Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Беседа с епископом Бронницким Игнатием в прямом эфире телеканала «Союз»
– Добрый вечер, дорогие друзья, здравствуйте, братья и сестры! В эфире православного телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой» и я, ее ведущий Михаил Карелин. Сегодня у нас в гостях епископ Бронницкий Игнатий. Здравствуйте, Владыка Игнатий, благословите наших телезрителей.
– Господь благословит.
– Дорогие друзья, встречаясь с Владыкой, мы продолжаем знакомить вас с деятельностью Синодальных отделов Русской Православной Церкви: с октября прошлого года Владыка Игнатий возглавляет Синодальный отдел по делам молодежи. Поэтому тема нашей беседы необычна: легко ли быть молодым? Владыка, на первый взгляд кажется, что вопрос несложный, но чем больше о нем задумываешься, тем больше убеждаешься, что однозначно на него ответить невозможно. С одной стороны, молодые годы – замечательное, радостное, счастливое время. А с другой – это какие-то ограничения, учеба, сложности, нехватка свободного времени, давление родителей, поучения людей старшего поколения, не хватает жизненного опыта, в конце концов. А какой временной отрезок жизни человека вообще называется молодостью? Это какой-то возраст определенный или, может быть, состояние души, внутреннее ощущение?
– Вы знаете, сегодня есть уже временное определение молодого поколения. Кто утверждает, что это от 14 до 30, кто утверждает, что от 15 до 36. Но я бы, наверное, сказал, что молодость – это, во-первых, состояние души человеческой, во-вторых, это и временной отрезок. В среднем это 14-35 лет. Наверное, люди, выходящие за рамки 35-летнего возраста, обидятся на меня, но я могу сказать, что не надо никогда обижаться. Потому что молодость – это время, когда человеческая душа полна внутренней силы, полна энергии и способна творить.
– А чем в принципе отличается старость от молодости? Не в смысле внешних проявлений, а каких-то характерных различий, ведь человек может свой характер пронести с самого детства до глубокой старости, а может, будучи юным, что называется, постареть...
– Я бы сказал, что есть не старость, а такое понятие, как мудрость. Критическая оценка опыта предыдущего поколения, предыдущей жизни и есть, наверное, та мудрость, которой обладают люди старшего поколения. Но здесь, конечно, разделения не должно быть и среди молодого поколения. У нас есть молодые люди так же умудренные жизненным опытом, различными опытными переживаниями – все это духовный багаж современного человека.
– А отчего считается, что молодость пора ошибок? Ведь любой молодой человек, посмотрев на сегодняшний мир, вправе сказать, что именно взрослые творят в нем глупости...
– Может быть, из-за того, что молодой человек реалии жизни воспринимает по-другому. Учитывая то, что сегодня в нашей жизни очень много негатива, который пропагандируется в современном обществе. Вот вчера я увидел рекламу, которая просто поразила меня – как архиерея поразила. Но что она может дать молодому человеку? Раскрепостить его инстинкт, напомнить, что грех – это нечто «такое возвышенное», что можно жить не по закону совести, а по закону инстинкта. И вот эти вещи помогают молодым людям совершать ошибки. Но самое главное – ведь человек создан по образу и подобию Божию, и именно в этом образе Божием заложена способность человека отличать добро от зла.
– Владыка, зачем же так устроено Господом, что мы рождаемся младенцами, о которых говорят: «младенцы, как ангелы», потом наступает юность и молодость, нас обуревают страсти и мы начинаем грешить, затем наступает зрелость, осознание жизни и борьба с этим накопленным багажом. Зачем такой порядок вещей в мире?
– Это вопрос, наверное, не ко мне, это вопрос Господу. Но в этом, наверное, и есть человеческая свобода: человеку дан разум, дана возможность отличать добро от зла, и дана возможность выбирать. Как писал апостол Павел, ты выбираешь либо путь жизни, либо путь смерти. И от того, по которому ты пойдешь пути, зависит не только твоя жизнь как личности, как индивидуума, но жизнь твоих детей, твоих внуков, жизнь всего общества, в котором ты оказываешься. Поэтому Господь дает человеку такую свободу.
– Спасибо. Звонок из Волгограда.
– Я учусь в школе, но мне тяжело в школу ходить – я хочу узнать, так же тяжело взрослым, или молодым легче? Спасибо.
– Вопрос интересный. То, что вы говорите «тяжело ходить в школу», – это лишь начало вашего пути. Сегодня вы считаете, что вам тяжело ходить в школу, завтра вам станет тяжело еще что-то делать, быть послушным ребенком в своей семье. И от этого начинает уже складываться взрослая жизнь. Вы ответственны перед своими родителями, перед своими знакомыми, друзьями, перед обществом. Потому что сегодня вы уже встали на взрослый путь жизни, и понятие «тяжело ходить в школу» значит – отвергаться от возможности получить знания, которые даются вам как уже свободному человеку, как творению Божию.
– А можно сказать, что детство, юность – прообраз взрослой жизни?
– Естественно, конечно. Ведь тот багаж, о котором мы говорили, человек накапливает и в юные , и в зрелые года. В первую очередь, это ответственность. Господь дает нам талант, дает возможность его либо удвоить, утроить, или закопать, сокрыть. И если мы сокроем этот талант, то и спрос будет с нас довольно-таки строгий, хотя строгий будет спрос, и как мы его удвоим, как утроим.
– Вопрос из Новороссийска.
– Мы хоть и молодые, но я с мамой хожу в церковь. Я еле успеваю исповедоваться в своих грехах, но у нас по Краснодарскому краю развешаны плакаты, что люди должны каяться в грехах наших предшественников, которые застрелили батюшку Царя. Я не понимаю, как за них каяться, ведь покаяние должно быть искренним. Я когда прихожу к батюшке, каюсь в своих грехах; как я могу каяться в грехах, которые допустил кто-то? Я считаю это неверным шагом.
– Знаете, приходя в храм Божий, особенно участвуя в таинствах Церкви – Исповеди, Причастии, в первую очередь приходите лично вы к Богу и, вы правильно сказали, каетесь в своих грехах, испрашиваете совета своего духовника или священника и получаете те или иные указания, рекомендации, как вам дальше жить. Поэтому нужно следовать той традиции, которая всегда существовала: Исповедь – это персональная Исповедь для каждого человека.
– Владыка, а что такое целомудрие?
– Целомудрие, по учению святых отцов, это сохранение нравственной чистоты своей жизни, это сохранение себя в целостности. Целомудрие, целостность – это такие емкие слова, и, конечно, целомудрие – великая добродетель, к которой призываются все люди. Это сохранение себя в чистоте, соблюдение нравственных норм, нравственных основ.
– Сейчас нас смотрят, предполагаю, десятки тысяч юношей, девушек – как им объяснить, что нужно хранить целомудрие? Насколько это важно и как отзовется в жизни?
– Целомудрие не просто нужно хранить – это как завет. Для того чтобы внутренний мир не был подвергнут разрушению, и духовной мир в первую очередь, человек и сохраняет этот особый дар целомудрия. Ведь грех разрушает наш внутренний духовный мир, и мы все об этом знаем. И каждый человек, особенно с возрастом, начинает сильнее чувствовать на себе влияние этой разрушительной силы греха. И, конечно, если ты хочешь быть при полном духовном здравии, быть рассудительным и мудрым человеком, ты должен следовать голосу своей совести.
– Владыка, но как нынче тяжело молодым... Еще несколько лет назад, когда между парнем и девушкой были дружеские отношения, хранить девственность было почетно, ее теряли только с мужем, а сейчас девственность – это предмет насмешек, предмет гонений в той же школе. Как хранить себя, соблюсти себя от этих порывов, сохраниться от гонений, которые толкают на преступление?
– Вы знаете, это проблема номер один, это, наверное, проблема всего нашего общества. Наверное, наша тема «легко ли быть молодым?» не совсем правильно сформулирована. Давайте посмотрим шире: легко ли быть вообще человеком, легко ли жить в сегодняшнем, современном мире? Молодежь – живая часть нашего общества. И если сказать, что труднее молодым, чем людям более старшего возраста, то это тоже неправильно. Та пропаганда, которую мы сегодня видим, которая насаждается современному человеку с неимоверной силой, не просто разрушает внутренний мир – она предлагает людям принять грех, принять порок, принять грязь как нечто святое и нечто чистое.
Ведь мы каждое утро умываемся и у нас есть потребность в этом – мы ухаживаем за своим телом, но забываем, что за душой-то надо ничуть не меньше ухаживать. Сохранить себя даже несмотря на то, что твои сверстники много уже чего попробовали, вошли в этот грех, вошли в тот порок, все-таки надо. Вы правильно сказали, что есть и насмешки, и издевки над юношами и девушками. Это очень страшно: получается, что мы попадаем в стадо животных, которые живут и хотят жить только по законам инстинкта.
– Владыка, к Вам еще вопрос, из Москвы. Здравствуйте, слушаем вас.
– Мы часто говорим: на все воля Божия, и думаем так. Но в то же время Бог дает право выбора. Как понять, когда нам надо послушать Бога, а когда сделать свой выбор, чтобы не ошибиться? Как поступить в том или ином случае? Проще было бы сказать: все решит за нас кто-то, решит Бог, и мне было бы так легче. А когда я что-то решаю сама, мне очень тяжело. Нет ли тут какого-то противоречия: мы имеем право выбрать и как-то поступить, или молиться Богу, чтобы Он нам дал какой-то путь, направил нас? Как соотносить право выбора и Божию волю?
– Вы в принципе на свой вопрос частично сами и ответили. Конечно, надо молиться, и эта молитва должна быть очень простая. Нужно просить Господа дать мудрости и разума в решении того или иного вопроса. Ведь в этом-то и заключается творение человека. Воля Божия проявляется в жизни, но Господь дает тебе возможность выбрать, по какому пути ты хочешь пойти. Конечно, будут и ошибки в жизни, но через молитву, через внутреннее сосредоточение, через покаяние человек идет по пути жизни.
– Спасибо. К Вам еще один вопрос, Балашиха у нас на связи, здравствуйте, слушаем вас.
– Здравствуйте. Меня зовут Ольга. У меня сыну скоро будет семь лет, а я еще ни разу не водила его на Причастие. Как мне подготовить его правильно, чтобы он и пост какой-то прошел, и правильно исповедался?
– Необходимо привести его в храм, передать в руки священнику, чтобы прошла его первая Исповедь. Это очень важный в жизни момент. Что до поста, то если у вас есть возможность, нужно попоститься. А что касается Причастия, то, конечно, после Исповеди священник сможет объяснить и помочь отроку сделать такой первый таинственный шаг. Я считаю, что это священный и таинственный шаг – именно подойти к Причастию уже как взрослому человеку: исповедавшись и как-то приготовившись. Я думаю, проблем с этим нет, в любом храме могут объяснить и рассказать, как это все совершить.
– Нас учили, что нужно прислушиваться к старшим, уважать их. Но вот сегодня слушаешь рассказы пожилых людей и иной раз задумываешься: как доверять этим людям? Ведь они жили в советском государстве, где были гонения на Церковь, гонения на людей, многие из которых сейчас причислены к лику святых... Тот человек, который дает мне сейчас совет, может быть, расстрелял моего деда или избивал его на допросе.
– Вы знаете, мне кажется, что мы не должны задумываться о прошлом человека, который дает совет, а просто довериться его жизненному опыту. Правильно говорит Господь, что по плодам их узнаете их. Если человек дает добрый, правильный совет, то к нему всегда нужно прислушиваться.
Но еще, поскольку у нас тема касается молодежи, мне хотелось бы сказать, чтобы люди более старшего поколения скептически не относились к молодым. Не говорили бы: «вот, вы не способны, вы не можете». Как часта у нас такая фраза: «вот, в наше время молодые люди были совсем другими». Я хочу сказать, что и в наше, очень непростое, время молодые люди тоже другие, но они способны на многое. Они способны активизировать свои силы и подвигнуть на многие добрые дела. Я это замечаю по Москве, и, возглавляя епархиальную комиссию и Синодальный отдел по делам молодежи, вижу, насколько наши молодые люди могут прислушиваться и могут из советов выносить добрые уроки. Самое главное в том, что, слушая, всегда нужно понимать и разграничивать, что доброе, а что не является добрым.
– Владыка, молодость считается самой прекрасной порой жизни, а можно ли считать таковой период Великой Отечественной войны или послевоенное время?
– Вы знаете, мы ведь не выбираем, в какой исторический период рождаемся. И молодость действительно красивая пора получения знаний, обретения новых друзей, знакомств. Так случилось, что люди, которые родились в начале 30-х годов, пережили самое тяжелое время, годы Великой Отечественной войны, но их самоотверженный ратный подвиг должен сегодня нас вдохновлять. Их образ, их пример должен как раз ставиться во главу угла воспитания наших детей. Это так называемое духовно-патриотической воспитание.
– Костромская область у нас на связи.
– Святейший Патриарх сегодня много говорит о том, чтобы как можно больше молодежи ходило в храм. Это все правильно, это необходимо. Но пришла молодежь в храм и часто говорит, что им очень многое непонятно, язык старославянский, например, – а в воскресные школы молодые люди как-то стесняются ходить. Вопрос такой: пришла молодежь; как постараться задержать ее в храме, объяснить понятия греха, вечности? Почему-то они стесняются, и когда заходит речь об Исповеди, они говорят, что боятся. А чего бояться-то? Владыка, как задержать молодежь в храме?
– Спасибо, это очень хороший вопрос. Год тому назад, когда в декабре Святейший Патриарх проводил епархиальное годовое собрание, были обозначены приоритеты жизнедеятельности приходов Москвы (а потом на Архиерейском совещании это уже касалось приходов всей Русской Православной Церкви) – и в молодежном направлении, и в социальном, и в катехизаторском. И каждый приход, если он в силах, конечно, или каждое благочиние должны иметь в своем штате молодежных лидеров и лидеров, отвечающих за социальную работу.
Приход молодых людей в церковную жизнь должен сопровождаться встречей. В приходе должны принимать их с радостью. И ничего страшного, если молодой человек, первый раз придя в храм, не все поймет. Самое главное, чтобы он из храма не ушел, чтобы в храме он был окружен заботой и теплом. Таким, которым окружают каждого человека в его семье, в его родном доме.
Я говорю так не выполняя какую-то миссию, роль, я просто на примере своего прихода могу рассказать, как молодые участвуют в жизни прихода, тем привлекая и очень много новых молодых людей в активную церковную жизнь. Они помогают в социальном направлении, в катехизаторском. Это все легко и просто сделать. Самое главное, я повторюсь, молодых людей, первый раз пришедших в храм, не отвергнуть непониманием, недоверием или даже порой, бывает, и какой-то злобой.
– Вопрос из Курска. Слушаем вас.
– Владыка, скажите, пожалуйста, – наши юноши попадают в армию в самом молодом возрасте, им только восемнадцать лет. Но они попадают в среду, где имеется «дедовщина»; издевательства в армии – это уже ни для кого не секрет. Мало у нас еще войсковых храмов, священников. Да и не каждый священник под пули полезет, чтобы помочь солдату в духовной нужде. Что нужно сделать, чтобы насадить веру Христову в армии, привести солдат к Богу?
– Вы знаете, духовная атмосфера в армии сейчас меняется, и мы это реально видим. Во-первых, это введение института капелланства в наших Вооруженных Силах. Это немаловажная тема, которая была поднята на высоком уровне, как в государстве, так и в Церкви. Появление священников в армии, в Вооруженных Силах есть не что иное, как оздоровление духовной атмосферы в наших частях. И работа священника сегодня реально видна. Многие молодые люди, которые отдают воинский долг, имеют возможность быть в храме, исповедоваться и причащаться.
А что касается «дедовщины» и так называемых неуставных отношений, это, конечно, духовная проблема. Но если священник постоянно будет находиться в воинских соединениях, в воинских частях, то уйдет из жизни и этот негатив, неуставные отношения. И сегодня молодой человек, приходящий на службу в армию, не может себя чувствовать духовно одиноким.
– И еще один звонок – из Крымска, от нашей юной телезрительницы.
– Я хожу с мамой в церковь. Может быть, по своей греховности я задаю этот вопрос, и мне очень стыдно даже, но мама мне на мой вопрос ответа не дает. У нас батюшка в Крымске один из самых богатых людей. И не он один. И в Новороссийске, и в Краснодаре священники очень богатые. Хорошо рассуждать о многих вещах, когда у тебя есть трехэтажный дом, машина и все остальное. И как-то это не сочетается с тем, о чем они говорят. И это не я одна так думаю, мы часто с девочками говорим об этом, и у некоторых девчонок есть даже желание выйти замуж за священников, потому что тогда они будут богатыми. Потому что им есть на кого смотреть. В Крымске батюшка, поверьте, очень богатый.
– Я очень хорошо слышу те переживания, которые вы несете в своем сердце. Господь ответит каждому, кто бы он ни был: священник, архиерей или простой мирянин. И если все это несправедливо, то Суд Божий свершится. И дело в том, что, как и любой пастырь, он будет нести ответственность. Я не буду обсуждать ответственность за свое служение, каким образом это служение проходит. Конкретно ничего я о вашем батюшке не знаю, но знаю, что есть очень много священников, подвижников, которые живут и служат в селах, где количество людей ограничено. Большее количество населения этих сел сегодня страдает от пьянства, от наркомании, нищеты. И эти священники действительно подвижники, они служат, как подвижники, они с людьми общаются и живут так же, как и все, как и должен жить священник. А если какой-нибудь негатив появляется, как в приведенном вами примере, то надо каждому задуматься, в том числе и священникам, что вы являетесь образом Церкви Христовой. И дай Бог, чтобы не было соблазна, и чтобы не судили о Церкви по личному примеру того или иного человека.
А что касается девочек, которые стремятся выйти замуж за священников, то здесь я могу сказать: отдайтесь в руки Божии и не стремитесь получить то, что вам Господь, может быть, и не желает.
– Вопрос из Ростова-на-Дону. Слушаем вас.
– У меня двое детей; очень мало православной литературы для молодежи – нечего противопоставить. Вот «Гарри Поттера» они читают с удовольствием, а что читать дальше – я предложить им просто не могу; читать святых отцов – это для них скучно. У нас мало таких талантливых писателей, которые бы писали для молодежи.
– Вы знаете, для молодежи есть очень много литературы, касающейся духовной жизни, может быть, просто некоторые регионы не насыщены ею. Потому что сегодня и Издательский совет и Издательский отдел издают большое количество книг. Можно, наверное, обратиться к региональным церковным властям, чтобы была возможность почерпнуть эту литературу в большем объеме.
– Владыка, многие эксперты сегодня утверждают, что в России сейчас более двух миллионов беспризорных детей, больше, чем после войны. Скажите, а что Церковь делает в этом направлении?
– Церковь очень многое делает в этом направлении. Я могу привести примеры. Я был в Смоленской епархии, когда нынешний Святейший Патриарх Кирилл был еще митрополитом Смоленским и Калининградским. Тогда социальная деятельность Смоленской епархии была очень активно направлена на решение проблемы сиротства. Был создан особый Центр, и в области этот Центр пользовался большим авторитетом. И я скажу, что впервые именно в Смоленской области был решен вопрос о принятии детей-сирот в наши российские семьи. И то, что тогда нынешний Святейший Патриарх сделал в Смоленской области, могло бы распространиться на многие другие регионы. Сегодня программа по принятию детей в семьи развивается очень бурно. И я сегодня, находясь уже в Москве, продолжаю работать в этом направлении и знаю, как эти вопросы решаются.
Самое главное, эти вопросы действительно решаемые. И я глубоко уверен, что наступит время, когда на территории нашего Отечества уже не станет ни одного детского дома или заведения, которое воспитывает детей-сирот. Самая главная, большая проблема в том, что у нас есть дети, которые становятся сиротами при живых родителях. Но были и такие примеры, когда дети возвращались в свои кровные семьи. Поэтому наша работа – не только с детьми, но и с семьями, которых лишили родительских прав. Были примеры, когда дети возвращались в свои родные семьи, когда их родители останавливались, как перед пропастью,и возвращались к повседневной нормальной человеческой жизни.
– Санкт-Петербург у нас на проводе. Здравствуйте, слушаем вас.
– Владыка, Вы говорили, что молодость прекрасна, что она удивительна. Мне сейчас 50 лет, и я пришел к Богу, пришел в Церковь. И, осознавая свою молодость, то, как я ее проводил, я не вижу ничего прекрасного, только одна греховность в основном, хотя у меня и родители были педагогами. О чем таком прекрасном шел разговор?
– Ну, вы хотите сказать, что молодость можно переступить и из детства сразу переместиться в старость? Но разве не прекрасно, что вы в молодом возрасте получили образование, у вас появились друзья в то время, вы, наверное, в молодом возрасте завели семью? Говорить в прямом эфире об этом, наверное, тяжело, но ведь это все было в молодости. Конечно, в молодости были и ошибки, были и грехи, но не все же в вашей жизни было наполнено кошмаром и ужасом, ведь были и чистые, прекрасные моменты.
– Здесь, конечно, более уместен диалог... Но наш телезритель повзрослел, помудрел, и поэтому сейчас у него его молодость вызывает грустные эмоции. Но тогда-то, в молодости, ему, наверное, все нравилось, что он делал.
– Наверное, хотелось бы вернуть те годы, чтобы пересмотреть свою жизнь. Конечно, ничего этого не будет, но, самое главное, вашим опытом, вашим примером вы могли бы делиться и со своими детьми и внуками, говорить им о том, что есть добро, а что зло.
– Возможно, пришло время покаяния?
– Да.
– Владыка, в современном мире старшее поколение так же загружено кризисом, ритмом жизни, проблемами, как и молодежь. Но возникает впечатление, что наши родители как будто крепче, будто из другого мира вышли. Легко ли быть молодым, когда нужно в общественном транспорте уступить место человеку, который тебя старше, но при этом ты понимаешь, что сам настолько измотан, что у тебя нет никаких сил встать? И ты опускаешь глаза в пол, сидишь и делаешь вид, что никого не замечаешь, тебе стыдно, но встать не можешь...
– Ну, слава Богу, если у человека еще появляется стыд. Если появляется стыд, скажем так, включается лампочка, и твоя совесть пытается тебе напомнить о том, что ты поступаешь неправильно. А что касается физического состояния родителей и старшего поколения, то, действительно, они были сильными людьми. Они смогли преодолеть не только кризис, а пройти через военное лихолетье, через голод, холод, неустройства, и все равно с таким энтузиазмом строили новую жизнь. Вспомните хотя бы те советские времена, когда поднимали целинные земли. Конечно, были и минусы, и плюсы, об этом пусть судит история, но люди были сильны духом. Этот дух был заложен их родителями, бабушками и дедушками, которые родились до 1917 года, были православными людьми, в которых еще говорил дух святого благоверного князя Владимира, тот дух, который был заложен в основу нашего православного государства. Ведь князь Владимир прекрасно понимал и осознавал, что построить государство и государственность можно только на крепкой вере и крепкой духовной основе. Он избрал христианскую веру, понимая, что лишь опираясь на духовную основу можно это свершить. И он был прав. Наше государство за тысячелетнюю историю это доказало. И поэтому наша задача сейчас эту силу духа не потерять. Это время – испытующее время, и если мы его упустим, если мы через него пройдем, не вынеся никаких уроков, то не будет будущего ни у нашего Отечества, ни у каждого из нас. Потому что и веру, и способность к выживанию, самосохранению наши предки сохранили, нам передали. И самое главное – чтобы нам не было стыдно за впустую прожитое время.
– Благодарю Вас, Владыка, за поучительную беседу. Благословите наших телезрителей.
– Господь благословит. Помощи Божией телеканалу «Союз» и всем, кто его смотрит.
Подготовка к Великому посту начинается за три седмицы до его начала, что служит цели духовно подготовить христианина к главному и единственному смыслу поста — покаянию. Каждая из предшествующих Великому посту Недель (воскресений) и седмиц имеет свое название. Неделя о мытаре и фарисее На Литургии читается евангельская притча о мытаре и фарисее (Лк. 18, 10-14)
Рождественским постом, в декабре 2010 года Россию, Урал, Екатеринбург впервые посетили мощи святой великомученицы Екатерины.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.