Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №10 (619) → Архиепископ Викентий: «Будем молиться, чтобы Господь очистил нашу душу и помог преобразить нашу падшую природу»

Архиепископ Викентий: «Будем молиться, чтобы Господь очистил нашу душу и помог преобразить нашу падшую природу»

№10 (619) / 7 марта ‘11

Архипастырь

– Здравствуйте, уважаемые телезрители, в нашем эфире вновь программа «Архипастырь» и я, ее ведущий Даниил Рябинин. В прямом эфире на ваши вопросы ответит Высокопреосвященнейший Владыка Викентий, архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский. Здравствуйте, Владыка, благословите наших телезрителей на начало нашей беседы.

– Доброго здоровья всем и Божией помощи. Бог благословит.

– Владыка, позвольте начать  с вопроса о грядущем Великом посте. В песнопениях Божественных служб уже звучат молитвословия, которые характерны для приближающегося поста: и «Покаяния...», и «На реках Вавилонских». Скажите, для чего Церковь заранее нас готовит к этому событию?

– Я хочу всех поздравить с наступившими приготовительными неделями к посту. Этим Святая Церковь заблаговременно готовит нас к великому подвигу поста и молитвы. И готовит очень мудро, с настроем на великие добродетели, которые должны быть в основе  духовной жизни. Мы уже послушали притчу о мытаре и фарисее в первую приготовительную Неделю к Великому посту, где Святая Церковь призывает, чтобы наша молитва наполнилась чувством покаяния, чувством осознания своей греховности. И чтобы мы не гордились своими добрыми делами, а, помня Священное Писание, говорили: «я делаю что-то доброе, но знаю, что я раб ничего не стоящий».

Конечно, вся Четыредесятница – это сугубая молитва, воздержание  духовных и телесных наших чувств. И будем молиться, чтобы Господь даровал  прощение грехов, очистил от них нашу душу и помогал преобразить нашу падшую природу, чтобы мы встретили славное Воскресение Христово воскресшим сердцем и душой.

В седмицу о блудном сыне мы видим, что Господь дает очень большую надежду на то, что если мы будем сознавать свои грехи и помнить о своих падениях, не отчаиваясь, не унывая, то милосердие Божие  будет с нами. И если мы  готовы обратиться к нашему Отцу, то Он готов  принять нас в Свои объятия.

Следующая седмица – о Страшном Суде – напоминает о том, что предстоит пройти Страшный Суд, и о том, по каким правилам и принципам будет судить Господь. И мы видим, что Господь будет судить нас по тем  делам милосердия, которые  должно делать в этой жизни: алчущего накормить, жаждущего напоить, посетить больного, навестить человека, находящегося в тюрьме, и так далее.

Если так поступать, то в дни Великого поста легко нести подвиг духовного преображения.

– Владыка, давайте обратимся к вопросам, которые пришли к нам в редакцию до эфира. Татьяна из Екатеринбурга спрашивает: «Владыка, ходили на Причастие, но ребеночек не был крещен. Можно ли причащать некрещеных детей?»

– Некрещеных детей мы не можем причащать, потому что они не являются членами нашей Церкви, и только таинство Крещения дает им возможность приступать ко всем другим таинствам нашей Церкви, тем более к великому таинству Причастия Тела и Крови Христовых. К этому нужно относиться очень серьезно, чтобы не совершать греха перед Богом. Потому что причащающийся недостойно суд себе творит и повинен есть.

–  Нина спрашивает: «Хожу в «Школу покаяния» при храме в честь Владимирской Иконы Божией Матери в Екатеринбурге. Владыка, скажите, может ли наставник меня держать в полном послушании?».

– Если сам человек готов полностью довериться  духовнику и делать все по послушанию, то это упражнение в том, чтобы отсечь от себя всю гордыню –  самый тяжкий грех в нашей падшей природе. Мы знаем из истории такие примеры подвижничества, когда люди шли в монастырь и готовы были полностью отдать себя в послушание  духовным лицам.

Иногда духовник давал такие поручения, которые не совсем соответствовали нашей логике, но он это делал, чтобы сам человек отрекся от своей воли и тем смирил гордыню. Как мы знаем из жития аввы Дорофея, он по любому поводу с духовником советовался, и благодаря полному отречению от своей воли получил такой дар Божий смирения, что это принесло ему быстрое спасение – Господь вскоре призвал его к Себе, потому что он был уже полностью готов для Царствия Небесного. И такое послушание, которое приносит нам добродетель смирения (смиренным Господь дает благодать, а эта благодать нас и очищает, и омывает, и исправляет нашу испорченную природу), очень важно.

– У нас  первый звонок, звонят с Кубани.

– У меня умер в мае муж. 44 года мы прожили с ним, 11 лет  венчаные были. У меня осталось кольцо обручальное, он не носил его, и я теперь не знаю, что с ним делать. И еще у меня такой вопрос: есть такой акафист – за умершего, кто его составил, и можно ли его читать за умершего?

– Что касается кольца, конечно же, его надо сохранить как память о вашем усопшем супруге. И, может быть, даже оставить для будущих поколений. Есть  семейные ценности, которые сохраняются  из поколения в поколение.

А что касается акафиста за усопшего, то мы рекомендуем,  когда есть необходимость помолиться за усопшего, лучше всего читать Псалтирь и за каждой славой поминать усопшего. Это можно делать всегда, когда у человека есть желание, даже каждый день, хотя бы по одной славе. Акафисты тоже не возбраняется читать, но все-таки Псалтирь имеет большую силу, чем акафист.

– Нам звонят из Ростова.

– Владыка,  в моей семье произошло  ужасное горе. Я узнала,  что мой муж мне изменяет. Мы 13 лет в браке, у нас двое детей, и я не знаю, что мне сейчас делать, уйти или остаться?

– Конечно, это очень тяжелая ситуация, вас можно и пожалеть, и утешить добрым словом, чтобы вы могли благодушно перенести эту трагедию. Действительно, ваш муж совершил великий грех, но если он в этом сознается и кается (может быть, он согрешил по своей слабости и немощи, по стечению каких-то обстоятельств, когда он не контролировал себя), то, конечно, нужно найти силы, чтобы как-то понять его и простить. И жить дальше в мире и согласии.

Хотя вам не возбраняется развестись с ним – есть такое правило церковное. Но, к сожалению, грех блуда стал бичом всего  современного общества. И если совершен такой грех, нужно найти силы, чтобы  простить. Сейчас пока не надо предпринимать никаких действий, лучше немножечко успокоиться, и, может,  все уладится, встанет на свое место. Но все-таки надо с таким грехом бороться, потому что измены приносят очень много боли нашим ближним и разрушают семью.

–  Таисия из Ноябрьска спрашивает: «Моя мама уже умерла, она была родом с Украины. По паспорту она – Ярына, как мне ее поминать: Ирина или Арина, потому как и то, и другое имя в святцах есть?».

– Конечно, коль мама не сказала, каким именем ее крестили,  можно попробовать это восстановить, расспросив близких, родных, батюшку, к которому она ходила на Исповедь и Причастие. А если ее крестили именно тем именем, которое записано в паспорте, так ее и нужно поминать.

–  Галина из Екатеринбурга спрашивает: «Прощено ли грехопадение Адама и Евы?».

– Мы ежегодно празднуем праздник Воскресения Христова и знаем, как Христос сошел в ад и извел оттуда праведников, в том числе, конечно, Адама и Еву. Для того Господь и Воскрес, чтобы совоскресить с собою всех тех, которые жили праведно до Его Пришествия, и открыть райские обители для тех людей, которые живут по настоящее время праведно и благочестиво. Поэтому Адам и Ева были спасены, введены в рай, и сейчас они вместе со всеми праведными радуются в Царствии Божием. Потому что Господь искупил Своей честною Кровью весь род человеческий, в том числе Адама и Еву.

– Анна Сагудаева из Савина спрашивает: «Владыка, в последнее время батюшки говорят, что причащать болящего надо чаще, каждое воскресенье и без подготовки. Этому  нужно радоваться или стоит призадуматься?».

– Надо все делать правильно. Причащаться никто не запрещает, но в Священном Писании говорится, что если кто-то будет причащаться недостойно, тот суд сам себе творит. Во-вторых, апостолы говорят, что очень многие болеют и умирают, потому что они причащаются недостойно.

Надо к этому относиться очень серьезно. Если человек живет благочестивой жизнью, внимательно относится к себе самому, старается жить по заповедям Божиим, помогает ближним, совершает дела милосердия, добродетели, то можно причащаться чаще. Когда он ведет активную христианскую жизнь, ему нужно почаще подкрепляться благодатью Господней. А если он ведет пассивную жизнь, как все живут, то надо подумать, прежде чем приступить к этому таинству, чтобы оно не было в осуждение.

Что касается больных, которые прикованы к постели, то там особых приготовлений не требуется. Самое тяжелое приготовление уже в том, что человек страдает от болезни. И если он с глубоким покаянием, со смирением и терпением переносит эту болезнь, то, конечно, ему нужно подкрепиться духовно, чтобы перенести эту тяжесть. Конечно, больной человек не может и в церковь сходить, и правило почитать, но, если есть возможность, чтобы кто-то из его ближних, родных мог читать правила, которые необходимы для подготовки к Причастию, то это нужно делать. Да и сам священник перед тем, как причащать, читает определенные молитвы, приготовляющие человека к Причастию.

– Звонок из Каменска-Уральского.

–  Пять лет назад я была в паломнической поездке в Тараскове, священник монастыря наложил на меня пожизненную епитимью за аборты. Спустя некоторое время я нарушила эту епитимью – она состояла в том, чтобы не делать больше аборты. А потом, когда пошла на Исповедь, другой батюшка сказал, что пожизненные епитимьи не налагаются. Один батюшка говорит, что епитимью можно не соблюдать, другой – что надо искать того священника, который ее наложил, чтобы он дал молитву определенную. Я  не знаю, как правильно поступить.

– Конечно, нужно бы подойти к тому священнику, который вам дал эту епитимью, все ему рассказать, и вместе найти выход из этого положения. А если вы не помните батюшку, то можно подойти к наместнику монастыря отцу Алексию и вместе с ним урегулировать ситуацию.

–  Следующий вопрос – из Челябинска. Галина спрашивает: «Где теперь находятся мощи Василиска Сибирского, и как заказать молебен перед ними, будучи в другом городе?».

– Мощи преподобного Василиска Сибирского пребывают в  монастыре, где подвизался преподобный Василиск Сибирский, – в Туринске. Там есть женский монастырь, где пребывают частицы его мощей. Но самая большая часть его мощей – в подворье Ново-Тихвинского женского монастыря в Екатеринбурге, на Елизавете, в храме Всемилостивого Спаса. Можно туда приехать, помолиться перед  святыми мощами. А если нет  такой возможности, то надо просто написать письмо в Ново-Тихвинский монастырь со своей просьбой, молебен заказать, и  будут поминать в монастыре о здравии перед святыми мощами.

– Следующий вопрос – из Новоуральска.

–  В Священном Писании встречаются слова «как человек огнем опалится». Что они обозначают?

– В Священном Писании есть предсказание Божие о последних судьбах человеческого рода, что Господь  огнем очистит эту землю, она свернется, как свиток, и будут новое небо и новая земля. Господь совершит такое действие именно для нашего мира, который изменится в мгновение ока, и наступит новая жизнь.

–  Женщина из Рязани уже девять лет ухаживает за больной, которая является протестанткой. Продолжать ли ей ухаживать за этой женщиной, или ухаживать за другой, православной?

– Оставлять человека не нужно. Какой бы веры она ни была, мы должны нести свое послушание, потому что каждый человек является образом Божиим. Есть такая притча об одном самарянине: он тоже был другой веры, другого сословия, но все равно милосердно относился ко всем людям и даже оказал  нужную помощь человеку, попавшемуся разбойникам, и Господь его за это похвалил. Многие люди равнодушно прошли мимо этого человека, в том числе и из духовенства, но этот самарянин показал свою любовь к другому человеку.

Но, ухаживая за больным,  надо говорить ему постоянно о тех ценностях, которым учит  наша Святая Церковь. Я думаю, что за это время человек мог бы понять различие между Православием и протестантизмом, и вы могли бы принять какое-то решение, чтобы ваша подопечная могла бы принять Крещение и прийти в лоно нашей Церкви. Поэтому, кроме дел милосердия телесного, можно еще сделать дело милосердия духовного – дать человеку веру в истинного Бога, веру Православную. И это будет тоже очень важное дело для нуждающегося в нашей помощи человека.

– Еще один звонок,  из Самары.

– Когда будут возобновлены лекции профессора Осипова?  Очень интересные были...

– Мы знаем, что люди очень любят лекции профессора Осипова, и, конечно, будем их транслировать. Сейчас сетка вещания немного поменялась, надо внимательно посмотреть программу и узнать, в какие дни идут его лекции.

–  Анастасия из Екатеринбурга спрашивает: «У моей тети умер муж, прошло восемь лет, и выяснилось, что она его не отпевала. А я все это время молилась за него в храме, ставила свечи и подавала записки; не могу тетю уговорить отпеть дядюшку заочно. Как мне быть, посоветуйте».

– То, что совершалась молитва об усопшем, это хорошо, даже когда он не был отпет, можно это делать. Конечно, было бы хорошо отпеть усопшего, но если ваша тетя еще не готова к этому, то вы  сами, как ближайшая родственница, можете заказать отпевание.

– Следующий вопрос – тоже из Екатеринбурга.

– Меня зовут Валентина. Я единственный в нашей семье крещеный человек. И когда в день смерти моего отца родственники отмечают поминки и употребляют алкоголь, я их никак не могу переубедить не делать этого. Мне как верующему человеку понятно, что нельзя поминать усопших людей спиртными напитками, а их как убедить?

– Не нужно поминать усопших алкоголем. Мы поминаем  усопших, чтобы им помочь. Можем за них молиться, чтобы Господь простил их и вывел из тех мест, где они, может быть, страдают. Если бы ваши родственники понимали смысл поминовения усопшего, они бы так, как вы говорите, не делали, поэтому нужно их довести до такого осознания. Поскольку вы уже крещеная, вы должны постараться как-то и их привести ко Крещению. В этом большая ваша миссия и ваш подвиг.

Но если сейчас они не хотят прислушиваться к вашему слову, то сами вы должны поминать  усопшего родственника так, как это требуется православному христианину. Вы должны в этот день прийти в церковь, принести какое-то пожертвование из продуктов питания на канун, как это делалось раньше, заказать Литургию. Поминовение на Литургии – самое важное и самое нужное для усопшего дело, чтобы Господь омыл Своей Кровью грехи поминаемого усопшего и даровал ему Царствие Небесное. Хорошо заказать панихиду, литию у могилы, чтобы пришел священник и там помолился. Поминать не водкой, не алкоголем, а лучше пожертвованием продуктов питания. Само пожертвование – дело милосердия.

– Вопрос из Челябинска.

– Меня зовут Александр. Я нахожусь в трудном положении. Моя внучка собралась замуж, они  ходят в церковь и  собрались венчаться, но уже сейчас живут в гражданском браке. Посоветуйте, что делать?

– Это очень большой грех, что люди, еще не зарегистрировав свой брак, не повенчавшись, не получив благословения Божия, живут вместе. Ведь если люди хотят счастья, то они должны положить в основу своей семейной жизни добродетель целомудрия и воздержания. А если в основу будущей семейной жизни ставим грех, причем очень тяжелый, смертный грех блуда, то мы не можем сказать, что семейная жизнь будет счастливой и семейные узы будут твердыми и крепкими до конца жизни на земле.

У нас так много разводов в том числе и потому что люди неправильно относятся к таинству Брака. Если ставить в основу блуд, то никогда семья не будет сильной – она будет ослаблена грехом. Когда в основу ставятся целомудрие и воздержание до регистрации брака и до Венчания, когда человек получает благословение Божие на совместное жительство для рождения детей, то, конечно, этот брак будет честным, благословенным. К сожалению, такое невоздержание до брака нередко приводит к тому, что дети рождаются больными; есть очень тяжелая статистика, что до 90 % детей в добрачных союзах рождаются больными, а среди них – 30 процентов психически ненормальные.

В Священном Писании говорится, что если человек знает и делает против воли Божией, то он будет бит много. А кому больше дано, с того больше спросится, поэтому к этому нужно относиться очень серьезно. Если ваши планы и понятия противоречат воле Божией, нужно подчиняться не своим страстям, а воле Божией.

Беседовал Даниил Рябинин


Смотрите программу «Архипастырь» на православном телеканале «Союз»: четверг 05.00, суббота 10.00, воскресенье 20.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

Слушайте программу «Архипастырь» с архиепископом Викентием в эфире православного радиоканала «Воскресение»: вторник 14.20, 20.20, среда 02.20


Свои вопросы в программу вы можете задать так:

  • заранее позвонить на телеканал «Союз» по телефону (343) 278-60-11 (в рабочие дни и рабочее время) и оставить свой вопрос;
  • позвонить в прямой эфир передачи непосредственно во время программы (343) 278-60-14 (только во время прямого эфира);
  • отправить свой вопрос по электронной почте на адрес baibakov@etel.ru;
  • отправить свой вопрос обычным письмом на  адрес редакции:  620014, Екатеринбург-14, а/я 184.


Книгу «Архипастырь» Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»с ответами Владыки Викентия на вопросы телезрителей и радиослушателей спрашивайте в Издательском отделе и церковных киосках Екатеринбургской епархии
 
Церковная жизнь

«Господь всегда нас ждет»

Слово митрополита Волоколамского Илариона в Неделю о блудном сыне Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Осталось две недели до начала Великого поста, и сегодня Церковь напоминает нам притчу Господа Иисуса Христа о блудном сыне (Лк. 15, 11-32).

 
Святитель

Вспоминая Святейшего Патриарха Алексия…

Протоиерей Владимир Вигилянский, «Православие и мир»

До своего священства я профессионально занимался литературной деятельностью, и поэтому у меня сохранился писательский взгляд на явления и на людей. И, возможно, то, что я буду говорить о Святейшем Патриархе Алексии – это больше увиденное глазом писателя, чем глазом священника. Я могу повторить то же самое, что рассказали бы другие священники или архиереи. Но я все-таки скажу и то, что другие могли не заметить или не знать.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс