Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбург, 12 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».
Беседа с архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Кириллом в эфире телеканала «Союз» и радиоканала «Воскресение»
– Здравствуйте, дорогие друзья, в эфире телеканала «Союз» очередной выпуск программы «Архипастырь». Мы будем беседовать с архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Кириллом. Владыка, здравствуйте, благословите наших зрителей.
– Добрый вечер! Господь да благословит всех вас!
– Заканчивается Успенский пост. И начать беседу с Владыкой Кириллом мы решили именно с этого периода церковного календаря, жизни христианина. Я вспоминаю – может, трагикомичную – историю из жизни нашего канала. Когда-то давным-давно, когда телеканал «Союз» только запускался, у нас работало несколько молодых сотрудников, и они в канун, кажется, одного из Великих постов так дерзновенно ко мне приступили со словами: «Отец Димитрий, ну не может быть, чтобы Вы действительно постовали, это же совершенно невозможно! Вы же современный, грамотный человек, так себя мучить – это нельзя. Вы же наверняка, оставаясь один на кухне или у себя в кабинете, тихонько кушаете колбаску». Я сначала даже не понял, о чем они, потом до меня дошло, что современные грамотные ребята просто искренне не знают и не понимают, что такое пост и что его действительно можно искренне соблюдать. Я им сказал: «Знаете, я пост стараюсь держать с 14 лет и для меня лично пост – это радость, а не тягость».
С этой, Владыка, немножко, может быть, смешной истории хотелось бы начать наш разговор. А что такое пост лично для Вас?
– Если можно, я насчет колбаски: как мне говорят, колбаска – это сейчас не мясное произведение. Может быть, это как раз и есть в каком-то смысле воздержание. Пост – нормальное состояние души и тела в то время, в которое повелевает Святая Церковь. И человек, который живет в церковной ограде, к этому привыкает, и постные дни становятся нормой жизни. Ведь пост не только Успенский – есть Великий пост, Рождественский, Петров, в течение года и постных дней достаточно много: среда и пятница – такие же настоящие постные дни, которые должен соблюдать настоящий христианин, помня о страданиях Христа, о предательстве. Пост – это время духовной весны, что всегда утверждает Святая Церковь, и призывая к посту, она говорит: «Постимся постом приятным». Приятность и ощущается человеком верующим, тем, кто приходит в Церковь с открытой душой. Полагаю, что для людей, ведущих образ жизни нецерковный, все это будет сразу тяжело. Пост точно так же тяжело переносить, как тяжело внезапно вошедшему в ограду церкви человеку, например, слушать церковно-славянский язык и пение на службе, – все тяжело. Но когда человек начинает понимать красоту церковно-славянского языка, он уже не думает о том, что есть другое средство общения. Он желает слушать только церковно-славянский язык на богослужениях. Точно так же и человек, который постится, входит в радость этого поста. Потому что на самом деле – это значительное облегчение для души, не только для тела. И я считаю, что постящийся человек, как правило, человек счастливый. Он не делает из этого никакой проблемы. Он живет полнотой жизни. А непостящийся человек полнотой жизни не живет, не может почувствовать этой радости от постного бдения, от состояния духа, которое бывает постом, когда человек сосредоточивает свою внешнюю жизнь, постясь, со своей молитвой – сугубой внутренней, общецерковной. Поэтому я предлагаю всем, даже тем, кто не пробовал никогда поститься, помолясь и благословясь, взять и попоститься. И попробовать порадоваться духовной радостью, ощущая близость Бога.
– Какая же радость от того, что человек не кушает мяса? Для многих мужчин – это камень преткновения. Даже, может быть, не столько супружеская жизнь (по крайней мере, для некоторых), сколько человек впадает в ступор, думая: «Как я буду две недели, а в Великий пост и значительно больше, не есть мяса? Это невозможно!». Какая же может быть радость от воздержания?
– Если мы удалимся на несколько десятилетий назад, то увидим, что в рационе обыкновенном наших дедов и прадедов мясо было не так часто. Оно было праздничной пищей, а не ежедневной. Это препона психологическая, а не физическая – кто-то может жить без мяса всю жизнь и не страдать от этого, а кто-то не может себя на это настроить. Поэтому, я полагаю, главным образом это внутреннее отношение к проблеме. Кроме того, мое субъективное мнение: человек привык мыслить какими-то стандартами. И считается, что пост – это только картошка, хлеб, и все.
Знаете, в ряде епархий, я сам в этом участвовал, проводили фестивали постной кухни. Мы показывали людям обилие возможностей, которые предоставляет пост, если у кого-то случаются какие-то свои маленькие праздники: дни рождения, дни тезоименитства, какие-то еще события. То есть не надо на этом зацикливаться. Безусловно, если человек много физически трудится, ему необходимо соответствующее питание. Но ведь и Церковь подходит ко всему выверенно, потому что та реклама, которая дается сейчас о посте, это как раз пост монастырский, это идеал, к чему надо стремиться. Вот в монастыре сейчас кушают так и так, а вы живете не в монастыре, учитывайте: можете вы так – живите, а не можете – подойдите к священнику, может быть, какое-то послабление будет. Только это надо делать с благословения. Потому что есть воздержание не только от мяса, но и от рыбы и молочных продуктов. Какое-то снисхождение конкретному человеку вполне может быть. Но, с другой стороны, думаю, что прежде всего это проблема внутреннего состояния, не физического.
Снисхождение и строгость
– Владыка, на телеканале батюшки очень много говорят о посте, и почему-то подавляющее большинство из них начинают как раз с темы снисхождения: этим можно не поститься, тем можно не поститься, этим можно сделать послабление, те тоже могут то и то. Насколько это правильно? Мы говорим, что «если вы болеете, то можете пост не соблюдать», – а может быть, в болезни наоборот, стоит человеку попоститься, и, может, поменьше болезней будет? Где здесь грань между разумным снисхождением и разумной строгостью?
– Вы, как профессиональный врач, знаете: бывает так, что болезни и лечатся постом. И ряд болезней как раз является следствием невоздержания в пище, поэтому как раз пост гораздо более потребен для человека. Снисхождение может быть и должно быть. Но опять же это индивидуальный подход, и он может быть использован тогда, когда священник, духовник знает конкретного человека, его немощи, его возможности. От поста никто не освобождает. Это не значит, что человек не должен поститься. Он может поститься, но в чем-то другом, в количестве пищи, с благословения духовного отца налагать на себя дополнительные духовные обязанности. Снисхождение может быть, но допуская все, мы можем допустить и отсутствие самого поста. Церковь установила закон на все время пребывания человеческого на земле, и посты никто не будет отменять. Поэтому надо к этому подойти со смирением, силой духа, с любовью, и все будет хорошо.
– Сейчас высказываются две полярные точки зрения, и в жизни они, так или иначе, реализуются. Одна: главное – это любовь, а то, что ты колбасу в пост съел или молочка попил, – ничего страшного. Главное любить всех, не раздражаться – духовная сторона, а то, что ты нарушаешь телесно, не страшно. И другая точка зрения – когда человек суров с ближними, раздражителен, но он при этом очень внимательно смотрит на написанный на баночке состав растительной икры, глядя, нет ли там миллиграммов жира. Где золотая середина? Можно ли говорить, что главнее, что второстепенней? Насколько должно духовное и физическое сочетаться друг с другом?
– Вы абсолютно правы, рассказав об этих крайностях. Конечно, человек может не кушать мяса вообще, при этом пожирать людей денно и нощно. С другой стороны, постоянное послабление самим себе и затем и другим может привести вообще к устранению от тех законов, которые нам оставлены. Пост – это некая форма, которая содержит мирное состояние души. Почему и говорится, что он всегда должен проходить с благословения, потому что на любой пост Церковь благословляет человека. И человек, который чувствует, что у него есть какие-то проблемы, может обратиться к своему духовному наставнику с тем, чтобы эти проблемы каким-то образом разрешить. Но любить весь мир гораздо проще, чем любить конкретного человека. Потому что любить конкретного человека значит жертвовать самим собой для чего-то. Мы должны стремиться к тому, чтобы, любя конкретных людей, приносить пользу конкретным людям, своим ближним, и содержать себя в тех законах, которые нам оставляет Святая Церковь. Заметьте, что грех не появился в XXI веке – многие грехи, которые присутствуют в нашей жизни, были и сто, и тысячу лет назад. Но при всем том общественное сознание утверждало, что «это грех, так делать нельзя – это плохо; так получилось, но делать этого нельзя». А сегодня это отсутствует, и мы прекрасно понимаем, что болезненно отсутствует понятие греха: что бы ты ни делал – все разрешено. Поэтому лучше все-таки держаться внутренних и внешних законов, чтобы на душе было спокойно. И стремиться быть христианином по существу, исполнять заповеди Божии и те церковные установления, которые нам Господь дал.
– Практически каждый пост, особенно Великим постом, возникает церковно-общественная дискуссия на такую деликатную тему, как супружеские отношения. Все-таки, наверное, это не тема для разговора двух монахов, но, тем не менее, можно или нельзя? Или это решать двоим? Или решать с духовником? Насколько это допустимо постом – супружеские отношения?
– Зачем выдумывать велосипед? Это все очень просто. Что значит – с духовником решать или не решать? Разрешены венчания, – в какой период можно, тогда и венчают. Здесь нет никаких вопросов.
Вообще, очень страшно видеть свадебную церемонию в Великую пятницу. У меня просто при этом сердце болит. Это может сделать человек, который не то что не верит в Бога, просто не уважает землю, на которой он живет. Есть вещи недопустимые. В грех может впасть каждый человек, и слабость присуща человеку, но есть вещи, которые категорически нельзя делать, как нельзя убивать, вредить другому. Есть традиции в нашей стране – они основаны на церковных правилах. Когда люди венчаются? На Красную горку, все знают. Помните, пословица такая была «покрой землю снежком, а меня женишком» – это на Покров. Есть времена, в которые традиционно совершаются браки, и ради Бога, пожалуйста, но злоупотреблять этим точно не надо.
– А потом, пост – это время воздержания не только в колбасе, но и в каких-то удовольствиях, в том числе и плотских.
Вопрос от Татьяны: «Я нахожусь в ожидании ребенка, знаю, что перед Исповедью и Причастием нельзя принимать пищу, но в силу беременности при голоде я чувствую сильное головокружение и могу потерять сознание. Можно ли беременным женщинам принимать пищу перед Причастием?»
– Лучше прийти в храм и причаститься, как причащаются все другие взрослые люди. Я думаю, что для поддержки может присутствовать другой человек, который может сделать так, чтобы вы чувствовали себя уверенно. Взрослый человек вполне может причаститься, не вкушая пищи перед Причащением.
– Владыка, все, что касается поста и верующих людей, – тут все понятно. А Вы могли бы найти какие-то особые слова для малоцерковных молодых людей, которые, просто переключая каналы, сейчас случайно наткнулись на телеканал «Союз», услышали нашу, я надеюсь, интересную беседу, остановились... И вот Владыка говорит о посте – что бы Вы могли сказать нецерковным и, может быть, неверующим людям? Зачем им надо начать, попробовать попоститься?
– Неверующим надо для начала попытаться обрести веру, а потом уже все, что с этим связано. А нецерковным, молодым же все интересно – надо попробовать. Попробуйте попоститься так, как нужно, не просто соблюдать некую диету или не кушать, но еще и в храм зайти, постоять за богослужением, попытаться вникнуть в слова богослужения, найти храм, который был бы уютен и удобен для вашей собственной души, – побыть там на службе. Потому что редко кто остается безучастным, стараясь вникнуть в суть произносимых богослужебных молитв, песнословий. Я бы очень хотел, чтобы таких людей, которые заходили на службу и останавливались там, было побольше. Потому что невозможно не зацепиться душой за то, что происходит в это время в храме Божием. Пост – это на самом деле интересное время. Человек начинает обретать себя более легким в этой жизни, с тем, чтобы трезвее и веселее смотреть на окружающую нас действительность.
– То есть молодому человеку можно сказать, что если следовать призыву «в жизни надо все попробовать», то надо попробовать не только плохое, но и хорошее.
– Вот именно. Пробовать надо не только различные тоники и другие напитки, но попробовать воздержание. Может, оно будет не менее радостным, чем какие-то радости искусственные.
Внешность бывает обманчива
– Светлана из Моршанска спрашивает: «Как нужно жить и вести себя в миру, не обижая людей, когда на время поста приходятся праздничные мероприятия? Как от них уклоняться? Или не уклоняться? А если человек обидится?».
– Постом, конечно, лучше уклоняться от мероприятий, любых. Для духовенства, архиереев это настоящая беда, потому что окружающая нас жизнь с этим не считается. В Екатеринбурге в субботу был День города. После Преображения – это радует, но не радует, что Успенским постом: если это День города, то в нем должен участвовать весь город. А если православный город в этом не участвует? Тогда этот день не может быть Днем города? То есть нужно учитывать определенные интересы. И я бы предложил всем (и сам стараюсь) – максимально не участвовать там, где такая возможность есть. Но там, где нет выхода, вести себя естественно, не напрягая окружающих своим постным видом, но при этом не поддаваясь соблазнам, которые там могут быть.
– Кстати, о виде: мы сегодня уже несколько раз говорили, что пост – это радостное время, и в то же время человек, случайно зашедший в храм, видит скорбные лица, черные платки суровых церковных женщин... Как эта суровость и воздержание сочетаться должны с радостью? Насколько должно быть видно, что человек постует сурово?
– Суровую женщину, конечно, в храме лучше не встречать. Не всем это доставляет удовольствие. Это, кстати, одна из проблем, тема для нашей будущей беседы. Человек, приходя в храм, не священника встречает, а сотрудников храма. Если он встретит суровых сотрудников храма, очень строго постящихся и при этом не любящих тех, кто заходит без платочков или в неположенной одежде, то это не вызовет бурю положительных эмоций. Объяснить нужно с кротостью, с любовью к этому человеку, как должно быть. Что же касается внешних проявлений, то пост – это внутренняя радость, и такая радость не может выражаться в песнях и каких-то бурных изъявлениях. Может быть, тихая радость – это как раз благодатное состояние души, о котором и Церковь говорит, и стремится человек в своей жизни. Потому что бурные радости достаточно быстро надоедают. Конечно, хочется не скорбеть всю жизнь, а тихо радоваться – это мечта и желание очень и очень многих людей. Чтобы этой тихой радости достигнуть, существуют внешние законы, которые, вводя нас в некие рамки, показывают – пойдешь туда, можешь эту радость обрести. А не пойдешь – можешь попасть совсем в другое место. Суровость, внешние проявления суровости – это может быть и у очень добрых людей. Мы видим человека, который, с нашей точки зрения, крайне суров и недоступен. На самом деле у него только вид такой. Помните, Чехова все упрекали, что он высокомерный, надменный, что смотрит на всех сверху вниз? На самом деле, у него пенсне все время спадало, и он вынужден был все время высоко закидывать голову, а производил впечатление на современников, не общавшихся с ним, именно такое. Внешность часто бывает очень обманчива. И нам, как христианам, лучше все-таки смотреть на сущность, а не на внешнее проявление.
Беседовал игумен Димитрий (Байбаков)
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
Свои вопросы в программу вы можете задать так:
Екатеринбург, 12 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». 27 сентября – Крестовоздвижение 27 сентября Святая Церковь совершает праздник, который открывает церковный новый год, – Крестовоздвижение.
Екатеринбург, 12 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». 22 сентября – день памяти преподобного Иосифа Волоцкого 22 сентября, на следующий день после Рождества Святой Богородицы, Святая Церковь совершает память святых Богоотец Иоакима и Анны, родителей Пресвятой Девы, о которых мы неоднократно рассказывали.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.