Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №30 (639) → Игумен Дамиан (Залетов): Духовное руководство необходимо для спасения

Игумен Дамиан (Залетов): Духовное руководство необходимо для спасения

№30 (639) / 1 августа ‘11

Гость

Беседа с клириком храма Святой Живоначальной Троицы в Конькове игуменом Дамианом (Залетовым) в эфире телеканала «Союз»

– Здравствуйте, уважаемые телезрители. В студии Александр Сергиенко. У нас в гостях клирик храма Святой Живоначальной Троицы в Конькове игумен Дамиан (Залетов). Здравствуйте, батюшка, благословите наших телезрителей.

– Мир вам, дорогие братья и сестры, и благословение Божие.

– Сегодня мы поговорим о духовном руководстве.

Иерархия есть всюду

– Вся наша жизнь основана на определенного рода иерархии. Господь сотворил мир так, что у нас есть институт семьи. В семье есть отец – кормилец, руководитель, воспитатель. Сам Бог по отношению к миру есть вечный Руководитель и Спаситель. Господь Бог Иисус Христос, явившись на Земле, сказал: «Я пришел не Свою волю сотворить, но волю пославшего Меня Отца»; даже в отношении Бога Отца и Сына мы видим это руководство. Перенимая эту эстафету, христианская Церковь апостолов, святителей, епископов созидает в своем устройстве духовное руководство. Есть еще такой момент, более тонкий, духовный – то, что мы называем старчеством, когда каждый человек, как индивидуальность христианская, решает свои духовные вопросы, проблемы, недоумения с духовно опытным человеком. Мы называем их старцами, и чаще всего не по причине возраста, а потому, что это люди, имеющие духовный опыт. То есть старчество и церковная иерархия дополняют друг друга в деле духовного руководства. Само монашество на Руси, например, появилось не само по себе – преподобный Антоний Печерский, будучи новоначальным, еще тысячу лет назад уехал на Афон и там прошел основы монашеской жизни. И был послан на Русь, где не просто от себя что-то придумал, а перенес замечательный тысячелетний опыт Афонского монашества и старчества. Возник Киево-Печерский монастырь, после него Троице-Сергиева Лавра, дальше, мы знаем, Оптина Пустынь, Глинская Пустынь. Но, конечно, и среди так называемого белого, женатого духовенства были духовно опытные люди, особенно в ХХ веке. Достаточно вспомнить Иоанна Кронштадского, книга «Моя жизнь во Христе» и другие его творения говорят о его богатом духовном опыте. И, конечно, к нему обращалось тоже множество людей.

Старчество, духовное руководство абсолютно необходимо, чтобы спасение человека проходило с меньшим количеством ошибок.

– Батюшка, сейчас священники есть в каждом большом городе, в больших селах, и к ним человек тоже может обратиться с вопросами. А чем вопросы к старцу будут отличаться от тех, которые можно задавать каждый день или каждую неделю священнику?

– Конечно, характер вопросов и, соответственно, выбор, к кому их обращать, зависят от духовного уровня самого человека. Если человек новоначальный или еще не очень активный в духовной жизни, его вопросы может решить любой поставленный священник.

Другое дело, когда человек углубляется в духовную жизнь (и это дай Бог каждому), – появляются некие тонкости. И если вопрос возвышенный, тут, конечно, нужен очень высокой опытности человек. Конечно, и в духовном совершенствовании есть своя иерархия, не сразу же это должен быть старец, может быть, сначала, более опытный, более маститый, так скажем, священник многолетнего служения.

– Батюшка, Вы говорили о высокой духовности, но, наверное, вопрос должен быть в рамках православной религии?

– И речи не может быть, чтобы вопросы были вне православной религии. Но есть еще один критерий: человек должен не просто считать себя православным, он должен быть членом Русской Православной Церкви, если хотите, можете подчеркнуть – Московского Патриархата. Потому что многие могут себя называть «истинными» и прочими разными красивыми названиями украшать. Мы знаем такие случаи, что где-то, в какой-то деревне, какой-то якобы священник или монах ведет прием людей. Естественно, задаешься вопросом: это член Церкви Христовой? За кого он молится, кого поминает – Святейшего Патриарха или кого-то другого? Если нет, то, извините, даже близко подходить не стоит.

Если соблюдены все условия, то надо все-таки не искать где-то на стороне, а иметь чувство веры, чувство доверия, надо и помолиться Господу. Потому что через любого старца, духовно опытного человека должен Сам Господь сказать Свою волю, Свое мнение. Тот, кто отвечает, должен нести определенную ответственность за свои слова: думать, взвешивать, помолиться. Но и тот, кто вопрошает, должен это делать не из любопытства, а должен тоже помолиться и попросить у Бога, прежде всего, чтобы Он дал возможность услышать.

Надо работать!

– Батюшка, у нас звонок из Магнитогорска.

– Двадцать лет назад я крестилась, в Церковь пришла лет десять назад. Я очень молюсь и верю, что родственники, которые умерли, попали в хорошее место. Господь сказал: просите, и дастся вам. Я во все это верю, но во мне нет страха Божия относительно моей судьбы, и поэтому я не могу четко сказать, верю ли я в Бога, хотя каждый день молюсь молитвами отца за его больного мальчика: «верю, Господи, помоги моему неверию». И Господь сказал: «ни-кто не придет к Отцу, кроме как через Сына». Как мне узнать, что я действительно, от всей души верю в Бога?

– Спасибо вам большое за вашу искреннюю веру и такой теплый, я бы сказал, вопрос; он такой важный, идущий от души – то, что вы делаете от души, то и правильно; вот вы так молитесь, из Евангелия совершенно замечательные слова вспомнили, это очень хорошо. Это уже может быть для вас собственной молитвой, в которой выражается и ваша позиция. Другое дело, что человек должен искать, как сказано: стучите, ищите и обрящете – то есть призыв к делу, призыв к движению здесь присутствует. Не сказано же: лежите, и придут к вам, сидите на стуле, и за вас кто-то сделает. Сказано – надо работать, надо двигаться. Вот видите, вы уже Евангелие цитируете, надо углубиться в Евангелие, надо углубиться в Личность Христа: весь смысл нашей веры – во Христе. Есть ли вера? А что такое вера? Вера – это любовь, синоним, как я считаю, Христа: верю, значит, люблю Христа.

Но когда мы посмотрим на Крест Христов или на икону Рождества Христова, как мы можем не полюбить Христа, и в нем Бога, Который ради нас все это сделал и нас так поддерживает и укрепляет, и так далее? Что нам мешает? А мешает наша леность, греховность, – но воля Божия сильнее, и Он идет нам навстречу; и мы должны понимать, что Он идет нам навстречу даже быстрей, чем мы к Нему, это естественно. Поэтому никогда не надо терять надежду. Но нельзя все перекладывать на Бога и думать, что Бог все решит. Мы тоже должны действовать. И первый шаг, я повторяю, – это смиренное чувство своего недостоинства, несовершенства, потому что с чувством совершенства и со своим «я» далеко не уйдешь. Как больной нуждается во враче только тогда, когда он осознает, что он болен, а когда человек здоров, он не нуждается ни во враче, ни в больнице. Поэтому наш первый шаг – осознать свою болезнь, свое несовершенство и недостоинство без Бога и попросить у Бога помощи.

– В продолжение темы духовного руководства, которое, конечно же, необходимо каждому человеку, – есть ли сейчас люди, которые осознают, что им нужно что-то в себе менять, как-то по-особенному жить, и потому ищут себе духовника?

– Конечно, такие люди есть, слава Богу. И это есть движущая сила веры, религиозной жизни – потребность расти, и для этого необходима поддержка. Мы должны сами расти, но при этом иметь опору. Как огурчик, который тянется к солнцу, но усиками цепляется за реечки. Так и нам нужна опора, без нее просто волочишься по земле, и эта опора – наша Церковь, и в том числе духовное руководство.

– Звонок из Волгограда.

– Батюшка, как выбрать себе духовного отца? У меня сложилась такая ситуация: год назад я решил найти себе духовника, разговаривал с различными людьми, со священниками, с настоятелем храма, в который я хожу. И он мне сказал: «а зачем тебе духовный отец? Приходи в храм, кто из священников будет исповедовать, у того и исповедуйся». Но у меня была потребность найти духовника, а не бегать по разным батюшкам: насколько я понимаю, это неправильно. И я выбрал для себя одного священника из нашего храма. Но, понимаете, у меня периодически возникает к нему неприязнь, а в моем поле зрения нет священников, которые были бы лучше его. Что мне делать сейчас?

– Я думаю, что ваш вопрос в какой-то степени перекликается с ответом вам вашего настоятеля. Отец настоятель опытный человек в руководстве людьми, и он видит, что вы еще не готовы к решению этого вопроса. И поэтому он, наверное, правильно посоветовал пока не спешить с выводами. Прежде чем говорить о духовном отце, нужно спросить себя, а сам-то я духовное ли чадо? Недаром один из старцев на вопрос, почему нет старцев в настоящее время, ответил так: потому что нет учеников. Мы пытаемся найти себе духовников, уговаривать их, требовать ими стать, а с себя-то мы не хотим спросить, готовы ли мы быть чадами...

Кто же с этим может спорить, конечно, желательно постоянно исповедоваться одному священнику. Но здесь надо почувствовать разницу между старцем и духовным отцом, потому что старец – это, скажем так, всеобщий духовный отец, равный для всех авторитет. Но чтобы стать чадом, надо родиться, а рождение – это долгий, болезненный, непростой процесс.

Причины надо искать в себе

– Спасибо; следующий звонок – Белгородская область на связи.

– Батюшка, не кажется ли Вам, что мы сейчас живем так, что только ищем причины и лазейки, чтобы оправдать свои страсти? Когда пост наступает, находим миллион причин, чтобы не поститься, когда надо в храм на службу идти – опять куча причин отказаться. И все эти причины такие логичные, веские, с доводами хорошими… Что Вы думаете об этом?

– Я совершенно согласен с вашей озабоченностью, но я не согласен, что существуют причины, которые могут перевесить вопросы спасения. Если подключить ту же логику и, тем более, совесть, все эти причины в прах и пепел рассыпаются в пять минут. Мы каждый день беседуем с людьми, работаем и часто слышим, что если с человеком по совести поговорить, если человек сам по совести разберет эти причины, то выходит, что и нет никаких причин уклоняться от церковной жизни, от молитвы, от поста, кроме того, как признать причинами наши греховность и пренебрежение. Но когда человек все-таки проявит здравомыслие, проявит любовь к Богу, потрудится – все эти причины растают на глазах. Поэтому приложите усилия, потрудитесь, переломите себя, проявите любовь к Богу, и Он ответит взаимной любовью и радостью.

– Липецк у нас на связи, послушаем вопрос.

– Я живу в миру, давно хожу в церковь, и меня интересует, а нужен ли вообще духовный отец людям, которые живут в миру? Ясно, что раньше в монастырях были старец и ученик, который находился у него в вечном послушании, ученики полностью доверяли своему старцу и все исполняли так, как он скажет. Но ведь жизнь в миру немного другая, и человек не всегда и не все может сделать так, как скажет священник.

– Большое спасибо за вопрос, ваши вопросы помогают нам развить какие-то мысли и логически продолжать тему, которую мы сегодня обсуждаем. Чувствуется, что люди хорошо понимают, о чем идет речь.

Во-первых, ни в коем случае нельзя думать, что мир и монастырь – это нечто противоположное. Что такое мир? Место, где христианская жизнь происходит. А что же в монастыре происходит? Христианская жизнь. И здесь, и там одна и та же христианская жизнь, только отличие в ее уровне, в ее концентрированности. Понятно, что монастырь создает особые условия для людей, которые желают и настроены принести плоды в тридцать-пятьдесят, а может быть, даже во сто крат. Не все могут это вместить, и не от всех это требуется, но каждый из нас должен какие-то плоды приносить, это совершенно точно. Поэтому это не противоположности, а продолжение и усугубление христианской жизни. И духовное руководство, еще раз подчеркиваю, необходимо везде. Да, в разных формах. В монастырях человек становится членом некоей духовной семьи, в которой есть уже настоятель, есть духовник, он подчиняется и живет по правилам этой семьи. Вот такой там подход: послушание, смирение, подавление собственной воли, желательно в полном объеме. В миру же дается человеку возможность поискать и найти близкого себе по духу человека, который и будет духовным наставником. Просто надо искать и, прежде всего, начать с себя. Должно быть совершенно добровольное, единодушное общение. Поэтому надо искать, молиться, чтобы кого-то назвать отцом, быть для кого-то чадом. Это не может быть быстро и зависит от уровня духовной жизни. Чтобы кого-то призывать, понуждать читать утренние молитвы – для этого не нужен духовный наставник; если уж не хватает совести, то достаточно просто священника приходского. А если человек трудится и для него это уже не тема, чтобы его кто-то уговаривал поститься, читать молитвы, ходить в церковь, тут, я думаю, уже возникнут другие вопросы и появится на горизонте наставник.

– Чтобы человеку пообщаться со старцем, получить у него совет, нужно личное присутствие старца?

– Тут, наверное, стоит уточнить. Я уже говорил, что старцы есть духовно опытные люди, но они нам не явлены, потому что мы духовно не готовы еще для общения с ними; но, тем не менее, мы не оставлены без руководства: святые люди были, они спасались две тысячи лет и оставили нам свой опыт. Опыт этот заключен, во-первых, в житиях святых, подвижников благочестия – надо обращаться к этой литературе. А еще более важно духовное наследие святых, подвижников. Посмотрите, какое огромное наследие оставили Оптинские старцы, Иоанн Кронштадтский, святители Игнатий (Брянчанинов), Феофан Затворник, великие старцы, епископы наши – это классики, и их труды изданы. Возьмем их в руки – все вопросы выражены уже и оставлены нам. А мы верующие люди и прекрасно понимаем, что святые, хотя и находятся в Царствии Небесном, для нас живы. Вот поставьте рядом с собой иконочку Игнатия (Брянчанинова), Оптинских старцев, помолитесь, попросите, чтобы они вразумили вас, прочитайте им канон, акафист и откройте и почитайте их литературу. Чем не общение со старцем? И я верю, что они пошлют вам ответы на все ваши вопросы. Конечно, нужно прислушиваться к мудрым словам и наставлениям ныне живущих людей, прислушиваться к голосу Церкви и к словам Святейшего Патриарха, епархиальных архиереев и настоятелей своих. Господь через Церковь открывает, вразумляет.

– Слушаем звонок из Новокузнецка.

– Батюшка, Вы призываете людей ходить в храм, исповедоваться, но священники ведь тоже люди, со своими грехами, недостатками, – перед кем Вы исповедуетесь?

– Я думаю, что вопрос связан с незнанием церковной жизни. Естественно, все таинства Церкви касаются каждого члена Церкви. Чтобы было понятно, Церковь – это духовная больница. Вот мы приходим в больницу со своими недугами, обращаемся к врачам, изучаем наше здоровье, лечимся, принимаем меры, но мы же прекрасно знаем, что и врачи сами тоже болеют, и они тоже лечатся, принимают микстуры. И нас это не удивляет. Медперсонал в церковной больнице – духовенство, и старцы свой опыт откуда получают? Из своей духовной борьбы, а борьба – это ведь не только постоянные победы, это тяжелый бой у каждого человека. И лечится каждый в этой больнице, и персонал, и больные миряне, приходящие в церковь. У священников обязательно должен быть духовный наставник. Мы ведь не живем в дремучем лесу, священники друг друга знают, общаются, поэтому в каждой епархии есть духовник епархии для духовенства, у нас в Москве в каждом благочинии есть свой духовник, это наиболее духовно опытный человек. Было бы странно и нелепо, если бы священник не исповедовался. Священники стараются исповедоваться как можно чаще, потому что работа с людьми требует большого духовного напряжения и труда.

– Батюшка, мы уже сказали, что у людей есть возможность приобщиться к опыту старцев через их труды. Но все-таки, когда разговор идет о литературе, вопросов может возникнуть больше, чем просто в беседе, потому что не у кого спросить. За разъяснением нужно обращаться к толкованию, которое тоже написано, или все-таки здесь уже можно советоваться со священником?

– А зачем это противопоставлять? Я думаю, надо пользоваться всеми возможными средствами для духовного развития. Наше непонимание Священного Писания, как и святых отцов, связано, может быть, только с нашей духовной незрелостью. Мы прочитали – это нас не затронуло, мы почитали – не поняли, только потому, что просто еще не созрели. Надо просто прилагать к жизни то, о чем мы прочитали, потихонечку, не спеша. Когда читаешь Священное Писание или святых отцов много лет, вновь и вновь замечаешь что-то важное и интересное, на что когда-то не обратил особого внимания. И вообще, надо учиться работать с книгами: что-то выписать, на что-то обратить внимание, бывает, что на книжечке кто-то делает какие-то пометочки. Это очень полезно. Спасение – это вся Церковь, это совокупность, это беседы и общение со многими людьми. Как хорошо, что при храмах сейчас организовываются кружки, клубы богословские, библейские, существуют воскресные школы, катехизаторские курсы – это места, где чаще всего происходит обмен информацией, мыслями, намерениями, но чтобы не увлечься, не нафантазировать, надо всегда иметь во главе руководителя – священника как служителя Божиего.

Мы все в развитии

– Еще звонок – Тверская область на связи.

– Мне 36 лет, у меня совсем недавно умер муж, двое детей-подростков, я верующая, хожу в храм, исповедуюсь и причащаюсь. Но получается так, что у меня отчаяния очень много в последнее время. Как мне жить духовно, чтобы не было отчаяния, как укрепиться в вере?

– Бог в помощь вам укрепиться и стоять в своей вере и умножать ее. Наверное, тот вопрос, который вы задаете мне, можно обратить к какому-то знакомому вам много лет священнику, который вас знает. Просто по-человечески поговорить. Мы все люди, и никто в святые себя не записывает, мы все в борьбе, в развитии, просто надо уметь различить наше человеческое и наше христианское. Но и в человеческом мы тоже нуждаемся в поддержке, в понимании, и дай Бог, чтобы всегда был кто-то рядом близкий. Я напомню вам по-человечески, что у вас двое замечательных сыновей, практически взрослых, и при всех наших соболезнованиях, мы можем за вас только порадоваться, что у вас есть такие замечательные плоды, над которыми вам еще очень много работать надо – вам некогда унывать, печалиться: не забывайте, что вы не только вдова, но вы еще и мать, и вас будут радовать ваши дети. А с точки зрения духовной что можно сказать? Нет ничего лучше, чем преодолеть трудность. Не когда все гладко и спокойно – не ради этого Христос приходил, а чтобы мы боролись и побеждали. Вот у вас сейчас такое поле борьбы, так не опускайте, как говорится, щита и меча своего, а бейтесь со своими недостатками и грехами.

Именно в трудную минуту проявляется наша вера, воспитывается и формируется. И это очень важный период, от него не надо прятаться и бояться, наоборот, надо им пользоваться: время скорби – самое лучшее для возделывания нашей веры. Не опускайте руки, а срочно беритесь за прополку своей души, за полив молитвой слезной. А потом вспомните это время, как самое приятное и лучшее духовно, чем какое-то другое. Я сейчас вспоминаю пример из патерика, где описывается, как одна женщина приходила в храм и плакала перед иконой. А когда ее спросили, почему она плачет, она ответила, что Господь не посылает ей скорбей, и она думает, что находится в какой-то немилости Божией, что Господь о ней забыл, и она боится, что у нее все хорошо. И апостол Павел постоянно нам напоминает, что именно через труд, через преодоление мы получаем пользу.

– Мы с Вами уже обсудили литературу, которая написана старцами. Можно ли ее изучать прежде Священного Писания?

– Что такое духовные наставления, письма, послания и прочее? Это, так скажем, продолжение Священного Писания, поэтому желательно, конечно, параллельно, вместе читать и то, и другое. Но тут вопрос не принципиальный, можно что-то начать, но в итоге все должно быть вместе. Каждый день должно присутствовать и Священное Писание в нашей жизни, и святые отцы тоже.

– Батюшка, спасибо Вам за интересную содержательную беседу.


Смотрите программу «Беседы с батюшкой» на православном телеканале «Союз»: воскресенье, понедельник, вторник, среда – 22.00 (прямой эфир), вторник, среда, четверг, пятница – 10.00 (повтор вечерней программы). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому). Телефон прямого эфира: (495) 781-49-54

 
Беседы с батюшкой

Священник Алексий Дарашевич: Православный человек должен быть активным гражданином

Беседа с настоятелем храма Святой Живоначальной Троицы в Поленове священником Алексием Дарашевичем

 
Епархия

Саранская и Мордовская епархия

Митрополит Саранский и Мордовский, управляющий делами Московской Патриархии ВарсонофийДата рождения: 3 июня 1955 г.Дата хиротонии: 8 февраля 1991 г.Дата пострига: 30 марта 1978 г.День ангела: 24 апреля.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс