Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №13 (622) → Архиепископ Викентий: «Все трагические события в мире – это знаки Божии»

Архиепископ Викентий: «Все трагические события в мире – это знаки Божии»

№13 (622) / 1 апреля ‘11

Архипастырь

Беседа с архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

– Здравствуйте, дорогие друзья, зрители телеканала «Союз», слушатели радиоканала «Воскресение»! В нашем эфире вновь программа «Архипастырь» и я, ее ведущий Даниил Рябинин. На ваши вопросы ответит Высокопреосвященнейший Владыка Викентий, архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский. Здравствуйте, Владыка, благословите наших телезрителей и радиослушателей.

– Бог благословит.

– Владыка, позвольте начать с событий, которые потрясли все мировое сообщество, – это события в Японии. И по поводу этого в православной среде у многих возникают какие-то апокалиптические мысли, настроения. Можно ли видеть в этом приближение конца света и расценивать эти события как знамение?

– В первую очередь нужно все трагические события, землетрясения, взрывы, которые бывают во всем мире, расценивать правильно. Это знаки Божии, которые должны нас настраивать, чтобы мы внимательно посмотрели на свою жизнь и исправили ее. Ведь природа стенает и мучается от грехов человеческих и выражает свои стенания и мучения через такие страшные явления, как цунами, землетрясения, наводнения. Поэтому тут не нужно думать о конце света, а надо думать о своей жизни. Потому что все взаимосвязано.

А каждый должен готовиться к переходу в другую жизнь, и нас не должно тревожить, конец света или не конец света. Каждый христианин, молясь вечером, не знает, что будет на следующий день, и поэтому просит, чтобы Господь простил все его прегрешения. Ведь если Богу будет угодно, Он может прекратить эту земную жизнь и перевести ее в иную жизнь.

А что касается конца света – все в руках Божиих. Но еще раз обращаю ваше внимание, что все эти страшные явления указывают на то, что, видно, что-то не в порядке с нашей жизнью, что живем не по тем правилам, которые установил Господь Бог. Если бы мы жили по заповедям Божиим, то таких явлений не было бы, поэтому через них Господь призывает нас к исправлению. Необходимо помнить и о покаянии. Покаяние есть изменение своей жизни. Тем более, что идет Великий пост, а как раз этот отрезок времени дан человечеству для исправления.

Конечно, мы выражаем соболезнования всем, кто пострадал в этой серьезной катастрофе. Но давайте не забывать, что это все совершилось в первые дни Великого поста, и это как знак Божий – нужно провести пост в таком воздержании от всего греховного, которое изменило бы всю нашу жизнь.

– Обратимся к вопросам, которые поступили в редакцию до эфира. Нина Петровна из Германии спрашивает, как молиться за человека, который находится в тюрьме, если он виноват в каком-то преступлении или же не виноват?

– В любом случае, человек, находящийся в беде, в тюрьме, даже если он виноват, страдает и находится в печальном состоянии. И мы должны сострадать ему и как-то утешить. Во-первых, помолиться Богу, чтобы Господь проявил к нему Свою милость и даровал мира душевного, даровал ему осознание своей греховности, покаяния, исправления, желания жить по-другому. В любом случае нужно молиться. Если же он не виноват, то Господь через нашу молитву дал бы ему терпения переносить эту неправду.

В жизни ничего случайного не бывает. Если даже человек не виноват в данном случае, то, может быть, в другом месте он в чем-то согрешал, и вот Господь так это обозначил, чтобы он подумал о прежних своих грехах, покаялся и исправился. Так что здесь все очень промыслительно, и, конечно, нужно молиться, чтобы Господь открыл этому человеку осознание его прежних грехов.

– Есть первый звонок – из Шали.

– В Шалинском районе в селе Сылва есть Сретенский храм, который нуждается в реставрации. Силами прихожан дело очень медленно двигается, может растянуться на многие десятилетия. Скажите, пожалуйста, что мы можем сделать, чтобы получить помощь от епархии в этом деле?

– Дело в том, что епархия не в состоянии финансировать восстановление всех храмов нашей области. У нас, к сожалению, очень много порушенных святынь. Мы обращаемся за помощью к благотворителям, благодетелям, которые помогают в восстановлении.

Единственное, чем могу помочь – если вы найдете таких людей, то я лично буду ходатайствовать, чтобы они выделили необходимые средства для восстановления этого храма. Нужно прихожанам и всем жителям поселка проявить активность: если вы будете просто ждать, что кто-то для вас что-то сделает, этого никогда не будет, а если вы будете искать спонсоров, будете почаще стучаться, то, может, и отверзется вам, и Господь может дать тех людей, которые помогут в восстановлении храма.

Есть много примеров в нашей области, когда очень активные приходы получают хорошие результаты в реставрации старинных или даже в строительстве новых храмов в том или ином селе, казалось бы, очень далеком от центра. Самое главное и важное: общее дело должно объединить людей вашего поселка. И если такое случится, храм быстро восстановится, а если храм нужен только для двух-трех человек, то это очень малые силы. Восстановление храма имеет очень глубокое духовное значение, но все зависит от того, есть ли в селах такая потребность. И еще раз повторяю, что если 2-3 человека, живущих в этом поселке, будут стараться пробуждать религиозные чувства и желание восстановить храм во всех жителях этого населенного пункта, тогда, конечно, успех придет.

– Тамара из Перми спрашивает: «В храме часто вижу, что половина мирян неправильно крестится. А нас на оглашении учили правильно креститься и говорили, что неправильно наложенное крестное знамение наносит вред – так ли это? И научите правильно креститься».

– Я думаю, что вас на огласительных беседах научили правильно креститься. И вы знаете, что нужно правильно складывать персты в честь Святой Троицы и накладывать эти сложенные пальцы сначала на лоб, потом в области живота, а потом на правое и на левое плечо. К сожалению, многие люди все делают не очень аккуратно, не доносят руку до лба, до живота, до правого и левого плеча – получается какое-то скомканное действо, которое не совсем правильно. Поэтому нужно более внимательно совершать крестное знамение. Потому что оно имеет большую силу, освящает наш ум и наши силы душевные и телесные, отражает от нас все бесовские наветы, бесовские козни.

– Звонок из Липецкой области.

– Я смотрю телевизор, когда служба идет, и тоже молюсь в это время, я это правильно делаю перед Богом?

– Мы об этом уже много раз говорили. Программы по телевизору во время вечернего правила или утренней молитвы, трансляция богослужений в выходные и праздничные дни настраивают нас на богослужение, но не обязательно стоять перед телевизором, уткнувшись в экран, и молиться. Можно встать перед иконой, слушать, что читается и поется, и таким образом совершать молитвы – конечно, если вы не имеете возможности прийти в церковь.

Богослужения – Всенощные бдения и Литургии, которые совершаются в храме Святой Троицы по воскресным и праздничным дням, – транслируются для тех, кто не может прийти в церковь, больных, прикованных к постели. Но те, кто могут прийти, должны оставить все свои житейские попечения и молиться вместе со всеми в храме Божием.

– Следующий звонок из Екатеринбурга.

– Раба Божия Людмила. У меня такой вопрос. Недавно знакомая мусульманка обратилась ко мне с просьбой принести ей святую воду из храма, чтобы освятить квартиру. Я отказалась и объяснила, что святой водой квартиру освящают с молитвой, обращенной к Господу нашему Иисусу Христу, а она другой веры. А сейчас я сомневаюсь, правильно ли я поступила.

– Если ваша знакомая действительно желает приобщиться к некоторым нашим ценностям и нашим святыням, я думаю, что не нужно это возбранять. Мы знаем, что мусульмане приходят и молятся святителю Николаю Чудотворцу и получают от него много исцелений, много помощи. И есть такой храм в Демре – городе, находящемся на территории, где когда-то располагались Миры Ликийские, где чудотворец совершал свое служение архиерейское, это в современной Турции, – туда многие мусульмане приходят и молятся с особым благоговением Николаю Чудотворцу. И хотя этот храм является музеем, там православные священники совершают периодически Божественные литургии. А так как он открыт для туристов, то туда приходят люди самых разных национальностей, они молятся и получают помощь.

Мусульмане тоже обращаются ко многим нашим святыням, и может быть, через этот путь они приближаются к нашей вере Православной, а потом становятся истинными православными христианами.

– Еще звонок из Екатеринбурга.

– Я хотела бы исповедаться и причаститься, но по состоянию здоровья совсем не могу держать пост. Как быть?

– Если вы можете прийти в церковь, нужно встретиться со священником, исповедаться, и он даст вам совет, как подготовиться к Причастию. Если вы имеете немощь, то можно пригласить батюшку на дом, и он на месте и исповедует, и причастит. Так что в этом особой проблемы нет.

– Лидия Никитична из города Михайловска Волгоградской области спрашивает, можно ли православным молиться о здравии больных мусульман?

– Мы молимся о мире всего мира. Когда имеем друга, приятеля, соседа, исповедующего другую веру, и видим, что он страдает, мы молимся, чтобы Господь облегчил его страдания. Единственно, что нельзя за здравие человека другой веры подавать записки на проскомидии, во время совершения таинств Церкви, потому что он находится вне наших таинств церковных.

Молитва в любом случае универсальна, она всем помогает, потому что Господь слышит наши молитвы. Мы знаем, что Господь одинаково «дождит над праведными и неправедными, и солнце греет добрым и недобрым». Поэтому по примеру Господа мы тоже помогаем нуждающимся.

– Владыка, Вы сейчас сказали о проскомидии. Татьяна Петровна из Екатеринбурга спрашивает, чем отличается в требах проскомидия от заказной обедни, во всех ли храмах это одинаково?

– Во время совершения проскомидии мы упоминаем о здравии и об упокоении всех тех, о ком люди подали записки. В некоторых храмах, кроме того, что поминают на проскомидии, поминают еще на заздравной или заупокойной литии. А кое-где поминают на молебнах, которые проходят после службы, это и называется заказная Литургия. Но, конечно, самое важное и самое главное поминовение усопшего или о здравии человека совершается на проскомидии. Потому что вынимается частица, которая потом окунается в Чашу, в Кровь Христову со словами: «Отыми, Господи, грехи поминавшихся здесь молитвами святых Твоих». Это очень важная молитва.

– Фотиния из Верхней Пышмы спрашивает: «Я много лет проработала в детском доме директором и всегда крестила всех детей, которые поступали, становилась им крестной матерью. Мне сейчас 60 лет, и у меня появились сомнения, правильно ли я делала. Потому что были случаи, когда детей усыновляли семьи неправославные, детей там начинали называть другими именами. Разрешите мои сомнения, правильно я делала или нет?».

– В данном случае таинство Крещения совершалось из искреннего желания всех детей воцерковить и дать им возможность прийти к Богу. Так поступали в годы советской власти наши бабушки и дедушки – брали детей даже своих соседей, приводили их в церковь и крестили. Они считали, что Крещением спасают детишек от вечной погибели.

И в данном случае эта женщина, видя, что дети брошены родителями, Крещением пыталась им помочь по доброте своей.

Но судьба детей в воле Божией. Если Господь Своим Промыслом направит их на правильный путь и они станут истинными православными христианами, то это хорошо.

– Теперь вопрос из Брянска.

– Сейчас очень много дискуссий об электронных картах, чипах, и меня еще интересует новый российский паспорт, в котором так много разных символов. Как православным людям к этому относиться? Хотелось бы знать Ваше мнение.

– Мы живем в то время, когда все больше и больше развиваются новые технологии, и это развитие невозможно остановить. В этой ситуации многие опасаются за свою безопасность, за ограничение своей свободы. Опасаются и тотального контроля за своей жизнью. К сожалению, это может случиться, когда человек будет иметь такой электронный паспорт.

«Имеющий разуметь да разумеет», – так говорится в Священном Писании. «За умножение беззакония иссякает любовь», а из-за того, что иссякает любовь, получается разобщение. И государственная власть пытается объединить людей техническим путем, но лучше было бы, если мы объединились нравственно, отказавшись от греха и перейдя к добродетели. И если это сделать, то не нужны будут никакие карточки следить за человеком, чем он занимается – не украл ли, не обманул ли, не натворил ли какой беды.

Все, конечно, Богом заложено в сердце человека, и если его воспитывать правильно, дать возможность проявить все духовные качества, что заложены в человеке, то никаких карточек не потребовалось бы.

– Следующий вопрос – из Каменска-Уральского.

– В мире существует содружество анонимных алкоголиков. И я знаю, что Патриарх Кирилл благословляет содружество анонимных алкоголиков, работающих по системе «двенадцать шагов», разработанной Православной Церковью. Каково отношение духовенства нашей епархии к этой программе? Насколько я знаю, многие священники к ней относятся негативно.

– У нас при епархии есть «Попечительство о народной трезвости». Совместно с правительством нашей области мы ведем большую работу по борьбе с пьянством и помощи людям, которые попали в эту зависимость. Поэтому со своими вопросами нужно обратиться к нашим православным обществам трезвости, которые есть при многих приходах. Одно из центральных обществ трезвости, которое возглавляет священник Игорь Бачинин, находится при Ново-Тихвинском женском монастыре. Здесь довольно успешно идет эта работа, и многие люди оставляют свои зависимости. Конечно, используют разные варианты помощи ближним.

Первый шаг к излечению – телефон доверия, по которому человек, страдающий алкоголизмом, может анонимно рассказать о себе и получить какие-то советы. Но потом ему все равно придется прийти в это общество, увидеть людей, которые тоже когда-то были в таком тяжелом состоянии, а потом восстановились и живут здоровой жизнью, успешно работают, а сейчас собираются вместе, трудятся и помогают тем, кто еще находится в зависимости от алкоголя.

Это может стать первой ступенькой для человека, которого еще гордость мучает, который еще не решил отказаться от вредных пристрастий. Если человек сам не может справиться с собой, он может попросить помощи у тех людей, которые уже прошли этот путь.

– Валентина из Омска спрашивает: «У меня умер сын. Он был некрещеный. Но я все сорок дней ходила в церковь, ставила свечи и молилась за него. Правильно ли я делала? А если неправильно, то что мне сейчас делать, чтобы исправить свою ошибку?».

– За некрещеного человека, конечно, мы не молимся в церкви, тем более не можем подавать записку на проскомидию об его упокоении. Дома можем молиться и свечки ставить, можем подавать милостыню о его душе. То, что женщина ходила в церковь, это очень хорошо. Если будем молиться о своих сродниках, даже некрещеных – мы не согрешаем в этом.

– Владыка, Владимир из Ростовской области спрашивает: «Почему молитва «Иже херувимы» такая жалостная?»

– Она жалостная потому, что сопровождает тот момент богослужения, когда переносятся Святые Дары от жертвенника к престолу. Такой великий вход символизирует: Господь наш Иисус Христос приносится в Жертву за грехи всего человечества. Сам амвон, где стоит священник с этими Святыми Дарами, – это символ Голгофы. Это жертвенное служение Бога для искупления всего человечества, поэтому и песнопения здесь очень жалостливые и умилительные.

Вторая часть «Херувимской» более торжественна, потому что она говорит о том, что Господь сопровождается ангельским миром на Свое искупительное служение для искупления всего человеческого рода.

Конечно, очень важно, чтобы мы знали символику движений священнослужителей, понимали, что они делают, и тогда богослужение становится более ясным и интересным.

Беседовал Даниил Рябинин


Смотрите программу «Архипастырь» на православном телеканале «Союз»: четверг 05.00, суббота 10.00, воскресенье 20.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

Слушайте программу «Архипастырь» с архиепископом Викентием в эфире православного радиоканала «Воскресение»: вторник 14.20, 20.20, среда 02.20


Свои вопросы в программу вы можете задать так:

  • заранее позвонить на телеканал «Союз» по телефону (343) 278-60-11 (в рабочие дни и рабочее время) и оставить свой вопрос;
  • позвонить в прямой эфир передачи непосредственно во время программы (343) 278-60-14 (только во время прямого эфира);
  • отправить свой вопрос по электронной почте на адрес baibakov@etel.ru;
  • отправить свой вопрос обычным письмом на адрес редакции: 620014, Екатеринбург-14, а/я 184.

Книгу «Архипастырь» Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»с ответами Владыки Викентия на вопросы телезрителей и радиослушателей спрашивайте в Издательском отделе и церковных киосках Екатеринбургской епархии

 
Церковный календарь

Только в общении с Богом можно стяжать любовь

Протоиерей Евгений Попиченко

10 апреля – день памяти преподобной Марии Египетской В течение Великого поста Церковь дает примеры, равняясь на которые, человек должен укрепляться в борьбе за свою душу, в борьбе за вечную жизнь.

 
Архипастырь

Архиепископ Рязанский и Касимовский Павел: «Переименование улиц имеет воспитательное значение»

– Телекомпания «Эхо» продолжает цикл программ «Беседы с Владыкой Павлом», гость которых – архиепископ Рязанский и Касимовский Павел. Ведущий программы – Евгений Зызин. Владыка, здравствуйте.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс