Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (620) → Архиепископ Викентий: «Если мы будем жить благочестиво, по заповедям Божиим, то тем все будем защищать наше Отечество»

Архиепископ Викентий: «Если мы будем жить благочестиво, по заповедям Божиим, то тем все будем защищать наше Отечество»

№11 (620) / 15 марта ‘11

Архипастырь

Беседа с архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

– Звонок из Екатеринбурга.

– Полгода назад у меня не стало супруга, я в память о нем оставила себе его обручальное кольцо. А стала надевать его – оно у меня чернеет. Это какой-то знак, или просто недоброкачественное золото?

– В память о вашем супруге не обязательно вам носить это кольцо, можно просто хранить его на видном месте. А в том, что оно чернеет, я думаю, нет каких-то особых знаков. Мы прекрасно знаем, что любой человек, который живет или жил на земле, пред Богом согрешает и нуждается в молитвенной помощи в церкви и дома. И если мы будем молиться о его упокоении, поминая его за Божественной литургией, это будет важная помощь ему. Есть свидетельства, что очень многие по такой глубокой молитве Церкви получают избавление от глубин ада. Вот о чем вам нужно заботиться – чтобы Господь помиловал душу вашего супруга через ваши дела милосердия и молитвы и молитвы всей нашей Церкви.

– Следующий звонок – из Краснодарского края.

– Владыка, скажите, пожалуйста, в чем кардинальное отличие Православной Церкви и вероисповедания от протестантского?

– Мы о нашей Церкви знаем очень много. У нас есть таинства церковные, почитание святых икон, почитание святых мощей. Мы знаем, что Православная вера идет со времен апостолов, что в Церкви Православной непрерывное апостольское преемство, благодать апостольская передается через рукоположения священства, через рукоположение во епископы, и так далее. Вот эти ценности сохранились в нашей Церкви, и мы дорожим ими.

А в протестантизме такого единства и такой преемственности нет. У них нет таинств Церкви, нет почитания святых икон и святых мощей. Нет почтения к Животворящему Кресту Господню. Мы знаем, что наши святые отцы, ограждая себя крестным знамением, отгоняли от себя целые полчища бесовских сил, которые нападали на них, когда они творили свой духовный подвиг в пустынях, в пропастях земных. И нас тоже учат, чтобы мы ограждали себя крестным знамением, и крест для нас – то оружие, которым опаляет Божественный огонь, и бесы не могут подступить к тому человеку, который ведет благочестивую христианскую жизнь в страхе Божием и с верой в силу Животворящего Креста Господня. У нас много таких богатств, такой помощи, такой защиты от всего греховного, бесовского, дьявольского, а протестанты, к сожалению, лишены такой возможности.

Вот такие большие отличия у нас имеются. Мы сожалеем, что они не имеют того, что мы имеем. Хотя они нас упрекают, что мы почитаем иконы, считают, что мы уподобляемся идолослужителям, что в корне неверно: мы знаем, что икона благословлена Самим Богом, Самим Христом Спасителем и одобрена Божией Матерью – что тут еще говорить? Мы знаем, что есть нерукотворный Образ Спасителя, который Господь изобразил на полотенце и дал князю Авгарю, чтобы он исцелился от проказы. И этот образ долгое время находился на стене города после того, как его обрели, перед ним даже лампада горела продолжительное время. У нас в Православии столько чудес совершается со святыми образами, и если их не чтить – это, конечно, большое заблуждение.

– Нам звонят из Подмосковья.

– Мне вот недавно сказали, что богоявленскую воду нельзя пить. Почему?

– Богоявленская вода – это самая большая святыня для нас. Над этой водой совершается специальный чин освящения, мы ее с особым благоговением должны иметь в своих домах и употреблять ежедневно натощак, с молитвой. И освящать себя, как написано в молитве этого чинопоследования, что «мажущиеся ею и употребляющие ее, чтобы было освящение во исцеление, во здравие душевное и телесное». Она называется богоявленская вода, крещенская вода, потому что праздник Крещения Господня является еще и праздником Богоявления или Просвещения. Так что неправильно вам говорили, что нельзя употреблять богоявленскую воду.

– Нам звонят из Новоуральска.

– У меня полтора года назад умер ребенок в утробе. Мы с мужем обвенчаны в церкви. Мне бы хотелось знать, что это? Бог наш брак не благословил и попустил гибель ребенка? Сейчас мы планируем новую беременность, и я хочу устраиваться на работу. Или мне нацелиться только на вынашивание ребенка, ходить в церковь?

– Не надо говорить, что если случилась такая беда и ребенок скончался в утробе своей матери, то брак является не благословенным или неугодным Богу. Это неправильно. Он угоден Богу, и слава Богу, что вы венчались, получили благословение на совместное жительство. А случаи гибели нерожденных детей, к сожалению, бывают, и мы должны к этому относиться со смирением и осуждать себя, потому что, может быть, по каким-то грехам нашим случилась такая беда. И молиться, чтобы Господь помиловал, а вашего ребеночка определил в Свои обители. Конечно, нужно планировать дальше, чтобы родить дитя, но молиться Господу Богу, чтобы ребенок родился здоровым, крепким, радостным и счастливым.

Если вы почитаете жития святых, то увидите, что такие случаи бывали, люди не имели детей или рождали их мертвыми, а потом, когда они более серьезно обратились с молитвой к Богу, к угодникам Божиим, то Господь дал им дитя. Поэтому нужно более активно христианскую жизнь проявлять, и Господь, видя вашу добродетельную жизнь, даст дитя, чтобы оно родилось и жило земной жизнью ради Царствия Небесного.

Я сейчас вспоминаю совет одного почтенного старца, который говорил: когда такое случается в жизни, нужно дать обет, что если Господь даст дитя, его посвятят Богу. И это тоже послужит тому, чтобы Господь помог в деторождении.

– Нам звонят из Новокузнецка.

– Владыка, скажите, пожалуйста, можно ли одновременно читать Псалтирь за живых и за мертвых, возможно, на одну славу – за живого, на другую – за мертвого? Случилось так, что у меня сын находится в больнице в тяжелом состоянии, а папа умер в это время.

– Конечно, можно. Мы же упоминаем на богослужениях сначала о здравии, потом об упокоении. И так же на проскомидии делаем. Поэтому можно молиться за каждую славу на Псалтири, читать сначала о здравии, поминать всех тяжкоболящих, а потом другую записку читать об упокоении тех, которые у вас есть. Также за каждой славой, за каждой кафизмой можно молиться и о здравии, и об упокоении.

– Марина из Нижнего Тагила, 60 лет, спрашивает: «15 лет назад у меня погиб сын. Перед этим мы хотели всей семьей покреститься, но не получилось. Сейчас нужно ли принимать таинство Крещения мне и мужу, и не будет ли это предательство перед сыном?»

– Что такое предательство? Предательство – это когда один человек предает другого человека и приносит ему зло. А в данном случае, если родители некрещеные окрестятся, они тем принесут своему уже усопшему сыну не зло, а добро, радость, утешение. Может быть, такое изменение в жизни родителей даже принесет облегчение сыну в его участи в потустороннем мире.

Поэтому нужно обязательно креститься, и благодаря этому таинству и активной церковной жизнью в дальнейшем вы могли бы помочь своему сыну, чтобы Господь его помиловал и даровал ему радость и утешение в той жизни, в которой он сейчас находится. И вы будете иметь большую возможность помочь ему, чем сейчас.

– Нам звонят из Зеленодольска.

– Как правильно исповедоваться?

– Чтобы исповедоваться хорошо, нужно к этому готовиться. Есть такое правило: перед тем, как причаститься, нужно три дня поститься и молиться. И вот эти три дня поста и молитвы, хождения в церковь даны нам больше всего для того, чтобы мы хорошо подготовились к Исповеди. То есть проверили свою совесть, свою душу, читая духовную литературу, читая заповеди Божии и осознавая, какие грехи против той или иной заповеди мы совершили. И если мы чувствуем себя виновными в том или ином грехе, мы должны все это записывать, чтобы потом не забыть. И когда мы придем на Исповедь, не стесняясь, чистосердечно нужно во всем раскаяться.

Но еще очень важно подготовиться к Исповеди не просто простым перечислением грехов, но и сожалея о них, осуждая себя, с намерением больше не возвращаться к этим грехам. Можно даже составить для себя какие-то планы: каким образом я смогу с Божией помощью больше не повторять тех грехов, которые я совершил. Надо себя настроить, чтобы таких обстоятельств, которые бы ввели в тот или иной грех, больше не было. Есть разные ситуации в нашей жизни, когда нужно выбрать: идти куда-либо или не идти. Если ты знаешь, что если ты пойдешь туда и по своей слабости можешь впасть в какой-то грех, лучше туда не идти. И случается много разных ситуаций, когда нужно принять верное решение.

Если чистосердечно раскаяться – это будет очень хорошая подготовка к Исповеди, и будет хорошее покаяние, и Господь простит и даст силы больше не повторять ошибок и не возвращаться к тем грехам, которые мы когда-то совершали.

– Вопрос из Тверской области.

– У меня такой вопрос: маленькие дети до семи лет как бы считаются ангелами. Обязательно ли их надо причащать каждое воскресенье?

– Детей до семи лет мы причащаем без Исповеди, потому что считаем, что они еще не совершают в этом возрасте таких тяжких грехов, как те, которые находятся уже в сознательном возрасте. Хотя в нынешнее время есть дети, которые совершают такие же грехи, которые совершают взрослые люди.

Но так принято, что детей мы причащаем без Исповеди, и, конечно, их нужно причащать как можно чаще. Не каждый день, но хотя бы каждое воскресенье, раз в неделю, для того, чтобы благодатью Божией ограждать этих детишек от влияния бесовского, которое, к сожалению, как мы знаем, «как рыкающий лев ищет» нас. Тем более нужно причащать детишек, которые не могут еще самостоятельно сопротивляться бесовским наваждениям, которым они подвергаются из-за грехов взрослых людей. Для того, чтобы укрепить их дух, силу, душу благодатью Божией, мы и рекомендуем чаще причащать детей. Надо вести с ними разговоры, объяснять суть происходящего, чтобы с самого раннего возраста дать им определенные знания о благоговении, о благочестии, о страхе Божием, чтобы они сознательно подошли к этому таинству и почувствовали благодать Божию. И потом они уже сами будут тянуться к этому таинству с таким благоговением и страхом Божиим.

Есть и другая беда, что мы не учим их, и они уже привыкают к Причастию. Хорошо, конечно, что они причащаются, но плохо, когда они делают это бесчувственно. Поэтому нужно детям дать знания о Боге, дать веру, благочестие и благоговение к этой святыне, чтобы они действительно причащались для укрепления своих душевных и телесных сил.

– Следующий звонок – из Магнитогорска.

– Владыка Викентий, благословите, меня зовут Екатерина. Я хотела бы у Вас узнать, как можно с Вами встретиться.

– Можно приехать в Екатеринбург и прийти в епархию, но только в те дни, когда нет службы и я там бываю. Или позвоните нашему дежурному, чтобы он сказал, когда я буду на месте.

– А можно еще один вопрос? У меня брак венчаный, я с мужем прожила семь с половиной лет. Мне муж изменил и оставил. У меня сейчас двое детей и третьим я беременна. Что мне теперь делать? Мириться с изменой мужа, как-то настаивать на общении или просто оставить его?

– Да, к сожалению, очень слабенькие у нас мужчины, боятся трудностей, если уж оставляют женщину в таком трудном состоянии. Конечно, лучше было бы, чтобы он вернулся в семью и не боялся сложностей при воспитании своих детей. Если человек понимает, что за его разгульную жизнь нужно отвечать пред Богом, то он должен покаяться. То есть понести жизненный подвиг оплакивания своих грехов, как это делали апостол Павел и апостол Петр, считая себя недостойными апостольского служения за то, что совершили грех в свое время. Так же и мы должны помнить свои грехи и активно трудиться для того, чтобы Господь, видя наше искреннее покаяние в течение всей нашей жизни, помиловал нас и даровал нам вечную блаженную жизнь.

Муж должен покаяться и смириться, чтобы нести свой долг, свои обязанности главы семьи. Но если муж этого не захочет, то это, конечно, его слабость, его немощь, это показатель его трусости. Это очень печально, что у нас такие есть мужчины, но нужно набраться сил, молиться, и Господь не оставит.

– Раб Божий Илия из Краснодарского края спрашивает: «Мы с женой живем в браке 37 лет, обязательно ли нам надо венчаться?».

– Венчаться нужно, если хотите, чтобы у вас был законный церковный брак. Если люди чувствуют, что живут незаконно пред Богом, что Господь может спросить за такое отношение к таинству Брака, то и просятся венчаться даже уже в очень преклонном возрасте. И чтобы не было такой строгой ответственности перед Богом, нужно исправить ситуацию. Было время, когда люди не могли венчаться, потому что не было храмов, не было возможности, а Венчание всегда становилось известным для советской власти, и это приносило людям некоторые скорби. И чтобы избежать проблем, люди в церковь не ходили, не венчались и не крестились.

Сейчас это все можно, и поэтому нужно восстановить такое правило христианской жизни, что человек, который хочет вступить в брак, должен сразу же прийти в церковь и повенчаться. Это нужно обязательно. Раз есть решение, надо идти в ЗАГС, зарегистрироваться – и сразу в церковь на Венчание. И это будет правильно.

– Следующий вопрос – из Киева.

– Владыка, во время Причастия задели неосторожно Чашу, и пролилось на пол немножко. Как нужно поступить сейчас?

– Конечно, это очень большой грех, и в этом должен каяться и священник, который причащает, и тот мирянин, через которого это все совершилось. Бывает, что по неосторожности человек рукой задевает Чашу. В данном случае нужно то место, на которое упала Святая Кровь, тщательно очистить. Если это пол деревянный, то нужно соскоблить, чтобы в дерево не проникла Святая Кровь и не осталась на поношение и осквернение. Если пол каменный, то нужно тщательно смыть, а ткань, которой смывали, сжечь, и пустить пепел на текущую чистую воду или закопать в землю в непопираемое место. Ну, и, конечно, пойти на Исповедь, покаяться, может быть, даже какую-то епитимью взять на себя для искупления этого тяжкого греха. Это уже сам священнослужитель скажет, что нужно сделать, чтобы как-то у Бога вымолить прощение за такой тяжкий грех.

– Владыка, позвольте мне от лица наших слушателей и телезрителей поблагодарить Вас за все те многочисленные ответы, которые Вы дали на разнообразные вопросы в нашей сегодняшней беседе. Может быть, какое-то напутственное слово для всех нас, Владыка, скажите.

– Я хотел бы всех поблагодарить за участие в нашей программе, за вопросы, которые вы задаете, за интерес, который вы имеете к духовной жизни. И пожелать, чтобы жизнь наша была праведной. Очень важно, чтобы мы жили по правилам христианской жизни и всегда спрашивали себя: «А правильно ли я живу, не согрешаю ли я пред Богом, не нарушаю ли волю Божию, которая заключается в Священном Писании Нового и Ветхого Завета?». Как раз такая программа ответов на вопросы дает возможность проверить себя.

Мы знаем, что многие беды происходят из-за наших падений греховных, и если мы будем жить более благочестиво, по заповедям Божиим, то тем все будем защищать наше Отечество, чтобы оно было мирным, чтобы оно было крепким, сильным. И в мире и согласии будем развивать наши добродетели, которые мы призваны совершать. Потому что есть такой призыв Божий: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный».

Беседовал Даниил Рябинин


Смотрите программу «Архипастырь» на православном телеканале «Союз»: четверг 05.00, суббота 10.00, воскресенье 20.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

Слушайте программу «Архипастырь» с архиепископом Викентием в эфире православного радиоканала «Воскресение»: вторник 14.20, 20.20, среда 02.20


Свои вопросы в программу вы можете задать так:

  • заранее позвонить на телеканал «Союз» по телефону (343) 278-60-11 (в рабочие дни и рабочее время) и оставить свой вопрос;
  • позвонить в прямой эфир передачи непосредственно во время программы (343) 278-60-14 (только во время прямого эфира);
  • отправить свой вопрос по электронной почте на адрес baibakov@etel.ru;
  • отправить свой вопрос обычным письмом на адрес редакции: 620014, Екатеринбург-14, а/я 184.


Книгу «Архипастырь» Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»с ответами Владыки Викентия на вопросы телезрителей и радиослушателей спрашивайте в Издательском отделе и церковных киосках Екатеринбургской епархии

 
Новости

В Доме Романовых сомневаются в подлинности екатеринбургских останков

В Доме Романовых заявили, что останки, обнаруженные под Екатеринбургом и захороненные в усыпальнице Петропавловского собора Петербурга, могут принадлежать не Николаю II и членам его Семьи. «Да, увы, такая вероятность не исключена», – заявил «Интерфаксу» в среду директор канцелярии Дома

 
Новости Екатеринбургской епархии

Архиепископ Викентий совершил в Свято-Троицком кафедральном соборе Екатеринбурга вечерню с чином Прощения

Наталья Зырянова

Строгий, продолжительный Великий пост ведет нас к встрече Светлой Пасхи.На великопостный путь надо вступать с чистым сердцем, очистившись от грехов

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс