Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №10 (619) → Иерей Алексий Дарашевич: «Детей ко Крещению и Причастию надо готовить»

Иерей Алексий Дарашевич: «Детей ко Крещению и Причастию надо готовить»

№10 (619) / 7 марта ‘11

Беседы с батюшкой

Беседа с настоятелем храма Животворящей Троицы в Поленове иереем Алексием Дарашевичем

– Здравствуйте, братья и сестры! В эфире православного телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой» и я, ее ведущий Михаил Карелин. Сегодняшний гость нашей студии в Андреевском монастыре – настоятель храма Животворящей Троицы в Поленове иерей Алексий Дарашевич. Здравствуйте, батюшка, благословите наших телезрителей.

– Добрый день, мир вам да благословение Божие.

– Дорогие друзья, сегодня мы с отцом Алексием поговорим о подготовке к крещению, Исповеди и Причащению детей и подростков. Отец Алексий, говоря о подготовке малыша или подростка к Крещению, начинать разговор надо, видимо, с подготовки крестных родителей.

– Конечно. Но не секрет, что нынешние крестные, зачастую возлагая на себя эту важную миссию, даже не знают, какие обязательства на них ложатся. А нынешние крестники считают крестных за еще один источник подарков.

– Что же такое таинство Крещения – это только некие обязательства, или что-то большее?

– Мы сейчас рассматриваем таинство Крещения с точки зрения ответственности тех людей, кто участвует в этом таинстве. Давайте определим сначала весь состав участников. Во-первых, главный Участник всего – Господь наш. Господь, Который все это совершает. Затем второй участник – это сам человек, какого бы возраста он ни был, который принимает Крещение. Следующие – родители, отец и мать, или кто-то один, что тоже сейчас не редкость. И далее – крестный отец и крестная мать. У нас в нашей традиции повелось, чтобы это были мужчина и женщина, но может и один кто-то быть. Конечно, лучше, чтобы у девочки была женщина, а у мальчика – конечно же, мужчина. Хотя это тоже в общем-то необязательно. В других Церквах или местах может обстоять по-другому. Я знаю, что в Молдавии, например, может быть и пять-шесть, и десять крестных; они все вокруг собираются и все вместе становятся крестными этого маленького ребенка.

– В православной традиции может быть ситуация, когда нет крестных родителей?

– Может быть, и в этом нет ничего особенного. Чтобы было понятно, насколько крестный нужен и какова его функция, нужно рассмотреть, кто он. Крестный – это такое просторечие, так в народе говорится, выражается этим духовная близость человека, который берет на себя это звание. А в церковной традиции он называется восприемником. Чьим восприемником? Восприемником ребенка. От кого он принимает ребенка? Не от родителей. Он принимает ребенка от Церкви.

Для Крещения рожденного младенца на восьмой день приносят уже в храм. Почему на восьмой? По Ветхозаветной традиции на восьмой день совершалось обрезание. Так и сейчас, начиная с восьмого дня можно окрестить новорожденного. Если ребенок более слаб и здоровье его вызывает опасение, жизнь даже еле теплится в этом ребеночке, то крестят сразу же, чтобы ребенок не отошел некрещеным.

И вот, когда приносят новорожденного в храм, то родители его отдают в Церковь. То есть под Покров Господа, под Покров Матери Божией и сонма всех святых и праведников Церкви. А Церковь, взяв его, приняв в свое лоно, дает уже родителям и крестным родителям ребенка на воспитание.

– В каких конкретно обязанностях заключается их долг?

– Самая главная обязанность крестного – молиться за этого ребенка. Этого часто многие люди не понимают. Не понимают даже, по какому принципу нужно искать крестного: ищут, кто ближе, кто друг семьи. Так и должно быть, человек должен быть обязательно близким семье. Но этого мало – он должен быть человеком родным, не обязательно по крови, но родным. И при этом он должен взять на себя обязательство духовно питать ребенка. Как? Конечно же, вводить его в храм Божий, учить его основам Православной веры. Но это будет возможно только тогда, когда он сам серьезно воцерковленный, верующий православный.

Чтобы было понятнее, я скажу: нам всем надо идти вверх, к Господу, на вершину. И если мы своего ребенка вручаем кому-то, то должны ему сказать: «Ты ведешь ребенка в горы, а ты – инструктор? Ты знаешь ли этот путь, ходил ли им ты сам? А если ты сам не знаешь, как я могу тебе своего ребенка доверить?»

К сожалению, родители при выборе крестного часто оказываются не на высоте. Но даже если вы нашли человека, который заявляет, что он верующий, что он в церковь ходит, нужно опять же спросить: а что это значит для тебя – ходить в церковь? Ведь одно дело просто зайти, поставить свечку, умилиться пению и чтению. И совсем другое – прийти исповедоваться, принять в себя службу и получить Причастие.

Это все невозможно без глубокой серьезной молитвы и серьезной духовной жизни. Вот и родители обязательно должны спросить: скажи, пожалуйста, ты готов всегда молиться, каждый день, за это свое чадо?

– А есть ли какие-то молитвы специальные, отдельные о духовном чаде?

– Они есть в наших духовных книгах, в молитвословах.

– Как часто принято молиться о духовных детях?

– По сути, два раза в день, когда поминаешь их утром и вечером, – хотя бы утром и вечером, когда ты совершаешь поминание о себе, о своих врагах, о своих друзьях. Вот тогда ты вспоминаешь и о своих чадах, и если человек способен на это, если скажет: «да, я буду это делать», он будет крестным, он будет тем, кто действительно возьмет на себя такую духовную ношу. Это похоже на выбор кормилицы. С кормилицы же за все спросится? Спросится.

– Батюшка, сколько может быть крестников у одного православного человека? Есть какие-то ограничения?

– Нет, конечно. Их не может быть, потому что каждый берет на себя по силам. Если он понимает, что может принести этому ребенку реальную помощь, – пожалуйста, бери. Как определить свои возможности? Очень просто. Готовы ли родители помогать тебе, и, по сути, тоже нести на себе ту же ношу духовного воспитания, духовного окормления, или нет? Если родители готовы, то именно они будут нести на себе основную тяжесть, основную задачу воцерковления и духовной учебы маленького ребенка: они всегда физически ближе, а крестный не всегда может видеть своего крестника. Иногда это бывает раз в неделю, иногда раз в месяц. Наша жизнь очень сложна, кто-то далеко уезжает, и мы вообще можем никогда не видеть своего ребенка. Все может быть. И это очень четко крестный должен понимать и знать, что если родители готовы (мало того, что они говорят «готовы», он видит, что родители сами вступили в духовную жизнь и идут по пути духовного развития), тогда он с легким сердцем может включиться в помощь воспитания другого маленького ребенка. И действительно, могут быть один, и два, и три, и даже сотни крестников.

А вот если родители говорят: «знаете, я не собираюсь ребенка учить чему-то, не собираюсь еженедельно причащать младенца – мне это не нужно», здесь надо подумать, не придется ли вам действительно ответить перед Богом, если у вас не будет этой возможности. И такое может быть, потому что когда идет Крещение, то здесь вам могут пообещать все что угодно. А если сами родители не живут духовной жизнью, то потом произойдет следующее. Допустим, когда вы предложите ребенка каждую неделю причащать, они скажут: «это хорошо, но некогда». И на этом будет все закончено. И когда ваше чадо станет перед Богом на Суд в час смертный свой, то в какой-то мере и ваша душа должна встать рядом. И Господь должен спросить с вас, потому что вы в таинстве Крещения стояли рядом и давали слово принять на себя ответственность за духовное воспитание человека. Господь скажет: «ты что сделал?» А если человек ответит: «а я не мог сделать, потому что мне родители не дали», тогда Господь спросит: «а ты что, не видел, что они не собирались этого делать?»

– То есть основные функции крестных сводятся к двум составляющим: молитва и определенный духовный контроль.

– Да, да.

– Батюшка, но вот наш малыш вырос, достиг семилетнего возраста, приближается время первой Исповеди. Как маленького человека готовить к первой Исповеди, о чем ему следует говорить, чему его здесь учить, и нужно ли чему-то учить?

– Вот как раз тот ключевой момент, когда обязательно крестные должны, где бы они ни были, постараться приехать и быть рядом со своим чадом. Основное дело должны нести родители, но обязательно должен быть и крестный.

В чем заключается эта подготовка? Маленький человек к этому времени должен уже понять, что такое Церковь, крестный должен ему объяснить. Это первое. Конечно, понятие о Господе, понятие духовного мира нужно обязательно раскрыть ребенку. И сама конкретная подготовка к Исповеди не обойдется без общего совета с родителями. Первая Исповедь может быть не в семь лет, она может быть и раньше, если родители видят, что ребенок может уже отвечать за свои поступки, духовно готов.

И вот здесь обязательно должен быть какой-то особый путь, особая подготовка ребеночка. С ним нужно разговаривать о нем самом: как он живет, что с ним происходит. Простые вопросы о лжи, зависти, раздражительности, послушании, внимании, любви, ненависти, желаниях – это все требует очень детального серьезного разговора. От этого будет зависеть, насколько человек поймет то, куда он входит.И здесь именно крестный нужен. Потому что к родителям ребенок как-то уже привык, они для него даже не духовные какие-то существа. А вот крестный – человек какого-то другого мира. И этот человек приходит как представитель, по сути, Церкви.

– Батюшка, к нам звонок из Покрова.

– Батюшка, у меня к Вам вопрос. Вот Вы говорите о Крещении и об ответственности крестных. Но ведь крестит-то не крестный, а вы, батюшки, обряд Крещения совершаете. А какова степень вашей ответственности, это вопрос большой.

– Спасибо за вопрос. Только Крещение это не просто обряд, а таинство. Моя ответственность огромна, я перед Богом буду отвечать за каждого – за каждую душу, которую я принял в Церковь: с чем принял, как принял, насколько я, как священник, дал понятие родителям, крестным, то есть восприемникам, серьезности этого акта, их ответственности. Вот главная ответственность и главная обязанность священника.

И, как вы видите, я сейчас именно это и делаю – для всех, кто меня слышит; а когда кто-нибудь приходит уже ко мне в храм, родители или крестные, вот тогда я с ними лично говорю. И бывает, что подготовка к Крещению невоцерковленных людей начинается именно с воцерковления. И крестных приходится воцерковлять, и родителей: смысл Крещения будет только когда люди будут понимать, что они получили, какое зерно будет посеяно Церковью, и как это зерно надо потом выращивать.

– Скажите, пожалуйста, уча маленького ребенка Исповеди, стоит ли ему указывать на его проступки, указывать, что ему говорить обязательно? Как бы здесь не впасть в грех осуждения.

– Обязательно. Давайте разберемся, чем отличается осуждение от рассуждения или обсуждения. Осуждение наступает тогда, когда кончается любовь, когда кончается моя деятельная забота об этом человеке. А рассуждать я вместе с ним должен и научить его взглянуть на себя моими глазами. И нам вместе взглянуть на него Божиими очами, то есть через заповеди Божии. И вот здесь, конечно же, кто лучше знает все грехи своего чада, чем родители? И крестный обязательно должен беседовать с ними, созваниваться, встречаться и советоваться: что происходит с ребеночком, как его надо воспитывать. В этом нет никакого вмешательства в духовную жизнь. И ребенок должен уже понимать вашу заботу, и даже через это у него появится уже ответственность перед вами: он видит, что вы заботитесь о нем, думаете о нем, болеете за него, и как-то он должен уже вести себя так, чтобы вас не огорчить. Не огорчать Господа, родителей, но и вас тоже. И это тоже как-то тронет сердце маленького ребенка.

– У нас на проводе Тольятти.

– В 1998 году я и мой муж стали крестниками одного ребенка. Мы не знали тогда, что мы не можем быть крестными одного ребенка, об этом мы узнали только прошлым летом. Как нам теперь быть?

– Ничего особенного. Кто-то из вас остается крестным этого ребеночка, а кто-то будет просто помогать крестному в его заботе о нем. Ничего страшного.

– Батюшка, до какого возраста следует ребенку помогать готовиться к Исповеди?

– Всегда можно, так же, как взрослому даже человеку можно помочь. Каким образом только? Надо напомнить ему, обратить его внимание на то, что он делает. И это совершенно естественно; мы все остаемся всегда детьми, все равно чего-то в жизни не замечаем, сколько бы нам ни было лет – двадцать, тридцать, сорок, восемьдесят лет, любой человек нуждается в совете. И очень важно нам сохранить вот эту восприимчивость.

– Еще один вопрос от нашего телезрителя.

– Батюшка Алексий, раб Божий Геннадий. У меня такая ситуация. Мой брат крестил дочь свою, мою племянницу, и я не был поставлен в известность. Заочно являюсь крестным. Как относиться к такой ситуации, и крестный ли я?

– Конечно, вы имеете право в случае, если вам об этом не сказали, не принять этого. Но жалко ребеночка, у него-то, действительно, крестного, кроме вас, никого не будет. А вы, как бы ни назывались при этом, будьте, по крайней мере, неким ходатаем перед Господом за эту маленькую душу. К сожалению, ваш случай – не редкий. Мы живем в стране духовно неграмотных людей. Все бывает. Давайте с любовью, с милосердием, помогать исправлять наши такие духовные ошибки и ляпы.

– Батюшка, скажите, пожалуйста, стоит ли исповедовать те грехи, про которые знаешь, что впадешь в них вновь?

– Обязательно. Каждый раз нужно исповедовать. Это то же самое, когда я прихожу в больницу, к врачу и говорю: «у меня здесь непорядок» – сколько раз болит, столько раз я об этом и говорю. Такой вопрос возникает потому, что мы забываем, что такое Церковь. Нам иногда кажется, что мы в церковь должны прийти, чтобы отчет дать, как мы хороши. Так воспринимал церковь фарисей, когда он пришел и сказал: вот, Господи, я пришел к Тебе, я даю отчет о том, как я правильно и хорошо живу. И всем нам тоже прийти хочется и как-то выложить свои достижения.

Это очень приятно, это тщеславие тешит. Но Церковь существует не для этого; она, в первую очередь, – больница для раненых, для смертельно больных даже людей. Идите, просите, и Господь примет.

– Нередко малышу или подростку необходима не помощь даже, не взрослая Исповедь (каешься две-три минуты, тебе отпускают грехи – как у нас бывает в спальных районах в выходные дни), а ребенку просто нужно поговорить по душам. В возрасте подростковом это часто случается, и хочется посоветоваться с батюшкой. Но при нынешней загруженности храмов это практически невозможно. Что можно посоветовать подрастающему поколению?

– Ну, посвободней батюшку найти трудно, это возможно где-то в деревне глухой, где в церковь ходят две-три старушки, и батюшка может выделить время для беседы и для разговора. Или идти к тому батюшке, где меньше очередь. Но люди понимают, что если к какому-то батюшке очень много народу, то это потому, что там человек получает какую-то пользу. И, даже не зная батюшку, они идут к нему. Просто здесь нужно идти и искать – без полноценной духовной беседы не будет церковной жизни. А если не будет подлинной духовной церковной жизни, зачем мы тогда в храме?

– Значит, нужно ходить, искать, и время придет, и Господь такого батюшку пошлет?

– Ходить, искать – помните: «Ищите и обрящете, толцыте и отверзется» (ищите и найдете; стучите, и вам откроют). Здесь я бы даже посоветовал, когда вы говорите с ребеночком о том, как подготовиться ему к Причастию, чтобы он еще и сам спрашивал батюшку.

– Вопрос из Нарьянмара.

– Батюшка, у меня такой вопрос: когда я девочку свою крестила, никого из моих родных или друзей, кто бы захотел стать крестной, не нашлось, потому что абсолютно все были неверующими. И батюшка в церкви разрешил мне окрестить девочку без крестной. Я сама ребенка воцерковляю, хожу в храм, но меня все равно немножко тревожит, что у девочки нет крестной. Как мне к этому относиться?

– Ничего страшного. Относитесь к этому совершенно спокойно. Потому что, уверяю вас, у 90% наши крещеных детей, у которых официально есть крестная и крестный, их, по сути, нет. Поэтому состояние вашего ребенка типично; редко когда есть грамотные воцерковленные крестные. Поэтому делайте, что вы и делаете, воцерковляйте свою дочь. Просто в чем отличие ваше от крестных родителей – в том, что в церковной книге записаны их имена, а ваше нет.

– Батюшка, ваш тезка спрашивает на нашем интернет-форуме: зачем после Исповеди нужно прикладываться к руке священника, обязательно ли это?

– Не обязательно. Так же, как не обязательно ходить в церковь, не обязательно, в конце концов, исповедоваться, не обязательно причащаться. Каждый выбирает сам: делать ему это или нет. Но нужно понимать просто, что человек делает, когда приходит на Исповедь, подходит к Причастию, идет на службу. Ему можно и на службу не ходить, дома почитать, или по радио прослушать, или по телевизору посмотреть. Но человек приходит, понимая, что дают ему служба, Исповедь. И это как раз тот случай, когда вы целуете руку священника.

Что это такое? Во-первых, это древний знак, древнее выражение глубокого почитания человека – целование ему руки. Так было всегда, на Востоке это до сих пор сохранилось, совсем недавно это было и у нас на Руси. Целование руки своей матери, своего отца. Это больше как-то развито на Украине, я знаю, что у русинов в Закарпатье это и сегодня живо. И они делают это совершенно естественно. Они целуют руку своему родному отцу, когда встречаются с ним, когда прощаются. Я вам сейчас говорю, откуда это идет и что это такое. А если уж мы так почитаем своего отца по плоти, то своего духовного отца, священника, на котором благодать Святого Духа, мы, конечно, должны почитать еще больше. И когда мы целуем ему руку, мы не человеку это делаем, а именно священнику. И выражаем этим, во-первых, свое уважение к священному сану, а, во-вторых, еще и почитаем пребывающую на нем благодать. И третье еще. Этим мы выражаем свое смирение перед властью в Церкви.

– К Вам еще вопрос, из Белгорода.

– У меня вопрос к батюшке по поводу крещения младенцев. В своей лекции, например, профессор Алексей Ильич Осипов говорил, что младенцев крестить нельзя, так как они еще ничего не соображают, и неизвестно вообще, захотят ли принять христианскую веру. Я думаю, что креститься надо только в сознательном состоянии и возрасте, а что Вы можете сказать?

– Ну, во-первых, я не могу отвечать за Алексея Ильича Осипова, которого я очень уважаю, но не думаю, что он, как профессор богословия и как христианин, мог сказать такую фразу, что «младенцев крестить нельзя». Прежде всего, потому что это древнее установление Церкви, которое идет еще от апостолов. А, слава Богу, апостолы знали, что можно делать, а что нельзя, что стоит делать, а что не стоит.

Это протестантская точка зрения, что младенцев крестить нельзя. Она основана на том, что человек должен принять веру сознательно, сам лично сделать этот выбор. А это можно только будучи взрослым, сформировавшимся человеком. Так это? Так. Но мы крестим ребенка не потому, что он сознательный, не потому что он сознательно записывается, сам принимает веру. Нет, он находится еще в том состоянии, в котором он не способен этого сделать. Но почему все-таки Церковь крестит? А потому что она этого ребеночка берет под свой покров, под свою защиту.

А Церковь – это не просто партия какая-то, как это воспринимают протестанты, или клуб христиан, которые собираются, чтобы говорить о вере, разбираться в Священном Писании.

Нет, Церковь – гораздо более серьезное понятие. Это семья Божия. И если я нахожусь в семье, под покровом семьи, с помощью семьи за стенами и под крышей Церкви, то как же я могу своего ребенка оставить вне покрова Церкви? Значит, я нахожусь в доме, где для меня дается и питье, и вода, и полностью производится мое духовное обеспечение, а ребенка я должен оставить пока на крыльце – пускай он там побудет, пока не вырастет? Нет, я возьму его сразу же и принесу к порогу этого дома. И там меня встретит священник и спросит: «зачем ты принес этого ребенка?», я отвечу: «потому что хочу, чтобы этот ребенок был питаем не просто этим миром, а был питаем духовной благодатью Церкви. Вот почему я крещу этого ребенка. А он, когда станет взрослым, имеет возможность и свободу отказаться от того, что я ему дал. Я ему при этом ничего не навязываю, я ему предлагаю, открываю, даю ему то, что сам имею. И если он, став взрослым, возьмет это все и выбросит, это его дело».

– Отец Алексий, в заключение программы два очень интересных вопроса от женщин. Когда причащается женщина в положении, причащается ли ребенок в утробе? Нужно ли произносить имя еще не родившегося младенца?

– Нет, конечно. Строго говоря, Причастие в какой-то мере материально, потому что там Кровь и Тело Христовы. Но главная его суть в духовном: я причащаюсь духовной благодати, которая заключена в этих дарах Божиих. Поэтому причащается, конечно, только тот человек, который приходит к Причастию. Но ребенок, как часть матери, естественно, получает эту благодать. Конечно, он тоже становится причастен Телу и Крови Христовым, и в этом смысле происходит то же самое, о чем мы только что говорили: ребенок получает благодать не по своей вере, не потому, что сознательно исповедует Христа. А потому, что мать Его исповедует, и она, принимая, делится этой благодатью со своим ребеночком.

Вот так и младенчик, которого крестили. Он еще ничего не понимает, но благодать его родителей и крестных родителей сходит на него и животворит его и воспитывает.

– И последний вопрос в рамках сегодняшней программы – Ирина спрашивает на форуме: как часто необходимо причащать болящего младенца, и есть ли какие-то особенности в подготовке такого ребенка к Причастию?

– Болящего младенца можно причащать хоть каждый день; если у вас есть такая возможность, делайте это. Если уж Церковь дает право младенцу не исповедавшись принимать Тело и Кровь Христовы, давайте ему. Давайте и не сомневайтесь. Я все-таки здесь бы посоветовал, если ребеночек стал уже понимать, что такое хорошо и что такое плохо, когда он слушается маму, когда нет, и он понимает вину свою, то пусть он перед Причастием маленькими своими детскими устами скажет батюшке, в чем состоит его вина перед мамой, перед папой и перед Господом. Может быть, это лучше всего подействует на его телесное, а не только духовное здоровье.

– Отец Алексий, благодарю Вас за участие в нашей программе, благословите наших телезрителей.

– Дорогие мои, Господь в таинствах Церкви благословляет нас. И вбирайте это благословение, делитесь им. Не просто давайте детям возможность участвовать в таинствах, но обязательно раскрывайте эти таинства перед нашими маленькими чадами. И Господь благословит и вас, и их. Господь да благословит вас.


Смотрите программу «Беседы с батюшкой» на православном телеканале «Союз»: воскресенье, понедельник, вторник, среда – 22.00 (прямой эфир), вторник, среда, четверг, пятница – 10.00 (повтор вечерней программы). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому). Телефон прямого эфира: (495) 781-49-54

 
Великий пост

Подарите детям… будущее

Ново-Тихвинский монастырь Екатеринбурга начинает традиционную пасхальную акцию «Подарите детям праздник», но – внимание! – на этот раз она будет совсем необычная. Ее цель – подарить знания обездоленным детям из уральской глубинки. Бедный Ломоносов Давайте вспомним, откуда был родом и кто по происхождению Михаил Ломоносов, чье имя теперь носит главный вуз страны?

 
Епархия

Тобольская и Тюменская епархия

Немного историиУчреждена на Московском Соборе патриархом Филаретом и его царственным сыном Михаилом Федоровичем в сентябре 1620 года. Первая православная епархия в Сибири. В 1667 году на Большом Московском соборе, в Тобольске была учреждена митрополия, так как епархия росла, став самой обширной в тогдашней Русской Церкви.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс