Из трудов святого праведного Иоанна КронштадскогоДуховное наследие В этой теме:
Духовное наследиеИз трудов святого праведного Иоанна Кронштадского Празднословный – занимающийся пустыми, вздорными речами.
(Церковно-славянский словарь)
Празднословить – суесловить, пустословить.
(Толковый словарь В.И. Даля)
- К греху праздности <нужно присоединить> грех празднословия и напрасного, невнимательного или только для препровождения времени чтения какой-либо книги духовной или светской, грех празднословия на молитве.
- Ты читаешь романы, газеты, и в них прочитываешь немало пустых речей. С Богом ли ты бываешь в это время или нет? Конечно, не с Богом, ибо Бог не бывает в суете земной; значит ты против Бога, а это грех. Собираешь ли ты благодать Божию, читая пустое разглагольствие в книгах легкого содержания? Нет – а расточаешь благодать, которую ты приобрел, если только приобрел, в молитве, в богомыслии или чтении Слова Божия и книг душеспасительных, или в благочестивой беседе, или в добрых делах. А это грех. За всякое слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный (Мф. 12, 36).
- Всякое слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный (Мф. 12, 36). Отчего празднословы так строго будут наказаны? Оттого, что они своим празднословием растлевают души человеческие, которые Христос пришел возродить, и ослабляют силу Слова Божия: люди, растленные празднословием, привыкшие за ничто считать слова праздных людей, легко смотрят и на Слово Божие и думают, что оно дано только для того, чтоб чесало слух (Ср.: 2 Тим. 4, 3), как праздные речи людские, что его нельзя строго исполнять в жизни.
- За всяко слово праздное ответ дадим в день суда (Ср.: Мф. 12, 36): потому что первый празднослов или лжец есть диавол (Ср.: Ин. 8, 44); у Господа нет праздных слов; у человека – образа Божия (Быт. 1, 27) – также их не должно быть: слово должно быть истиною, делом.
- Надо иметь сердечное уважение к слову Священного Писания, молитв, писаний отеческих, к словам речей наших и к благонамеренному слову писателей светских. Слово – высокая, предрагоценная, препочтенная вещь!
- Весь человек – Божие прекраснейшее произведение, чудно-художественная вещь, святая, поколику образ Божий живой – бессмертный по духу, разумно-свободный. А слово – простая духовная вещь – образ простого Ипостасного Слова: дорожить им надо, истинствовать надо в слове, благоговеть пред словом. Слово – истина, дело, бытие. Слово – семя мира, семя всех существ, основа всех существ. Рече: и бысть (Ср.: Пс. 148, 5).
- Помни, словесное существо, что все сотворено Словом и все существует Им, и имей несомненную веру, что творение или претворение чрез слово твоих уст властию Божиею есть самое обыкновенное дело, потому же имей величайшее уважение к слову и не трать его по-пустому, тем более не употребляй его в орудие лжи. – Осудит Господь говорящих ложь (Ср.: Пс. 5,7).
- За всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный (Мф. 12, 36). Видишь, что тебя ожидает ответ и наказание за всякое слово праздное, не только соблазнительное. Почему ответ за праздное слово? – Потому что у Господа нашего, Всетворца Слова, нет и не может быть праздных слов: глагол Господень не возвратится к Нему тощ (Ис. 55, 11); не изнеможет у Бога всяк глагол (Лк. 1, 37); а мы сотворены по образу Божию (Быт. 1, 27), потому и наши слова также не должны быть произносимы впусте, напрасно, праздно, а каждое слово наше должно иметь духовную, поучительно-назидательную силу: слово ваше да будет, сказано, во благодати... (Кол. 4, 6). Потому в молитве, в разговорах крайне наблюдай, чтобы тебе не говорить слова праздно, на ветер.
- Научись каждое слово произносить от благого сердца (Ср.: Мф. 12, 35), искренно, просто – твердо, с верою.
- Веруй твердо в совершимость всякого слова, особенно во время молитвы, памятуя, что Виновник слова есть Бог Слово, что Сам Бог наш, в Троице покланяемый, выражается тремя словами, или именами: Отец, Слово и Святой Дух; что всякому слову соответствует бытие, или всякое слово может быть бытием и делом. Благоговейно обращайся с словом и дорожи им. Помни, что как Ипостасное Слово Божие, Сын Божий, всегда соединен со Отцем и Духом Святым, так и в слове Священного Писания или в молитве, или в писаниях богомудрых отец участвует по Своему вездесущию Отец как Верховный Разум, Творческое Его Слово и Совершитель Дух Святой. Потому никакое слово не праздно, но имеет или должно иметь в себе свою силу, и горе празднословящим, ибо они дадут ответ за празднословие (Ср.: Мф. 12, 36). Не изнеможет у Бога всяк глагол (Лк. 1, 37). Это вообще свойство слова – сила и совершимость его. – Таким оно должно быть и в устах человека.
- Если вход земного царя бывает тщательно всегда содержим в чистоте, если у его входа стоит всегда стража, то и мы должны сохранять уста свои – этот вход Небесного Царя в возможной чистоте и иметь при нем всегда стражем – свой разум, который должен возбранять вход в эти царские двери всему тому, что может сделать нечистым и неблагообразным этот вход, особенно самое покоище Царя Небесного – сердце. – Внемлите себе, говорит Спаситель, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством... (Лк. 21, 34.) Я разумею здесь еще и слова, произносимые не во благодати, слова праздные, нескромные, ложные, слова, выражающие наши сердечные страсти.
- Иной молится по-видимому Богу, а в сердце-то у него диавол и не дает ему молиться искренно, и всякое слово его бывает и холодно, и ложно: потому что не от сердца идет, и сердце его вовсе не желает того, о чем он просит устами. О горе наше, братия христиане, – горе нам от врагов наших и от страстей и пристрастий наших, воюющих во удех наших (Иак. 4, 1), – горе нам от любления нами многострастной плоти нашей! – Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24).
Смотрите программу «Уроки Православия» на телеканале «Союз»: понедельник 03.30, 13.30, среда 23.30 (1-й урок), вторник 03.30, 13.30, четверг 23.30 (2-й урок). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московском)