Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №27 (636) → Игумен Мелхиседек (Артюхин): «Храм Божий – небо на земле»

Игумен Мелхиседек (Артюхин): «Храм Божий – небо на земле»

№27 (636) / 11 июля ‘11

Беседы с батюшкой

– Здравствуйте, уважаемые телезрители. В студии Александр Сергиенко. У нас в гостях настоятель храма Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Ясеневе игумен Мелхиседек (Артюхин). Тема беседы – значение храма в жизни христианина.

Зачем ходить в церковь

Батюшка, очень часто можно услышать некоторых людей, которые говорят: «Бог у меня в душе, зачем мне ходить в храм?»…

– Это очень распространенный вопрос, особенно в наше время, когда люди начали задумываться о душе, о вечности, и понимают, что в душе есть какое-то понятие о неведомом – многие это называют «Богом в душе». А дойти до храма для человека – целая проблема: нет понимания, что это необходимость, проявление веры.

Действительно, Господь сказал в Евангелии, что Бог в нерукотворенных храмах живет, Бог ищет Себе истинных поклонников, которые поклонялись бы Ему в духе и истине, поэтому мы – счастливые люди: можем молиться Богу в любом месте, в любое время и при любых обстоятельствах; и этим самым мы исполняем заповедь апостола Павла, который сказал: «Всегда радуйтесь и непрестанно молитесь» – Бог везде, и обращение к Нему может быть в любом месте, будь то дом, рабочее место, общественный транспорт, казарма или столовая. Личная молитва для христианина возможна в любое время, и не нужно никаких к этому условий, как в некоторых религиях молятся строго по расписанию, обязательно перед молитвой надо вымыть руки, и есть еще масса каких-то условностей. Это что касается личной молитвы.

Но Господь нам сказал: «Дом Мой домом молитвы наречется». Значит, есть особый дом, который посвящен именно Богу (как о нем говорит Иоанн Златоуст, там не происходит никаких политических дел, экономических, мирских, житейских, врачебных, гимнастических и прочих) – это место посвящено Богу и называется храмом. Здесь место молитвы общественной, которая является богослужением, выражением Богопочитания: мы слышим и другие слова Христа Спасителя, Который сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них».

– Батюшка, вот именно поэтому всегда в жизни надо отличать молитву личную от молитвы богослужения – одна другую дополняет?

– Конечно. Невозможно прожить жизнь так, что «я, мол, хожу в храм, и этого достаточно». Или наоборот, «у меня есть личная молитва, и мне не нужно богослужение, не нужны эти все условности». Если мы будем так считать, то сами себя будем обкрадывать. Почтить Бога и послужить Богу можно только в определенном месте – в храме, и это установление не человеческое, а Божественное. Почему Божественное? Мы слышим такие слова еще в Ветхом Завете – в поучениях пророка Аггея. Он говорит, обращаясь к израильскому народу, вышедшему из вавилонского плена, в котором он находился семьдесят лет. В то время, когда они были пленены вавилонянами, был разрушен Иерусалимский храм, и когда люди вернулись на родину, в Иерусалим, то первое, с чего начали, – стали обустраивать свои дома. И тогда Бог через пророка Аггея обращается к народу Божию: «Вы говорите, что не пришло время еще строить храм Божий, а есть время вам украшать ваши дома? Вы едите, но не наедаетесь, вы пьете, но не напиваетесь, вы одеваетесь, но не согреваетесь, вы зарабатываете для дырявого кошелька. Почему так? Потому что дом Мой в запустении, когда каждый из вас бежит к своему дому. Идите на гору, несите дерева и стройте храм Божий, и Я буду благоволить к нему и к месту сему». И послушался народ Божий, и пошли строить храм. И опять обращается Бог к народу: «Вспомните теперь время до того, как вы начали строить храм Божий, начали собирать камень к камню. Вспомните, что было до этого. Вы приходили к копне, надеясь найти двадцать мер, а находили только десять. Вы подходили к подточилию, из которого жали виноград, хотели получить двадцать мер, а собирали только десять мер. Я посылал блеклость на хлеб ваш, и не было благоволения в очах Моих ни на скот, ни на труды рук ваших. Но с того времени, как вы начали строить храм Божий, благоволение будет и на виноградной лозе, на пшенице, на земле вашей, и на домах ваших, и на всем месте том, на котором строится храм Божий».

– Мы видим, что даже внешнее благополучие целого народа и каждого человека, оказывается, зависит от совершенно духовно-мистической вещи... Храм Божий, – а при чем здесь земля, пшеница, виноград, при чем здесь благополучие?

– Мы, верующие люди, знаем, что благополучие и почти все вещи в нашей жизни зависят от воли Господа Бога и от нашей нравственной жизни.

Храмы – это источники благодати, благоволения Божия, через которые изливается благословение Божие на место, на город, на деревню, на село. Недаром храмы раньше строили на высоком месте, чуть в стороне от села; обычно храм был рядом с погостом, то есть с кладбищем, – всегда это было одно из самых красивых мест в округе. И не случайно храм был не в самом селе, – чтобы какой-то труд к преодолению все-таки существовал, чтобы люди могли были как бы выйти из повседневности и суеты и, оставив все житейское, обратиться к горнему.

И Священное Писание говорит о храмовой молитве. В Евангелии от Луки говорится, что Христос взял Своих учеников на гору, стал возноситься от них и благословлять их, и они увидели Его ушедшим на небо – это есть Вознесение Господне, которое стало потом одним из самых больших праздников в христианстве. И евангелист говорит: «Они вернулись в Иерусалим, и пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога».

– Почему апостолам было так необходимо пребывать в храме?

– Чтобы единым сердцем, едиными устами прославлять и благословлять Бога. Интересное замечание в Евангелии – они в храме находились не чтобы что-то просить, они молились, прославляя и благословляя Бога; просить можно в любом месте, а храм – место особое, здесь мы Бога благодарим за сам дар жизни. Потому что Священное Писание говорит: «Не мертвый восхвалит Тебя, Господи, но мы, живые, благословим Бога отныне и до века». Кстати, на одном из московских кладбищ, которое именуется Введенским, а москвичи его знают больше как Немецкое кладбище, которое находится в районе Измайлова, похоронен насельник Оптиной Пустыни, митрополит Трифон (Туркестанов), знаменитый архиерей, который служил в революционные годы в Москве. На гранитном памятнике на месте его упокоения выбиты следующие слова: «Дети, дети, любите храм Божий. Храм Божий – Небо на земле».

Будь он деревянный, будь он каменный, будь он сделан из простого вагончика, где есть иконостас, иконы, даже бумажные, – но любое место, где приносится жертва Богу, где совершается Евхаристия, Литургия, может стать храмом для Живого Бога.

Я несколько раз был в тюрьме по долгу своего пастырского служения и испытывал потрясающее ощущение. Находясь в тюрьме, за колючей проволокой, за этими бетонными заборами, заключенные, которые бывают в храме Божием, говорят, что после богослужения и Литургии у них возникает ощущение, что они побывали на свободе. Один из заключенных написал даже стихотворение об этой духовной свободе, о радости жизни с Богом. Там есть такие строчки: «Без Христа мне свобода – тюрьма, а в тюрьме со Христом – на свободе». Вот такое ощущение полноты жизни дает храм Божий.

Возрастание духовное невозможно без причащения Святых Таин

– Вернемся к значению храмов в нашей повседневной жизни.

– Начну с самого простого примера. Сейчас у каждого есть телефон, и все знают, что качество связи зависит от того, сколько у того или иного оператора передающих вышек. Так вот, храм Божий это те же «вышки», которые в определенном радиусе «накрывают» благодатью Божией то или иное место, – и поэтому чем больше храмов в той или иной местности, городе или стране, тем больше людей могут молиться не только дома, но и участвовать в богослужении, имеют возможность участвовать в таинствах Церкви. Потому что духовная жизнь христианина и вообще жизнь верующего человека начинается с момента Крещения (когда он усыновляется Богу, входит в воинство Небесное, рождается для вечности его душа) – устанавливается завет человека с Богом, Бог берет под Свое крыло, под Свой покров крещеного человека.

Но потом начинают развиваться его тело и душа, и здесь необходимо возрастание. Если младенец сначала питается молоком матери, а потом той пищей, которой питается взрослый, то душа человека укрепляется Телом и Кровью Господней в великом таинстве святого Причащения, которое возможно только в храме.

Например, если у вас давление, сахарный диабет или воспаление желудка, то можно дома какие-то элементарные вещи предпринимать: таблетки от гипертонии, диета и минеральная вода при язве, здоровый образ жизни. Но когда начинается обострение, мы уже идем в поликлинику, где имеется медицинская техника, позволяющая поставить диагноз. А в больнице уже применяются и капельницы, и физиопроцедуры, которые домой не затащишь.

Так вот, храм в таинстве Исповеди называется врачебницей – когда священник проводит общую Исповедь, то говорит такие слова: «Вы пришли во врачебницу, не выходите неисцеленными». Недостаточно только одного переживания, одних только покаянных чувств наедине, дома, мы должны это покаяние донести до Исповеди, чтобы там, законной властью, данной священникам от Бога, оно было принято Господом. Мы слышим в Евангелии, когда Христос явился ученикам Своим и сказал: «Примите Святого Духа, кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите – на том останутся». В Церкви существует Богом учрежденный институт священства, то есть «врачи с дипломом, с лицензией, с сертификатами»: священство ведет свою историю со времен апостольских; для этого и существует Церковь как больница.

Священники все разные. Иногда люди приходят ко мне в храм и говорят, что один батюшка им показался строгим, другой слишком мягкий. Я всегда даю такой совет: когда приходите в храм, то поспрашивайте, посмотрите, помолитесь и правильно «прочитайте надпись на кабинете» – ведь мы приходим в поликлинику и читаем: педиатр, терапевт, хирург, невропатолог, травматолог…

Вспоминается случай нашего Оптинского старца Льва. Как-то к нему пришел один барин на Исповедь, а при этом разговоре присутствовал священник. И старец спрашивает у того барина: «а ты первое мое слово выполнил или нет?» А тот отвечает: «нет, не выполнил». Тогда старец монахам говорит: «возьмите его за шею и выведите отсюда». Взяли его и вывели из кельи старца, потому что он его исповедовать не смог. И священник спрашивает старца, почему он так грубо поступил, как травматолог. А старец ответил, что барин этот уже несколько лет приходит на Исповедь и кается, что он не может бросить курить. «Я ему говорю: ты хоть уменьши число папирос, кури не тогда, когда тебе захотелось, ну хоть немного поборись, потерпи, воздержись, – но он даже этого выполнить не может. Сколько раз я его покрывал, сколько раз был к нему в милости. Видно, эта милость не доходит». И действительно, встряска пошла на пользу. Наш знаменитый хирург и святитель Лука (Войно-Ясенецкий) говорил: гной не лечится – гной вскрывается. И это закон гнойной хирургии: гной сначала вскрывается, потом промывание, потом мази, потом дренаж… Но первым делом надо вскрыть.

Так и священник – у каждого свой талант. У одного талант хирурга, у другого – терапевта, а третий – детский священник, педиатр, который с детьми и бабушками лучше всего общается. А старцы – это духовный опыт, духовное благословение от Бога, некая духовная гениальность. Они могли с любым человеком обходиться.

– То есть домашние молитвы не заменят храм, как таблетка не может заменить поликлинику и больницу?

– При почечной недостаточности, когда почки не справляются с очищением организма, проводят на аппарате «искусственная почка» гемодиализ. И многим людям эта процедура продляет жизнь. Так вот, и в Церкви есть нечто подобное – Причащение Святых Христовых Таин. Сделать в домашних условиях невозможно, таинство совершается только в храме, единственное исключение – это тяжело больные люди, которые не имеют возможности посетить храм. Поэтому христиане стараются служить Богу в храме, потому что через это они очищаются, причащаясь Святых Христовых Таин так, как им посоветует духовник: кто раз в месяц, кто по большим праздникам, кто раз в две недели, кто каждый пост – у каждого своя духовная практика. Наша духовная жизнь нуждается во внешнем очищении, во внешней поддержке, во внешней подпитке.

– Мы сами себя очистить не можем?

– Так наивно могут думать люди, которые не старались в своей жизни хотя бы день прожить по Евангельским заповедям.

Я, когда пришел к вере, тоже думал, что достаточно одного Евангелия. Оно гениально, оно идеально, оно говорит о потрясающей красоте жизни человека. Когда мне захотелось стать таким (я раньше не был церковным человеком, потому что к вере пришел только в 17 лет, рос в неверующей семье), и я попробовал жить так несколько месяцев, еще не дойдя до храма, – убедился, что не получается. И что-то подсказало, что нужен врач для такого состояния души. А в церкви происходит какая-то Исповедь, есть какое-то большое таинство, когда они причащаются и говорят, что в этот момент становятся святыми, то есть христианами. И мне захотелось пройти этим путем, и это преобразило всю жизнь. Оказалось, невозможно обойтись ни без Исповеди, ни без Причастия, ни без богослужения. Потому что если мы не будем принимать духовный эликсир бессмертия, который именуется святым Причастием, благодатью Божией, то не сподобимся вечной жизни.

Икона Святой земли

– Батюшка, не могу не спросить про храм, который вы сейчас строите в Ясеневе. Все говорят, что он какой-то особенный.

– Он начал строиться в кризисные времена, в 2009 году. Прошло уже два года, как Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заложил первый камень в Покровский храм. А уникален храм тем, что, когда началось его строительство, Патриарх Кирилл благословил осуществить духовную идею, которая была названа так: «Икона Святой Земли». Такая уникальная попытка – воспроизвести Ново-Иерусалимский монастырь, построенный Патриархом Никоном. Точная копия самого Иерусалимского храма, где есть часовня Гроба Господня, камень Помазания, Голгофа, место обретения крестов разбойников благоразумного, безумного и Креста Христа Спасителя.

Когда возникла идея в нашем храме сделать нечто подобное, благословение Священноначалия было получено, но при условии расширить идею. И у нас появилась точная копия места Рождества Христова. Престол, серебряная Вифлеемская звезда, как в Иерусалиме, – 14 лучей. Только в Вифлееме есть часть скалы и часть пещеры, где родился Христос Спаситель, а у нас внутри серебряной звезды – перламутровая звезда, привезенная из Вифлеема, с изображением события Рождества Христова. У нас уже осуществлена точная копия Голгофы, как в Иерусалиме: такой же престол, такая же скала Рассечения. Строится сейчас копия гробницы Божией Матери, которая находится за пределами Иерусалима, за Дамасскими воротами. Еще строится часовня над копией гробницы Пресвятой Богородицы, в ближайшее время будет монтироваться точная копия Кувуклии, камня Помазания, уже в нашем нижнем храме есть точная копия водоноса из Каны Галилейской, вырубленного из одного большого белого камня – известняка. Я сам, будучи на Святой Земле в Кане, снял размеры.

Как сказал Василий Великий, глядя на образ, мы переносимся к Первообразу. Ты посмотрел, скажем, на нашу Вифлеемскую звезду, но подумай о том, что есть настоящая Вифлеемская звезда, которая находится там, в далекой Палестине. Посмотри на эту Голгофу – вот на этом месте был распят Христос, там, в Иерусалиме. А это место – икона, образ, фотография того места. Для чего это нужно? А чтобы нашу жизнь приблизить к реалиям. В Боге много невидимого, но есть и видимое. Человеческая жизнь Христа видима, Божественная жизнь Христа невидима. Христос пострадал в конкретном месте, крестился в конкретном месте, родился в конкретном месте. И мы, бывая на Святой Земле, слышим, что это место люди называют пятым Евангелием. Почему? Да сами камни благовествуют, сама река Иордан, гора Искушений, гора Фавор, где было Преображение Господне, место Рождества Христова, место Его распятия, место Его Воскресения, дом Богоотцев Иоакима и Анны, дом Успения Божией Матери – все повествует о том, что Христос здесь был. Я вспоминаю первые свои ощущения – это вдохновляет и укрепляет в вере. А у многих людей нет возможности поехать в Святую Землю, в Израиль, чтобы осуществить мечту. Хотя бы с этого начнем, и у нас осуществляется идея – икона Святой Земли... Дальше открываю секрет. У нас даже предполагается сделать колонну Рассечения, где сошел Благодатный Огонь, когда во времена оны не пустили православных христиан, чтобы они участвовали в чуде сошествия Благодатного Огня в Великую Субботу. Они находились за пределами храма, молились за дверями, и в тот год Благодатный Огонь сошел не в этой часовне на месте Воскресения Господня, а за пределами храма, там, где молился православный Патриарх с православным народом, чтобы еще раз засвидетельствовать об истине Православия. И люди это слышали, но не видели. И мы постараемся эту идею осуществить и изготовить такую копию.

– Батюшка, большое спасибо за содержательную беседу.

– Я всех зову в храм Божий, как во врачебницу, в поликлинику – для оздоровления своих души, ума и сердца. Пусть ваше сердце будет храмом Божиим, и это сердце вы несите в живой храм Живого Бога. Аминь.


Смотрите программу «Беседы с батюшкой» на православном телеканале «Союз»: воскресенье, понедельник, вторник, среда – 22.00 (прямой эфир), вторник, среда, четверг, пятница – 10.00 (повтор вечерней программы). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому). Телефон прямого эфира: (495) 781-49-54

 
Церковный календарь

Креститель Руси

Протоиерей Евгений Попиченко

28 июля – день памяти святого равноапостольного Великого князя Владимира Святая Церковь вспоминает величайшего из наших предков (память которого с прошлого года по решению Правительства Российской Федерации совершается как церковно-гражданский праздник – День Крещения Руси)

 
Гость

Священник Александр Мелин: Только сорняки сами растут…

Беседа с клириком храма Преподобной Евфросинии, Великой княгини Московской, в Котловке священником Александром Мелиным в эфире телеканала «Союз»

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс