Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №30 (639) → Священник Алексий Дарашевич: Православный человек должен быть активным гражданином

Священник Алексий Дарашевич: Православный человек должен быть активным гражданином

№30 (639) / 1 августа ‘11

Беседы с батюшкой

Беседа с настоятелем храма Святой Живоначальной Троицы в Поленове священником Алексием Дарашевичем в эфире телеканала «Союз»

– Здравствуйте, уважаемые телезрители. В студии Александр Сергиенко. У нас в гостях настоятель храма Святой Живоначальной Троицы в Поленове священник Алексий Дарашевич. Здравствуйте, батюшка, благословите наших телезрителей.

– Мир вам, дорогие братья и сестры, и благословение Божие.

– Батюшка, давайте поговорим об особенностях поведения православных людей в летний период. На наш форум поступил вопрос: как себя правильно вести, если уже запланирован отпуск, но он совпадает с постом?

Разумно и благочестиво

– Как вести себя? Достойно. Вся беда в том, что в наших головах, еще не совсем православных (они еще те, какие-то безбожно-советские или новообращенные), не все настроено на христианский лад. И когда температура воздуха повышается, как будто срабатывает какой-то сигнал, что можно расслабиться. Действительно, можно расслабиться. Но даже когда у вас наступает отпуск и вы уезжаете на какое-нибудь море и зарываетесь там в песок, это еще не значит, что ваша духовная жизнь прекратилась – не должно быть этого, совершенно не должно быть. Более того, отпуск, когда отступили заботы по добыванию денег, и есть самое благодатное время, чтобы, может быть, кому-то восстановить духовную жизнь, а кому-то ее и начать. Мы почему-то думаем, что это несовместимо. Почему? Почему молитва, утреннее правило не совместимы с отпуском? Наоборот, это очень хорошо. А то как-то странно все получается. Мы говорим, что никак не можем научиться молиться, потому что «утром встаем, надо завтрак приготовить, детей собрать, кошку покормить, собаку выгулять и убегать на работу. А приходишь с работы – столько забот, а уже поздний вечер, голова не работает, и никакая молитва уже не входит в ум». Человек говорит только: «Господи, помилуй меня, грешного» – и ложится спать.

Но в отпуске, – когда, наконец, человек освободился от этого бега, – как раз утром встать, когда никуда не нужно идти, а вы, допустим, находитесь где-то в отеле (даже если нелегкая занесла вас в мусульманскую страну), открывайте молитвослов. И вглядывайтесь в эти слова не спеша, никуда не торопясь, и проникайте в суть этих слов. Самое удивительное, самое прекрасное: помолились, закрыли молитвослов, еще помолились от себя. Можно даже между молитвами остановиться и поговорить с Господом, о чем вы хотите поговорить, ведь спешить-то никуда не надо. Закрыли молитвослов? Смотрите, а у вас еще одна книжка есть – Новый Завет. Открывайте его, там Апостол, можно прочитать главу Апостола, или полглавы, или страничку. Прочитайте и спокойно подумайте над этим.

Вот она, духовная жизнь. А пляж никуда не убежит от вас. Душа должна привыкнуть к молитве, ощутить сладость ее, глубину. Вот и учитесь. И поэтому, когда окончится ваш отпуск, вы вернетесь домой, утром, когда опять наступит время бежать, вы встанете, и у вас так засосет под ложечкой: как же я не помолюсь, я ведь привыкла уже молиться? А если человек привык молиться, ему молитвы уже не хватает, и тогда уж вы точно поставите будильник на 15-20 минут раньше и встанете, чтобы продолжать эту радость молитвы, пребывания с Богом, чтения Священного Писания. Попробуйте. Не знаю, есть ли жизнь на Марсе, а вот духовная жизнь – точно есть.

– Батюшка, телезрителей беспокоит еще вопрос одежды, особенно если это курортный город.

– Опять же давайте будем разумными и благочестивыми. Разумность в том, что человеку жарко, и не надо надевать валенки и тулуп, шапку-ушанку. Поэтому надевайте что-то легкое, светлое. Но старайтесь, конечно же, это касается особенно женщин, чтобы все-таки платье ваше было до пят, используйте моды на длинные, красивые, развевающиеся, легкие платья (но смотрите, чтобы вырез у них не был до самого пупка – христианка должна быть все-таки целомудренна).

Будьте духовно собранными всегда, а не только тогда, когда приходите в церковь. Жизнь наша должна быть всегда духовной, и женщина должна быть всегда одета благочестиво, потому что она носит на себе образ Матери Божией – я думаю, что никому в страшном сне не приснится, что Матерь Божия как-то оголялась, это чудовищно даже. Другое дело, когда вы приходите купаться; конечно, должен быть на вас купальник, но тоже, слава Богу, скромный. Я хотел бы, чтобы мы это понимали: одежда, даже на пляже, должна быть благочестивая. Если вы открываете 5-10 лишних сантиметров, чтобы загореть побольше, – этого не стоит делать, это не даст вам абсолютно ничего, а вот чистоту вашу внутреннюю, конечно же, повредит. В вашу сторону будут какие-то сальные, заинтересованные взгляды – зачем вам это нужно? Да и вашему мужу или жениху это тоже будет, наверное, неприятно. Будьте, пожалуйста, внимательнее к этому.

– Батюшка, телефонный звонок из Кирова.

– Отец Алексий, у меня такой вопрос: перед едой и после еды мы молимся, но я, грешная, бывает, схвачу конфету, схвачу печенья, попью водички, а про молитву забываю, что делать?

– Во-первых, не стоит перехватывать между едой и из диетических соображений, и из духовно-нравственных. Но если иногда это все-таки приходится делать, то хотя бы перекреститесь и попросите у Господа благословения и кушайте на здоровье. А если вы все-таки забываете, то есть хороший способ: забыли– сделайте шесть поклонов земных. Сегодня сделайте, завтра... Если не будет помогать шесть, рекомендую вам двенадцать поклонов делать за каждый раз, когда вы забыли, с молитвой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешную и забывчивую». Мне уже столько людей говорили, что такая процедура как рукой снимает забывчивость.

– Батюшка, послушаем вопрос из Белгородской области.

– Батюшка, Вам не кажется, что апостол Павел уже ответил на этот вопрос в 8 главе Послания к Римлянам, потому что «плотские помышления суть вражда против Бога», поэтому «живущие по плоти Богу угодить не могут»?

– Я всегда очень рад тому, что люди читают Священное Писание внимательно. Действительно, человек живет по плоти, но мы-то сейчас говорим о том, как жить духовно. И беда в том, что мы хотим жить духовно, а у нас не получается. Вот в чем проблема. Плотские люди нам не звонят, звонят те, кто хочет начать жить духовно.

Человек, который пришел в Церковь Божию, обязательно должен перестраиваться. Это сложно, потому что мы живем как бы на автомате, делаем все точно так же, как делают все, как привыкли в нашей безбожной жизни. Придя в храм, мы говорим: «Господи, я хочу жить чисто, духовно, я верю в Тебя, а продолжаю быт свой устраивать так же, как и раньше». Это крайне важная вещь – устройство быта. Потому что если мы христиане только в субботу и воскресенье – приходим в храм и вспоминаем, что платочек нужно надеть, что юбочка, оказывается, должна быть, что крестик должен быть у православного человека как символ его готовности на крестные страдания, – если только тогда мы об этом вспоминаем, то какие мы христиане? Христианами мы становимся тогда, когда мы свою жизнь, свой быт в доме, на даче, в отпуске, на работе перестроим по-Божии.

Определение в вечной жизни

– Свердловская область на связи.

– Существует ли предопределение Божие относительно каждого конкретного человека, и правильно ли я понимаю, что если воля Божия совпадает с волей самого человека, это и есть предопределение?

– Конечно, так и есть. Хотя иногда предопределение понимают так, что Бог каждому определил свою ячейку, и ты дергайся не дергайся – ничего уже не получится. Нет. У апостола Павла сказано: кого Господь предузнал, того и предопределил. Что такое предопределение? Это определение человека в вечной жизни – Господь знает нашу будущую жизнь, ведь Господу все открыто, у Него нет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего. Это у нас есть, а у Него вся наша жизнь на ладони полностью, Он видит нас, и в этом смысле, конечно же, Он знает, предопределил эту жизнь, определил, какова она будет. Из чего Он исходит? Из нас самих, каковы мы, – Он нас предузнал и поэтому предопределил нам.

Конечно, вы правильно понимаете, в чем заключается жизнь человека Божия – в том, чтобы свою волю соотносить с волей Божией. И мы всегда молимся поэтому так: «Господи, да будет воля Твоя, а не моя», это нормально. И если человек будет жить так, то, естественно, его жизнь будет предопределена как жизнь Божия человека. Значит, слава Богу, его ждет спасение, его ждет общение с Господом в загробной жизни и райские блаженства. Я могу только порадоваться за тех людей, кто это понимает, как вы.

– Вернемся к теме отпуска. Сейчас, когда открыты границы и доступны многие возможности, люди, планируя отпуск, порой отправляются в экзотические страны, где нет православного храма. Они изучают другие религии, другие культуры, как минимум, на уровне экскурсий. Насколько это опасно?

– Для воцерковленного человека это абсолютно не опасно; дело в том, что тот, кто вкусил благодати Божией, почувствовал всей душой своей, что такое благодать Божия. А если он к тому же еще что-то познал умом своим и проник в Божию премудрость, то тем более ему не опасны эти экскурсии. То, что там удивительные и поразительные вещи человек сотворил – посмотрите, египетские фараоны сделали пирамиды, хожу вокруг них, чешу «репку» и думаю: вот это да! Но что я сейчас начну Осирису поклоняться, это вряд ли. Но я хотел бы все-таки напомнить, что все эти боги языческие и других религий – это, конечно, бесы. Так определил Господь, и об этом говорит апостол: боги язычников суть бесы. И, конечно же, эти места – они не чистые в духовном смысле, поэтому нужно стараться молиться перед посещением таких мест.

– Еще один звонок – из Нижневартовска.

– У нас на работе люди разных вероисповеданий – как мне им правильно объяснить, что мы иконам не поклоняемся, а молимся перед образами и свечи ставим? Говорят, что икон раньше не было, их завезли из Византии. И почему мы – православные? Они говорят «разве только вы имеете право славить Бога?»

– Вы завтра придете на работу, поздороваетесь со всеми, и я думаю, что никто вам не должен помешать, когда вы, перед тем как начать работу, перекреститесь и скажете: «Господи, благослови меня на этот труд». Не скрывая это сделайте. Почему многие решили, что это все надо скрывать? Вот у мусульман такой проблемы нет: скрыть, что он мусульманин, что молится, что у него пост. И никто им ничего не говорит, все даже уважают их за это. Так почему же мы, православные люди, друг друга и себя не уважаем? Почему рассуждаем приблизительно так: вот я крещеная, и она крещеная, но она молится, а что, она лучше меня, что ли? Вот почему невоцерковленные, к сожалению, православные люди начинают шикать на этого человека и говорить: «Ты что делаешь?! Ты не молись прилюдно». Это ревность и укор совести им, что они-то этого не делают.

Поэтому, когда вы уступаете им, вы просто предаете нормальную свою духовную жизнь. И здесь я должен сказать, что нужно просто небольшое усилие, чтобы установить свое право молиться, и делать это тихонечко, вполголоса. Это не может никому мешать. Потому что все шорохи, музыка, крики никому почему-то не мешают, а вот тихая молитва почему-то мешает, – это явно бесовщина, так ведь?

Так что спокойно все-таки помолитесь, а если вас спросят: «почему ты это делаешь, ты что – сектантка?» (кстати, это типичная вещь, сразу же скажут, что вы сектантка), нужно ответить: нет, я православный человек. Кто-то скажет: «я тоже православный, но я же этого не делаю?». А вы ответьте: «а зря, потому что православный человек перед началом делания своего какого-то должен, конечно, попросить помощи у Бога. И я это делаю, и ты это тоже можешь делать, но если ты не хочешь, я тебя не заставляю, но всегда это буду делать». Вот так же, когда вы соберетесь за общий стол, кто вам мешает помолиться? Хотя мешать точно будут, – но преодолевайте, а иначе как мы будем нашу веру утверждать? Это что касается молитвы и права на молитву. А что касается икон, которые у нас есть и которым мы молимся, это мы так условно говорим, что молимся иконам; нет, конечно, – мы молимся тому, кто изображен на иконе. Я знаю, что многие люди стараются, чтобы у них на рабочем столе или на заставке компьютера были фотографии или детей, или мужа, или жены. Вот на это и сошлитесь: «вот у тебя фотография стоит, ты что ли на нее молишься, это идол у тебя?» – «Какой идол, нет, конечно». – «Так и у меня иконочка на столе или на стене – это не идол, и я не ей молюсь, я просто люблю этих святых людей, я люблю видеть их черты лица, они мне напоминают о них, – как фотография напоминает о том живом человеке, которого я люблю и который сейчас не со мной, икона напоминает мне о тех, кого я не вижу, – Господа нашего, Матерь Божию, святых, ангелов. Но они есть».

А для тех, для кого есть какой-то авторитет Священного Писания, можете сослаться, что еще в Ветхом Завете написано, как Господь благословил и повелел даже Моисею первую скинию поставить для служения Богу, там же Он повелел сделать изображения Архангелов (найдите это место и покажите), и когда люди молились в храме, в скинии, и смотрели на это изображение на завесе, которая отделяла от святая святых, то, конечно же, они не считали, что это идолопоклонство; а во святая святых были даже изображения херувимов, отлитые из золота. Так что Сам Господь благословил изображения благочестивые, святые, которые должны напоминать о Божием мире – не об идолах, не о бесах, а о Божием мире. Это совершенно разные вещи – идолы и иконы: иконы напоминают именно о святом, о Божием. И ничего сложного в этом нет, можно это очень просто объяснить, попробуйте, и Бог вам в помощь.

Жить по-Божии

– Спасибо; сейчас Воронеж на связи.

– Батюшка, скажите, пожалуйста, как узнать волю Божию о себе?

– Да воля Божия, в общем-то, известна вам, я могу сейчас вам это сказать, в этом нет ничего сложного – воля Божия о вас состоит в том, чтобы вы жили по-Божии. И все. Живите по-Божии и принимайте то, что Господь вам даст. Господь говорит: «кто хочет быть Мне верен, кто хочет быть Моим учеником, тот заповеди Мои соблюдет». Кто хочет спастись – соблюдайте заповеди Божии, а Господь хочет, чтобы все спаслись. Поэтому воля Божия именно в этом.

Другое дело, что есть желания, и они бывают самые разнообразные. Но нужно смотреть, дает ли Бог исполниться этому желанию? Пробуйте, проверьте это. Как проверяется? Усиленной молитвой и даже постом. Если разрешается эта ситуация, значит, Господь вас на это благословляет. Если не разрешается, хотя вы усиленно помолились, с постом молились, а ситуация просто не разрешается и день, и два, и год, и другой, то, может, нет в этом воли Божией? Идите туда, где Господь открывает вам, а не туда, где Он закрыл для вас, и все будет хорошо.

– Владимир на связи, слушаем вопрос.

– У нас всю неделю прославляются: в понедельник ангелы, во вторник Иоанну Крестителю читается, в пятницу – Рождеству Христову. Я хотела бы узнать, надо читать полностью акафисты или только кондак или тропарь? Или просто небольшие молитвы, которые печатают на иконках?

– Каждый это делает по своим силам. Если у вас есть возможность прочитать акафист, милости просим. Есть канонник, в котором есть каноны, девять песен канона. Чем отличается акафист от канона? Акафист – это молитвословие, которое обязательно стоя читают, а вот канон – можно помолиться и сидя; если нет времени, то можно прочитать тропарь и кондак, тоже очень хорошо, это доброе дело, – и действительно, каждый день посвящен у нас кому-то из иерархии Божественной, это хорошо вспоминать. В какой-то момент, в том же отпуске, когда есть больше времени, вы сможете больше сделать.

Но я хотел бы все-таки ваше внимание сосредоточить на Священном Писании, которое мы плохо знаем. В первую очередь все-таки читайте именно его: Новый Завет, можно и Ветхий Завет, но уже в свете Нового Завета, конечно. Чтобы не запутаться, Ветхий Завет нужно обязательно с толкованиями читать. А вот Новый Завет, пожалуйста, читайте каждый день, вдумывайтесь, дай Бог вам сил и крепости. Кстати, акафист или канон можно читать вместо утреннего или вечернего правила – прекрасно, дай Бог, ничего в этом страшного нет. Святитель Феофан Затворник (и не один он, конечно) так и рекомендует все время менять, потому что когда человек всегда читает одни и те же слова, то у него замыливается глаз, затуманиваются мозги, а нужно, чтобы душа все время свежо молилась, чтобы хотелось молиться – вот это самое важное в молитве.

Не надо молчать!

– Батюшка, новый звонок, Кострома на связи.

– Сейчас речь идет о введении универсальной электронной карты в России – как к этому относиться православному христианину?

– Конечно, к этому нужно относиться очень осторожно, и не только, кстати, православному христианину. Потому что вроде бы это удобно – карточка, на которой имеются все сведения, и с ее помощью можно многие вопросы решать. А получается – опасно, и дело даже не в контроле за нами, мы, православные люди, контроля не должны бояться и не боимся. Ну, кто-то будет контролировать меня, что я делаю? А я не буду делать ничего дурного, я православный человек, и даже если будут знать, что я пошел туда и купил на столько того или другого, – ну и пускай знают, ничего в этом страшного для меня нет. Другое дело, что эти данные электронные очень доступные, и любой мало-мальски умелый мошенник может вскрыть всю эту информацию о человеке, которая хранится, и использовать против него. Вот беда-то в чем. Поэтому, пока нет безопасной системы, эти карточки нельзя вводить, а будет ли она когда-нибудь безопасной? Боюсь, что нет. Создается такое ощущение, что все эти упрощения, вроде бы, от лукавого. У нас все упрощается и упрощается, а чиновников все больше и больше... В Советском Союзе было раз в десять меньше чиновников, чем сейчас в России, что-то здесь не так. Не нужно бояться, дергаться, но мне кажется, что это все не от ума, не от логики даже нормальной, и эта вещь мне все-таки кажется опасной.

– Батюшка, звонок из Челябинска.

– Что делать, если на работе сталкиваешься с произволом чиновников? У нас на уровне администрации города решили, что в этом месяце зарплату бюджетникам задержат, и нам прямым текстом говорят, что «вы имеете право подавать иски в прокуратуру, но мы вам это делать не советуем». Смалодушничаешь – чувствуешь, как на душе кошки скребут, но идти против чиновников такого уровня тоже нужно иметь большую внутреннюю силу. Что Вы посоветуете?

– Бороться кролику с удавом, конечно, трудно, но все-таки, наверное, надо, а то эти удавы просто обнаглеют. Только надо это сделать, во-первых, по благословению, а, второе, все-таки объединившись. Слава Богу, есть сейчас и правозащитные организации, и православные в них есть уже люди. Наверное, нужно, чтобы люди свой голос в защиту нормального человеческого существования, конечно, подавали. Иначе, если люди будут молчать, чиновникам покажется, что так и надо, можно делать и это, и пятое, и десятое, а почему бы и нет – люди-то молчат? Не надо молчать – твердо и ясно высказать свое отношение к нарушению закона мы должны. Если мы этого не сделаем, то проявим трусость; для того, чтобы этот удав не съел, кролики должны объединяться, и тогда они сила, тогда можно и с удавом справиться – тем более, с Божией помощью. Мы же ведь не требуем каких-то вещей незаконных, речь идет именно о законе, и если некоторые инстанции плохо работают, то ведь есть и какие-то контролирующие их инстанции. Они должны получить этот сигнал, а получив, обязаны отреагировать. А если мы опустим руки и скажем, что ничего от нас не зависит, то, конечно, ничего не поменяется. Православный человек должен быть гражданином, и активным гражданином.


Смотрите программу «Беседы с батюшкой» на православном телеканале «Союз»: воскресенье, понедельник, вторник, среда – 22.00 (прямой эфир), вторник, среда, четверг, пятница – 10.00 (повтор вечерней программы). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому). Телефон прямого эфира: (495) 781-49-54

 
Назначения

Игумен Серафим (Кузьминов), клирик Тульской епархии

Дата рождения: 31 августа 1977 г. Место рождения: г. Богородицк, Тульская область. Дата пострига: 1997 г.

 
Гость

Игумен Дамиан (Залетов): Духовное руководство необходимо для спасения

Беседа с клириком храма Святой Живоначальной Троицы в Конькове игуменом Дамианом (Залетовым) в эфире телеканала «Союз»

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс