Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Дата рождения: 27 марта 1947 г.
Дата хиротонии: 19 августа 1995 г.
Дата пострига: 25 марта 1979 г.
День ангела: 30 марта
Образование:
Награды:
Дата создания епархии: 16 июля 1774 г.
Объединяет приходы и монастыри на территории Костромской обл. Кафедральный город – Кострома. Кафедральные соборы – Богоявленско-Анастасиин (Кострома), Введенский (Галич).
Адрес: 156000, г. Кострома, ул. Богоявленская, 26-а.
Телефон: (4942) 31-64-73.
E-mail: is-ke@yandex.ru
Епархия разделена на 11 благочиннических округов.
Епархиальные отделы: религиозного образования и катехизации и миссионерский; по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами; церковной благотворительности и социального служения; по делам молодежи; типография; швейная мастерская; реставрационная мастерская.
С древних времен Кострома была одним из центров духовной жизни Руси. Здесь на рубеже пятидесятых–шестидесятых годов XIII столетия совершилось явление всероссийски чтимой православной святыни, чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери – моленного образа благоверного князя Александра Невского, которым в 1613 году в стенах Костромского Ипатиева монастыря был благословлен на царство Михаил Феодорович Романов.
В ХIV веке костромской край, часть Северной Фиваиды, был прославлен молитвенными подвигами и трудами учеников и духовных последователей игумена земли Русской – преподобного Сергия Радонежского. Один из первых сподвижников аввы Сергия, преподобный Авраамий Чухломской и Галичский основал в костромских пределах четыре монастыря. На костромской земле, среди некогда непроходимых лесов, в молитве и делах благочестия подвизались и другие Сергиевы ученики – преподобные Павел Обнорский, Иаков Железноборовский, Пахомий Нерехтский, Макарий Писемский, преподобный Никита, строитель Костромского Богоявленского монастыря, который был не только учеником, но и близким родственником преподобного Сергия. Всего на костромской земле просияло более 30 угодников Божиих.
«Костромская сторона, – как пишет выдающийся костромской церковный историк и краевед XIX века протоиерей Михаил Диев (1794-1866), – с самого начала в ней веры христианской, принадлежала Ростовской епархии – как дело проповеди Ростовских архиереев. По кончине государя Всеволода Георгиевича, именуемого Великим Гнездом, Кострома досталась в удел второму сыну его, Великому князю Георгию II, и когда Георгий по вражде с братом Константином, Ростовским князем, 1213 года испросил себе особого архиерея и основал для своих владений в Суздале отдельную от Ростова епископию, в это время Костромская сторона, как принадлежность Великого княжества, от Ростовской епархии вступила в состав Суздальской. Когда же митрополит всея России Максим, 1299 года закрывши свою епископию в Суздале, основал свое местопребывание во Владимире, с той поры Костромская сторона взошла в состав митрополичьей области. Таким образом, Костромская сторона, до самого учреждения в ней епархии, находилась в непосредственном управлении священноначальников земли Русской... ».
С учреждением в 1589 году Патриаршества Кострома и Галич вошли в состав Патриаршей области, ставшей затем – после упразднения Патриаршества и создания в 1721 году Святейшего Синода – синодальной. 1 сентября 1742 года синодальная область была преобразована в Московскую епархию, включившую в себя 200 монастырей и более 5 тысяч приходов.
Управление столь обширной епархией было весьма затруднено, и в середине ХVIII века возникла необходимость совершенствования церковно-административного деления и учреждения новых епархий.
18 июня 1744 года Святейший Правительствующий Синод направил императрице Елизавете Петровне (1709-1761) «всеподданейший доклад», в котором «для лучшего церквей святых правления и учреждения церковного благочиния» предлагал учредить во Владимире, Костроме, Переяславле Залесском и Тамбове новые епископские кафедры.
Немногим менее месяца спустя, 16 июля 1744 года, императрица Елизавета Петровна, рассмотрев доклад Синода, подписала указ об учреждении в четырех «знатных городах», в том числе и «на Костроме», епископских кафедр.
История Костромской епархии на протяжении последующих веков была наполнена многими событиями.
Трагическое XX столетие прервало мирное течение церковной жизни на древней костромской земле. Богоборцы закрывали храмы и обители, предавали поруганию святыни. В 1934 году варварски были взорваны Успенский и Богоявленский кафедральные соборы, входившие в ансамбль Костромского кремля. Многие из служителей и верных чад Церкви костромского края страданиями и мученической кончиной засвидетельствовали свое исповедание веры во Христа. В сонме новомучеников и исповедников Российских прославлены Костромские архипастыри священномученики архиепископ Димитрий (Добросердов), архиепископ Никодим (Кротков) и епископ Василий (Преображенский), священномученик Василий Разумов, иерей Сынановский, новомученики града Солигалича – протоиерей Иосиф Смирнов, иерей Владимир Ильинский, диакон Иоанн Касторский, мученик Иоанн Перебаскин.
В 1989 году в составе епархии было всего лишь 64 действующих храма, не имелось ни одного монастыря или духовного учебного заведения. Сейчас в Костромской епархии 195 приходов, 11 монастырей (3 мужских и 8 женских), 9 лет действует духовная семинария. Восстали из руин многие храмы, среди которых костромской Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор, развивается религиозно-образовательная и социально-благотворительная деятельность.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена, в 1981 году установлен соборный праздник святых древней костромской земли. 23 января/5 февраля 1982 года, в день памяти преподобного Геннадия, Костромского и Любимоградского чудотворца, было впервые совершено празднование Собора святых, в земле Костромской просиявших.
По свидетельству русских летописей, город Кострома был основан в 1152 г.
В XIV—XV вв. ученики преподобного Сергия Радонежского основали несколько монастырей на костромской земле. Здесь, на обширной равнине, изрезанной реками, пролегли их пути: один – по реке Шексне на Белоозеро, другой – по реке Костроме на Вычегду. В освоении костромского междуречья трудились преподобные Аврамий Чухломской (†1375; память 20 июля/2 августа) – основатель нескольких обителей, просветитель местных чудских племен; Иаков Железноборовский (†1442; память 11/24 апреля), Макарий Писемский (XIV в.; память 10/23 января), Павел Обнорский (†1429; память 10/23 января).
По благословению преподобных Кирилла Белозерского (†1427; память 9/22 июня), также ученика аввы Сергия, и преемника Кирилла Корнилия Комельского, на Костромской земле подвизались впоследствии преподобные Геннадий Костромской и Любимоградский (†1565; память 23 января/5 февраля), Кирилл Новоезерский (†1532; память 4/17 февраля), Адриан Монзенский (†1610; память 5/18 мая) – основатель Благовещенского монастыря на реке Монзе, Ферапонт Монзенский (†1597; память 12/25 декабря). Введенскую пустынь основал преподобный Иаков Брылинский, иначе Брылеевский (XV в., память 11/24 апреля) – ученик и сподвижник преподобного Иакова Железноборовского.
В монастыре преподобного Паисия Галичского (†1460; память 23 мая/5 июня), который обрел Овиновский образ Божией Матери (празднование 15/28 августа), подвизался Иаков Галичский (в конце XV—начале XVI вв., память 7/20 апреля).
Святитель Дионисий Суздальский (†1385; память 26 июня/9 июля), спостник и собеседник преподобного Сергия Радонежского, в середине XV века «послал двенадцать человек из своей братии в верхние грады и страны, идеже кого Бог благословит, для духовного просвещения народа и основания обителей», в числе двенадцати был и преподобный Макарий Унженский (†1444; память 25 июля/7 августа) – основатель трех обителей. Макариево-Успенский монастырь в XVII веке, в правление Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича, стал вторым по значению после Троице-Сергиевой Лавры. Сюда был назначен игуменом будущий святитель Митрофан, епископ Воронежский (†1703; память 23 ноября/6 декабря), впоследствии принявший в схиме имя в честь преподобного Макария Унженского. Узы духовного братства связывают преподобного Макария с преподобным Варнавой Ветлужским (†1445; память 11/24 июня) – основателем Варнавиной обители, вокруг которой спустя некоторое время вырос город Варнавин. Преподобный Григорий Пельшемский (†1442; память 30 сентября/13 октября) явился основателем обители на реке Пельшме.
Святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси (†1461; память 15/28 июня), был родом из костромской земли. Он начал свои иноческие подвиги в одном из галичских монастырей.
По благословению святителя Алексия, митрополита Московского, преподобный Пахомий Нерехтский (†1384, память 15/28 мая) основал в Костромском крае обитель в честь Святой Троицы.
В XVI веке преподобный Александр Вочский (память 27 марта/9 апреля) основал Преображенский монастырь на реке Воче.
Чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы известна с XII века, когда она находилась в часовне близ старинного поволжского города Городца. Впоследствии здесь был основан мужской монастырь, именовавшийся Богородице-Феодоровским; чудотворный образ являлся главной святыней обители до 1239 года, когда монголо-татарские захватчики разорили и сожгли Городец, а икона исчезла из города.
По преданию, подтверждаемому исследованиями современных историков, в описываемое время Феодоровская икона стала моленным образом святого благоверного Великого князя Александра Невского, и именно этой иконой в 1239 году Великий князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына – святого князя Александра – на брак с полоцкой княжной Параскевой. Вместе с благоверным князем Феодоровская икона путешествовала в Орду, где святой Александр отстаивал интересы Русской земли; этот образ Пресвятой Богородицы он брал с собой в военные походы; перед ликом Феодоровской иконы Божией Матери благоверный князь, приняв монашество, завершил свой жизненный путь.
Чудесное явление Феодоровской иконы в Костроме князю Василию Ярославичу, младшему брату святого Александра Невского, совершилось в конце 50-х – начале 60-х годов XIII столетия.
14 марта, по старому стилю, 1613 года в Костромском Свято-Троицком Ипатиевском мужском монастыре Михаил Феодорович Романов перед ликом чудотворной Феодоровской иконы принял избрание его Земским Собором на престол государства Российского. Со времени этого события, явившегося началом преодоления Великой Смуты, Феодоровский образ Божией Матери и Свято-Троицкий Ипатиевский мужской монастырь града Костромы стали особо чтимыми святынями Царственного дома Романовых.
В годы гонений на Церковь в ХХ столетии чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы не покинула храмовых стен, сохранилась как церковная святыня. С 1991 года чудотворный образ хранится в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Костромы.
Web-сайт Костромской и Галичской епархии: www.kostroma-eparhia.ru
Беседа с настоятелем храма Покрова Божией Матери села Акулова протоиереем Валерианом Кречетовым в эфире телеканала «Союз» Любовь не может замыкаться в себе – В эфире православного телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». В студии Михаил Карелин.
Станет ли Всеправославный Собор восьмым Вселенским, какие вопросы на нем будут рассматриваться и как он изменит церковную жизнь? Об этом в программе «Люди Церкви»
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.