Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №6 (615) → Протоиерей Артемий Владимиров: «О любви»

Протоиерей Артемий Владимиров: «О любви»

№6 (615) / 8 февраля ‘11

Беседы с батюшкой

Беседа с протоиереем Артемием Владимировым в прямом эфире телеканала «Союз»

– В эфире православного телеканала «Союз» «Беседы с батюшкой». В студии Михаил Карелин. Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Сегодня у нас с вами в гостях настоятель храма Всех Святых в бывшем Ново-Алексиевском монастыре протоиерей Артемий Владимиров. Здравствуйте, батюшка. Благословите наших телезрителей.

– Я приветствую вас. Благодарю за приглашение. Бог да благословит нашу встречу.

– Дорогие друзья, разговор наш с отцом Артемием пойдет о любви. Отец Артемий, нельзя научиться любить ближнего, если не знаешь, что такое любовь. Так вот, что есть любовь?

– Коли у нас пошел такой философский разговор... Любовь есть устремленность к тому, кого любишь. Устремленность, соединенная с желанием служить ему, служить всем существом, всем помышлением. Любовь, как известно, венчает собой все нравственные добрые качества – добродетели. И учиться любви мы начинаем с детских лет, служа своим родителям, стремясь делать им приятное и полезное, по капелькам, по толике. Должно в течение всей своей жизни так трудиться, дабы любовь стала нашим неотъемлемым, новым качеством нашей природы.

– Батюшка, а как любить своих врагов?

– Русский народ необычайно мудр, и он сказал некогда: «Всех люби, от всех беги». Сам Спаситель учит нас любить тех, кто нас ненавидит, злословит, преследует, вынашивает планы мести, чуть ли не убийства. Христос Спаситель удалялся от книжников и фарисеев до времени, чтобы не умножались их грехи, но они, оставшись каждый наедине, могли бы увидеть все безобразие той злобы, которую питали, по ревности, по зависти, ко Христу. «Всех люби, от всех беги» – удались вовремя от того, кто не может равнодушно смотреть на тебя, но дышит и пышет злобой, чтобы и самому не страдать от его аффективного, страстного состояния, и его не соблазнять.

– Спасибо, батюшка; скажите, пожалуйста, что объединяет любовь, как чувство и как одно из главнейших имен Бога – ведь Бог есть любовь? Что общего между этими двумя понятиями?

– Как соединить любовь духовную и телесную, небесную и земную? Недавно я размышлял, надо сказать, над этим вопросом. Чем старше становишься, тем иногда больше в глубинах своего сердца осмысляешь. Бог есть любовь, он сотворил все многообразие мира по преизбытку своей любви, чтобы все мы были причастны Его свету, блаженствовали, познавая Бога и служа Ему. Земная человеческая любовь помимо своей цели – умножения человеческого рода – есть одно из упражнений, посредством которых раскрывается, как цветок, человеческое сердце. Если ты действительно полюбил ее, свое прекрасное мгновение, своего гения чистой красоты, если ты действительно хочешь служить ей, как рыцарь чести и любви, у тебя меняется речь, в некотором отношении даже внешность, словом, ты галантен, ты внимателен, ты предупредителен – как легко от этого вдохновляющего тебя чувства научиться и с такой же бережностью относиться к случайному собеседнику: то, что ты усвоил самим опытом и уже понимаешь, как нужно тебе ставить свое общение, дабы человек радовался, наслаждался общением с тобой, перенеси на сколь угодно широкий круг людей. Мне кажется, что Господь для того и связал нас родственными, кровными узами, чтобы мы по естеству, по природе любя жену, ребенка, культивируя атмосферу тепла, дружественности, выходя за околицу, выносили этот опыт и простирали его на сколь угодно далекое расстояние.

– Батюшка, скажите, пожалуйста, почему сейчас много детей беспризорных, гадкие передачи по телевидению идут, пьянство, наркомания процветают? Почему церковь не может подать голос, чтобы защитить наших детей от всего этого?

– У меня точно такие в душе бродили думы сегодня, когда я поехал сюда, чтобы пообщаться с нашими телеприхожанами, зайдя в метро и смотря на эти одутловатые лица, потерявшие человеческий облик, на стайку какой-то молодежи, нахохлившейся, взъерошенной, с ее сленгом, с ее замашками… Дичает потихоньку человек! Среди компьютеров, приборчиков, среди виртуального царства опускается, грубеет. И мы видим, что технический прогресс совершенно не гарантирует нам никакого нравственного преуспеяния. Почему у нас так все соскальзывает вниз, по наклонной плоскости двигается? Думаю, что мы, взрослые, мельчаем. Ведь если ты, я, он, она, вместе целая семья, каждый взрослый человек поставит перед собой целью любить, жертвенно любить, не скуля, не охая, не как Фома Фомич Опискин в селе Степанчикове, помните, мучил прислугу: «Я хочу любить человечество, покажите мне этого человека!»... Все мы сегодня должны нести маленький подвиг любви, отчего и верные Христу ученики именуются подвижниками. Не смущайтесь тем, что вы не видите любви вокруг себя – любите сами. Как учит нас поэтесса: «Учитесь насаждать любовь, как сад», по семечку, по толике, и мир будет становиться светлее. Вот поэт и одновременно бард Игорь Тальков, помните, как говорил? Я по молодости его не слушал, все больше смотрел в книгу; а сейчас прислушиваюсь – какие глубокие он изрекает мысли: «Мир есть только отраженье наших чувств и наших глаз, если мы добрей не станем, то и мир добрей не станет». Вот и будем этими импульсами согревать вселенную (тем паче нам обещают довольно суровую зимушку) – время каждому быть такой теплостанцией, маленьким солнышком, которое светит, греет и, мало-помалу, распространяет радиус своей любви.

– Можно ли с одинаковой любовью относиться к своим близким-домочадцам и к бомжу? Как проявить любовь к такому человеку, от которого в метро отодвинешься?

– Давайте вспомним, что солнечный свет распадается на бесконечное число цветов и оттенков; так и любовь, в сущности своей от Бога: любовь есть луч, который исходит от Солнца правды Христа, но если искорка любви зажглась в твоем сердце, то она – любовь – будет преломляться в зависимости от предмета, на который направлена. Ведь любовь ищет не приятного, а полезного для человека. Поэтому одной любовью я люблю своего сына, за которого я ответственен перед Создателем – я должен вложить в него лучшее, что имею сам, я призван образовать и воспитать его, поставить на ноги, сделать его ответственной личностью перед лицом Вечности. А другой люблю любовью я этого несчастного, испитого человека, мимо которого я только сегодня проходил в метро, он лежал на картонке в переходе: уже внутри себя пожалеть его, помолиться за него – уже Божие дело. Этому – копеечку, этому – конфетку, этому – шоколадку подать. А главное, импульсы, импульсы души, именуемые состраданием, сопереживанием, сочувствием. Вот этого нам сегодня не хватает. Душа должна быть живой, она должна тотчас реагировать, откликаться на все нужды и беды этого мира, все покрывая любовью.

– Я очень долго была дома и просила Господа Бога о помощи в поиске работы, посещала храмы, ходила часто на службу. Сейчас Господь мне дал работу, но я очень редко теперь бываю в храме: настолько занята, что не хватает времени побывать на службе. Я даже в обеденное время захожу, чтобы посидеть, почувствовать запах храма – мне этого очень не хватает. Как мне быть? Я буквально перед выбором стою. Мне хочется уже уйти с работы и все начать сначала...

– Как вам быть, как горю вашему пособить? Во-первых, давайте поблагодарим Господа и святителя Николая Чудотворца, что он вам послал работенку. В наше время это немало. Жизнь продолжается, нужно и за квартиру заплатить, и чтобы гостей было чем угостить, ведь по-русски все сусеки открываются. Поэтому трудитесь, матушка, не смущайтесь. Ведь труд наш освящается тайной молитвою: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешную. Господи, помоги, Господи, укрепи, Господи, настави, Господи, не остави». Таким образом, вы будете как кусочек магния, который при увеличении температуры начинает сначала светиться, потом излучает тепло, дышит жаром и как бы тает на глазах. Наши русские женщины, на мой взгляд, это бенгальские огонечки, если сравнить их с несколько расслабленными апатичными мужчинами, которые приходят раз в квартал на биржу труда: «По моему профилю что-нибудь есть?» – «К сожалению, не можем ничем вас обрадовать». Ну, опять на диван. А просит есть четыре раза в день, как младенец. Поэтому дай Бог, чтобы у вас появлялись окошки в воскресный праздничный день. Зато с каким чувством вы придете в храм! Вы сами только что признались, само благоухание, фимиам кадильный чуть ли не вызывает у вас приток благодатных чувств. Я очень рад, что вы наша труженица, о вас говорит Некрасов: «Нет косточки неломаной, нет жилочки нетянутой». Боженька обязательно даст вам возможность поисповедаться и причаститься. Вы помните, как сказано: «Шесть дней делай дела твои», день седьмой – изволь на рассвете раннюю Божественную литургию. Пусть у вас вырастут крылья, и мы встретимся еще с вами в этом мире большом.

– Батюшка, дело в том, что у меня есть сын, ему 29 лет. Он в гражданском браке с женщиной состоит, бывшей в венчаном браке, имеющей четверых детей. Я верующий человек. Муж мой умер, у самой четверо детей. Что делать?

– Как помочь нашему бедному Митрофанушке, который не может отличить сена от соломы, добра от зла и упивается пошлым эвфемизмом – гражданский брак. Еще, не дай Бог, дойдет до драк... Между тем, он находится в противоестественном, противонравственном состоянии махрового блуда, прелюбодеяния, поскольку он отторгает от законного венчаного мужа его половинку и растаптывает любовь в зародыше. Ведь любовь не может, согласитесь, произрастать на чужих костях: любовь не есть любовь, если она причиняет страдание окружающим его людям. Не делай другому того, чего себе не желаешь. Вот этим золотым Евангельским правилом нужно руководствоваться. Ну, а вам что делать? Пока Емеля наш и усом не ведет, и слышать ничего не хочет – давайте молиться. Молиться о просвещении его ума, об умягчении сердца: «Господи, пробуди его совесть, не дай моему чаду заблудшему умереть без покаяния, помоги ему выпутаться из этих злоключений, даруй ему покаяние». Очень неплохо молиться по соглашению. Вы у себя, в городе физиков, я – у себя, в Москве. Что для Божией любви расстояние?! Давайте будем делать по одному земному поклончику перед сном. Помолилась: «Умягчи сердце, просвети ум, даруй покаяние моему заблудшему сыну», перекрестилась – и на коленочки, челом до пола, затем встать и почувствовать, что и батюшка на другом конце Московской области за вашего Митрофанушку земные поклоны кладет. Вода камень точит. Будем надеяться, что Боженька найдет пути к его душе по нашим с вами молитвам. С сегодняшнего вечера и начинаем. Договорились?

– Меня зовут Игорь. Мы больше 25 лет в браке с женой; я ее очень люблю; ее зовут Оля. Я человек православный, но она, наверное, чего-то не видит во мне, или я давлю на характер жены... Словом, я хочу венчаться, она не против, но как бы не срастается. Я постоянно ненавязчиво говорю об этом, как вы говорите, вода камень точит; моя вода не расточила камень…

– Вопрос очень щепетильный, тонкий и очень нужный. Действительно, мы не можем силком добиться чего-то в этой ситуации. «Если захочешь – добьешься», – как учили нас в детстве. Будем кузнецами своего счастья. Нужно завоевать доверие, чтобы она подспудно не опасалась ничего, что нынче ее удерживает. А что может ее удерживать? Может, когда-то вы были слегка грубоваты в отношении с ней или психологическое давление оказывали – какой супруге приятно иметь мужем дядьку Черномора? Поэтому нужно проявить деликатность, такт. Я бы вам посоветовал сердечно молиться преподобномученице Елисавете Феодоровне. У нее был ангел – великий князь Сергей Александрович, губернатор Москвы (будем надеяться, что и новый мэр Москвы будет подражать нашему великому исповеднику веры). Так вот, он читал вечерами Елисавете Феодоровне классику, знакомил ее с Чеховым и Тургеневым. Когда она ехала только в свадебном поезде из Германии в Москву, на каждой станции (но ему это было доступно) он повелевал убирать станцию, интерьер вагона белыми лилиями, особо любимыми Эллой, будущей Елисаветой Феодоровной. Между прочим, цветы – самый короткий путь к сердцу женщины. Буквально недавно подошел ко мне один венчаный супруг и жаловался, что как-то потерял общий язык со своей милой. Я спросил, как давно он ей дарил цветы.– «Дарил, дарил, как раз на Венчание я ей дарил». – «Как давно это было?», – уточнил я. – «Лет 15 назад». – «А с тех пор не дарили?» – «Да нет, батюшка, не приходилось – все суета». Дорогие мужчины, не будем ждать псевдомеждународного женского дня, отдавая дань условности, а давайте сегодня – розы, послезавтра – мимозы, по весне – тюльпаны, и не просто так, формы ради, а с теплотой сердца – любовь овеществляется через малые знаки заботы. Думаю, что если вы проявите такую галантность настоящую, будете предлагать чаще прогуливаться по осенней аллее с вашей избранницей – ее сердце просто не выдержит: «Тебе навек я отдана, тебе пребуду я верна. Давно мечтала я о том, чтобы с тобою обручиться, и чувствую себя я ныне, как Шамаханская царица». В общем, все у вас будет хорошо! И вот этот поклончик, о котором мы говорили, утром и вечером: « Господи, даруй мне искомое, хочу под венец с избранницей своего сердца» – и Бог поможет, услышит!

– То есть важно ухаживать за своей женой всю жизнь…

– Да, это искусство из искусств. Святитель Феофан Затворник об этом говорит. И это настоящая любовь! Ведь ее признак – умение пожертвовать собой, чуть-чуть отодвинуться в сторону, сделать приятным общение с тобою. Дабы она радовалась, что рядом находится подлинный джентельмен – не с большой дороги.

– И любовь подтверждать каждый день. Батюшка, а возможно такое, что человеку любовь не дастся в течение всей жизни? Возможно ли всю жизнь прожить без любви?

– Вы знаете, у Бога нет ошибок. Мы не трансформеры какие-то, не пробирочные создания, но каждого из нас Господь Бог создал для любви. Другое дело, что нынче не просто судьбы складываются. Мы живем в многомиллионном городе. И я знаю, сколько девушек хороших и разных, умнички все, и имеют высшее образование, и трудятся не покладая рук, и в храм ходят, не встречают своей половинки, вот этого самого рыцаря с хрустальной туфелькой за спиною. Потому что общество, как первый наш респондент справедливо заметил, падает, деградирует, и нынче такие понятия в головах наших юношей и мужчин, настолько далеко отошедшие от веры, верности, ответственности, долга, что, бывает, и не встретишь свою судьбу. Однако не будем стоять праздными, сердце жаждет любви, оно хочет насытить ею целый мир, поэтому в век униженных и оскорбленных, в век, когда тысячи людей томятся, не встречая вокруг себя улыбки и ласкового слова – давайте только будем внимательными, и мы найдем десятки рук, к нам протянутых, мы найдем людей, которые ждут нашего одобрительного взгляда. Сердце человеческое жаждет любви, но когда оно начнет источать ее, мир преобразится, и нужно уметь быть счастливым. Счастье как раз и заключается в том, что ты востребован, ты можешь истощать себя сколь угодно, как и Христос на кресте, дабы поддерживать, утешать и одобрять. Для меня, например, сегодня такая радость – общаться с нашими телеприхожанами. Посмотрите, какой ареал – Майкоп, Таганрог, Пермь, Владивосток! Действительно, мы не чувствуем расстояния и беседуем с нашими друзьями, как будто бы собравшись здесь, в этой уютной гостиной.

– У меня два вопроса. Молиться или подавать записки в церкви могу ли я, крещенный бабушками? Второй: можно ли без подготовки к Причастию принимать Причастие алтарникам или тем, кто на клиросе, если нет прихожан в деревенском храме?

– Начнем со второго. Конечно, причащаться можно и должно. Но у меня недоумение: почему без подготовки? Если ты сердцем алчешь святыни, то заблаговременно уже настраиваешь себя; что препятствует тебе на том же клиросе раскрыть молитвослов и потихонечку, в паузах между богослужениями, почитать канон к святому Причащению? Готовиться к святому Причащению нужно, но самый смысл в том, чтобы осознать свою неподготовленность. Может быть, в следующий раз мы посвятим этой сакральной, святой теме особый разговор, потому что он очень важен.

По первому вопросу, видимо, речь идет о суровых сталинских годах, когда священники томились по лагерям и тюрьмам, оставались без дела, но молились за Россию у себя на зонах, а наши бабушки, вот эти беленькие платочки, тайно, из-под полы крестили малышей, чтобы партийный папаша не знал. Вырос человек, крещенный бабушкой, и почему же за него не молиться? Крещение принимается, если его по нужде совершил над человеком православный, благочестивый мирянин. Другое дело, что нужно было бы восполнить это Крещение. Сегодня, видите, батюшки чуть ли не к вам домой приходят посредством телеэфира, и поэтому нет недостатка в священнослужителях, которые примут вас и помажут миром – восполнят это Крещение. А поминать в записочках, конечно, можно, главное, чтобы сам человек был благочестивым и жил по заповедям, а не распинал бы Христа своими нераскаянными грехами.

– Посоветуйте, батюшка, что нужно сделать, чтобы прийти к вере истинно, когда все хорошо, все благополучно: работа, дети, семья, а не горе тебя в Церковь приведет? Хочется истинно уверовать и прийти в храм, а часто наблюдаем в жизни – случилось горе, молимся, к алтарю, бьем челом…

– Когда все хорошо, надо благодарить Создателя, нужно излить нашему Небесному Отцу нашу сердечную признательность. И как мы, священники, радуемся, когда видим в храме светлую молодежь, студенчество, еще не побитое жизнью, не измотанное, не поломанное. Но когда человек жаждет богообщения и, благодаря Творца за хорошо сложившиеся обстоятельства жизни, умом и сердцем хочет взойти туда, в области заочные, и, как сын, поклониться Отцу, ничего у него не прося, то есть с полным бескорыстием... Хороша молитва: «Даруй, Господи», но куда лучше «слава Тебе, Боже. Благодарю Тебя, Господи, за скорбь и за радость». Поэтому спешите, пока открыты храмы Божии, пока Русь еще поет, послужить благодарственный молебен Христу и Богородице, произнести вместе с царем Давидом такие дивные слова: «Что воздам Господеви моему?! Чашу спасения приму, имя Господне призову». То есть благодарите Господа за красоту небес, за красоту уральской природы, за то, что вам Бог даровал милых сродничков, приходите, приступайте, приобщайтесь Святых Таин Христовых, и у вас за спиной раскроются крылья.

– Добрый вечер, батюшка Артемий, мне, верующему человеку, знакомые, товарищи задают часто такой вопрос: что, мол, у них за такое мировоззрение «веришь – не веришь»? Почему все основано только на вере, нужны же какие-то данные? Я теряюсь в таких случаях, как ответить...

– Вы суть вопроса уразумели? Часто иные люди, живущие «без Божества и вдохновений, без слез и жизни, и любви», не слишком хорошо понимают внутренний мир православного христианина, не без иронии и сарказма спрашивают: как вы верите, основываясь на одной лишь вере? Приведите им, дорогой, если они хоть немножко образованные, учились «чему-нибудь и как-нибудь», такое простое философское размышление: «Вера и знания нерасторжимы. Можно верить чему-то, только если ты знаешь предмет своей веры. Верить, доверять, полагаться, всецело уповать, надеяться можно только на твердое плечо, на того, кто всегда с тобой, всегда тебя поддержит и защитит. Наша религиозная вера основывается на ведении, на знании: мы знаем, Кому веруем, Кому поклоняемся. Ибо прежде мы составляем правое суждение о Боге, а затем, уже найдя Его, нашего Творца, вступаем с ним в живой союз любви. Таким образом, люди спрашивают вас только по причине собственного невежества, что они находятся в дремучем лесу неведения Бога. «Милый мой, я знаю Того, Кому я верю, к Кому я обращаюсь и Кто ведет меня по жизни. И ты можешь узнать. Хватит уже жить в дремучем лесу невежества. Вот тебе лично подаренный от меня Завет на русском языке. Прочитай с терпением Евангелие от Матфея, и я рад встретиться с тобой в конце недели и поговорить с тобой уже предметно». А досужие разговоры исходят, как правило, из уст людей совершенно аморфного миросозерцания, они избегают точного знания и ведения, довольствуясь полуфабрикатом телевизионных новостей. Призовите их в область веры, вступайте с ними в какой-то более глубокий и серьезный диалог.

– Вас беспокоит Елена из Караганды. У меня к Вам, батюшка, даже не вопрос, уж простите меня, а – вот как это называется – корыстное предложение. Очень, очень сильно прошу Ваших молитв за мою грешную душу, они мне очень необходимы. Я ищу, что называется, друзей, как в Евангелии от Луки сказано, «богатством неправедным» – так и здесь... У меня очень сложная ситуация в жизни, у нас в церкви очень тяжелая обстановка со священником. Гонения...

– А вот прямо сейчас и помолимся. Нас ведь миллионов восемь-то смотрит, вот мы едиными устами и сердцем помолимся за Елену, за батюшку того, чтобы все гармонизировалось: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, ниспошли благодать премудрости и разума, совета и крепости, ведения и благочестия рабе Божией Елене. Даруй ей, Господи, терпения и смирения, дабы она со светлой улыбкой и мирным сердцем входила в Божий храм, и батюшка, увидев такое малое солнышко, и сам бы немножко подкорректировал свое поведение. Помоги ей, Господи, даруй ей благодать свою. Аминь. Аминь. Аминь». Вот мы бы так молились с вами друг за друга каждый вечер, – я думаю, наступила бы у нас в России тишь да гладь, да Божия благодать.

– Батюшка, скажите, пожалуйста, а как воспитать в себе любовь?

– Понемножку, по толике, не игнорируя те малые добрые дела, которые открываются перед твоим взором ежечасно, едва лишь только ты придешь домой. Вот я приду сегодня домой (к сожалению, не рано, все-таки прямой эфир), зайду на кухоньку, смотрю, там тарелочка в раковине немытая стоит. Я не буду разбираться с домочадцами – кто, что, почему да по какому полному праву меня встречает немытой посудой; хорошо ли быть занудой, брюзгою? Потихонечку возьми губочку, выдави немного лимонного очищающего мыла – вымыл, поставил, чуть-чуть скатерку протер. Вопрос – унижает ли это мужчину? Убежден, что нет. И не надо трубить, стучать в дверь к своей половине: «Я вот тут тарелку вымыл. Что дальше будет?» Знай, что любое маленькое добро, втайне сделанное, не пропадет и в лету забвения не канет. Если ты будешь систематически поддерживать порядок, чистоту, красоту дома, поверь, ангел ты мой, что даже если бы она, твоя половина, была Мегерою Петровною, смягчится, потому что лучше дела без слов, чем слова без дел.

– Мы смотрели с супругой фильм «Явленные чудеса», о явлениях христианских. И вот в греческом монастыре каком-то во время успения появляется обилие змей, которые никого не кусают. Этим кадром супруга была очень напугана. Мы прекратили просмотр. Как ей сейчас себя преодолеть, и полезно ли смотреть такие фильмы? Это от маловерия, и как нам быть? Может, не стоит искать эти чудеса – в жизни нашей и так все чудесно?

– Вы сейчас прекрасно сказали, жизнь наша – это поле чудес. Жизнь удивительна и непредсказуема. Если ты сам настраиваешь сердце на аккорд мира, любви и радости, то по тому, как ты смотришь на мир, Бог дарует тебе, веха за вехой, поступательное движение. Дай Бог, чтобы у нас было больше времени отрываясь от экранов телевизоров общаться с природой, общаться друг с другом, больше говорить. Есть такое замечательное явление в греческом монастыре, и совсем не нужно супруге вашей впадать в какой-то трепет и ужас. Змеи эти совершенно не агрессивны там на Успение – если вы видели, даже маленькие дети ходят безбоязненно. Эти змейки приползают на праздник в храм и затем мирно исчезают по своим норам, своим скалам. Явление само по себе удивительное; оно напоминает нам, что некогда стихии, огонь и воздух, море и земля, царство пернатых и зверей не были враждебны по отношению к первозданному Адаму, пока он носил в своей душе рай. И как цветы являются остатком рая на земле, так отчасти домашние животные, отчасти дикие животные вдруг под влиянием благодати ведут себя так, как это было когда-то и как это будет – ибо у пророка Исаии есть замечательное пророчество, что в раю «младенец будет играть с аспидом», в том смысле, что весь мир, вновь преображенный чрез сердце христианина, повернется к нему светлой стороной. Думаю, что у супруги этот шок пройдет, всем не угодишь, я сам прекрасно знаю этот фильм. Лучше ей показывать среднерусскую полосу, вывозите ее на Соловецкий архипелаг, на остров Валаам. Там и змей никаких нет. Эти удивительные острова, которые, единожды посети их, уже никогда не уйдут из вашей памяти, но всегда влекут, как и вся наша русская природа.

– Батюшка, Вы говорите, что к Вам, в частности, в храм приходит масса молодых девушек, женщин...

– Ну, масса не масса, батюшки с сырковой массой не общаются... Народ сейчас, конечно, идет, вы правы, и приток этот мы видим.

– Но ведь наверняка и юноши идут в храм благочестивые, которые не могут найти свою половинку. Как же им встретиться, что им можно посоветовать?

– Да, приходят, и разного возраста притом. Сейчас батюшки не дремлют. Отец Димитрий Смирнов, которому бы тоже не худо побывать в этом кресле, устраивает, и не один он, балы. Причем к балам готовятся: изучают под музыку Огинского вальс, кадриль, мазурку. Во время приуготовления люди молодые знакомятся друг с другом. Нынче батюшки уже превращаются в сватьи бабы-бабарихи; это особая тема для разговора. Священник носит в себе банк данных – с одной стороны одна подошла и говорит: «Я боюсь остаться одна, где тот, которому я могла бы подарить свою преданную и верную любовь?». С другой стороны подошел юноша: «Я устал от обмана и лжи, не хочу больше наступать на одни и те же грабли. Я хочу найти такую спутницу жизни, которая бы шла со мной рука об руку тропой бескорыстной любви». Здесь надо быть очень осторожным, батюшка не должен лишь механически подтолкнуть: «Не хотели бы завтра поехать по чудотворным иконам Божией Матери в городе Москве? Рекомендую сесть рядом вот с этой особой. У вас наверняка найдутся общие темы для размышления», а там уж сам человек пусть ориентируется. Я верю, что касается супружества, действительно, браки совершаются на небесах, и это какая-то тайна, как люди находят друг друга. Подтверждение этой тайны – их внешнее сходство. Я иногда поражаюсь тому, насколько они похожи, он и она, пришедшие побеседовать на предмет венчания. Даже спрашиваю: простите, вы не родственники?

– Отец Артемий, скажите, пожалуйста, мы с мужем венчаны были оба и теперь подали на развенчание своих браков – по десять лет не живем в своих браках; у меня муж обижал сына, а у него жена оказалась неверной.

– Я, будучи сам венчаным мужем, должен идти вперед и только вперед. Я даже не знаю, что такое развенчание. Это компетенция епископа, надо идти в Епархиальное управление, к Владыке. Он через секретаря будет разбирать эти вопросы. Мы, батюшки, призваны возрождать, воссоединять, но не расчленять и не разводить. Не поверите, сегодня молодая симпатичная женщина говорит: «Я хочу поделиться драмой своей судьбы. Мы были с мужем повенчаны, потом он ушел к другой. Я, батюшка, очень переживала, страдала, а мне все говорили: главное, не остаться одной – скорее измени свое положение. Я нашла того, кто протянул мне руку дружбы и любви. Нас быстренько развели, даже и не спрашивали ничего в Епархиальном управлении, на основании штампа в паспорте выдали нам благословение на новый брак. Я повенчалась со вторым человеком, но первый муж вернулся и осознал, что без меня не может. Я тоже поняла, что его и люблю только и любила, а вот к этому, за которого вышла, ничего не испытываю». О Господи, как сейчас все легко... Так что с архиереем разбирайтесь там. У него семь пядей во лбу. А я одно только правило знаю в венчаном браке: искрись любовью, терпи, приноси в жертву себя, всех не переделаешь под свой шаблон – терпи и счастлив будешь в своей семье, и донесешь свечу верности до победного конца.

– У нас последний вопрос, на связи г. Железнодорожный.

– У меня большая тяжба с братом, вот уже три года никак не получается выкупить у него квартиру. Вы мне советовали молиться, акафисты читать Николаю Чудотворцу, но я хочу, чтобы и Вы помолились за мою грешную душу.

– Дорогие восемь миллионов телезрителей, давайте помолимся, хотя Бог и не поставил нас делить чужие имения. Но помолимся, чтобы сестра с братом все-таки не в порядке судебного процесса, не в правовом поле, а как-то по-хорошему договорились, потому что это всегда надежнее, всегда основательнее. Дай им, Господи, язык единомыслия, взаимопонимания и любви. Пусть будет так. Аминь.

– Отец Артемий, я благодарю Вас за теплую и мудрую беседу. К сожалению, время нашей программы истекло.

– Дорогие телезрители, если мы кого-то случайно чем-то обидели, то простите. Это не входило в наши намерения. Благодарим вас за вопросы. Хотелось бы, чтобы телеканал «Союз» вновь собрал наш «союз нерушимый республик свободных» и наше раздробленное государство вновь стало империей добра и любви. Мы верим, что это будет.

– Дорогие друзья, мы с вами на этом прощаемся, всего доброго, до новых встреч. Храни вас Христос.


Смотрите программу «Беседы с батюшкой» на православном телеканале «Союз»: воскресенье, понедельник, вторник, среда – 22.00 (прямой эфир), вторник, среда, четверг, пятница – 10.00 (повтор вечерней программы). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому). Телефон прямого эфира: (495) 781-49-54

 
Праздник

Собор Екатеринбургских святых

Страстотерпцы Царь Николай, Царица Александра, Царевич Алексий, Великие княжны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия (4/17 июля 1918);преподобномученицы Великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара (5/18 июля 1918);праведный Симеон Верхотурский (†1694; прославление – 18/31 декабря, перенесение мощей из Меркушина в Верхотурье – 12/25 сентября, второе обретение святых мощей – 12/25 мая);

 
Епархия

Липецкая и Елецкая епархия

1 февраля 2011 года, в день второй годовщины интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. На малом входе Святейший Владыка, во внимание к усердным Архипастырским трудам, возвел епископа Липецкого и Елецкого Никона в сан архиепископа.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс