Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №24 (633) → Протоиерей Валериан Кречетов: Продолжение рода человеческого зависит от семьи

Протоиерей Валериан Кречетов: Продолжение рода человеческого зависит от семьи

№24 (633) / 20 июня ‘11

Беседы с батюшкой

Беседа с настоятелем храма Покрова Божией Матери села Акулова протоиереем Валерианом Кречетовым в эфире телеканала «Союз»

Любовь не может замыкаться в себе

– В эфире православного телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». В студии Михаил Карелин. Наш собеседник – настоятель храма Покрова Божией Матери села Акулова протоиерей Валериан Кречетов. С отцом Валерианом мы побеседуем о семье. Батюшка большой специалист не только в этом вопросе, хотя в этом – особенно: дело в том, что у него семеро детей и 32 внука.

Отец Валериан, раскройте секрет, в чем залог хорошей семьи? Как построить хорошую семью?

– Нужно, прежде всего, обратиться к Богу. Потому что первую семью сотворил Бог, семья – богоутвержденное установление. Как сказал Господь: «оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будут два в плоть едину» – эту истину мы знаем от Сотворения, и другого нет и быть не может. Продолжение рода человеческого зависит от семьи. Через семью из поколения в поколение передается опыт.

Появляясь в этот мир, человек пытается понять, что происходит. И, видя, что все в мире устроено премудро, обращается к мысли о Творце. Множество религий, которые существуют в мире, – свидетельство того, что человек ищет Бога. Человек, сотворенный по образу Божию, пытался понять и Творца по своему собственному строению. Но строение его уже падшее, поэтому он не мог понять истинное бытие Божие, пока оно не было открыто Самим Творцом.

Прежде чем начинать говорить о том, что такое семья и как жить в семье, как вообще жить в этом мире, нужно по возможности представить то, что вложено в человека Богом и для чего он сотворен. В этом отношении удивительна по своей простоте и глубине детская душа. Господь сказал: «Если не обратитесь, не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное». Именно по душе как дети, хотя по возрасту они были взрослыми, были сотворены Адам и Ева. Дети же тоже задаются вопросом бытия – мне пришлось недавно услышать один замечательный вопрос. Пришли взрослые со своими вопросами, с ними была маленькая девочка лет пяти; после взрослых вопросов и ответов на них девочка задала мне вопрос, который потряс меня: «А зачем Бог сотворил человека?». Задать в таком возрасте этот вопрос – это высота, для многих взрослых иногда не существующая даже. Потому что они живут как придется, занимаются чем попало, а потом начинают разбираться, что получилось. И на этот детский вопрос ответ был очень прост: Бог есть любовь, и любовь не может замыкаться в себе, любовь вокруг себя все обнимает. Бог – Троица, Бог есть любовь: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой.

Эта истина – основа жизни. Прекрасно сказал сербский преподобный Иустин (Попович): «Любовь не есть свойство Божества, любовь есть сущность Божества, и человек, сотворенный по образу Божиему, должен иметь своей сущностью любовь. Иначе это недочеловек, получеловек». Таким образом, Господь сотворил человека, чтобы он тоже жил в любви, и дал ему возможность не только к Богу, а к подобному себе это чувство развивать и жить этим чувством. И плод любви – дети, продолжение рода человеческого. Так что в самом основании бытия человека лежит семья.

– Отец Валериан, звонок из Ставропольского края.

– У нас сложилась такая ситуация. Семья была создана без благословения, жили плохо, муж пьет, трое детей, и мне сейчас, к сожалению, одной приходится во всем этом разбираться. Что делать?

– Трудно давать какие-то советы, ведь я не знаю конкретно сложившейся ситуации. Как я уже сказал, бытие человека в путях Промысла Божия существует. Человек рождается не тогда, когда он хочет и как хочет – ему дается жизнь. И он должен жить по тем дарованиям, по тем обстоятельствам, которые ему Господь предоставляет. Поэтому суть этих вещей заключается в том, что человек – не забывая о бытии Бога, о том, что сотворен по образу Божию – должен исполнить некое предназначение, которое ему определено Промыслом Божиим. Когда же человек начинает жить по своей воле, получаются соответствующие результаты.

Есть путь к исправлению не только семьи, а вообще всей жизни – это покаяние. И, как сказано, невозможное человеку возможно Богу. То есть как Господь управит то, что будет, что уже совершено, – это Его святая воля. И нужно молиться. Закон духовный есть, и последствия нарушения его человек пожинает; бывает, что человек столько понаделает в своей жизни, что не знает потом, как быть. Есть у нас один такой раб Божий, приходской поэт, в возрасте уже, написал такое четверостишье:

Душа отпылала, погасла,
Состарилась, влезла в халат,
Но ей, как и прежде, неясно:
Что делать и кто виноват?

Нужно четко понимать, что всегда есть доля собственной вины. А исправить может только один Бог. Каким образом – это Его святая воля.

Нужно узнать волю Божию о себе

– Итак, залог хорошей семьи – любовь…

– Прежде чем создать семью, нужно понять, что Господь судит о нас самих. Как сказал преподобный Силуан Афонский, нужно узнать волю Божию о себе.

Я приведу пример из жизни своего рода.

Наш отец, Царствие ему Небесное, был воспитан еще до революции, и о тех принципах устроения семьи, которые он нам передавал, я теперь почти не слышу. Ему говорил его отец, а он – нам. Нас было три брата, и нам было сказано: «не ходи в дом, где есть девушка, на которой ты не собираешься жениться».

Я недавно беседовал с молодыми особами, и они спросили: «а как же узнать-то»? Так вот, старайся узнать, но в дом не ходи. То есть не давай повода к переживанию, не бросай тень, если ты думаешь: «а вдруг не получится?»

Но прежде всего надо знать волю Божию о себе. И мой отец спросил своего духовного отца, отца Владимира Воробьева (это дед ныне здравствующего ректора нашего Свято-Тихоновского университета), и тот ему сказал: «Выкинь из головы, она тебе не пара». Отец возразил: «Она хорошая девушка». Тот ответил: «Она кристальной души человек, но тебе она не пара». Выяснилось это не скоро – через три года эта девушка умерла. То есть Господь судил о ней другое. Таким образом, нужно стараться узнать, что Господь судит нам. Может быть, человек хороший, но ему определено такое время, а тебе – другое назначение. И чтобы исполнить это назначение, нужно молиться прежде.

Вся беда в том, что многие об этом не думают и вступают в брак по какому-то порыву, по влечению, по влюбленности. А сейчас еще появились «гражданские браки» – это открытый блуд, конечно. И что это за проверка такая? Для верующего человека здесь вопроса нет: нужно молиться, и Господь укажет. Наш отец любил изречение, которое в академии объясняли. Когда Авраам шел с Исааком на заклание его в жертву, то Исаак спросил его – где же жертва? И Авраам ответил: «Сам Бог укажет». А чтобы верить, что Бог укажет, нужно помнить, что сказал когда-то отец Иннокентий (Просвирлин) – он прочитал у святых отцов: «Когда небо молчит, не надо ничего предпринимать». То есть нужно молиться и стараться понять волю Божию.

Вот с этого начинается семья, с этого начинается подход к семье или к несемейной жизни. Приведу пример отца Сергия Орлова, из храма, где я служу сорок лет уже. Он в молодости тоже решил светской жизнью жить, получил два высших образования дореволюционных, женился, родился ребенок. Потом жена умерла, ребенок тоже умер, и он остался один и принял монашество. Ему Бородинская монахиня потом сказала: это не твой был путь – семейный, твой путь – монашество. И вот это как раз и есть Промысел Божий. А любовь нужна всем. Без любви человек и не живет по-настоящему, он существует. И самое печальное то, что мы очень часто забываем эту истину, и поэтому все происходит именно от этой беды. Женился ты или еще не женился, замуж ты вышла или замуж не вышла, живешь ли ты еще в семье или уже отдельно от родителей, но любовь нужна всегда. Потому что мы живем среди людей, и в общении должна быть прежде всего любовь.

Замечательно сказал святитель Иустин (Попович): «Любовь к человеку без любви Божией есть самолюбие. А любовь к Богу без любви к человеку есть самообман». Две заповеди эти Господь не разделил, и когда Ему был задан вопрос, какая заповедь больше, Он сказал: «Возлюби Господа Бога всем сердцем твоим, и всей мыслью, и всей крепостью, и всей душою своей, и ближнего своего яко сам себя. На этих двух заповедях зиждутся все законы».

В сущности, крестное знамение и есть свидетельство двух заповедей: любовь к Богу и к ближнему. Когда есть любовь к Богу и оставляется ближний, это самообман, – как говорит апостол Иоанн Богослов: как ты можешь любить Бога, если ближнего не любишь? Но если человек начинает любить Бога по-своему, как говорят, забывая о любви Божией, то другое получается. Это как раз то самое, когда люди начинают говорить о добрых делах, о благотворительности, оставляя иногда Бога. Духовное и земное у человека соединено как душа и тело, и нельзя их разделить.

…Чувство свято!

– Отец Валериан, слушаем еще один звонок.

– Вчера я похоронила своего мужа, но мы не были женаты и не были обвенчаны, у нас от совместного жительства есть ребенок. Как, по мнению священника, могу ли я называть себя вдовой?

– Если люди не венчаны и не расписаны, это называется сожительство. Можно иметь душевную привязанность, но о духовной стороне тут сложно говорить, потому что духовная сторона предполагает создание духовного мира и духовной связи. А когда люди пренебрегают этим, то есть и верой, и таинствами церковными, и в основе лежит только душевная и телесная земная привязанность, то это выглядит более чем печально. Что получается, то и получается. Пожелала выйти замуж без благословения, а муж-то и умер.

Беда в том, что в современной жизни люди отвыкли размышлять... В жизни первое – воспитание чувства, нравственность. Второе – умение правильно мыслить и размышлять логически. И только на третьем месте стоят собственно знания. Поэтому размышлять – нужно. Об этом говорил святитель Николай (Велимирович) Сербский: «Первые люди не много знали, но все понимали, потом стали знать больше, но понимать меньше, ну, а в конце, наверное, будут очень многое знать, но ничего не понимать».

Но, наверное, не так все просто даже в обычной жизни. А узнать, что происходит в духовной жизни, еще сложнее. Думаю, нужно обращение ко всем, кто стремится к истине. А Истина есть Господь – нам Господь сказал: «Я есмь путь, истина и жизнь». Если в обычной жизни мы учимся и потом начинаем что-то понимать, то в духовной жизни тоже нужно учиться, а уж понимать – это как Бог даст.

Кстати, сейчас есть воскресные школы, предпринимаются некоторые попытки ввести духовное образование для мирян – это очень важно, потому что человек часто не понимает, как жить. Как раз и существует для нашего спасения Церковь, она дает нам свою благодать, таинства, – человек, пренебрегающий таинства Церкви, лишает себя помощи Божией. В браке это Венчание, в обычной жизни, и в браке в том числе, это покаяние – Исповедь, Причащение. Сделал что-то не так, а как быть? Нужно каяться и исправляться. Для исправления нужны силы, их не хватает. А силы дает Господь.

Когда человек приходит в храм, он умиротворяется и утешается... Раньше был такой благочестивый обычай: когда люди из храма возвращались домой, то говорили: «Бог милость послал» – то есть человек в храме должен был стяжать этот мир, чтобы получить эту милость и донести ее до дома. Я вспоминаю пример, вызывающий улыбку: у одной рабы Божией, которая была венчана, муж практически не ходил в церковь и стал ходить только когда заболел. Он был добрый человек, но выпивал. Вот она приходит в дом из храма, видит его в таком состоянии и начинает на него кричать. А он спрашивает: «Ты откуда пришла, что так на меня набросилась?» – он-то думал, что жена принесет этой милости. Кстати, потом, когда она стала приходить умиротворенная, он начал исправляться. Потом Господь ему послал болезнь, и он уже в покаянии, в мире отошел ко Господу. Так что все от нас зависит.

К сожалению, часто путают влюбленность и любовь. Влюбленность – это поиски остроты ощущений, первых свиданий. Но потом это все приедается. И говорят: «любовь прошла», но часто любви-то и не было – было увлечение. Другое дело, что все это могло бы перерасти в любовь; но должен быть труд. Отец Иоанн (Крестьянкин) когда-то одной рабе Божией сказал замечательные слова: «Увлечение, как правило, греховное, а чувство свято». Тем и отличается любовь от влюбленности, что в любви – постоянство, а во влюбленности – непостоянство.

Священномученик отец Сергий Мечев говорил вообще о добродетелях именно с этой точки зрения, а любовь-то ведь это добродетель – плод духовный есть любовь, радость, мир, терпение, добродетель, благость, милосердие, вера и воздержание.

Чем мы отличаемся от святых? Непостоянством. Так что подвиг любви заключается именно в перерождении душевного чувства в духовное и постоянное.

Не иметь, а быть

– Батюшка, послушаем Ростов-на-Дону.

– Батюшка, у меня многодетная семья, девять приемных деток и двое своих. И такой вопрос: как научить маленьких детей молиться, и как реагировать, если ребенок отказывается молиться?

– Самая лучшая наука – это личный пример. Я вырос в верующей семье и помню, как молилась моя мама, ее стояние, ее выражение лица даже. Она была регентом, и когда начинала петь, я думал: наверное, так только ангелы поют. И она нас никогда так особенно не ругала, просто становилась грустной, если мы ее не слушались, и мы этого боялись, нам было стыдно.

Но самое главное – это все-таки просить помощи Божией. Потому что наши слова без помощи Божией не смогут сами по себе изменить детскую душу. Но есть один момент очень важный – с детьми нужно говорить очень серьезно. Но говорить тогда, когда они способны слушать. Со своими детьми я говорил чаще всего тогда, когда они уже ложились спать и у них было более умиротворенное состояние. Бывало, что они и дрались между собой (четыре мальчишки было с самого начала). И я всегда говорил им, что для того, чтобы отнять у человека что-то, нужны силы, а чтобы уступить – смирение, сила воли. И потом, когда я видел, как они начинают драться, спрашивал: «А у кого есть смирение, кто уступит?». И иногда они отпускали оба сразу, и игрушка падала между ними. Другой раз я услышал, как один из моих сыновей сказал братьям, когда они снова дрались из-за какой-то игрушки: «отдай ему, ведь ему совсем не нужна эта игрушка, ему просто хочется ее у тебя отнять».

Детям надо объяснять, что молитва – это беседа с Богом, что лень – грех, и что если каждый человек будет делать все, что хочет, то ничего хорошего не получится. У меня даже взрослый сын говорил, что хочет машину. А я говорю: «представь себе, что всем Господь пошлет машины – мы тогда просто по улице не пройдем, не то что не проедем. Господь-то, конечно, всем может дать, но какой толк будет от этого?». Детям все это нужно объяснять. В отношении детей есть замечательное изречение митрополита Филарета: «С советом можно идти только в открытую дверь, а в закрытую дверь можно стучаться с молитвой».

То есть нужно молиться прежде всего, а потом уже говорить. В свое время это прорастет. Когда дети приемные, есть какое-то опасение. Тут можно только сказать: «помоги, Господи» – тут с родными-то не знаешь, как управиться, а с другими-то…

В связи с этим настораживает ювенальная юстиция. Сначала изъять ребенка из семьи, а потом надеяться на добрый результат – это очень наивно. Бывают, конечно, исключения, но, как правило, это не так.

Лучше всего научить родителей общаться и обращаться со своими детьми, чем учить кого-то, кто будет учить чужих детей. Меня Господь сподобил в свое время быть знакомым с Юрием Ивановичем Суворовым, директором московской школы. У них еще до войны был преподаватель, которого все боготворили. Он сказал замечательные слова: «Все хотят иметь идеальное общество, а я вам скажу путь для построения такого общества: дайте мне хоть одну воспитанную мать, и мы такое общество построим».

Но теперь многие забыли о предназначении матери, а женщины большей частью занимаются достижением каких-то своих целей. И упускается самое главное – воспитание человека, создание личности. А ведь подвиг материнства – жертвенная любовь...

– Отец Валериан, еще один звонок.

– Батюшка, я верую, хожу в церковь, молюсь, нахожу утешение в молитве, но в семье поддержки не нахожу. Муж мой в Бога верит, но считает, что если я хожу в церковь и молюсь дома, то это уже фанатизм. И у него чувствуется явное раздражение моим поведением. Как мне поступить в такой ситуации?

– Я думаю, что ваш муж просто не понимает, что такое фанатизм: это все равно что сказать, что если ребенок регулярно ходит в школу – это фанатизм... Это обычное состояние человека, ведь чтобы чему-нибудь научиться, нужно регулярно заниматься: если раз в год ходить в школу, так и будешь неучем.

А в отношении того, что дома нужно не молиться, а заниматься хозяйством, то чаще всего это придирки, но пойдите на уступку, сделайте то, что от вас требуют, но при этом молитесь про себя. Потому что в храме людям являлись ангелы, которые ставили кресты на челе тех, кто там присутствовал. Иногда на пустых местах ставили – это, говорят, те, кто хотели, но не могли попасть в храм по каким-то обстоятельствам жизни; поэтому старайтесь сохранять мир в семье, а муж в конце концов поймет.

Приведу такой пример. Один старец приходит к другому и спрашивает: «Как у тебя все ладится, а у меня ничего не выходит?»; тот отвечает: «Терпения надо»; тот говорит: «А что такое терпение? Терпишь, терпишь – ничего не получается, это что воду решетом носить». А второй говорит: «А ты дождись зимы…». Может, и вы дождетесь зимы, и ваш муж в храм пойдет сам, я знаю такие примеры.

– Батюшка, а что делать, если кто-то из супругов не хочет сохранять семью?

– Нужно молиться, потому что хочет разрушить семью дьявол – это однозначно его работа. Господь говорит: «да будут все едины», а дьявол нас старается разделять: «разделяй и властвуй». Поэтому нужно молиться. Ну, а если уж человек так поступает, ему Бог Судья. Бог все делает, только одного не делает – насильно не спасает. Вся беда в том, что все, что человек делает, он делает прежде всего себе. Такое есть изречение в Библии: «аще зол будешь, свое зло и пожнешь». Это истина. Кто-то хорошо сказал: все, что ты отдал, – твое. И главное желание в семейной жизни, как сказала одна женщина-психолог, это не иметь жену, детей, дом, а быть отцом, мужем, хозяином, быть женой, матерью и хозяйкой; не иметь, а – быть. Как я своим внукам сказал, когда они между собой дрались: нужно не иметь, а уметь – умение, мастерство никто не отнимет; игрушку можно отнять, а мастерство не отнимешь.


Смотрите программу «Беседы с батюшкой» на православном телеканале «Союз»: воскресенье, понедельник, вторник, среда – 22.00 (прямой эфир), вторник, среда, четверг, пятница – 10.00 (повтор вечерней программы). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому). Телефон прямого эфира: (495) 781-49-54

 
Беседы с батюшкой

Иеромонах Иаков (Тисленко): Что Господь обетовал, то и будет

Беседа с насельником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры руководителем киностудии «Обитель» иеромонахом Иаковом (Тисленко) в эфире телеканала «Союз» Благочестие – это вектор устремления к Богу

 
Епархия

Костромская и Галичская епархия

Архиепископ Костромской и Галичский АлексийДата рождения: 27 марта 1947 г.Дата хиротонии: 19 августа 1995 г.Дата пострига: 25 марта 1979 г.День ангела: 30 марта

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс