Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №29 (638) → Протоиерей Саввас Михаэлидис: Защитить нерожденного ребенка можно только объединившись

Протоиерей Саввас Михаэлидис: Защитить нерожденного ребенка можно только объединившись

№29 (638) / 25 июля ‘11

Гость

Беседа с клириком русского храма в городе Лимассол на Кипре протоиереем Саввасом Михаэлидисом в эфире телеканала «Союз»

Чудовищное зло

– Здравствуйте, уважаемые телезрители. В студии Александр Сергиенко. Наш гость – клирик русского храма на Кипре в городе Лимассол протоиерей Саввас Михаэлидис. Здравствуйте, батюшка. Первый вопрос – какова цель Вашего визита в Москву?

– Я тихо и спокойно жил в деревне моих предков, где создал маленькую ферму, читаю людям богословские книги и пишу одну богословскую работу. Мне позвонил священник Русской Церкви отец Виктор – он русский человек по национальности, а я русский по сердцу и образованию. Он сказал, что меня приглашают в Москву на конференцию в рамках фестиваля «За жизнь», участники которого выступают против абортов. Я сразу скажу, что поначалу решил не ездить, – было много своих дел на Кипре. Но потом, видя, что Русская Православная Церковь и Патриархия активно поддерживают этот фестиваль, что на него приезжают люди из разных стран, передумал. Я решил, что мне нужно поделиться своим опытом, потому что я раньше создал на Кипре Общество в защиту нерожденных детей.

– На фестивале Вы говорили о своем опыте и наработках, а чем занимается Ваше общество?

– Расскажу, как все начиналось. Я был студентом богословского факультета одного университета в Баварии. Вообще, образование у меня православное – учился в Афинах, потом в Русском богословском институте Святого Сергия в Париже, и вот решил поехать в Германию и узнать что-то о немцах. И здесь в мои руки попала брошюра: немецкий перевод одной американской книги против абортов, написанной известным американским доктором. И когда я вернулся на Кипр, то решил создать Общество в защиту нерожденных детей. Это было тридцать лет назад. Вначале было очень много трудностей, не было необходимой помощи от официальной Церкви и моего покойного местного митрополита. Я помню такой разговор – когда я встретил его, то попытался объяснить, какая важная тема аборт – убийство нерожденного ребенка матерью. А Церковь молчит, все мы, клирики, молчим – надо постараться что-то сделать. Он прямо ответил мне, чтобы я его не вмешивал в это дело, потому что он предвидит отрицательную реакцию на данные действия.

Я никогда не был согласен с такой позицией: «если люди аплодируют вам, то вы должны говорить только то, что им надо». Это ведь Закон Божий: не убивай. Поэтому я собрал своих друзей, мы создали и официально зарегистрировали общество. И тогда я получил официальное право заниматься данной проблемой. А это трудная проблема, ведь она имеет разные аспекты: и юридический, и моральный, и медицинский. Но с помощью Божией нам удалось все организовать, и мы даже стали вести свои программы на телевидении. В то время на Кипре был только один канал, поэтому наши передачи видели почти все. Еще я написал не одну статью в газету на эту тему. И надо сказать, что потом митрополит, сейчас уже покойный, который сначала отказывался помогать мне, рукоположил меня и начал поддерживать программу, направленную против абортов.

Аборт – это чудовищное зло, которое направлено против материнского инстинкта, поэтому я очень часто наблюдаю большие психологические проблемы и психические расстройства у женщин, которые сделали аборт. Когда они исповедуют мне свои грехи, я говорю им, что они исповедовали один раз не только нам, а Самому Богу свой грех. И сейчас надо постараться сделать все возможное, чтобы как-то залечить эту душевную рану. Не надо жить всегда с этими страшными воспоминаниями, поэтому я всегда стараюсь утешить женщин, говорю им, что душа ребенка все же остается бессмертной, – пусть он не увидел свет этого мира, но он как ангел Бога сейчас находится на Небесах.

– Как Вы считаете, достаточно ли для решения этой проблемы усилий только одной Церкви или требуется государственная поддержка?

– Вы даете мне возможность поговорить на очень серьезные темы. Я увидел, что конференцию «За жизнь» активно поддерживает ваше правительство, оно уже понимает, что узаконенные аборты – это еще и важная демографическая проблема для страны, и дает некоторые средства для проведения подобных форумов. Но важнее, считаю, если бы ваше правительство прекратило легализацию абортов, и тогда появятся совсем другие законы.

Почему я об этом говорю? С позиции Церкви, аборты – это аморально, но у большинства людей, которые пишут и читают эти законы, создается такое мнение, что если разрешили делать аборты – значит, это морально. И такая точка зрения распространяется в обществе. Важно, чтобы все поняли, что мы не ратуем за наказание женщин, их сделавших. Но мы хотим заострить внимание общественности на поведении тех, кто толкает женщин на роковой шаг, и врачей, которые знают все последствия аборта, но сознательно убивают нерожденного ребенка.

Кроме того, есть и другая проблема и у вас, и у нас. У нас на Кипре меньше, но в материковой Греции уже проводят в государственных больницах, как и у вас, аборты, как говорят, по медицинским показаниям. Женщины находят «нужных» врачей, которые дают им справки о вымышленных якобы имеющихся заболеваниях, чтобы женщина могла как-то «оправдать» необходимость аборта. Вы знаете, сейчас это и проблема совести тех, кто платит налоги. Есть такая реклама у вас на телевидении: «Уплатил налоги, и спи спокойно». Но я не сплю спокойно, если знаю, что мои деньги используются для убийства нерожденного ребенка. И пусть будет первый шаг от государства (замечу, первый шаг) – по крайней мере остановить финансирование медицинских учреждений для убийства нерожденного ребенка.

Я не знаю, есть ли у вас в России проблема совести врачей, но знаю, что в Италии есть очень много врачей, которые отказались делать аборты. Либеральный закон об абортах признает их право на такой поступок. Но, как мне сказали, в России медицинские работники не имеют права отказаться от проведения абортов, это их работа. Для меня это непонятно; надо уважать, по крайней мере, совесть врачей.

Помогаем чем можем

– Расскажите о других направлениях деятельности Вашего Центра.

– Самый тяжелый проект, который мы осуществляли в нашем русском приходе на Кипре, это приют для жертв сексуальной эксплуатации, жертв торговцев женщинами. К сожалению, к нам выманивают много молодых женщин из Украины, России, Молдовы, из стран бывшего Союза, из Румынии, Болгарии – из Восточной Европы вообще. Сначала этих девушек обманывают вербовщики и посылают их к нам, где им приходится работать в борделях или в барах, большинство из которых тоже продает женщин. И в этом немало виновато и наше государство, что дает им визу, потому что они работают в кабаре, хотя все знают, что этих девушек сразу передают в руки сутенеров. Это лицемерие, это другое дело. Я считаю, что и правительства России, Беларуси, Украины, Молдовы, других стран должны горячо против этого протестовать, но они обходят эту тему стороной, как будто это их не касается. Почему? Эти девушки ведь граждане вашей страны.

Когда я стал священником Русской Церкви, принимая Исповедь, я узнал, что даже очень хорошие благочестивые прихожанки вначале попали в руки сутенеров и занимались проституцией, пока не нашли богатых клиентов, которые сначала помогли им выйти из этого дела, а потом женились на них. И я подумал, что надо создать для таких женщин свои центры, которые будут давать им практическую помощь, и создал такой приют. Это было очень тяжело для меня, но это дало хорошие результаты: в течение четырех лет мы спасли более трехсот женщин от проституции. Не все гладко получалось, сутенеры не сдавались, они блокировали и церковь, и приют, угрожали, однажды передали мне через посредника, что они могут убить меня, а чтобы оставить меня в живых требуется 10 тысяч фунтов, то есть 20 тысяч долларов – такова была цена моей жизни. Но я и сейчас продолжаю свою работу, не боюсь угроз, потому что неважно, чуть дольше или чуть меньше живет на этой земле человек – все равно приходит день, когда все мы умираем и отдаем Богу душу, но лучше, когда мы умираем в тот момент, когда исполняем свой долг.

Сейчас на Кипре появился государственный аналогичный приют, но должен сказать вам следующее, к сожалению, – есть девушки, по незнанию и недомыслию попавшие в бордель, поначалу это оказывается для них большом шоком, но потом они привыкают и уже занимаются проституцией ради денег. Таких трудно спасти, но все-таки я пытаюсь хоть как-то им помочь, лично поддерживаю их морально и материально.

Раньше, когда я был настоятелем церкви и расходовал церковные деньги так, как хотел, то довольно много денег употреблял именно на содержание таких приютов. Перед поездкой в Россию после Литургии в своем храме я собрал некоторые деньги и сказал, что поеду в Москву, а потом в Калугу, где находится разрушенная церковь в имении Осоргиных – младшая дочь отца Михаила Осоргина, который был священником во Франции, была моей учительницей русского языка. И в благодарность за то, что она сделала для меня, я хочу восстановить там храм и, в первую очередь, издать разные книги, которые уже подготовили краеведы Калуги. И знаете, что случилось потом? Я просто отдал эти деньги для другого, но тоже очень хорошего дела. Пришла в храм одна беременная женщина, уже на восьмом месяце, которая сказала, что она не замужем, отец будущего ребенка ей ни в чем не помогает, она ни разу не была у врача, потому что у нее нет денег. И большинство средств, которые мы собрали именно для издания книги для этой церкви в России, я передал ей, и моя совесть спокойна. Потому что считаю, что более интересно и более важно заниматься конкретными людьми. Конечно, хорошо и церковь построить, но первоначальное значение слова «экклесия» – церковь – по-гречески означает «собрание народа для служения Богу». Поэтому я всегда с удовольствием помогаю нуждающимся. И я уверен, что когда я расскажу о том, что не все деньги попали по их первоначальному назначению, они поймут меня и не осудят.

– Как работает ваш приют?

– Это приют для жертв сексуальной эксплуатации. Однажды нам позвонили девушки, которые страдали от сутенеров, некоторые обратились через полицию, и мы взяли их из этих борделей. Постарались сначала лечить их телесные раны. А потом занялись лечением душевных ран, и, если девушка исповедовалась, если она воцерковилась, то очень легко исцеляются эти раны. Я удивляюсь и радуюсь, как быстро они изменяются и становятся обыкновенными нормальными женщинами. Потом мы уточняли у женщин, или они хотят остаться на Кипре и найти достойную работу, или вернуться на родину. Я говорил им, что уважаю их выбор, но советовал им вернуться на родину и предупреждал, что здесь их всегда подстерегает опасность. Потому что для честной одинокой женщины, да еще иностранки, очень трудно найти хорошую работу.

Должен быть пример благочестивой христианской жизни

– Батюшка, но разве полиция не может навести порядок?

– Полиция, конечно, действует хорошо, если имеются свидетельства со стороны девушек, но сейчас, к сожалению, появилось немало девушек, которые уже примирились с проституцией. Вспоминаю великий роман Достоевского, в котором тоже есть история молодой проститутки Сони Мармеладовой. Я помню, как Раскольников, главный герой романа, говорил ей: «ты сейчас еще очень молодая, и ты еще только начинаешь работать проституткой, и душа твоя еще не испорчена. Но что будет потом, когда ты привыкнешь к этому?». Вот что самое страшное – привычка. Федор Михайлович Достоевский – мой любимый писатель. Он большой психолог, православный человек, он видел ясно, что бывает при таком раскладе. И из моего личного опыта тоже могу сказать, что не все, но очень многие женщины медленно-медленно, но привыкают к своему положению. Опытные уже сами выбирают себе богатых клиентов, приобретают машины, квартиры для себя и для своих детей. Вот она – слабость человеческой души.

– Отец Саввас, чтобы привезти молодых девушек на Кипр из какой-то страны, надо их каким-то образом заманить. Как это происходит, известно?

– Да, я знаю все подробности об этом от самих девушек. Их приглашали на роль танцовщиц и официанток в кабаре и в ночные клубы, а когда приехали, их принудили заниматься проституцией. Но я должен сказать, что в некоторой степени девушки и сами виноваты. Конечно, если девушка ехала работать официанткой в баре, как она могла заранее знать, что это бордель? Но когда вербовщики приглашают на работу танцовщицей в кабаре, надо понимать, какие танцы им придется исполнять…

Если у девушки невысокие моральные устои, она и на родине своей уже примирилась с развратом, с добрачными отношениями, то примиряется и с ролью стриптизерши.

Я считаю, что самое главное в воспитании христианской молодежи – научить их жить в телесной и духовной чистоте до брака. Я знаю, что в России немало девушек, которые живут небогато, испытывают материальные затруднения, но они никогда не думали о проституции. Поэтому здесь корень проблемы не просто экономический: из бедной страны и собственной бедности – за границу, за деньгами... Это, что важнее, моральная проблема, менталитет людей.

– Получается, что воспитание еще в школе нужно начинать, воспитывать душу, понятия нравственности и морали с младых ногтей.

– Я считаю очень важным и обязательным церковное воспитание в школе; в Греции, и в частности на Кипре, Закон Божий преподается в школе. Если даже не профессиональный, но очень хороший, высокодуховный человек ведет эту дисциплину, это дает хорошие результаты. Я сам лично очень много получил от моего гимназического учителя Закона Божия. Но более важно образование в семье, и не просто на словах, а на собственном примере жизни супругов. И даже если дети, воспитанные в крепкой христианской семье, выберут потом совсем другие дороги в своей жизни, они все равно легче пройдут их и потом обязательно вернутся обратно. У нас немало таких примеров. И поэтому я считаю очень важным, чтобы мы давали своим детям пример благочестивой христианской жизни.

Я давно заметил, что воспоминания опытов сексуальных отношений до брака часто мучают людей и вызывают у них искушения. Они начинают сравнивать супругов с прежними партнерами. Другие говорят, что мужчины должны обязательно иметь сексуальные отношения до брака, чтобы набраться опыта, – я всегда отвечаю на это, что мои кролики способны к воспроизводству в возрасте трех месяцев, и их никто не учил, как иметь такие отношения. Если ты мужчина настоящий – ты сам потом все поймешь и все правильно сделаешь. Конечно, в Древней Греции было не идеальное общество, но все-таки большинство греков и многие известные писатели очень высоко оценивают в человеке воздержание, и это знак настоящего мужчины – важно уметь воздержать себя.

Я думаю, что в этом направлении Россия идет хорошо, и что касается Русской Православной Церкви, я вижу, что у вас есть немало мирян, клириков и общественных деятелей, которые занимаются вопросами духовно-нравственного воспитания людей. У вас вот даже есть православное телевидение, – мы старались создать церковное телевидение на Кипре, но не смогли, потому что приходилось нередко вставлять западные фильмы, чтобы заполнить программу, а это нехорошо. Я вижу, что Русская Православная Церковь сделала уже очень большие шаги, и мы – греки, маленький народ, но народ, когда-то давший христианство вам, сейчас ждем от вас помощи и поддержки. Это мое личное мнение. Хотя иногда и бывают между нашими церковными лидерами некоторые споры и разногласия, должен сказать, что народ греческий, как и русский, любят и уважают друг друга. И я удивляюсь, как много молодых людей, которые учатся в духовных семинариях и богословских академиях, очень хорошо говорят по-гречески. И это замечательно. К сожалению, очень мало у нас говорят по-русски, а мы должны более внимательно изучать русский язык, чтобы иметь более тесные и дружеские отношения между нашими странами.

Не торопитесь осуждать…

– Скажите, в общении с теми женщинами, которые хотели сделать аборт, а потом либо отказались, либо сделали, удалось ли понять причины? У них же была возможность родить ребенка и оставить его в роддоме, например...

– Мы ведь не только распространяем брошюры, где описаны все возможные последствия аборта, мы еще беседуем с ними и объясняем, что это очень большой грех перед Богом – убить ребенка; надо уважать его жизнь; независимо от того, какие проблемы будут, не виноват ребенок. Но, с другой стороны, проявляется и человеческая слабость, много давления оказывается на девушек и женщин, особенно когда отец будущего ребенка оказывается женатым человеком. Вот поэтому мы и должны создать особенные Центры, чтобы принять их, помочь. У нас на Кипре скоро будет новый храм, при котором будут и приют, и гостиница, чтобы можно было принять там не только беременных женщин, но и тех, которые страдают от сексуального и семейного насилия. Я заметил, что и у вас в России начинают создаваться и уже работают аналогичные центры помощи женщинам; полагаю, что и женские монастыри могут принимать таких женщин, и центры помощи женщинам могут быть если не в монастыре, то при монастыре. Потому что ваши монастыри не так далеки от мира, как греческие. Я помню, что раньше в России были православные общины, и если они сейчас существуют, они тоже могли бы подключиться к этой работе.


Смотрите программу «Беседы с батюшкой» на православном телеканале «Союз»: воскресенье, понедельник, вторник, среда – 22.00 (прямой эфир), вторник, среда, четверг, пятница – 10.00 (повтор вечерней программы). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому). Телефон прямого эфира: (495) 781-49-54

 
Гость

Игумен Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем: Познание Истины есть познание Христа

Беседа с игуменом Святой Великой Ватопедской обители на Афоне архимандритом Ефремом в эфире телеканала «Союз» Благодать Святой Горы

 
Беседы с батюшкой

Священник Алексий Дарашевич: Духовное общение – это драгоценность

Беседа с настоятелем храма Святой Животворящей Троицы в Поленове священником Алексием Дарашевичем в эфире телеканала «Союз» – Здравствуйте, уважаемые телезрители. В студии Александр Сергиенко. У нас в гостях настоятель храма Святой Животворящей Троицы в Поленове священник Алексий Дарашевич. Здравствуйте, батюшка, благословите наших телезрителей.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс