Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №35 (644) → Архиепископом Игнатий: Без Церкви невозможно духовное возрождение

Архиепископом Игнатий: Без Церкви невозможно духовное возрождение

№35 (644) / 12 сентября ‘11

Гость

Екатеринбург, 12 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».

Беседа с архиепископом Хабаровским и Приамурским Игнатием в эфире телеканала «Союз»

– В эфире православного телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». С вами ведущий Александр Сергиенко. Гость нашей студии – архиепископ Игнатий, Хабаровский и Приамурский.

Мы поговорим о поездке, которую Вы недавно совершили на Афон в Грецию, а после этого о епархиальной жизни.

Афон – гора святая

– Афон – это традиция, освященная почти двухтысячелетним укладом. Традиционно делегация Русской Православной Церкви посещает монастырь Великомученика Пантелеимона: ежегодно накануне 9 августа делегация архиереев Русской Православной Церкви отправляется на Святую Гору, чтобы принять участие в торжествах, посвященных престольному празднику нашего монастыря. В этом году Святейший Патриарх благословил трех архиереев братских республик, Владыку митрополита Виссариона от Украины, от России – меня, архиепископа Хабаровского и Приамурского, и Владыку Леонида от Беларуси. И вот три архиерея от трех республик прибыли на Афон, чтобы принять участие в торжествах, а самое главное – совершить совместную молитву в Уделе Пресвятой Богородицы.

– Вы там были продолжительное время и, наверное, успели многое сделать.

– Да. На Афоне я был уже третий раз. Первый раз там был иеромонахом, когда только-только начинались паломнические поездки на Афон. Раньше это было сделать очень сложно, ведь нужно было получить разрешение тогда еще советского руководства, а затем благословение, затем получить визу в Грецию, затем добиться разрешения Вселенского Патриарха, потому что Афон – это его юрисдикция, затем получить разрешение управления Горы Афон, и только затем совершить это путешествие, вернее, паломничество. Второй раз я был уже епископом, и вот третий раз – в составе этой делегации.

Всякий раз, когда прибываешь на Афон, имеешь в душе огромное желание посвятить этот, пусть небольшой, период пребывания на Святой Горе молитве Богу, Богородице, святым угодникам, в честь которых освящены те или иные монастыри. И всякий раз поражаешься, насколько Господь и Богородица близки на этой земле твоей душе. В этот раз мы вместе с руководителем Информационного отдела нашей епархии отцом Романом Никитиным и руководителем направления по военно-политической работе и работе с молодежью Александром Ноздриным совершили паломничество по нескольким монастырям. После Пантелеимонова отправились в Иверский монастырь – замечательный монастырь, где находится Иверская икона Божией Матери, едва ли не самый почитаемый образ Божией Матери в мире; как говорят Афонские старцы, перед пришествием антихриста образ Божией Матери уйдет с Афона таким же чудесным образом, как он пришел на Афон. Затем мы побывали во втором по значению после Великой Лавры Афанасия Афонского монастыре Святой Афонской горы – в Ватопеде, где хранятся Пояс Пресвятой Богородицы, глава Иоанна Златоуста, глава Григория Богослова, десница Иоанна Крестителя там же находится. И там находится икона Божией Матери «Пантанасса» – Всецарица, через которую Богородица помогает людям избавляться от злокачественных заболеваний.

Мы побывали в наших двух скитах русских, которые в силу ряда причин политических и духовных теперь уже не принадлежат русскому монастырю, а находятся в юрисдикции греческих монастырей. Это Илиинский и Андреевский скиты. В Андреевском скиту находится голова Андрея Первозванного, и мы прикладывались к этой величайшей святыне. Побывали в монастыре Дохиар, где находится икона Божией Матери «Скоропослушница». Я надеюсь, что наши смиренные, недостойные молитвы дошли до слуха Божией Матери, а через Нее и до Господа.

– Удалось ли Вам пообщаться с местными монахами?

– Афон – удивительное творение Божие. Я не буду сейчас рассказывать историю зарождения монашества, всем известно, что Богородица, побывав на этой земле, благословила эту Гору и сказала, что «благодать Моя и Сына Моего да пребудет на земле сей». И предрекла, что через некоторое время эта Гора Святая станет средоточием самой глубокой монашеской жизни вообще на всей нашей земле и вообще во всей Вселенной.

Святой Горой руководили императоры Византийские, патриархи, турецкие султаны – был и такой период, когда турки завоевали Грецию и владели Афоном. Но это внешне. Внутренне Афон всегда жил по своим обычаям и своим традициям.

Мы общались с монахами в монастыре Святого Пантелеимона, там сейчас живет шестьдесят братьев, это русские, мордовцы, украинцы, белорусы. Возглавляет монастырь арихимандрит Иеремия. Удивительный старец, очень пожилой монах, который на Афоне провел много лет, и, мне кажется, через него Богородица очень часто Сама возвещает Свою волю монахам. Кажется, он не управляет монастырем, а просто приходит на богослужения и молится. Только молится. А на самом деле именно по его молитвам и совершается мирная монашеская жизнь в монастыре. Монастырь огромный, хозяйство очень большое, в последнее время паломников прибывает очень и очень много, и дальше, я надеюсь, их будет еще больше, – их нужно принять, накормить, расселить, им нужно предложить духовно укрепляющее паломничество по Афону и организовать его. Это огромный труд.

И, кроме того, необходимо заниматься огородничеством, строительством, воссоздавать многие здания, которые были разрушены в период безвременья в нашей стране. Ведь Афон тоже пострадал, мы почти потеряли его, и слава Богу, что Богородица Своим святым заступничеством не позволила этому произойти. Братия, кроме того, что служат в паломничестве, совершают самое главное свое дело – молитву за нашу Россию, за наш народ и за весь мир. Эта молитва начинается в три часа по византийскому времени, а надо сказать, что время на Афоне не земное, не мирское, оно византийское: всякий раз, когда солнце садится, часы главной башни Пантелеимонова монастыря, да и вообще на Афоне, ставятся на 12 часов ночи, и с этого времени начинаются ночь и новые сутки, а через три часа после этого начинается первое богослужение. Молитва на Афоне очень неспешная, продолжительная. Электричества в храмах нет, только свет свечей мерцающий, старинная позолота икон. Действительно, «аки на небеси» – такое ощущение возникает, когда присутствуешь там на богослужениях. Так вот, богослужению посвящена едва ли не большая часть их времени. Это тоже большой труд. Братии мало, шестьдесят человек всего, поэтому каждый брат Афонский имеет множество послушаний.

А среди них очень много людей интересной судьбы. Если позволите, несколько слов об одном скажу. Отец Олимпий (не буду говорить его мирскую фамилию, имя и отчество, потому что этот человек очень известен в научных кругах) – профессор, доктор физико-математических наук, ему где-то за семьдесят лет сейчас, пришел к Богу и решил полностью посвятить себя Ему. Он оставил все и отправился на Афон. И до сих пор несет послушание обыкновенного послушника. Служит паломникам, архиереям и священникам. Он почтальон, ездит часто в городок, который находится на границе Афона и материка, и привозит почту. Он великолепный экскурсовод по монастырю, водит паломников по Пантелеимонову монастырю. И вот когда я однажды в личной беседе спросил: «Отец Олимпий, Вам не трудно в Вашем возрасте, кроме того, что Вы присутствуете на богослужениях, кроме того, что Вы занимаетесь послушаниями временными, выполнять еще такие постоянные послушания?». И он мне говорит: «Вы знаете, Владыка, физически трудно, – но какую духовную радость я при этом испытываю, потому что знаю, что мой труд содействует спасению многих и многих сотен людей».

Много состоялось у меня разговоров и встреч с братиями. И о многом я хотел бы рассказать сейчас, это было бы, наверное, интересно, но не могу, потому что эти разговоры были на грани Исповеди, с одной стороны. А с другой стороны, вы знаете, Афон отстранен, люди, которые приходят туда, очень быстро начинают чувствовать и понимать, что жизнь земная, время земное, связи земные остались за пределами их жизни. И поэтому, всем сердцем будучи расположенными к России и вознося о ней и о народе нашем свои молитвы, они все-таки отстранены. Не от нас, а от мирской суеты. Для молитвы нужно именно это, а все остальное не нужно. И, наверное, правильно будет сказать, поделюсь одним своим наблюдением: Афонские монахи, не сразу, конечно, но через довольно небольшое время получают одно качество – они не боятся смерти. И это чувствуется по особому устроению их души. Афон – это уединение, ко всему прочему. Так вот, они не боятся смерти. Одно из ярких проявлений этого – они очень часто остаются ночевать в костнице. Костница – небольшой храм, который стоит в отдалении от Пантелеимонова монастыря, куда складывают главы – черепа всех монахов, которые скончались в этом монастыре. Они подписаны, на полочках вокруг по стенам этого храма находятся. И братия, особенно молодые монахи, кто еще не привык, но учится этому, проводят ночи там. Приходят туда, молятся, специальное там есть ложе, где они и ночуют. То есть привыкают к мысли, что наша жизнь рано или поздно закончится. Мы-то это знаем, но далеко не всегда это помним. И помня об этом, человек постоянно чувствует себя перед лицом своей совести и перед очами Божиими. «Помни о смерти, – святые отцы говорят, – и вовек не согрешишь». И мне кажется, что тот факт, что Афонские монахи очень быстро привыкают к этой мысли и теряют страх смерти, обусловлен еще и тем, что они отвергаются, отрекаются от всех земных привязанностей.

Были у меня разговоры также и с насельниками не только монастырей, но и скитов и калив. Это люди, которые, пройдя этап монастырской общежительной жизни, решили себя посвятить жизни более уединенной и более строгой. Там беседы были более доверительными, но я скажу: наверное, главное, что приобретает монах, уходя в скиты, в каливы, в уединение – глубокое смирение, а через него какую-то удивительную, скромную, осторожную, ненавязчивую любовь к людям, которой в мирских условиях добиться или встретить очень и очень сложно.

Заботы и дела

– А сейчас я предлагаю из Греции переместиться на Дальний Восток и поговорить о епархиальной жизни. Проведя как архиерей работу определенную, Вы можете отметить какие-то изменения?

– Хабаровская и Приамурская епархия – огромный регион, по значимости, я думаю, самая важная на Дальнем Востоке. Тринадцать лет, по благословению Святейшего Патриарха Алексия, Царство ему Небесное, я нес свое послушание на Камчатке. Это миссионерская епархия, где можно было очень много сделать. Когда Святейший Патриарх благословил меня занять эту кафедру, я увидел, какую огромную работу провел Владыка Марк, будучи Правящим Архиереем этой епархии. Только в одном Хабаровске одиннадцать великолепнейших храмов, и один из них – самый большой на Дальнем Востоке, огромный храм в честь Преображения Господня, стоит на берегу Амура. Я увидел, насколько расположены люди к сотрудничеству с Церковью, начиная от полномочного представителя Президента, губернатора, мэра города и заканчивая множеством простых людей. Буквально за первый месяц мне, к большой моей радости, довелось встретиться с министрами и образования, и здравоохранения, и социальной защиты, и культуры. И со всеми мы договорились заключить соглашения по совместной деятельности. Они очень обеспокоились ситуацией демографической, ситуацией в молодежной среде, перспективами развития своего края. Конечно, для меня было огромной отрадой услышать и почувствовать, что без духовного укрепления россиян наше дальнейшее развитие невозможно. Все начинается с конкретного человека, с его душевного устроения. А вот этим всегда занималась Русская Православная Церковь.

Так вот, мы заключили соглашения о сотрудничестве с мэром города, сейчас готовим соглашение о сотрудничестве с министром образования нашего края. По моему благословению, в епархии создан Информационный отдел, хотим в ближайшее время создать целую информационную структуру, чтобы люди, живущие в крае, знали, чем занимается Церковь, видели результаты ее деятельности. Наш Информационный отдел заканчивает разработку интересного, мощного сайта. Я благословил создание Отдела культуры нашей епархии, раньше его там не было, потому что к современному человеку, высокообразованному, культурно развитому, очень часто нужно обращаться не на языке религии, который он еще не понимает, а на языке культуры, причем православной культуры.

По моему благословению создан Отдел катехизации, это очень важная составляющая нашей деятельности. Многие люди сейчас хотят обрести Бога, но не знают, как это сделать, а самое главное – где? Сейчас о нашей Церкви довольно много противоречивых мнений ходит и в СМИ, и в интернете. И человек, который решил познакомиться с Православием, должен узнать о нем истину доступно и (может быть, я не совсем верно это слово употреблю) интересно.

У нас сейчас очень серьезно реконструирован Военный отдел, потому что священнослужители сейчас идут в военные структуры, в воинские части, на корабли, на подводные лодки, чтобы нести слово Божие и укреплять дух российского воина.

По моему благословению, создан Отдел образования. При встрече с министром образования нашего края мы пришли к соглашению, что Церковь должна очень ярко и убедительно говорить молодому человеку об истинных ценностях жизни. Считаю, что без Церкви невозможно духовное возрождение.

– Владыка, Вы говорите о миссионерской работе, но географическое положение епархии подразумевает какую-то внешнюю работу, ведь это пограничная территория – рядом другие государства, и мне кажется, что не только епархия, а весь край должны быть образцовыми?

– Хабаровский край – центр Дальнего Востока. Наверное, он должен являться образцом во всех отношениях, тем более что Святейший Патриарх Кирилл благословил сейчас мне организовать и курировать несколько проектов по всему Дальнему Востоку. Один из них – проект возрождения коренных малых народов Сибири, Севера и Дальнего Востока. Эти народы вымирают, спиваются, и если сейчас не обратить очень пристальное внимание, то через несколько даже не десятков, а просто лет они перестанут существовать как отдельные этносы. И я считаю, что укрепление и развитие этих народов должно начинаться с того, чтобы укрепить их духовно.

Большой очень проект, который тоже мне предстоит возглавить и стать его координатором, – проект общей системы дистанционного обучения и образования по Дальнему Востоку. Проект этот касается священнослужителей, миссионеров, катехизаторов, которые там трудятся. Образование необходимо, обмениваться опытом необходимо. Как это сделать? С помощью дистанционного обучения. И вот сейчас нам, дальневосточникам, необходимо продумать систему интернет-обучения по всему Дальнему Востоку, которая могла бы помочь священнослужителям отладить свое ежедневное обучение.

Главное – духовное укрепление

– Скажите, открытие дверей монастырей для мирян, как Вы считаете, приемлемо ли в Вашей епархии?

– Да, это просто нужно, необходимо делать, я считаю, что монастырь должен существовать, в основном, чтобы человек мог прийти и духовно укрепиться, получить стимул для духовной своей дальнейшей деятельности в миру. Только для этого монастыри и существуют. Насельники – конечно, их задача спасаться своим монашеским путем, но главное предназначение монастыря – духовное укрепление тех, кто трудится в нем. Потому что главная задача Церкви – это не уйти в монастырь, нет, ни в коем случае; главная задача Церкви – нести слово Божие людям. «Идите и научите, – говорит Христос, – все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа. И уча делать то, что Я сегодня заповедовал вам. И вот, Я с вами во все дни до скончания века». И Он не говорит: уходите все в монастыри, нет – «идите и научите». И монастыри тоже должны выполнять эту миссию. Об этом и Святейший Патриарх говорил.

Другой вопрос, что монастырь организовать невозможно, он может возникнуть только по благословению Божию, когда у человека в душе возникнет отклик на призыв Божий. Господь призывает – человек откликается на Его глас. Такие люди есть в нашей епархии, их немного, правда, и я уже благословил подготовку к созданию монастыря. Но как Святейший Патриарх совершенно правильно, на мой взгляд, решил, отныне в епархиях будут создаваться не монастыри, а Архиерейские подворья. И когда за несколько лет это подворье зарекомендует себя, покажет, что оно достойно называться монастырем, приедет комиссия от Московской Патриархии, посмотрит на уклад жизни этих людей, на итоги их духовного развития и духовного пути за предыдущий период, и тогда только решит: может это подворье называться монастырем или нет. Сейчас такое мужское подворье для нашей епархии будет создаваться, руководитель подворья уже есть, это отец Тихон. Женский монастырь у нас есть, возглавляет его игумения Антония, замечательная игумения, на мой взгляд.

Но, как я уже сказал, главное в монастыре не стены и даже не храмы, а люди, которые его населяют, которые готовы полностью посвятить свою жизнь Богу, Церкви, людям именно в монашеском чине на монашеском пути.

– Большое спасибо, Владыка, что Вы нас посетили, спасибо за интересную содержательную беседу, и всего Вам доброго.

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»

(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.


Смотрите программу «Беседы с батюшкой» на православном телеканале «Союз»: воскресенье, понедельник, вторник, среда – 22.00 (прямой эфир), вторник, среда, четверг, пятница – 10.00 (повтор вечерней программы). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому). Телефон прямого эфира: (495) 781-49-54

 
Беседы с батюшкой

Священник Максим Каскун: Гнев похищает благодать из душ наших

Екатеринбург, 12 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Беседа с настоятелем храма Тихвинской Иконы Божией Матери в селе Выпуково священником Максимом Каскуном в эфире телеканала «Союз» – В эфире православного телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». С вами ведущий Александр Сергиенко. Наш гость – настоятель храма Тихвинской Иконы Божией Матери в селе Выпуково священник Максим Каскун.

 
Епархия

Ижевская и Удмуртская епархия

Екатеринбург, 12 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Митрополит Ижевский и Удмуртский НиколайДата рождения: 22 мая 1927 г. Дата хиротонии: 21 июля 1985 г. Дата пострига: 13 ноября 1954 г. День ангела: 9 августа.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс