Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №18 (627) → Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр: «Свидетельствую по совести, что в Казахстане православные люди имеют возможность восстанавливать храмы и строить новые»

Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр: «Свидетельствую по совести, что в Казахстане православные люди имеют возможность восстанавливать храмы и строить новые»

№18 (627) / 3 мая ‘11

Архипастырь

Беседа с митрополитом Астанайским и Казахстанским Александром в прямом эфире телеканала «Союз»

– В эфире телеканала «Союз» вновь программа «Архипастырь», с вами ведущий Сергей Юргин. Рад представить вам высокого гостя – митрополита Астанайского и Казахстанского Александра. Здравствуйте, Владыка, благословите телезрителей на начало нашей беседы.

– Добрый день, с любовью приветствую и телеканал, и всех, кто смотрит его.

– Владыка, Вы с 2010 года возглавляете Астанайскую и Алма-Атинскую епархию. Что удалось Вам сделать за период Вашего служения на новом месте?

– В 2003 году, решением приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви был образован Митрополичий округ в Республике Казахстан. 5 марта 2010 года, после того, как Господь подарил мне быть в течение 21 года хранителем чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери и совершать свое архиерейское делание и служение на костромской земле, по благословению нашего Предстоятеля Церкви и решением Священного Синода, я был назначен на Алма-Атинскую и Астанайскую кафедру. И в июле на очередном заседании Синода был принят внутренний Устав Митрополичьего округа и государственное положение о регистрации вновь образованного канонического подразделения Русской Православной Церкви. Все эти документы зарегистрированы гражданской властью, и на прошедшем Архиерейском Соборе 2011 года в канонический Устав Русской Православной Церкви внесена новая, девятая глава Устава, которая закрепила те решения, которые были приняты и Святейшим Патриархом Кириллом, и Священным Синодом – это глава о Митрополичьих округах нашей Церкви. И на сегодняшний момент у Русской Православной Церкви есть Митрополичий округ в Республике Казахстан.

Вы правы, уже истек год, как, по благословению Священноначалия, я совершаю в пределах Республики Казахстан свое служение. На сегодня число епархий возросло до шести. Это и бывшие ранее епархии – Астанайская и Алма-Атинская, Уральская и Гурьевская, Шинкенская епархии. Решением Священного Синода образовано три новых епархиальных центра, три епархии – Карагандинская, которую теперь возглавляет Преосвященный епископ Карагандинский и Шахтинский Севастьян; епархия на севере Казахстана – Кустанайская и Петропавловская, во главе которой Преосвященный епископ Анатолий. И епархия Павлодарская и Усть-Каменогорская, в ней сегодня церковное послушание проходит бывший наместник Санаксарского монастыря, нынешний Преосвященный епископ Варнава. Нас семь епископов. Почти весь учебный год действует вновь образованная Алма-Атинская Духовная семинария – высшее учебное духовное заведение Казахстана.

Разделение на большее количество епархий очень благотворно сказалось на духовной жизни православного населения нашей республики. Епископ становится более доступным и пастырям, и православному народу, и это весьма значимо; это помогает оперативно решать многие церковные вопросы. И поэтому спустя год я могу сказать, что те преобразования, те добрые изменения, которые Святейший Патриарх внес в духовную жизнь Казахстана, пошли на пользу. Они – КПД духовного присутствия нашей Церкви на исторической земле Семиречья.

– Какая религия сегодня в Казахстане все-таки считается главенствующей, трудно ли быть православным архиереем в стране, где много мусульман?

– Сегодня Казахстан являет из себя уникальное государство. Это многонациональная и многоконфессиональная республика. Подавляющее большинство граждан Казахстана – мусульмане, примерно треть населения – православные христиане. Население Республики Казахстан – около 17 миллионов человек, но огромная площадь – 2, 4 миллиона квадратных километров. У нас прекрасные отношения с мусульманскими лидерами и с мусульманами. Президент страны, совсем недавно переизбранный вновь на этот высший государственный пост Нурсултан Абишевич Назарбаев очень красиво высказал свое отношение к религиозным вопросам. Он сказал,что в своей государственной деятельности опирается правой рукой на большинство, каковым являются мусульмане, или Духовное управление мусульман Казахстана, а левая рука опирается на Русскую Православную Церковь.

Я думаю, что в этом образном выражении национального лидера раскрыта и политика, которая проводится в отношении религии. Все чувствуют себя в Казахстане уютно, у нас мир и доброе согласие. И в этом отношении Казахстан являет добрый пример для всех других: нет межнациональных конфликтов, нет конфликтов на религиозной почве. И президентом, его командой и религиозными лидерами государства исповедуется прекрасная формула: «Мир, согласие, дружба, единение ради блага и пользы нашего Отечества – древней земли Казахстана».

Конечно, 21 год я прослужил в Костроме, это город с большими христианскими традициями. Культурная среда Казахстана другая, и потребовалось какое-то время, чтобы войти в эту среду, чтобы она стала близкой, дорогой моему сердцу, родной моей душе. Служение епископа нигде не бывает простым. Идеальный пример, как нужно отдавать себя служению церковному, как должен поступать иерарх, являет нам наш Предстоятель, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он задал тон всем епископам – отдавать все способности и дарования целиком, без остатка делу церковного служения. И мы все ревнуем этому святому служению нашего Великого Господина и Отца Святейшего Патриарха Кирилла.

Служить в Казахстане и радостно и трудно, и напряженно и благостно. Нельзя в одном слове дать оценку, но в целом это служение, которое призвано к тому, чтобы как можно больше людей вдохновились светом и теплом Православной веры, как можно больше людей перешагнули церковный порог и узнали величие и красоту святого Православия. Ради этого стоит трудиться, ради этого стоит отдавать то, что Господь дал. И епископат Казахстана, так же, как и архипастыри, и пастыри, и монашествующие, на мой взгляд, действительно совершают подвиг веры и дело любви ради Христа.

– В России восстанавливается много храмов, но годы богоборчества коснулись и Казахстана. Может ли Православная Церковь в Казахстане восстанавливать храмы и строить новые?

– Наверно, нужно привести статистику, которая засвидетельствует, что сегодня в этом направлении совершается в нашей республике. В настоящий момент цифры таковы. Мусульманских религиозных объединений 2400 на Казахстан, православных приходов чуть более 300. Свидетельствую по совести, что православные люди имеют возможность и восстанавливать храмы, и строить новые церкви. До изменения государственно-церковных отношений на территории бывшего Советского Союза в Казахстане было всего лишь 38 церквей, а сегодня более 300. Это труд и подвиг моих предшественников: Владыки Евсевия, нынешнего Псковского митрополита, Владыки митрополита Тульского Алексия, на долю которого выпали тяжелые времена разъединения, и нужно было во весь голос говорить о Церкви, предпринимать шаги, чтобы сохранить православное достояние. И очень много в храмостроительстве потрудился непосредственный мой предшественник, нынешний митрополит Пермский Владыка Мефодий. При нем построен уникальный собор, самый большой в Центральной Азии. Это храм, рассчитанный на 5000 человек, в честь Успения Пресвятой Богородицы в городе Астане. Он построен при непосредственном участии президента республики Нурсултана Абишевича Назарбаева. И уже за год я освятил двенадцать вновь построенных храмов в разных уголках Казахстана. В Астане, в Алма-Аты, храм в Тимертау, причем в Тимертау храм во имя Святителя Николая был возведен тоже по прямому указанию президента республики. Рядом с мечетью, через дорогу, стоит величественный, в традиционных православных архитектурных формах храм Святителя Николая. Президент приехал на открытие мечети и на освящение этого православного храма. И я думаю, что такие маленькие примеры говорят о многом. Подлинная свобода и храмостроительства, и реставрации наших храмов есть. В этом участвуют и простые люди, и бизнесмены. Несмотря на то, что государство отделено от религиозных объединений, в этом помогает и власть государственная, реализуя права верующих на отправление их религиозных потребностей и возможностей.

– Владыка, расскажите, пожалуйста, какие святые в Казахстане особо почитаемы.

– Мне хотелось бы вспомнить определение, которое Казахстану дал почивший Патриарх Алексий. Святейший сказал, что казахстанская земля – это открытый перед небом антиминс. Я думаю, что в этих словах очень большой смысл. Из истории мы знаем, что Казахстан стал местом ссылок и гонений на православный народ. В годы страшного безбожного переворота, который пережила наша страна, наши исповедники в огромном количестве прибывали на казахскую землю. Безбожная власть избрала и Соловки, и Казахстан местом высылки, мучений и страданий сонма тех, кто безгранично любил свою Родину и остался верен святому Православию. Бессчетное количество епископов, священников, монашествующих, мирян явили подвиг новомученичества на казахстанской земле – люди, которые там не изменили святому Православию и завершили свой земной путь, на Соборе 2000 года прославлены в лике новомучеников и исповедников Российских.

Хотел бы назвать некоторые имена. Это мой предшественник по кафедре, священноисповедник митрополит Николай (Могилевский), который провел в тюрьмах и ссылках очень много лет, и, вернувшись к служению, обладал уникальной способностью своей добротой, своей любовью человеческие сердца согревать. Это известные в России и Казахстане священнномученики Серафим и Феогност, иеромонахи алма-атинские. На том месте, где они были расстреляны, сегодня создан монастырь, мужской скит, в горах. И нужно употребить большое усилие, чтобы по горной местности добраться до места их страдальческих подвигов, но люди с любовью, во множестве стараются поклониться новомученикам. И, конечно, известен Оптинский старец, исповедник, схиархимандрит Севастьян Карагандинский, который после отбытия от безбожной власти тюремного срока не покинул землю, где он вынужден был страдать, терпеть голод, лишения, холод. Он остался в Караганде, создал монастырь женский. К нему со всей России стекались люди, настолько сильным и глубоким было его служение Богу. Он умел находить те слова, которые помогали человеку встать на правильный путь жизни, он одним взглядом своим и кроткой молитвой побуждал человека стать лучше, чище, благороднее, достойнее. Сегодня в Караганду со всех уголков России, как к великой святыне, к мощам этого новоявленного подвижника ХХ столетия притекает народ, приезжают паломники. И множество других прославленных и не прославленных подвижников благочестия есть на казахстанской земле. Действительно, эта земля – открытый перед Богом и небом антиминс.

И мне хотелось бы упомянуть еще имя одного удивительного архиерея, тоже старца-исповедника, это митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов). Старец, к которому в советское время приезжало множество людей, ищущих духовного утешения. И который тоже своим добрым словом, своей глубокой молитвой помогал людям. Сегодня собираются сведения для канонизации этого подвижника веры и благочестия. Но даже и в настоящем место погребения, городское кладбище, на котором сооружена небольшая часовенка, стало местом паломничества алма-атинцев, казахстанцев, жителей России. Они приезжают на могилку, совершают панихиды, просят утешения и поддержки. И находят духовное разрешение своих проблем. И это еще один зримый праведник из числа мучеников и исповедников ХХ столетия.

– То есть, несмотря на то, что страна мусульманская, православных святых было много, и исповедников, явленных в ХХ веке, немало.

– Конечно, подвиги страданий за Христа, подвиги исповедничества нашей веры многие совершили именно на казахстанской земле. Помните такие названия – Карлаг, другие лагеря, где томились те, кто в сердце своем несокрушимо пронес щит веры Православной.

– Владыка, Вы более двух десятков лет управляли Костромской епархией, и всем известны Ваши труды по изучению икон Божией Матери – Костромской Одигитрии и Феодоровской. Феодоровская икона была неоднократно на екатеринбургской земле. Может быть, расскажете о духовном опыте, связанном с этими иконами...

– Православные люди знают, как почитается Пресвятая Богородица, Ее множество икон, дивных ликов, которые явлены по всей Русской земле. Есть иконы, которые всемирно прославлены: икона Владимирская – главная святыня нашего православного Отечества; Курская-Коренная, которая после страшных лет Гражданской войны была вывезена за пределы Отечества и многие годы пребывала и до сих пор остается хранительницей Православия в зарубежье, путеводительницей русских изгнанников, живущих вне Родины. Есть Тихвинская икона, которая долгие годы была в частной коллекции и совсем недавно вернулась на историческое свое место в город Тихвин. Среди этих и других святынь, почитаемых, любимых нашим народом, конечно, особое место занимает Феодоровская икона Пресвятой Богородицы. Я повторюсь, Господь сподобил меня быть в течение не одного десятилетия смиренным хранителем этой великой святыни нашего Отечества. Это не копия, не список. В Костроме хранится подлинная икона, молельный образ Великого благоверного князя Александра Невского, поборника и защитника святой веры и хранителя земного нашего Отечества. История знает, что это венчальная икона князя Александра, и он повелел, чтобы на тыльной стороне образа Пресвятой Богородицы, данного ему отцом, Великим князем Ярославом, была изображена Небесная покровительница его супруги – великомученица Параскева Пятница.

Это икону князь брал в походы. Представьте себе воинские достижения Великого князя Александра – а эта святыня всегда была с ним, – сколько молитвенных воздыханий, сколько просьб сердечных излилось из сердца нашего великого воина, князя и монаха, когда он ратовал за величие нашего Отечества, молился перед этим святым ликом Царицы Небесной! Перед этой иконой он завершил свои земные дни, приняв монашество.

Судьба иконы такова, что в годы страшного для России лихолетья, в годы Смуты именно этой иконой, после избрания Земским Собором, юного Михаила Федоровича Романова благословила на царский престол его мать, великая инокиня Марфа в Троицком соборе Ипатьевского монастыря. Отказывалась и она, и сын ее от принятия царства Российского, и только когда костромичи принесли с благоговением свою главную святыню в Троицкий собор, осенила сына своего этим образом, попросив Пресвятую Богородицу быть всегдашней хранительницей рода Романовых.

И вы знаете, что Романовы с великим благоговением относились к Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы. Известно, что многие немецкие княжны, которые становились российскими императрицами, принимая Православие, брали отчество Федоровна, свидетельствуя о том, что Православная вера через Феодоровскую икону является для них воистину верой жизни. Государь последний, Страстотерпец Николай Александрович весьма почитал Феодоровскую икону, им было построено несколько Феодоровских храмов, Феодоровский городок под Санкт-Петербургом. Феодоровская и до сих пор почитается покровительницей российской государственности. Все Российские императоры, будучи еще наследниками, или уже в царском, императорском достоинстве, считали своим прямым долгом обязательно побывать в Костроме, поклониться Феодоровской иконе.

И мы знаем, что определение «царственная» принадлежит Первопрестольной златоглавой Москве и, в то время, когда правили Романовы, главному городу, столице Российской империи – царственному Санкт-Петербургу. Но еще название «царственная» было у Костромы, ведь царственная Кострома дала первого самодержца из династии Романовых.

С Феодоровской иконой мы побывали здесь, в Екатеринбурге. Владыка архиепископ Викентий, который искренне и всей душой печется о возрождении уральского края, попросил, чтобы эта великая святыня посетила Ганину яму, место страданий и славы Царской Семьи, страданий как мучеников, а славы как святых, прославленных в наше время.

Причем, повторюсь, я уже рассказывал эту интересную историю, но, наверное, будет это полезно всем нам. Когда икона путешествовала как паломница из Костромы в Екатеринбург, на подлете, за 15 минут до снижения, в Екатеринбурге испортилась погода. Был очень сильный ветер, пошел, как стена, снег. И командир корабля, на котором мы путешествовали по воздуху с нашей святыней, вышел и сказал: «Владыка, изменилась погода, и мы не сможем сесть в Екатеринбурге. Нам предлагают посадку в Челябинске или Златоусте. Все самолеты, которые направлялись в Екатеринбург, вынуждены были сделать там посадку». – «Как? Нас ждут, мы везем великую святыню». Командир сказал: «Нужно принимать решение». Я говорю: «еще раз, пожалуйста, запросите землю, запросите диспетчеров, может быть, как-то мы можем сесть… Ведь тысячи людей с нетерпением и любовью ожидают прибытия российской святыни». Он говорит: «Нет, Владыка, мы получили распоряжение, нужно менять курс, в каком из городов мы садимся?». Я прошу еще раз запросить диспетчера, а он говорит, что это бесполезно. Связывается с землей, ему говорят: мы высчитали курс движения самолета, вы попадаете в 15-минутный коридор терпимой погоды. Решение принимаете сами.

И мы сели. Как только самолет коснулся земли, поднялся страшный ветер, обрушился огромный шквал снега. И тысячи людей, которые нас ждали, с великим благоговением, с огромной любовью, со слезами на глазах вместе со своим Архипастырем, Владыкой архиепископом Викентием встретили костромскую всероссийскую святыню. И эта история в памяти на всю жизнь.

– Владыка, мы благодарим Вас за интересную беседу. Спаси Вас Господи, Владыка, и благословите наших телезрителей.

– Мне было приятно встретиться здесь, на телеканале «Союз», с православной аудиторией, и я хотел бы всем пожелать добра и милости от Господа. А Владыку Викентия поблагодарить искренне за огромные труды, связанные с тем, чтобы слово Божие, передаваемое через телеканал «Союз», распространялось среди православного населения не только России, но и ближнего и дальнего зарубежья.


Смотрите программу «Архипастырь» на православном телеканале «Союз»: четверг 05.00, суббота 10.00, воскресенье 20.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

Слушайте программу «Архипастырь» с архиепископом Викентием в эфире православного радиоканала «Воскресение»: вторник 14.20, 20.20, среда 02.20


Свои вопросы в программу вы можете задать так:

  • заранее позвонить на телеканал «Союз» по телефону (343) 278-60-11 (в рабочие дни и рабочее время) и оставить свой вопрос;
  • позвонить в прямой эфир передачи непосредственно во время программы (343) 278-60-14 (только во время прямого эфира);
  • отправить свой вопрос по электронной почте на адрес baibakov@etel.ru;
  • отправить свой вопрос обычным письмом на адрес редакции: 620014, Екатеринбург-14, а/я 184.
 
События

Американский профессор предлагает вернуть Айя-Софию христианам

Профессор Дональд Хайнц из Университета Калифорнии обратился с открытым письмом к правительству Турции с предложением вернуть храм Святой Софии (музей Айя-София) христианам, сообщает Грузия Онлайн.

 
Мнения

Профессор МДА А.И.Осипов: Основные силы сатанинского «тайного правительства» брошены на Россию

«Русская линия»

Профессор МДА считает, что глобализации и чипированию православные могут противопоставить только искреннюю и горячую молитву

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс