, счастливее, чем без вас, с вами ей будет лучше.
Женщины существа очень доверчивые, гораздо добрей и мягче мужчин, поэтому если вы будете с ней не бороться, а, наоборот, очень смиренны (никогда не считалась для мужчины зазорным встать на колени перед женщиной, наоборот, это говорит о его благородстве, потому что подлинно христианское благородство в том, что сильный становится на колени перед слабым. Когда Христос омывал ноги Своим ученикам, Ему пришлось встать на колени, а, может быть, присесть на корточки. Мы этого точно не знаем, свидетели этого не описывают, но то, что Ему пришлось склонить пред ними главу... Он – Царь и Создатель Вселенной, склоняет Свою главу Божественную перед неграмотными рыбаками, которые 80% из того, что Он им говорил, вообще не понимали и тут же забывали), а ваша жена родной вам человек, – и если ваша семья как-то затрещала по швам, вот какие надо делать попытки. Не словесными уговорами, а делами, – пусть ваши дела, направленные к ней, будут таковы. Может быть, на это потребуется и год, и два, и три, но вы ее убедите. Конечно, вам будет сложней, вы должны будете за женой ухаживать, вы должны будете вновь ее покорить. Но покорить как рыцарь, не в борьбе, потому что рыцарь в борьбе – это только на войне и на поединках, а с женщинами рыцари не борются, они их завоевывают совсем иначе – любовью, добром и лаской. Даже можете стихи писать, песни ей петь – многие рыцари в этом преуспели. Она увидит ваше покаяние, увидит, что вы стали совершенно другим человеком, что вы не мужлан, а рыцарь, она не устоит.
– На этом пути придется много посмиряться…
– Конечно, – а рыцарское служение очень смиренно.
– Многие люди готовы, конечно, посмиряться, но недолго, а надолго их не хватает.
– Если не хватает, тогда, конечно, ничего не получится. И еще: надо помнить, что если, несмотря на все ваши усилия, раны, которые вы ей нанесли, столь глубоки и их залечить уже невозможно, смиренно отойдите в сторону, но продолжайте ее и одаривать, и поздравлять, и служить ей во всем – узнаете, что ей нужно что-то сделать, приходите помогать. Тогда это будет настоящее рыцарство, тогда у вас будет хотя бы шанс. А если будете бороться, то у вас может ничего не получиться.
– Батюшка, беда прошлого – это неграмотность и отсутствие книг, а беда нынешнего времени – все грамотные и книг море. В этих книгах написаны совершенно разные вещи, люди читают их одну за другой, и не могут понять, кому верить? В одних книгах написано, что ИНН и новые паспорта – это величайшее зло, причем это объясняется очень грамотно, а в других – что это не имеет никакого значения, и человек стоит между двумя этими мнениями; куда ему склониться?
– Да, это верно. Как человек не может понять, почему картины Сальвадора Дали при жизни его продавались по 250 тысяч долларов за штуку, в среднем такая была цена. Это был самый высокооплачиваемый художник, хотя то, что он изображает, вообще недоступно пониманию обычного обывателя , и уж дома-то он у себя такую картину никогда бы не повесил. Поэтому чтобы что-то понять в музыке, в живописи, в архитектуре, нужно очень много пройти. Для того, чтобы понять, что такое христианство, нужно уметь, как Священное Писание нам предписывает, различать духов. Человек же хочет, не имея духовной жизни, не имея возможности различать духов, получить какую-то техническую характеристику, с помощью которой он, как лекалом, алгеброй будет проверять гармонию. Это невозможно, это только такие люди, как Василий Великий и Иоанн Златоуст могут отличить – это подлинно, а это неподлинно. Можно и книги различить, можно различать и кинофильмы, и политических деятелей, – только нужно в этом разобраться, а для этого нужны время и огромный труд.
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
Екатеринбург, 4 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Беседа с епископом Каменским и Алапаевским Серафимом в эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение» – Владыка, Вы оптимистично смотрите в будущее и верите, что голос Церкви будет услышан и Церковь будет иметь определенный общественный вес, влиять на общество.
Екатеринбург, 4 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Беседа с кандидатом богословия клириком храма Святой Живоначальной Троицы в Конькове игуменом Дамианом (Залетовым) в эфире телеканала «Союз» – В студии Александр Сергиенко. Сегодня у нас в гостях кандидат богословия игумен Дамиан (Залетов).
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.