Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Беседа с председателем Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами протоиереем Димитрием Смирновым в прямом эфире телеканала «Союз»
– В эфире православного телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». В студии Михаил Карелин. Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Сегодняшний наш гость – председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами протоиерей Димитрий Смирнов. Здравствуйте, батюшка, благословите наших телезрителей.
– Господь благословит всех вас, дорогие друзья.
– Отец Димитрий, хочется начать эту беседу с личного вопроса – расскажите немного о себе, чем Вы руководствовались, когда размышляли при выборе учебного заведения? Я посмотрел Вашу биографию: Вы, закончив физико-математическую школу, поступили в пединститут на художественно-графический факультет, а потом в Московскую Духовную семинарию. Путь видится интересным, но выбор кажется случайным.
– Нет, здесь нет ничего случайного. Потому что мой дедушка был великий математик, и я готовился к математической карьере. Он мне даже находил педагогов, сам мне помогал, но в МГУ я не поступил: по письменной математике, как сейчас помню, было семь задач; кто решит пять – получит пять. Я решил три, но в одной что-то неправильно посчитал, то есть двойку получил. И поэтому я потом поступил на физмат в педагогический институт, одну сессию сдал, а потом как-то почувствовал, что пять лет заниматься тем, что нам там давали, и среди тех людей, с которыми я оказался... Я как-то занемог и оставил это дело.
А среди художников я жил с семи лет, у меня был уже опыт определенный. И я стал готовиться уже к художественной карьере, если можно так выразиться. Сначала поступал в текстильный институт. Потому что я занимался такой живописью – не конкретной, а абстрактной, и хотел поступить на факультет прикладного искусства,а потом случайно узнал, что существует факультет художественно-графический в педагогическом институте. Ну, я туда пошел и оказался в кругу очень симпатичных людей. Оказалось, что это был заочный институт, вечерняя группа, и мы по вечерам учились.
– А как же Вы оказались в семинарии и в академии потом?
– Во-первых, с XVIII века в моем роду все священники, перерыв был в 1938 году, когда расстреляли прадеда. И вот выпало два поколения – мой дедушка, математик, и мой отец, который тоже на физмате учился. И мне мама сказала: «Хочешь идти по стопам предков – иди». Я уже сам регулярно в 16 лет стал в храм ходить. И поэтому были у меня мысли стать священником, но прошла дюжина лет прежде того, как я решился, получил благословение отца Тавриона, был такой замечательный старец, и уже стал готовиться к семинарии.
– Батюшка, Вы чувствовали проявление действия Промысла Божия в своей жизни?
– Я каждый день его чувствую.
– Спасибо. Вопрос к Вам из Челябинской области от нашей телезрительницы.
– Здравствуйте, Галина беспокоит. Будьте добры, скажите, стоит ли, если есть большое желание и возможность, переезжать в другой город, чтобы ребенок начал учиться в православной школе? Спасибо большое, очень Вас любим.
– Понимаете, если эта школа вами достаточно исследована – ну, например, там учатся известные вам дети, то тогда, может быть, и стоит. А вот если вам ничего не известно, кроме слова «православная», то я бы не рекомендовал. Школу нужно выбирать, и выбирать, я бы сказал, научно: нужно туда съездить, познакомиться с педагогами, нужно просто в школе побыть, посмотреть, что там за атмосфера, как себя дети ведут – это тоже очень важно. Если вас все устроит, то да.
– Отец Димитрий, как Вы считаете, нынешнее поколение, в свете обладания традиционными для нас, русских, добродетелями, лучше или хуже своих сверстников, живших в 70-е, а потом уже в 90-е годы?
– Не знаю. Но всяких инфекций, конечно, больше.
– А добродетели?
– А о добродетелях в среде современной молодежи я вообще не в курсе дела.
– Еще один вопрос о молодежи: на протяжении всей жизни человек формируется, воспитывается, подвергается влиянию окружающей среды, в том числе и интернета. Считаете ли Вы полезным и возможным введение некоей нравственной цензуры в информационном пространстве?
– Конечно, обязательно. Всенепременно это нужно сделать. Если бы я был президентом, это был бы первый мой указ, чтобы все инфекции отсечь; сначала в интернете – это первый указ, второй – на телевидении. Все, что вредит духовному здоровью молодых граждан, я бы изъял в течение первого дня моего царствования.
– А на телевидении, как Вы полагаете, что эффективнее: увеличение числа православных СМИ или увеличение, так скажем, духовно-нравственных программ в рамках существующих светских СМИ?
– Нет, я бы не стал насыщать все духовно-нравственными программами, пусть люди готовят и смотрят разные программы. Но я бы изъял то, что вредно. Потому что статистика говорит: количество убийств на улице прямо пропорционально убийствам на экране.
– Но наверняка раздадутся голоса, которые заявят, что Вы лишаете их свободы слова. Что Вы будете отвечать?
– Разумеется. А отвечать ничего не буду, потому что полно всяких дисков – смотрите дома то, что вам нравится, все, что угодно, но на телевидении и в интернете этого у нас не будет. Как, собственно, везде в порядочных странах. Я объездил весь мир, – и, вы знаете, такой порнографии, как у нас, нигде не показывают.
– Батюшка, а каково Ваше отношение к постоянному присутствию православной составляющей в образовательном процессе – от яслей до вуза? Как Вы считаете, это правильно, или опять-таки, как и в истории со СМИ, лучше Церкви организовывать свою православную систему образования?
– Тут, понимаете, у Церкви пока нет сил такую систему организовать.
– Но уже ведь есть какие-то росточки в этом направлении…
– Росточки есть, и это хорошо. Но это должно решаться только совместно с родителями, а если этого не будет, то говорить об этом бессмысленно, потому что главный воспитатель – это все-таки семья.
– Здесь мы зачастую сталкиваемся с тем, что семью тоже надо воспитывать.
– Ну разумеется; этим мы и занимаемся.
– И дети приводят родителей в храмы…
– Нет, для начала нужен какой-то общецерковный общественный канал круглосуточный, куда бы устремились все церковные силы. Такие каналы, как «Союз», «Спас», тоже нужны, но нужен и такой общедоступный, для любого человека. Это сначала. А потом, должна быть обязательна в прайм-тайм какая-то хорошая программа, может быть, одна или две в неделю, на духовно-нравственные темы.
– Вы имеете в виду, на светских каналах?
– Да. Вот такая ситуация мне представляется идеальной.
– Но не будет ли коробить, что на одном канале, что называется, из одного источника будет течь вода и сладкая, и горькая?
– Вы знаете, мы идем по Москве и дышим одним воздухом с педофилами или со взяточниками. Приходится, и ничего с этим не сделаешь.Телевидение – такой пестрый жанр, поэтому я считаю, что на нем может быть и церковный канал – стерильный, и такой современный, светский, общественный, но с духовно-просветительными элементами.
Должен быть и канал развлекательный, и пусть его смотрят все, кто любит. А так все должно быть продумано с точки зрения воспитания народа. Должны собраться самые умные люди и подумать, что вредит, а что нет, и обсудить все.
– То есть выработать концепцию...
– Конечно, да тут элементарно все, концепцию можно за два часа разработать. Просто на низменных чувствах деньги зарабатывать легче – все эти люди озабочены, прежде всего, деньгами. У нас действительно телевидение – с точки зрения зрелищной – очень профессионально, они так умело делают, что человек не может глаз оторвать. А если им запретить давать некачественный продукт, они будут думать уже над продуктом и более интеллектуальным, и более нравственным.
– Сейчас широко обсуждается проект реформы школьного образования, в частности, предполагают замену части предметов патриотическим воспитанием. Как Вы считаете, обычный школьный учитель сможет воспитать патриотические чувства, или это задача других институтов?
– Конечно, не может. Может только если он талантливый педагог, а у детей полуразрушенная семья. В этом смысле он встает на роль отца и через эти каналы может как-то повлиять на дитя. Но это уникальный случай.
Вообще патриотизм начинает появляться и воспитывается только в семье. Начиная с внутриутробного развития, когда ребенок, находясь у мамы вверх ногами, слушает, что она слушает, что она говорит, что она поет или какая музыка в доме – он в этой атмосфере рождается. Ребенок сначала любит материнскую грудь, потом любит ее самое, потом любит ее голос, тепло, потом он понимает, что есть у него отец. И это расширяется потом – до семьи, дома, города, района, губернии, потом до страны; потом на весь мир сердце уже расширяется.
– Неужели места учителю в этом не найдется? Я помню еще по своей школе, советской, что учителя в нас воспитывали патриотизм, они направляли внутреннюю любовь, которая жила уже в наших детских сердцах, на дом, на семью, на маму с папой.
– Патриотизм органичен для человека. Но все то, что учитель будет пытаться говорить на уроке, уже вечером телевидение сотрет, как резинкой, из сознания. Потому что учитель не может с такой степенью эффективности воздействовать на сознание и подсознание, как воздействуют интернет и телевидение. Учитель должен быть такой личностью, общение с которой затмит телевизор и затмит интернет.
– Отец Димитрий, сейчас активно обсуждается идея отказа от этнической самоидентификации, от национальности, есть идея ввести одну национальность – россиянин. На Ваш взгляд, каковы корни этой идеи и к чему это может привести?
– Советские корни – абсолютно бессмысленная затея.
– Но помимо того, что мы были советскими, все-таки мы были русскими, татарами, грузинами и так далее, была дружба между народами.
– Насчет дружбы мы убедились в 90-х годах, и сейчас эта «дружба» и в Дагестане проявляется, люди «дружат» и в Чечне, и в Домодедово хорошо «продружили», и так далее – сколько ни говори «халва, халва», сладко от этого во рту не становится.
– То есть одна национальность всех не объединит? Может быть, через 20-30 лет…
– Объединит, и эта национальность – русские, которые создали это великое государство, великую культуру. И точка.
– А захочет ли представитель иной национальности называться русским?
– Русские – это же не национальность, а прилагательное. Мы все русские – и татары, и армяне наши, и грузины – мы все русские. И как только наши евреи уезжают в Израиль, все их там начинают называть русскими. Мы все русские, и народ, и язык – это два тождественных понятия. Ведь как говорят: американец ирландского происхождения Джон Фицджеральд Кеннеди. Можно сказать и так: русский удмуртского происхождения. Слава Богу, что он помнит язык, он знает национальные орнаменты, танцы, песни, он владеет азбукой удмуртской, которую русские ему дали. Он это хранит, и это прекрасно, и это нужно. Вот в Византийской империи, мне кажется, это лучшая модель: все были ромеи, хотя и разных национальностей. На престоле там были и греки, и армяне, и кого там только не было, и никого, в общем-то, не волновала этническая принадлежность. В государстве ты – ромей.
– А национальность сохранялась только на уровне семьи.
– Да, семья, клан, род существовали, и ничего в этом худого нет. Все мы говорим на русском языке, но кто знает еще язык своих предков, тот вдвое умней. А особенно если это языки разных языковых групп, тогда тем более: если, скажем, знать русский и украинский это не великое достижение, а вот если ты знаешь язык эвенков или коряков и еще русский – это уже очень серьезное достижение.
– А если русский и славянский? Полезно ли знать славянский язык?
– Ну разумеется. Каждый русский, который не знает славянского, напоминает человека без корней.
– Какого уровня должны быть эти знания, как Вы понимаете?
– Чтобы человек мог свободно читать и писать, по крайней мере, читать вслух без ошибок. Это так просто, за год решается такая проблема в школе. И должны быть школы всех национальностей – в таком количестве, в котором это востребовано, обязательно. А так мы все русские – какие ж еще?
– Батюшка, а где пролегают границы между этнической, культурной самоиндентификацией и национализмом?
– Национализм возникает отчего? Первое, от комплекса неполноценности, а второе – от угнетения.
– Или от кажущегося угнетения?
– Нет, не кажущегося, почему... Но вот русские вымирают, и поэтому у них стал проявляться национализм, чего раньше не было.
– Как Вы считаете, изменится ли наша демографическая ситуация к лучшему, сможем, есть у нас силы?
– А чего гадать? Можно в течение года изменить ситуацию. Если каждый зачатый ребенок будет рожден, мы будем не вымирать по миллиону в год, а у нас будет четыре миллиона прибыли каждый год... Мы забываем, что дети – это благословение Божие, за которое надо и Бога благодарить, и жертвы благодарения Ему приносить, и воспитать ребенка так, чтобы Господь был доволен тем, что ты в дитя вложил. Вот главная национальная идея.
Если это произойдет, тогда все у нас будет хорошо, если нет – через 30-50 лет государства не будет.
– Национальная идея может вырасти из основ Православия? Из православной культуры самой?
– Понимаете, тут какое дело. К православной культуре наших современных людей нужно приобщать. Для большинства людей, которые принимают решения в нашей стране, это какая-то экзотика, они ничего в этом не понимают и уже не поймут. А что говорить о новом поколении, 50% из которого нельзя даже в армию призвать по состоянию здоровья... С этим делом трудно.
– Сейчас Церковь активно выражает свою позицию по большинству общественно значимых вопросов. Чем мотивируется такая активность? Нередко можно услышать мнение, что Церковь вмешивается не в свои, мирские дела – пусть занимается своими, церковными.
– А журналисты? А писатели? А военные? Все имеют право высказываться, для этого и существует свобода слова. Что же мы, немые или глупые? Почему журналистка, какая-то девятнадцатилетняя девочка, может говорить: «А я считаю…», и дальше идет какой-то странный текст? Значит, ей это можно? А почему умудренным опытом иерархам нельзя высказать свое отношение, причем именно в свете христианства? Это же очень важно – просвещать. Что значит «вмешивается»? Это – наше дело. Потому что это наша страна, наш мир. Хотят Церковь загнать в гетто? Не выйдет уже, хотя бы при нашей жизни. Было при советской власти гетто 73 года, когда нельзя было слова сказать, вернее, услышать. Слова-то говорились, и книги писались, и были люди, которые мало с этим считались – сначала их расстреливали, потом сажали, потом просто убирали с приходов. А теперь, извините, как одна монахиня из Дивеевского монастыря сказала: «Кончилось царство Хамово».
– Вопрос из Санкт-Петербурга.
– По благословению Владыки Псковского восстановлена церковь в сельской местности силами подвижников. За это время деревня практически вымерла. Вопрос: как Вы считаете, эффективно ли существование этой церкви в дальнейшем? Возможно ли создать приход за счет притока людей из города, якобы стремящихся в сельскую местность, или церковь так и будет пустовать?
– Как ответить на этот вопрос? Даже если там будут совершаться службы хотя бы раз в году, это тоже благо. А о том, что будет там через пять лет, мы не знаем. Может быть, там возникнет великое поселение, может быть, в Псковской области у нас появятся молодые люди, которые перестанут пить, курить, колоться наркотиками, заинтересуются духовной жизнью, покаются и станут священниками, монахами. Может такое быть? Может. Поэтому раз у вас Промыслом Божиим разрушенная церковь восстановилась, значит, Богу это было зачем-то нужно.
Я всю жизнь себя приучал, и, надеюсь, достиг этого – Богу доверять, а не гадать на кофейной гуще. Раз Господь это сделал – слава Богу, а там подождем, посмотрим, помолимся.
– Вопрос от нашего телезрителя из города Люберцы.
– Добрый вечер, раб Божий Алексей. Отец Димитрий, скажите, как Вы относитесь к восстановлению монархии в России?
– Я эти чувства разделяю, потому что если бы директором был я, я бы тоже восстановил монархию. Но не наследственную, а как в Византии – выборную. И ограниченную парламентом, что тоже обязательно.
Сейчас опять грядут президентские выборы, ну зачем они нам нужны вообще? Мне крайне неприятна вообще сама эта процедура. Все эти технологии, эти все партии – как дорогостоящая, но совершенно не нужная вещь. Абсолютно не нужная вещь. Ни верхняя палата, ни нижняя палата не нужны. Я понимаю, что люди там совершенно неплохо живут, продолжают свою деятельность... Но это не нужно, нужен определенный круг интеллектуалов, юристов, советников огромное число – у того человека, который представляет Россию на международном уровне. Поэтому я монархию как идею поддерживаю. Но когда монархия наследственная, тут, конечно, есть проблемы: может человек родиться и убогий, и не тот ген выпасть, и так далее. И зависеть от каких-то случайных вещей – это, конечно, не годится.
– Хочется задать еще такой вопрос – о 14 февраля. На днях генеральный секретарь Конференции епископов России сказал, что Католическая Церковь День влюбленных не празднует, что в этот день Католическая Церковь отмечает день святых Кирилла и Мефодия. Почему у нас в России прижилась или приживается эта традиция?
– Да это не традиция, это просто бизнес-проект: людей разводят, и через телевидение идет определенная реклама, и люди всякие финтифлюшки продают по цене, которая в сто раз превышает их себестоимость. Вот и все. А молодые люди на это ведутся. Вот им говорят: «Ах, это такой певец замечательный!», и они все начинают его слушать, хотя ничего особенного в нем нет. Потому что у них нет возможности его оценить – культуры нет, базы нет. Если посмотришь, как ребята разрисовывают дома, стены, мосты – они просто копируют то, что имеется на Западе, и нет у них ничего своего. Поэтому все это выглядит весьма убого.
– А к какому православному празднику можно было бы приурочить День влюбленных, День любви?
– Понимаете, какое дело... Влюбленность – это не любовь, хотя корень у этих слов один. Влюбленность – это, в некотором смысле, болезнь, человек теряет разум. Влюбленность проходит, и если объект не видеть и не слышать, то это все быстро кончается. Влюбленность так культивируется многие годы и поэзией, и литературой, и легендами всякими придуманными, но на самом деле она приносит только несчастья.
Так что главная ценность на нашей грешной земле – это семья. Это не значит, что не может быть влюбленности между молодыми супругами, какого-то трепета, каких-то чувств – да на здоровье. Это прекрасно, но этим нельзя долго питаться, к сожалению. Любовь бывает телесной, душевной и духовной, и человек, любя, должен пройти все эти стадии и прийти к христианской любви.
– К Вам еще один вопрос, Трехгорный у нас на проводе.
– Батюшка, я офицер, военнослужащий, Вячеслав. Вы, наверное, знаете, что в армии сейчас идут выплаты так называемых бонусов, причем выплаты только офицерам. Каково Ваше отношение к этому?
– Понимаете, те финансовые технологии, которые используются в армии, вообще-то мне неизвестны. Но мне бы очень хотелось, чтобы защитники нашего Отечества получали достаточно денег, чтобы иметь семерых детей и полноценно их вскормить и воспитать. Я считаю, что у них должно быть такое жалование и достойное жилье.
Дело в том, что наше офицерство – это лучшая часть нашего народа. Во-первых, они – самые здоровые физически, во-вторых, самые здоровые психически. В-третьих, чаще всего в этом сословии встречаются люди с двумя высшими образованиями. То есть это очень образованная часть, пусть хотя бы в военных науках, но в целом они более развиты, чем остальные сословия. Поэтому кому, как не им продолжать наш род?
– Екатеринбург у нас на проводе.
– Батюшка, я хотел задать один вопрос: как Церковь относится к полетам в космос?
– Я сам люблю летать, обожаю самолеты; в космос я бы не решился все-таки, страшновато. С некоторыми космонавтами дружу и вообще благоговею. Но полет в космос – менее опасное предприятие, чем поход Иннокентия (Попова-Вениаминова) по Сибири на лошадях, во время которого он просвещал алеутов, коряков, якутов, жителей Чукотки. А так это нужно: для развития науки, для престижа государства.
Но все-таки, я считаю, провести газ по Московской области – дело поважнее. А то в каждом украинском селе есть газ, в Чехии, Словакии, Германии – везде газ есть. Я понимаю, что в нашей стране во всех регионах газа не будет никогда, но в Московской-то области это можно сделать. Я считаю, что это тоже очень важно, потому что электричество у нас постоянно отключают. Если бы где-нибудь в Швейцарии так же часто отключали электричество, то давно бы народ с вилами пришел и всю бы власть выкинули. Но у нас народ терпеливый, и этим, к сожалению, недобросовестные люди пользуются, наживаются. Потому что недра-то наши, газ-то наш, а нам его не дают. Мне кажется, что это проблема поважнее, чем один полет в космос.
Потом есть следующая задача, потому что полстраны ходит в туалет в деревянный ящичек на улице, а мы говорим о каких-то нанотехнологиях. Какие там нанотехнологии, когда каменный век?
– Последний вопрос нашей программы. В институте Вы защищали диплом по скульптуре. Осталось место для искусства, для творчества в жизни?
– Для изобразительного искусства – нет. С другой стороны, вот я сегодня на выставке был, и даже художница, которая была там представлена, Таня, попросила меня сделать свои замечания. Я ей сделал эти замечания, я ей сказал: «Друга ругай, врага хвали». Творчество ведь внутри человека живет... хотя мне иногда хочется порисовать, но времени нет.
– Отец Димитрий, я благодарю Вас за беседу, за то, что Вы поделились своими мнениями по многим вопросам. Благословите наших телезрителей на добрые дела.
– Пусть Бог нас всех благословит и подаст нам Свое благословение на все дела, которые мы делаем во славу Божию.
100 лет исполнилось 18 февраля 2011 года со времени открытия самостоятельного прихода при Александро-Невской церкви Верхнетуринского завода. История его такая…
Протоиерей Сергий Козлов, благочинный Северного церковного округа: – Сам Спаситель был поведен Духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не ел в эти дни. Спаситель постом начал дело нашего спасения. Великий пост – пост в честь Самого Спасителя
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.