Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №31 (640) → Две пятерки отца Иоанна

Две пятерки отца Иоанна

№31 (640) / 15 августа ‘11

Материал подготовила Лидия ЕжковаЮбилей

Знаменательный юбилей отметил клирик Иоанно-Предтеченского храма города Екатеринбурга, духовник Екатеринбургской епархии митрофорный протоиерей Иоанн Осипович – 55 лет служения Церкви. За плечами батюшки долгая, трудная, интересная жизнь, насыщенная многими событиями, как радостными, богоугодными, так и печальными... 55 лет службы Богу, Церкви, людям – разве это не повод, чтобы оглянуться назад, вспомнить все, что было, подвести какие-то итоги? Впрочем, предоставим слово самому батюшке Иоанну.

– В 1976 году, когда я служил еще в Мордовии, в Рузаевке, на меня было совершено покушение, чтобы я не смог продолжить строительство церкви. Нашлись негодяи, которые из обреза с двух метров выстрелили мне прямо в грудь. В одиннадцать часов вечера меня прострелили, а в пять часов утра «Голос Америки» уже передал, что «в Советском Союзе, в Мордовской АССР в городе Рузаевке застрелили протоиерея, священника Иоанна Осиповича». Вертолет санитарный сразу прилетел, доставили в республиканскую больницу, где меня срочно прооперировали.

После я 26 суток в реанимации пролежал и шесть месяцев в госпитале республиканской больницы города Саранска. От войлочного пыжа, который во мне сидел, у меня началась газовая гангрена, правая рука стала сине-черной и распухла, перешла опухоль и на грудную клетку. Как мне потом говорили опытные медики, при таком ранении и при таких осложнениях из тысячи людей выживает только один. И вот этим одним я у врачей на их пути встретился. Шесть операций перенес от этого ранения, пять из них было сделано в Кузбассе, в Кемеровской области, в городе Прокопьевске, в научно-исследовательском институте.

– Батюшка, а того негодяя, который в Вас стрелял, все-таки нашли и наказали должным образом?

– Там он был не один. Через два месяца раскрыли преступную группировку, повесили на них 32 преступления, совершенных в городе, в том числе и покушение на меня. И хотя им инкриминировали это преступление, оно так и осталось нераскрытым.

– Почему?

– Потому что оружия, из которого в меня стреляли, не нашли, а если нет оружия – нет состава преступления, потому что нет вещественного доказательства. Как говорят, нет оружия – нет преступления, нет человека – нет проблем.

– Но Вы, слава Богу, выжили...

– Да, выжил, но, как выяснилось, у нападавших на меня, были другие цели. Меня искалечили, конечно, сильно, но они-то хотели застрелить меня, четырех моих сыновей, матушку оставить в живых, чтобы выпытать у нее, где в доме хранятся деньги, ключи от гаража, от машины. И она бы отдала сережки и колечки свои, крестики, потом бы ее убили. В гараж пошли бы, канистру бензина взяли бы, в доме все бы бензином облили, сложили бы там все трупы, закрыли бы и сожгли дом, а на машине моей уехали бы. Вот такие планы были.

– Батюшка, столько времени прошло с тех пор... Где-то в глубине души Вы простили этих злоумышленников?

– Простил, потому что глупых людей всегда надо прощать. Помню, когда я лежал в больнице, меня отпустили на выходные домой, навестить семью. Я приехал, и ко мне приехал главный врач всех лагерей и тюрем Мордовской Республики, чтобы крестить своего ребенка. А тогда же было такое гонение на христиан, преследование Церкви...

– Тайно крестили?

– Да, тайно, я на дому крестил дитя. А потом он мне говорит: «Батюшка, у меня ведь сидят эти преступники, которые Вас прострелили и хотели Вашу семью уничтожить. Если хотите, то я им всем сделаю прививки соляные, какие делают бешеным собакам и кошкам в ветеринарных лечебницах, и они в течение пятнадцати минут руками и ногами подрыгают и отойдут с миром, не будут мешать никому». Я ему говорю: «Сыночек мой, не надо брать такого греха на свою совесть, я Вас не благословляю. Если Вы так поступите, как мне сказали, там Вы будете всю свою земную жизнь, и Ваша семья, жена, дети, и моя семья, и жена, и дети, и я – все будем мучаться душевно и страдать за то, что такой грех сотворили, живя на земле. А за каждый грех, совершенный нами на земле, придется перед Богом держать отчет: Он спросит за каждый наш содеянный грех, и нам надо будет что-то отвечать за наши деяния. Как нам будет стыдно, срамно, и наши души будут чувствовать себя греховными. И этот наш поступок может повлиять и дальше на нашу духовную жизнь, и земную, и ту, небесную».

Бог ведь сотворил мир видимый, материальный: планету Земля и все, что на ней. Он сотворил и другие планеты, другие галактики, другие миры, знаемые и не знаемые наукой. Но еще Он сотворил и мир невидимый, духовный, ангельский. Для кого Бог сотворил этот невидимый мир? Он сотворил его для Себя, для херувимов и серафимов, для ангелов и архангелов, для святых апостолов, для святых пророков, для мучеников, для святителей и угодников Церкви Христовой. И этот духовный мир ангельский око человеческое не видит, он имеет ограничение Божественное, недоступное нам, людям.

Почему коммунисты, атеисты, сатанисты не верили и не верят Богу? В 1953 году к руководству в России пришел безбожный человек Никита Сергеевич Хрущев, который объявил войну Господу Богу и святым его. Всячески хулил, говорил везде по телевидению, по радио о мире, называл себя миротворцем, а на самом деле был человек пустой. И все его слушали, и все дурные повеления его исполняли. И чем это все его правление закончилось? Великим позором для России и для Российского государства. Он не отвечал за свои слова, которые он всему миру вещал своими богохульными устами. Он всем говорил, что Бога нет.

Но для других людей Бог есть, был и вовеки будет. Раз Бога нет, надо на этом точку поставить, и больше об этом речи не вести никогда. А то считают, что Бога нет, а сами тайно объявляют войну Церкви, верующему народу христианскому и навязывают свои идеи богоотступнические. И путем обманным из государственных банков берут большие суммы денег народных и тратят эти деньги на необъявленную войну против Бога, на агитацию. Этим ослаблялась религиозно-нравственная жизнь России, устои России и травмировались жизни человеческие.

Спрашивается, вы умные или безумные? Раз нет Бога, с кем же вы воюете? Получается какое-то бездушие, пустота. И такая идеология может находиться где? Не в умах человеческих, а в овраге истории, на свалке. Так вот и оказалось, что он, этот вождь безбожный, оказался на свалке истории.

– Вы родом из Белоруссии. Как Вы попали служить на Урал?

– Мне идет 74-й год, из них 55 лет служу в священническом сане.

Служить в Иоанно-Предтеченский храм я приехал в 1978 году, еще при архиепископе Мелхиседеке, потом служил при епископе Никоне и при архиепископе Викентии в этом храме.

– Расскажите, пожалуйста, о Ваших духовных наставниках.

– Мое рукоположение во диаконы состоялось в городе Минске, столице Белоруссии, 11 октября 1959 года. Рукополагал меня епископ Леонтий, викарий Минской епархии, который впоследствии был переведен на Оренбургскую кафедру, где и отошел в мир иной в сане митрополита. Во священники меня рукополагал сам митрополит Минский и Белгородский Гурий, который из Белоруссии был переведен на Симферопольскую кафедру, на место умершего архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). Он там послужил немного, отошел в потусторонний мир, похоронен на Симферопольском кладбище, и их могилы находятся рядом. Я со своей матушкой, покойницей, были на этом кладбище, на этих могилках, мне интересно было узнать, где покоятся эти великие люди. Отслужил там панихиду по архиепископу Луке и митрополиту своему, который меня вывел в люди, дал мне свое святительское благословение стать священнослужителем Церкви Христовой. Я ему всю жизнь благодарен и всю жизнь молюсь, и сколько Господь сподобит меня жить на этой земле, всегда он будет в моем сердце, в моем уме, пока мое сердце не остановится.

– Батюшка, а у Вас есть духовные чада, которых Вы благословили на служение?

– Есть, и немало. Я и в семинарию рекомендательные письма давал для поступления, и характеристику давал многим, которые готовились к рукоположению в нашей епархии. С того времени, как я стал духовником епархии, так все присяги принимаю к рукоположению во диаконы, во священники.

– Только удивляться приходится, как у Вас на все хватало времени и сил?

– У меня всегда был крепкий и надежный тыл. Моя матушка, Вера Борисовна, так сильно меня любила и так меня узнала, что по одному моему лицу определяла, в каком я настроении домой прихожу. Всегда интересовалась: «Отец, у тебя по службе-то все хорошо, что-то ты не в себе сегодня?». Я отвечаю, что все хорошо, что все нормально. Но ее не провести было. «Что-то ты лукавишь, чем-то ты расстроен...». Да не хотел я говорить ничего, а она меня так умело, деликатно «раскручивала», а потом еще и утешала, дельные советы давала.

– Батюшка, семья – это Малая Церковь, так что у вас прямо дома проходили «малые церковные советы и соборы».

– Матушка очень любила меня слушать, когда рассказывал, что происходило в храме, какая торжественная и многолюдная служба была, когда Владыка служил. Кажется, все уже ей рассказал, а она все продолжает расспрашивать. Вот такая матушка у меня была любопытная, очень интересная женщина, так мне было с ней хорошо, так счастливо мы с ней жили, сорок пять лет как один миг пролетели в любви и согласии. И она мной дорожила, и я ею дорожил, и вечно ее буду помнить, – сейчас я понимаю, что это Божий дар был мне на жизненном пути...

У отца Иоанна нет официально ни начала, ни конца рабочего дня, он работает до тех пор, пока в нем есть нужда его прихожан, его паствы. И даже когда он после службы выйдет на какое-то время на улицу подышать свежим воздухом и присядет на скамеечку около храма, к нему обязательно подходят люди, что-то спрашивают, рассказывают, он слушает, советует, благословляет. И это стремление людей говорит о бесконечной любви и уважении верующих к своему пастырю. А отец Иоанн, в свою очередь, так же бесконечно любит свою паству. У батюшки давно стало доброй традицией, что при переводе на службу из одного прихода в другой он всегда обращался к своей пастве с прощальной проповедью, со словами благодарения и напутствия.

В мои руки попал текст прощального слова священника Иоанна Осиповича прихожанам села Козлятского Пензенской области, сказанного им в 1970 году:

«Возлюбленные братия и сестры мои! Настало время мне расстаться с вами, дорогие и милые мои. Ныне я должен сказать вам проповедь и преподать вам последнее пастырское свое наставление и благословение и разлучиться с вами.

Если я, как человек, кому-либо не угодил или не послужил, или в чем-либо погрешил, прошу простить меня по закону христианскому, а я в душе своей всех простил и теперь прощаю всех тех, которые через меня теперь сподобились святого Крещения и сочетались браком, да укрепит Господь Своею благодатью в вере христианской! Да будут они людьми трезвыми и честными, и добрыми христианами, для Родины Матери преданными во всем. И да поможет им Господь достигнуть вечного Божия Царства и радостей нескончаемых.

Отцов и братьев и сродников ваших, которых я похоронил, да упокоит Господь в Своем Небесном Царстве!

Всех тех, которые приходили ко мне на Исповедь, и от моих недостойных рук сподоблялись принимать Пречистое Тело и Кровь Христову, да помянет Господь в Царствии Своем и да простит им вольные и невольные грехи. И всем желаю от Бога благ земных и небесных.

Сердечно благодарю всех тех, которые меня слушали, любили и помогали мне в моих нуждах житейских. Благодарю и за большое, и за малое. На Божием Суде не забудет Господь и одной чаши воды, которую мы подавали ближнему своему во имя Господне. Не забудет Господь и той жертвы, которую подавали вы служителю веры, трудившемуся о вашем спасении. Не обижаюсь и не ропщу на тех, которые ничего не уделяли мне и укрывались от меня и, вместо благодарности, злословили и осуждали меня. Более всего радуюсь духом за тех, которые со вниманием слушали проповеди мои и посильные наставления, и с любовью исполняли их. Это я считаю для себя великою наградою, от Бога посылаемою.

Ныне же, разлучаясь с вами и поручая вас всеблагому Промыслу Божию, прошу и молю вас, братия, приходите неленостно в храм Божий на молитву, уважайте и любите вашего нового священника, как любили и уважали меня. Будьте милосердны ко всякому человеку, воздержаны в словах и поступках, живите честным трудом и не ссорьтесь между собою; не осуждайте ближних своих, особливо же невинных и честных, и приучайте себя ко всему доброму. В Божием Писании сказано: слава и честь, наипаче же от Бога, всякому делающему благо (Римл. 11, 10). Детей своих учите грамоте, воспитывайте их в страхе Божием, чтобы они стали умными хозяевами нашей Родины и добрыми отцами, добрыми христианами, полезными членами общества и вам были бы надежной опорою в вашей старости.

Вот, дорогие мои прихожане, посильное мое слово, которое желал я сказать вам при разлучении с вами. Примите нового священника с любовью и поминайте меня в ваших молитвах. Не забуду и я вас перед Богом, как своих дорогих незабвенных прихожан. Прошу вас, поминайте в молитвах моего утонувшего сынка, младенца Александра, которого я оставляю вам. Сам Христос да благословит вас миром, любовью к новому вашему батюшке, благословение Господне да пребудет со всеми вами. Аминь».

Поначалу мне показалось, что если произвести нехитрые математические расчеты, то можно хотя бы приблизительно узнать, сколько за 55 лет своего пастырского служения, а это более двадцати тысяч дней, сумел выслушать, исповедовать, причастить отец Иоанн. Но батюшка привел один пример, после чего я поняла, что задумка моя нереальна: как-то за службу в Великий Четверг в одном из храмов Мордовии он исповедовал и причастил 750 человек – начав в 7 часов утра, а закончив в 9 часов вечера и затем просто-напросто отжал над ванной одежду, которая была на нем, – настолько она промокла от пота,

Так что сегодня можно с полной уверенностью поставить батюшке, прослужившему 55 лет, две пятерки – и за пастырское окормление своей паствы, и за благочестивую христианскую жизнь в семье, за воспитание сыновей, за любовь, верность и преданность своей матушке, Вере Борисовне, и пожелать ему еще многая и многая лета.

 
У книжной полки

Акафист святой великомученице Анастасии, именуемой Узорешительницей

Светлана Ладина

Сегодня нас с вами ждет знакомство с очередным изданием санкт-петербургского Общества памяти игумении Таисии – думаю, многим запомнилась выпускаемая этим замечательным издательством серия акафистов. Книга, о которой сегодня пойдет речь, относится именно к ней.

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс