Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №15 (624) → Господь так устраивает, что я счастлив во всем, в том числе и в работе

Господь так устраивает, что я счастлив во всем, в том числе и в работе

№15 (624) / 11 апреля ‘11

Беседовал Олег ПетровГость

Беседа с генеральным директором художественно-производственного предприятия «Софрино» Евгением Пархаевым в эфире телеканала «Союз»

Заслуги этого человека перед Церковью и Отечеством таковы, что Президент Российской Федерации наградил его орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени...

Генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «Художест-венно-производственное предприятие «Софрино» Евгений Алексеевич Пархаев в программе «Люди Церкви».

– Евгений Алексеевич, в конце февраля Вы получили очень высокую награду. Хотелось бы подробнее узнать, за какие заслуги Вы получили орден и как сегодня развивается предприятие?

Беседа с генеральным директором художественно-производственного предприятия «Софрино» Евгением Пархаевым в эфире телеканала «Союз»

– Тридцать лет тому назад Патриарх Пимен освятил предприятие «Софрино». Мечта о таком предприятии у него появилась 35 лет назад, и тогда он просил у правительства Советского Союза помощи по открытию мастерских для оснащения храмов, монастырей, часовен Русской Православной Церкви всем необходимым для проведения богослужений. В свое время он написал письмо Алексею Николаевичу Косыгину, и тот разрешил построить ему мастерские. А еще Святейший Патриарх просил, чтобы они находились по пути к Троице-Сергиевой Лавре, чтобы архиереи и священники, которые ехали в святую обитель поклониться мощам преподобного Сергия Радонежского, заезжали в Софрино и приобретали все необходимое для нужд своих епархий и приходов. И его мечта осуществилась, а в прошлом году мы уже отметили свое тридцатилетие.

– Так это в честь юбилея Вы были награждены?

– Нет, конечно; прежде я уже был награжден двумя государственными орденами. Это орден Дружбы народов и орден Почета. Есть и церковные награды, но я не буду их перечислять.

– За что так высоко ценят Ваше предприятие? Изготавливаете церковную утварь – что в этом такого?

– Такой вопрос нам нередко задают: какая заслуга предприятия «Софрино» в сегодняшней России? Давайте посмотрим правде в лицо. Россия гвозди и лопаты, да и много еще чего покупает в Китае, очень много товаров завозится из Греции, а где же отечественные производители? Раньше и церковную утварь привозили из Греции. Помните поговорку «в Греции все есть» ? А сейчас можно с уверенностью сказать «в «Софрино» все есть».

Когда 24 года назад Патриарх Пимен назначил меня директором этого предприятия, я поехал в Грецию, так сказать, за опытом. И он мне сказал: посмотри, поучись, но делать нужно будет то, что традиционно для России. Я когда приехал в Грецию, посмотрел и пришел к выводу: все это, конечно, хорошо, красиво, но как-то не по-русски, мелковато.

Когда вернулся, мы подняли старинные церковные календари, журналы, книги. И начали восстанавливать то, что было потеряно с 1917 года. Могу ответственно сказать, что на сегодняшний день восстановили практически все, приобрели прекрасное оборудование, у нас работают высококвалифицированные специалисты. Если старинные мастеровые могли блоху подковать, мы, образно говоря, можем подковать даже комара, если надо будет.

– Давайте обратимся к экономической стороне работы вашего предприятия. Я смотрел некоторые данные товарооборота. Например, за 1997 год приводилась цифра 10 млрд рублей, а как обстоит дело сегодня?

– Чтобы осуществить мечту Патриарха Пимена, все товары, которые имеются в «Софрино», должны приобретать церковные работники всех приходов. Но не всегда это делается, поэтому экономический кризис, разразившийся в стране, коснулся и нас. А если бы церковные работники брали товары только у нас, мы бы развивались дальше.

– А какая у них альтернатива сегодня?

– Повсеместно открываются всевозможные кустарные мастерские, которые занимаются подобным нашему производством. На мой взгляд, это наносит вред и государству, и Церкви. Дело в том, что на сегодняшний день мы платим государству налог в 400 миллионов рублей в год, а весь доход «Софрино» идет в пользу Русской Православной Церкви, и только часть его Патриарх выделяет нам на развитие. Мы отпускаем товар каждой епархии и церкви на условиях двухмесячного беспроцентного кредита – такого нет ни у одного предприятия в стране. Имеются и другие льготы для потребителей, например, приличная скидка для тех, кто закупает товар оптом.

– А с зарубежными предприятиями сотрудничаете, например, с той же Грецией?

– Прямо в центре Афин имеется фирменный магазин с названием «Софрино», есть торговые точки в Америке, во Франции, в Румынии. Их торговые представители приезжают к нам, закупают товар и у себя в странах реализуют нашу русскую православную продукцию. И я скажу без ложной скромности, что она пользуется за рубежом большим успехом. Так что мы обошли конкурентов, русскую продукцию все ценят. Если бы все предприятия страны так работали, как мы в «Софрино», то нам бы никакие кризисы не грозили. Никогда не забуду, как к нам приезжал Виктор Степанович Черномырдин, будучи премьер-министром правительства Российской Федерации. Когда мы пили чай, он спросил, почему наше предприятие успешно работает и развивается, а директора других предприятий постоянно приезжают к нему и деньги просят? Я ему тогда ответил: как перестанут воровать, так и они будут хорошо работать. Оборотные средства должны работать на предприятие, а они их разворовывают, потому им и не на что купить сырье, нечем выдавать заработную плату.

– Но все же зависит от руководителя предприятия…

– Конечно. А у нас руководителем сначала был Святейший Патриарх Пимен, потом Патриарх Алексий, а сейчас – Святейший Патриарх Кирилл.

– Евгений Алексеевич, а как все начиналось? Я немного знаком с Вашей биографией, трудовой деятельностью – ведь Вы же начинали маляром?

– Да, трудовая деятельность моя начиналась в Хамовниках в храме во имя Святителя Николая Чудотворца. У меня был знакомый, Юрий Алексеевич Пыхов, который работал там начальником пошивочного цеха, он привел меня к Павлу Ивановичу Булычеву, тогдашнему директору, попросил: возьми паренька на работу, он только из армии демобилизовался, работу ищет. А у меня в то время мама болела, деньги нужны были. И я стал сначала штукатуром, потом маляром, потом позолотчиком, потом работал в свечном цеху, барабан крутил. Потом меня сделали снабженцем: привозил парафин, воск. И так получилось, что меня заметили, и даже Патриарх Пимен обратил внимание, приблизил к себе. Сначала он взял меня тоже как снабженца, потом сделал начальником снабжения, поставил заведующим производством хозяйственного управления. А потом сказал: пора тебе быть директором. К тому времени Павел Иванович Булычев на отдых ушел, вот я его и заменил.

– Евгений Алексеевич, Вы столько лет работали в храме, много лет трудитесь на церковном предприятии, а Вы сами – церковный человек?

– Конечно, церковный, меня в детстве бабушка Ефросинья водила в церковь коломенскую, потом мама. Господь как-то так направляет, что после возвращения из армии я близко сошелся с одним церковным человеком. И когда он предложил мне ходить в храм и работать там, я с радостью согласился. И вот уже 46 лет работаю в Церкви.

– Церковный человек – это человек с определенными нравственными устоями, и они обязывают. Очень трудно быть, наверное, менеджером, успешным руководителем крупного предприятия, которому нужно одновременно решать многие хозяйственные и экономические вопросы и придерживаться нравственных правил? Как найти золотую середину?

– Прежде всего, надо хорошо понимать, где ты работаешь и что делаешь. У нас на предприятии, например, люди не сквернословят. Есть свои тринадцать правил, за нарушения которых увольняют: за мат, за клевету, за неправильное поведение, за нарушение трудовой дисциплины. Я когда-то эти принципы выработал и сам их придерживаюсь. Обман, воровство, сокрытие – для нас это чуждо.

– А бизнес позволяет быть честным человеком?

– Мне очень нравится выражение Владыки Феогноста, наместника Троице-Сергиевой Лавры. Он говорит: самое главное, что я говорю только правду, только о том, что я знаю и вижу, и никогда не вру. И мы, являясь верующими людьми, да еще работающими в Церкви, должны быть честными. Этому меня с детства учили и бабушка, и мама. Моя мама прожила сто лет, она была певчей в церкви города Тулы. То есть я из церковной семьи и не случайно пришел на это предприятие.

– Как повлияли экономические потрясения кризиса на производство «Софрино»?

– Надо сказать, что богатые люди стали скупее. Но, как говорил в свое время Святейший Патриарх Пимен, «нас спасут эти белые платочки». Имеются в виду верующие бабушки, которые постоянно приходят в храм и покупают свечи. Они не зависят ни от какого кризиса, они обязательно придут в церковь и обязательно поставят свечи за здравие, за упокой. И вот этим живет церковь.

– «Софрино» – это уже бренд, но все-таки он еще не так раскручен, как у многих других компаний. Есть в этом необходимость или нет?

– Недавно состоялся Архиерейский Собор, на котором Святейший Патриарх четко сказал всем архиереям, что церковную продукцию брать нужно только в «Софрино». И если архиерей боится нарушить благословение Патриарха, он будет брать продукцию в «Софрино». А священники на местах должны получить такое благословение от архиереев, и они обязаны будут брать у нас.

Я несколько десятков лет работаю в Церкви, и для меня всегда благословение Патриарха было наиважнейшим, считаю, что это благо для Церкви, и оно должно выполняться немедленно. А когда человек добросовестно делает то, что ему положено, на что его благословили, то он спокойно живет. Я спокойно сплю, потому что честно выполняю то, что мне поручили. А когда человек начинает хитрить, лукавить, он начинает душевно страдать. А зачем опускаться до этого, если ты верующий человек? Выполняй то, что сказали.

– А если это невыгодно для предприятия? Пусть нравственно, по благословению, а невыгодно, и что тогда делать?

– Могу сказать, что за все время моего служения ни разу не видел, что благословление было невыгодным.

– Как Вы видите перспективы развития предприятия?

– Помню, как на том же Архиерейском Соборе архиепископ Нижегородский Георгий сказал, что в «Софрино» все хорошо, все прекрасно, но мало выпускается продукции. Не выпускаются, допустим, колокола, не выпускаются цепочки и крестики серебряные и золотые. Но сегодня у нас в стране все так устроено, что государственные предприятия выпускают такое большое количество всевозможных цепочек и крестиков, что рынок переполнен. Мы, конечно, можем их выпускать, в этом нет проблемы, но для этого надо вложить деньги в производство, а как они окупаться будут? Что касается колоколов, первый колокол вообще в России был изготовлен в Софрино. Был здесь такой мастер Черняев, и этот колокол был сделан к 400-летию Патриаршества в России, и он висит у нас на колокольне. Когда в стране вставали многие предприятий, «подсуетился» завод имени Лихачева и начал выпускать колокола. А у них ведь мощности-то большие, с нашими не сравнить. И я от них в этом вопросе, конечно, отстал. Но если надо будет, мы сделаем и это. У нас есть прекрасная литейная мастерская, есть замечательные рабочие.

Помню, лет одиннадцать назад к нам приезжал Святейший Патриарх Алексий, так он девять часов ходил по заводу, пока все не посмотрел. А сейчас для того, чтобы ознакомиться со всем нашим производством, целые сутки потребуются.

– То есть развитие производства влечет за собой территориальное расширение?

– Когда я приступил к работе, было 2,5 гектара территории, а сегодня 25 гектаров. Было всего три цеха, а сейчас пятнадцать. Было 250 человек рабочих, а сейчас три тысячи. Плюс к тому совхоз.

– А чем занимается совхоз?

– У нас две с половиной тысячи коров, из которых две тысячи – дойных. В день выдаем 20 тонн молока. Лучше, чем у нас, молока нет нигде – 4,4% жирности. Имеются бычки на откорме, реализуем мясо, сами выпекаем хлеб.

– Счастлив ли успешный менеджер Евгений Алексеевич Пархаев в личной жизни?

– Вы знаете, Господь так устраивает, что я счастлив во всем. У меня много друзей, которые относятся ко мне с пониманием и любовью. И я стараюсь отвечать им тем же.

 
Духовное наследие

Покаяние

Носители духа Святителя Игнатия

Схиигумен Иоанн (Алексеев): ...аще пошатнешься в какой-либо добродетели, трепетать не надо; пал – вставай, опять пал – и опять вставай, так до последнего часа смертного. Слава, Господи, милосердию Твоему, великое Твое благо, что Ты дал нам, грешным, покаяние, ибо Ты и сошел на землю не для праведников, а для нас, грешных. Ведь черпали чистую воду, а жаба попала неожиданно

 
Паломничество

Караван отца Феодора

Экспедиция известного путешественника священника Феодора Конюхова в Эфиопии 4 апреля «Интерфакс» сообщил, что экспедиция священника и путешественника Феодора Конюхова преодолела первые 120 км по пустыням Эфиопии, населенным племенем афар. «Племя считается одним из самых своенравных и весьма незаконопослушным. Ситуация осложняется тем, что у народа после ряда войн на руках осталось много стрелкового оружия.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс