Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (225) → Три века служения

Три века служения

№48 (225) / 22 декабря ‘02

Юбилей

Свято-Троицкий собор, что находится в центральной части г. Алапаевска, является настоящим храмом-страстотерпцем. И не только потому, что он является одним из первых архитектурных памятников Урала (уже в конце столетия жители деревни Ала и других близлежащих деревень ходатайствуют перед Тобольским епархиальным начальством о постройке в их селении храма и образовании самостоятельного прихода), но и потому что это первый каменный собор (1702 г.)(В Верхотурье Свято-Троицкий собор построен позже – в 1704 г.)

И что только не пришлось испытать собору за свои исторические 300 лет! В каких руках и под какой властью он только не оказывался!

Но начнем с того, что в 1702 г., на высоком берегу речки Алапайки, как это обычно и делалось, на собственные средства, жителями была построена небольшая каменная церковь во имя праведного Алексия – человека Божия – любимого и почитаемого на Руси святого.

Алтарь церкви имел форму неправильного пятигранника с подкупольным барабаном и куполом центрального нефа (трапезной), отдельно стояла деревянная колокольня.

После, в 1703 году, при обнаружении железной руды хорошего качества, в окрестностях деревни Алапайки, в пятистах метрах от впадения реки Алапайки в реку Нейву, — началось строительство плотины и завода.

В 1771 году деревянные потолки церкви и колокольни заменяются каменными и строится каменный придел (северный) во имя Архистратига Божия Михаила (Михайловский придел). С западной стороны была пристроена каменная колокольня.

Возникшая необходимость в расширении храма была обусловлена получением поселком Алапайкой статуса города с увеличением населения. А позднее, в 1793 году, на средства прихожан, к Алексиевскому и Михайловскому приделам, с восточной стороны, строится новый, холодный каменный придел во имя Святой Живоначальной Троицы.

8 декабря 1798 года в Алексиевском приделе случился пожар, во время которого горела вся деревянная крыша с главами на обоих приделах и перила на колокольне. Строительство Троицкого придела затянулось. Затем Отечественная война 1812 года задержала строительство, и только в 1816 году состоялось, наконец, освящение Троицкого придела.

Но это далеко не все испытания, которые довелось перенести собору.

В мае 1830 года молния повредила колокольню и иконостас.

В 1833 году по проекту горного архитектора Малахова строится новая каменная колокольня.

Из замечательных древних вещей в храме имелись два святых креста: один серебряный позолоченный (с клеймом 1791 г.) с изображением Спасителя Распятого, Божией Матери, Иоанна Богослова, Господа Саваофа и Апостола Петра – весом в 2 фунта 82 золотника (1168 гр.), другой – серебряный позолоченный, весом в 2 фунта (819 гр.) (по всей видимости в 1922 году они были изъяты из церкви и бесследно исчезли).

На протяжении более двух столетий Алексиевская церковь и Алапаевский чугунно-плавильный и железоделательный завод были связаны тесными узами: церковь получала необходимые строительные материалы (кирпич, известь, песок, железо и чугунные изделия).

Жалование причту в Алексиевской церкви выплачивалось заводской конторой, кроме этого, заводовладельцы (наследники С.С. Яковлева) выделяли церковнослужителям квартирные деньги, свечи, дрова; предоставляли членам клира сенокосные угодья. В пользу церкви шел доход от некоторых торговых помещений.

В 1829 году по просьбе церковного причта заводской администрацией были, в виде пожертвования, отпущены чугунные решетки для ограды церкви.

Церковь со всех сторон была окружена заботой и вниманием.

В середине XIX века сюда приходила молиться большая семья управляющего Алапаевским горным округом (1849–1852 г.г.) Ильи Петровича Чайковского, с Петенькой – будущим великим композитором. Здесь крестили, в 1850 г., родившихся 1 мая его братьев – Модеста и Анатолия.

В мае 1857 г. Правление заводами, за счет заводовладельцев, заказало иконы для иконостаса Троицкого придела в Петербурге у известного художника Императорской Академии Братского, и уже в этом же году, 20 сентября, были готовы 14 икон. А 24 мая 1860 года из Петербурга в Алапаевск пришли еще 3 ящика с иконами, написанными Братским за счет прихожан – удивительная связь между этими городами.

В 1892 году заканчивается работа по золочению иконостаса главного Троицкого придела, а в 1901 году с проповедью к прихожанам обратился Преосвященнейший Ириней, епископ Екатеринбургский и Ирбитский. Это был замечательный человек – проповедник, магистр богословия, духовный писатель, автор многих трудов (под его руководством в 1902 г. издается книга “Приходы и церкви Екатеринбургской епархии”).

Во время торжественного Богослужения, при огромном стечении народа, был зачитан Указ Святейшего Правительствующего Синода (№ 6900 от 11. 05. 1912 г.) о возведении Алексиевской церкви на степень собора с разъяснением народу значения этого события: “Означенная церковь должна отныне именоваться “Алапаевский Свято-Троицкий собор”.

К Алексиевско-Троицкой церкви была приписана Екатерининская дважды разбираемая деревянная кладбищенская церковь. На средства прихожан и богатого алапаевского купца Николая Ивановича Абрамова была построена новая однопрестольная каменная церковь во имя святой великомученицы Екатерины, освященная в 1912 году.

Белокаменная Екатерининская церковь действует и радует своей красотой до сей поры.

В 1888 году, по инициативе священнослужителей и постановлению волостных обществ состоялась закладка Александро-Невской церкви, в память императора Александра II, освободившего крестьян от крепостной зависимости.

Строилась она на деньги прихожан. Из зарплаты рабочих завода, рудников, лесорубов вычиталось 2 %. Торговцы, кустари, мещане и чиновники также вносили свои деньги в комитет по постройке церкви под председательством заводского механика Николая Четвергова. В 1894 году, на крутом берегу Невьянского пруда (ныне это район, прилегающий к площади Революции), был построен двухпрестольный красавец-храм, сиявший своими куполами. 4 сентября 1895 г. состоялась торжественная церемония освящения церкви Екатеринбургским епископом Симеоном. До 1902 г. храм был приписан к Алексиевской церкви.

В приход Алексиевской церкви также входили: деревни Алапайка (с часовней святого пророка Илии), Верхняя Алапайка (с часовней во имя Вознесения Господня), Мостовая, Толмачева (с часовней святых апостолов Петра и Павла), всего 1150 дворов и около 9000 населения (к 1900 г.).

Алексиевской (Троицкой) церкви принадлежало: 12 каменных корпусов, один деревянный, деревянный одноэтажный дом (без усадьбы), построенный на средства церкви в 1891 году для церковно-приходской школы.

В 1912 г. приход включал в себя 3 церковно-приходских школы (при Алексиевской, Александро-Невской и в д.Толмачево).

Работали “Сестричное” и “Юное” братства, “Общество трезвости”. При церкви регулярно проводились внебогослужебные чтения для народа.

С начала первой мировой войны, 2 августа 1914 года, на главной площади Свято-Троицкого собора был отслужен молебен о здравии Государя Императора и о даровании победы над врагом русскому воинству.

Заметим, что Великая Княгиня Елизавета посетила г. Алапаевск в 1914 году.

Великие Князья Императорского дома Романовых были привезены 20 мая 1918 года в Алапаевск. Это братья: Константин, Иоанн и Игорь Константиновичи, Сергей Михайлович, князь Владимир Полей, служащий Федор Семенович Ремез, Великая Княгиня Елизавета и инокиня Варвара (их содержали в напольной школе, они ходили молиться в Свято-Троицкий собор).

После их гибели гробы с телами были привезены в собор и здесь их отпевали.

Тела мучеников были подняты из шахты и 19 октября погребены в склепе собора.

Когда стало очевидно, что Алапаевск будет сдан красным, игумен Серафим вывез 1 июля 1919 года гробы с телами сначала в Читу, а затем в Пекин. Впоследствии нетленные мощи Елизаветы Федоровны и инокини Варвары были перевезены в Иерусалим, где 30 января 1921 года погребены в церкви Святой Марии Магдалины. Остальные мученики погребены в Пекине, в храме святого Серафима Саровского.

Из архивных документов:

— В 1932 году Троицкий собор закрыли.

— До 1936 года помещение собора не использовалось.

— В 1936 году, 23 декабря, на основании НКФ РСФСР от 8.07.1935, № 148768 “О передаче молитвенных зданий трестам хлебопечения” собор был передан и переоборудован под хлебозавод им. С.М. Кирова.

— 43 года в здании собора пекли хлеб.

— в 1980 году, с постройкой нового хлебозавода, оборудование было вывезено. 10 лет здание было бесхозным, приходило в упадок.

— 19.10.90 было принято решение о реставрации Свято-Троицкого собора.

За реставрацию храма в 1991 году взялся директор, основатель Нижне-Синячихинского музея-заповедника, Заслуженный работник культуры РФ Иван Данилович Самойлов. Задача перед Иваном Даниловичем стояла сложнейшая. Необходимо было выявить позднейшие надстройки, художественные достоинства, выявить исторические ценности, проявив при этом уважение к его исторической сущности, подлинности документов. Реставрация храма велась восемь лет — с 1991 по 1999 г… А 8 августа 1999 года храм был освящен архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием.

24 сентября 2000 г. наш храм посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В День Святого Духа, 4 июня 2001 года, была привезена в наш собор чудотворная Почаевская икона Божией Матери, к которой нескончаемый поток верующих шел целые сутки.

По благословению Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского в этом году 22 декабря в нашем городе прошли празднования 300-летней годовщины со дня основания Свято-Троицкого собора. Это событие замечательно не только для города, но и всего православного народа Урала.

 

В других номерах:

№20 (629) / 23 мая ‘11

Юбилей

«Разработку Луки продолжаем…»

Протоиерей Николай Доненко, профессор С.Б. Филимонов

 
Юбилей

«Этот величественный дом Божий зримо являет нам доказательство того, какие прекрасные творения позволяла создавать благочестивым предкам нашим ревность по Боге». Поздравительное слово архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия

 
Цветник духовный

Солнце правды. 7 января — Рождество Христово

О чем некогда предсказывали пророки и что желали видеть праведники, наконец сбылось и получило исполнение: “Бог на земле явился во плоти и с человеком поживе” (Варух 3, 38). “Явилось Солнце правды, изливающее на всех лучи любви и просвещающее наши души. Ныне Дева родила Иисуса в Вифлееме” (Михей 2, 14).Когда род человеческий нисшел в самую глубину нечестия и беззаконий. Когда грех умножился и распространился по лику всей земли.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс