Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Беседа с ректором Российского православного университета Св. Иоанна Богослова игуменом Петром (Еремеевым) в эфире телеканала «Союз»
– Здравствуйте, уважаемые телезрители. В студии Александр Сергиенко. Сегодня у нас в гостях ректор Российского православного университета Св. Иоанна Богослова игумен Петр (Еремеев). Благословите наших телезрителей.
– Добрый день, друзья, я желаю помощи Божией на предстоящие труды, на отдых этим летом.
– Тема нашей беседы – современное высшее образование для православных мирян.
Выбор за вами
– Сегодня у молодежи большой выбор, потому что открыто очень много учебных заведений в регионах, городах, в Москве, где можно получить качественное образование, сохраняя верность традиции, посещая вузовские храмы. Другая возможность, мне кажется, гораздо более интересная для верующей молодежи, – поступить в православные высшие учебные заведения, дающие светские дипломы о высшем образовании и соответствующую светскую квалификацию по той или иной специальности. Вот таким является наш вуз.
– Очень интересно узнать, по каким направлениям у вас можно получить образование?
– Сегодня молодежь ищет не только возможность обучения, а возможность получить такую специальность, которая открывает широкую дорогу во взрослой будущей жизни, чтобы не просто зарабатывать на хлеб насущный, но жить интересно и насыщенно.
Так вот, мы предлагаем абитуриентам пока шесть направлений для подготовки (дальше их будет гораздо больше) – это, конечно, религиоведение, история, филология, юриспруденция, экономика и психология. Мы готовим и журналистов и специалистов в области изобразительного искусства.
– Юриспруденция, экономика и психология – как это связано с традициями и верой, которой придерживается молодежь, поступающая в вуз?
– Я думаю, что для молодого человека, имеющего склонности к работе в бизнес-структуре, было бы интересно получать именно экономическое образование. Тому, у кого есть интерес к юриспруденции, будет интересно религиоведение. Ну, а психологи? Я разговариваю со студентами и могу сказать, что чаще всего на психологию поступают те, кому интересно прежде всего разобраться в себе. Понять на самом деле, какие состояния души имеет верующий человек, каким образом он, имея правильное духовное настроение, может помочь окружающим людям. Поэтому те, кто имеют желание послужить другим, не обязательно в лоне Церкви, а работая в светских учебных заведениях или лечебных учреждениях, или органах, где консультируют людей, идут учиться к нам.
– А разве психология не противоречит тем законам, о которых говорит религия православная?
– Не думаю. Психология – учение о душе – подразумевает, что люди, изучающие психологию, верят в душу. И, конечно же, их предметом является изучение христианского учения об устроении человеческой натуры, о движении страстей, о борьбе с ними. И сегодня многие светские психологи, с большим интересом обращаясь к учению Церкви, к христианской антропологии, находят очень интересные ответы на многие нерешенные вопросы – например, что же довлеет в человеке в большей степени: его личный выбор, наследственность, какие-то увлечения, пороки, страсти, привязанности, – и опыт святых отцов, опыт христианских психологов, философов позволяет сегодня найти множество ответов на злободневные для психологии вопросы.
По ходу обучения мы даем возможность студентам в рамках сетки расписания слушать курсы лекций по истории христианского вероучения, христианской Церкви, по Священному Писанию Ветхого и Нового Завета, по особенностям религиозных учений иных религий мировых, знакомим наших студентов с основами, смыслом богослужения Русской Церкви и иных религиозных учений.
То есть человек, поступающий в наш вуз, получая светское качественное образование, получает возможность разобраться в том, во что он верит, получить общее представление о верованиях других людей. И для психологов, в том числе, это имеет очень большое значение, это расширяет горизонт их знаний.
– А как же юристы? Ведь им порой приходится, выступая в суде, например, что-то недоговаривать, чтобы защитить интересы клиента, – это же полностью противоречит мировоззрению православного человека.
– Я не берусь влезать в душу юриста, адвоката или судьи; могу сказать, что сегодня мы имеем как опыт. Наши выпускники-юристы устраиваются на разные места – фактически стопроцентное трудоустройство по окончании нашего вуза, – работают и судьями, и адвокатами, и юрисконсультами. И, надеюсь, им не приходится лукавить, входить в конфронтацию со своей совестью и со своим христианским мировоззрением.
Сложно, быть может, но всегда существует выбор.
Что касается уровня компетентности. Мы стараемся дать возможность студенту получать за годы обучения все: и знания, и опыт. Предлагаем и позволяем студентам за годы обучения, проходя практики в тех или иных учреждениях, получать опыт взаимодействия с действующими юристами, с их заказчиками. И, соприкасаясь с реальной профессиональной жизнью, готовить себя к взрослой жизни самостоятельно, получать навыки работы по избранной специальности. И, полагаю, за годы обучения студенты получают определенный жизненный ответ на вопрос как поступать – по совести, по правде, или как поступают многие сегодня?
И отвечают на него с помощью духовника. Это – другая тема, и хотя мы реализуем светские образовательные стандарты, наш институт православный, поэтому регулярно совершаются богослужения. И посещая богослужения, пастырские беседы, исповедуясь, любой студент может для себя разрешить эти коллизии.
– Давайте продолжим разговор о богослужениях. Насколько далеко, так скажем, надо отходить от университета, чтобы посетить богослужение?
– У нас сегодня четыре здания, в них располагаются три больших факультета. На историко-филологическом факультете есть домовой храм Рождества Христова. Там мы совершаем регулярные богослужения в воскресные и праздничные дни, по просьбе студентов совершаем литии, панихиды, молебны для преподавателей и студентов. И для ребят и девушек, живущих в Москве, прибыть к нам на богослужение трудности не составляет.
В будущем году мы рассчитываем, по обещанию и уже действующему указанию мэра города Москвы Сергея Семеновича Собянина, получить храм Святого Апостола Иоанна Богослова на Новой площади в центре города. Храм был еще год назад Святейшим Патриархом Кириллом передан нашему университету, уже год мы совершаем богослужения на улице, в силу того, что храм пока еще от экспозиций Музея Москвы не освобожден.
Ждем всех желающих!
– Батюшка, звонок от телезрителей – Москва на связи.
– Меня зовут Ирина, я закончила филфак. Хотела бы спросить, есть ли при православном университете курсы или второе высшее для психологов?
– Очень интересный вопрос. Я всего лишь год ректор Российского православного университета и института Иоанна Богослова – это два вуза в одном месте. В этом году мы занимались формированием концепции развития нашего вуза. Предполагаем создать уже с нынешнего года программы дополнительного образования для психологов. Второе высшее у нас существует, как и заочное обучение, поэтому вы имеете возможность поступить на религиоведение и там получить специализацию по психологии религий, раз вас это интересует, либо на психологию как основную программу подготовки. Существуют магистерские программы подготовки; рассчитываем, что в будущем будет аспирантура по психологии. Вариантов очень много, и я рассчитываю на то, что будут краткие программы дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки психологов по теме «христианская психология».
– Батюшка, Казань на связи.
– Отец Петр, хотелось бы узнать, есть ли у вашего университета сеть филиалов, и собираетесь ли вы их развивать в других городах?
– Это очень важный вопрос. Хочу напомнить, что я только год возглавляю вуз. Развивая деятельность православного института Иоанна Богослова, я занимаюсь и созданием Патриархом утвержденного Российского православного университета. Поэтому мы говорим лишь о будущем, но не о сегодняшнем дне. Рассчитываем со временем ввести дистанционное образование, очень сегодня популярное, иметь представительства и филиалы в регионах нашей страны.
Сегодня пока филиалов и представительств нет, но есть возможность заочного обучения.
– Эстония на связи.
– Меня интересует, могут ли люди, живущие в других странах, поступить в ваш университет?
– У нас уже обучаются много жителей самых удаленных регионов страны и зарубежных государств. Мы принимаем на обучение граждан всех стран.
– Отец Петр, желающим приехать издалека будет интересно узнать, как решается вопрос с общежитием.
– Мы сегодня занимаемся этим очень плотно, надеемся, что в нынешнем году сможем обустроить общежитие, поскольку до этого его не существовало. Сегодня этот вопрос решается, и нужно узнавать по ходу в приемной комиссии, будет ли общежитие в нынешнем или будущем году.
Место психолога в церковной ограде
– Челябинск на связи.
– Батюшка, я сама детский психолог, и когда пришла в православие, оставила психологию, занимаюсь только преподавательской работой. Меня интересует вопрос, что такое православная психология?
– Я пока избегал бы такого словосочетания – православная или христианская психология. Она, конечно же, существует как образ мышления, профессиональный выбор. Что есть психология? Это наука научения человека правильному общению с людьми, правильному определению тех или иных сложностей в развитии личности. Недаром есть возрастная психология, подростковая психология. Занимаясь базовой подготовкой психологов, мы даем уровень компетенции, позволяющий с позиции человека, имеющего образование по психологии, разбираться в сложностях, связанных с развитием ребенка или взаимоотношений взрослых. Но кроме этого мы преподаем еще и компоненты, связанные с христианским мировоззрением.
Что это за компоненты? Святые отцы, рассуждая о проблемах духовного устроения личности, душевного развития с детства до старости, определяли именно проблемы, связанные с психологией человеческой личности. Ведь духовное развитие человека сопряжено с движениями души.
Выбор человеком Бога определяет вектор его духовной жизни. Но окружение, воспитание, условия жизни оставляют свои отпечатки на душе человека. Каким образом определять свои проблемы и их преодолевать? Опытный духовник сегодня, и я это часто встречаю, направляет к приходскому психологу того или иного человека. Не каждый приходящий сегодня на Исповедь человек может получить ответ от священника и, им воспользовавшись, решить свои проблемы. Потому что вопросы Исповеди – духовного порядка, это вопросы духовного выбора человека. Это ответ греху – нет, это преодоление греховной зависимости, борьбы с грехом или пристрастиями. Многие духовники, в том числе и опытные, которых мы называем старцами, используют опыт христианских психологов. В монастырях, во многих приходах существуют практикующие психологи, дающие консультации, оказывающие помощь. Ведь одно дело – заниматься духовным развитием личности, другое – помогать восстановить душевное самочувствие, душевное здоровье человека. И вот такое сочетание помогает личности развиваться очень цельно и получать ответы на возникающие по ходу развития этой личности вопросы.
Какое место занимает психолог в церковной ограде? Здравый смысл подсказывает, что при приходе необходим психолог. Дело в том, что сегодня приходят в воскресную школу очень разные дети. И одно дело – священнику указать им путь, даже привести за руку ребенка к вратам Царствия Небесного. Другое дело – масса вопросов, связанных с возрастной психологией, с зависимостью от группы людей, от лидера, порой не самого лучшего, зависимостью от телевизора, компьютерной игры – от чего угодно. И в этом смысле психолог, понимающий ребенка и его проблемы, может помочь ребенку и его родителям найти выход из сложившейся ситуации, помочь скорректировать его развитие. А что касается характеристики «христианский» или «нехристианский», психолог есть психолог – он или плохой, или хороший. Я встречал прекрасных психологов, которые не называются христианскими, не являются христианами. Что такое, например, хороший экономист или плохой экономист, православный экономист или неправославный экономист? Есть качественная подготовка и ответственное отношение к своему труду. Иначе как? Так же и здесь; только христианский психолог в профессиональной деятельности употребляет богатый опыт Православной Церкви, православные традиции.
Мы знаем, что среди святых отцов, подвижников было очень много замечательных психологов, прекрасно понимавших движение чувств человека. Читаешь труды или письма Амвросия Оптинского, Феофана Затворника и понимаешь, что они отвечают на главный вопрос – о спасении человека, но им сопутствуют и простые бытовые вопросы, связанные с развитием личности человека. Когда преподобный Амвросий говорит: с тем человеком лучше не общайся, а к этому прилепись, о чем это говорит? Он определяет качество этого общения, а это есть психология общения, положительное или отрицательное влияние на душу человека.
– Батюшка, Сергиев Посад на связи.
– Скажите, пожалуйста, не планируете ли вы открыть медицинский факультет для подготовки православных врачей?
– Медицина – очень сложная отрасль образования и науки, требуется очень серьезная материальная база, серьезный коллектив преподавателей. Мне кажется, сегодня более актуально стоит вопрос о дополнительном образовании для медиков. Если сегодня мы имеем в стране замечательные медицинские факультеты, университеты, институты, есть ли необходимость создавать церковные медицинские образовательные учреждения? По-моему, не совсем очевидна такая необходимость, а вот дополнительное образование, повышение квалификации, переподготовка, быть может, по отдельным специализациям вполне возможны. Мы сегодня об этом думаем. Ведь сегодня очень часто медики обращаются за опытом к священникам. Так, детские терапевты часто обращаются к священникам с просьбой проконсультировать, как общаться с ребенком, христианский выбор которого определяет его отношение к способу лечения. Думаю, многие медики заинтересуются нашим предложением, потому что уже с будущего года планируем создавать такие курсы повышения квалификации для медицинских работников.
Многое зависит от педагога
– Сейчас изменились стандарты государственного образования и понадобится поднимать уровень педагогов. Духовно-нравственное воспитание присутствует в государственных стандартах, но, к сожалению, нет ни методик, ни методов решения этого вопроса, есть только общие слова. Может педагог получить что-то новое в вашем университете?
– Действительно, сегодня в школу вернулся замечательный компонент воспитания, потому что образование без воспитания не созидает личности. А мы, воспитывая ребенка, готовим его к жизни. А кто воспитывает ребенка? Именно педагог оказывает огромное влияние. Рассказывая об истории, даже математике или геометрии, можно указывать на те или иные аспекты жизни великого математика или какого-то исторического лица. Преподавая литературу, можно рассказывать о христианском опыте и вообще духовном опыте обретения Бога, правильном выборе жизни литературными героями или авторами.
Ведь сегодня, как и раньше, ребенок нуждается в примере, который формирует его образ поведения. А наша история, литература, география, математика, геометрия изобилуют замечательными геройскими примерами.
А теперь о подготовке и переподготовке. Мы, конечно, весь этот год планировали возможные технические задачи повышения квалификации педагогов. Это огромная работа. И настроены создавать такие программы. И первая – это преподавание основ православной культуры, истории мировых религий, потому что у нас создается базовый факультет религиоведения и мы рассчитываем, что преподаватели смогут повышать свою квалификацию.
– Как можно сохранить традиции, ведь под влиянием различных чужих стереотипов их забывают, а молодежь порой и вовсе не знает? Как их не потерять то, что имеем?
– Мы должны вспомнить очень богатый опыт школы царской России, не менее богатый положительный опыт школы русской советского периода. И, не выдумывая ничего нового и сверхъестественного, употребить замечательный опыт нашего образования. Думаю, многие со мной согласятся, что именно личный пример педагогов и исторические примеры в изучаемой дисциплине помогают ребенку за годы обучения в школе усвоить те или иные нормы поведения. И потом он, войдя во взрослую жизнь, будет являться носителем и выразителем данных ценностей и идей.
Нашим школьникам и студентам надо дать возможность самостоятельного, но зрелого выбора путем приобщения к богатым духовным и культурным традициям нашего Отечества и мировой культурной традиции. Вместе с тем, моральные качества педагога сегодня являются определяющими. Нельзя, рассказывая об основах православной культуры, об иных религиозных культурах, о творчестве Достоевского, Пушкина, быть самому человеком нечистоплотным. Так можно скорее отбить охоту подражать замечательным примерам нравственного и духовного выбора других людей.
– Батюшка, благодарю Вас за очень интересную беседу.
1 октября 2000 года был заложен первый камень мужского монастыря в честь Святых Царственных Страстотерпцев. Позже на этом месте было построено семь храмов (по числу убитых членов Царской Семьи).
Храм-символ Храм-на-Крови в честь Всех Святых, в Земле Российской Просиявших, – один из крупнейших православных храмов России.Храм был построен в 2000–2003 годы на месте дома, где в ночь с 16 на 17 июля 1918 года были расстреляны последний Российский Император Николай II и его Семья. Освящение храма состоялось 16 июля 2003 года.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.