Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №4 (613)  → Об устроении семейной жизни

Об устроении семейной жизни

№4 (613)  / 24 января ‘11

Беседы с батюшкой

Беседа со священником Алексием Дарашевичем в прямом эфире телеканала «Союз»

– В эфире православного телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». С вами Михаил Карелин. Дорогие друзья, сегодня у нас в гостях настоятель храма Живоначальной Троицы в Поленове иерей Алексий Дарашевич. Здравствуйте, отец Алексий, благословите наших телезрителей.

– Здравствуйте. Мир вам, дорогие, и благословение вам Божие.

Священник Алексий Дарашевич об устроении семейной жизни– Дорогие братья и сестры, сегодняшняя наша беседа с отцом Алексием пойдет об устроении христианской семьи. Он ответит на ваши вопросы, которые вы адресовали в нашу программу на форуме телеканала «Союз».

Отец Алексий, первый вопрос от наших телезрителей с форума телеканала: может ли формирование христианской семьи зависеть от священника? Если да, то как священник участвует в создании семьи?

– Не только может, а именно так и должно быть. Потому что без священника – это все равно что без Бога. Ведь Церковь наша так устроена, что Господь наш говорит с нами, со Своими чадами, через Церковь, а конкретно – через священника. Это не значит, что священник как раз и есть «рупор» Бога и если он куда-то пальцем ткнет, значит, это палец Бога. Нет, конечно, не так. Но когда мы возносим свои молитвы к Господу, с нами вместе это должен делать наш духовный отец. И вот такая совместная молитва, совместный совет, рассмотрение отеческое (ведь не случайно священника называют «батюшка», то есть «папочка»), дают глубину рассмотрения вопроса. А ведь нам нужно разобрать такие серьезные вопросы при создании семьи! Речь-то идет не об обыденной поездке в паломничество или просто о встрече. Нет, эта встреча – на многие долгие годы, на всю жизнь.

Поэтому, конечно, это все делается со священником, со своим батюшкой.

– Батюшка, а в чем принципиальное отличие христианской семьи от обычной?

– Принципиальное отличие в том, что христиане живут не для себя и даже не друг для друга. Они живут для Бога. Это немного странно слышать в современном мире, даже немного страшновато. Ведь мы живем по принципу «если не я для себя, то кто для меня тогда? Я же никому не буду интересен, это же опасно». Холодок пробегает по спине! А вот с Богом по-другому. Если я буду жить для Бога, то окажется, что через это научусь жить для другого человека и научусь жить для себя. То есть я буду смотреть на все Божиими очами. Так вот, христианская семья – это та, которая друг на друга, на весь мир, на свою жизнь, на смысл существования смотрит Божиими очами. И глава этой семьи не столько муж, хотя он действительно глава – Главой полноценным, великим Главой для семьи, и живым, и действенным Главой является Сам Господь. Вот что такое христианская семья.

– Как же быть, когда один из супругов не воцерковлен, а может быть, даже не крещен?

Священник Алексей Дарашевич об устроении семейной жизни– Это такая же ситуация, когда у человека, например, половина тела парализована. Что делать? Жить. Жить и лечиться, чтобы вторая половина могла восстановиться. Как это происходит? Молитвой. Когда вторая половинка всем своим существом, всей своей силой передает все, что она имеет, свое здоровье другой половине. Даже если результатов и год не видно, прекращать ни в коем случае не надо. Даже если не в конце жизни это произойдет, то за порогом смерти, уже в Царствии Небесном Господь примет вас и эту отпавшую половинку, которая так и не воцерковилась и которая, по сути, погибла. Потому что воцерковленный человек – это живой, это Божий человек, это жизнь. Невоцерковленный – это смерть. Господь, когда примет вас как половинку воцерковленную, восстановит вашу целостность, и примет вас, и венчает вас Своим венцом. Потому что вы совершили подвиг. Ведь терпеть другого человека и дарить ему, неблагодарному, себя и свою веру – это очень-очень трудно, это мученичество. И человек, свершивший это, удостаивается мученического венца.

– Отец Алексий, скажите, пожалуйста, не будут ли попытки верующего привести свою половину в Церковь, наставить на путь истинный, со стороны восприниматься как навязывание чужого мнения?

– Естественно! Именно так и будет! Никаких других вариантов. В 99 случаях вам скажут, что «вы навязываете, вы давите» – какие еще слова есть? «Вы грузите»! Все, что угодно. «Вы тираните, вы терроризируете», – даже это скажут. Дело не в словах. Конечно, человек, не желающий Бога, будет вас обвинять и оскорблять. Для чего? Чтобы вы от него отстали. Вы не должны этого делать. Вы должны с любовью, нежностью даже, с терпением и со своеобразной настойчивостью – предлагать. Предлагать все время, чтобы путь к Господу рядом с вами для него всегда был открыт, чтобы он мог к вам присоединиться в любой момент. Секрет вашей миссии – ни в коем случае не оскорбляться. Ведь так легко и естественно обидеться: «Я к нему со всей душой, а он мне такие слова!..» Нет, милая моя, пускай говорит. А вы любите – и все равно приглашайте. Оцените разницу: не тянуть, а привлекать. Это близко, по духу это – Божие. Бывает не Божие, когда я беру и тащу. Абсолютно бесполезно! Потому что там, где насилие, там Бога нет и не будет никогда. А мудрость ваша и совершенство в том, что вы будете всегда искать возможности предложить! Быть с Богом. Стать, наконец, самим собой.

Часто же воцерковление воспринимаем так: чтобы привести в Церковь, нужно взять и потащить куда-то. Нет. Надо, чтобы Церковь пришла домой. Чтобы, во-первых, у вас в доме был мир. Мир – это Божие понятие. В вашей домашней Церкви должно быть уютно, должно быть красиво, особенно на праздники. Особенно когда наступает час утренней или вечерней молитвы. В это время может, как говорят, «врубиться» телевидение, музыка, если это, конечно, можно назвать музыкой. Но если вы будете к этому готовы (а вы уж будьте, пожалуйста, к этому готовы) и все равно будете молиться за себя, за него и за нее, других людей, то благодать молитвы все равно победит. Верьте. Очень просто и ясно верьте в это, и обязательно так будет. А если не будет, тогда… совсем прекрасно. Но об этом, может быть, в следующий раз вам скажу.

– Батюшка, есть некоторые люди, а иной раз даже семьи, которые считают, что воцерковляться ни к чему: Господь у них в душе. Можно ли самостоятельно прийти к вере, и если так, то с помощью чего?

– Природа Церкви такова, что никогда и никто не может самостоятельно, в одиночку прийти к Богу. Услышать от Бога зов можно в одиночку. Почувствовать Бога тоже можно в одиночку. Но вот прийти к Богу можно только через Церковь. Церковь, мои дорогие, – это как утроба материнская, и прийти к Богу – это значит родиться, родиться Божиим человеком. А ведь чтобы родиться, нужно быть выношенным в ней, в материнской утробе. Почувствовать Бога – это как зарождение жизни в утробе материнской. И это еще только начало, нужно еще формироваться – этим занимается Церковь. Святые отцы, Священное Писание, молитва, служба, таинства Божественные – все это формирует душу человека. И формируется она только в Церкви, и никак иначе. Не верьте, когда вам говорят: «У меня Бог в душе». За этим стоит другое: «Отстаньте от меня, у меня свой бог». Какой?! Ты даже сам не знаешь, какой у тебя там бог. В этом случае я вам даже посоветую, когда вам скажут так: «У меня Бог в душе», – вы очень ласково спросите: «Слушай, расскажи, что у тебя там за бог в душе? Какой он? Мохнатенький, с волосатыми ручками, с ушами? Или лысый, с перепончатыми лапами? Как ты его себе представляешь?» И человек сам увидит, что он, оказывается, этого бога не знает. Спросите еще: «Скажи, пожалуйста, а бог, который у тебя в душе, что тебе говорит? Живи как хочешь? Извини, тогда это не Христос. Потому что Христос такого не говорил». Поговорите, и не бойтесь никогда этого «у меня бог в душе». Когда человек ставит стену, вы эту стену тихонько, аккуратненько пододвиньте и продолжайте: «Это хорошо, что у тебя там, за стенкой, что-то есть. Очень славно! А что конкретно, можно полюбопытствовать? Мне же интересно, у тебя же целый бог в душе». Вот так можно убедиться во вреде самостоятельного богоискательства, которое происходит от чрезмерной гордыни.

– Следующий вопрос с нашего форума: «Известны ли такие случаи, когда религия становилась причиной развода? Когда люди, уже будучи женаты, начинали воцерковляться, менялись приоритеты, взгляды, и они не могли более жить вместе?»

– Как много таких случаев! Огромное количество. И не надо этому удивляться. Потому что Господь сказал: «Не мир Я принес, но меч». Рассекается правдой Божией естество человеческое. Даже внутри человека. Каждый христианин вместе с апостолом Павлом знает это на собственном опыте. «Я же чувствую, как все рассечено. Когда я Бога узнал, я полюбил Его заповеди, они мне показались так прекрасны и удивительны. И вдруг чувствую в себе желание другого, иного чего-то. И это меня поражает, разделяет. Я должен соединиться». Вот так и в семье. Один принимает Бога, и всей душой принимает, а другой не только не принимает, а начинает отвергать Его, глумиться над Господом. Начинает кипеть и клокотать злоба. И получается, что одна душа тянется вверх, к Господу, а вторая устремляется вниз, как будто кто-то давит, хватает, тянет эту душу вниз, и она сама идет. И происходит разрыв. Господь об этом говорил: в день посещения Господня двое будут на кровле – один возьмется, а другой останется; двое будут на поле работать – один возьмется, другой останется. Это будет в далеком неизвестном будущем? Нет. Это происходит каждый день: один берется, а другой оставляется. Только, конечно, когда Господь вас берет и принимает к Себе и когда вы видите какую-то беспричинную, кажется, злобу, которая загорается, беснуется, попытайтесь, насколько это возможно, вторую свою половинку с собою взять. Но… на это уж воля Божия.

– Батюшка, а как быть молодым людям, которые принадлежат к разным конфессиям, но любят друг друга?

– Любите? Ну и любите. Только я это не могу назвать «разные конфессии», я могу только сказать, что на одной чаше – истинная вера, а значит, благодать Божия. А на другой – не истинная. Может быть, там и красиво, прекрасно, удобно, замечательно, весело и так далее, но нет там благодати Божией. И поэтому тот, кто имеет веру – а единственная благодатная вера это Православная, – кто стоит в истине, «прав славен Господу», тот должен обязательно делиться этим знанием. А чтобы поделиться, надо самому иметь. Поэтому когда, как вы говорите, встречаются люди разных конфессий, то надо добиваться единодушия и единомыслия, обязательно добиваться и, конечно, перед Венчанием. Добивайтесь, чтобы человек, который вас любит, мог полюбить и вашу веру. Это очень важно, потому что иначе могут быть большие печали, очень большие. Или будет охлаждение вашей веры, и вы ее потеряете. От механического соединения доброго результата вряд ли достигнете. То есть «половинка твоего, половинка моего» не получится, потому что по-настоящему горячее кипит, расплавляет; оно должно расплавить другое и соединиться в одно что-то удивительное, прекрасное, отлиться в золотой чистейший слиток. Так будет, если вы будете действительно гореть вашей верой. Все дело в горении.

– Спасибо, батюшка, за ответ. Скажите, пожалуйста, если девушка из христианской семьи, где родители, бабушки, дедушки православные, вышла замуж за представителя иной веры и покинула Православие, приняла другую веру, ложится ли вина за это на ее родителей?

– Конечно. Мы в ответе за наших детей. Мы должны помнить, что это наш грех. И всей своей жизнью молиться и плакать. И эти слезы, может быть, оживят вашу девочку или вашего мальчика. Как в сказке, когда царевна была заколдована, лежала в стеклянном гробу, и царевичу стало ее так жалко, что слеза горючая покатилась по его щеке и упала на замерший лик девочки, и она проснулась. Даст Бог, если вы не оставите как есть, а будете искренне горько плакать, то от тысячной или десятитысячной вашей покаянной слезы вернется ваш ребенок.

– Скажите, пожалуйста, почему женщина слабый пол, а мужчина сильный? Ведь когда диавол искушал Еву, то именно наш праотец Адам послушал ее, тогда мужчина послушал женщину. Почему же в дальнейшем мужчина глава?

– Во-первых, он главой был предназначен с самого начала, с замысла о мире. Это люди делают, и не знают, что из этого выйдет. А Господь знал, предугадывал, что произойдет, кем станет Адам, что совершит Ева. Вроде и тот, и другой согрешили, а почему называют мужчину главой? Ева слабый, немощный сосуд, еще «скудельный» называют в Священном Писании, а что такое скудель? Глина. Вы представляете себе, что такое глиняная плошка или глиняный кувшин? Не случайно археологические слои наполнены черепками: именно глиняная посуда все время бьется, разбитое бросается под ноги. Вот такова природа женщины. Почему? Потому что, если посмотреть Божиими очами, равного в этом мире у нас ничего нет. Жена была создана как помощница, или послушница мужа. И чтобы быть помощницей и послушницей мужа, она должна быть гораздо его слабее. Почему? Из-за гордыни. Мы все очень гордые. Чуть что, сразу заявляем: «Нет, я не хуже! Не меньше! Не слабее!» И чтобы облегчить женщине задачу быть послушной, смиренной, кроткой, Господь сотворил ее слабой.

А сегодня что творится? Меньше всего в современном мире именно послушания. Почему? Да потому что в древнем мире было гораздо виднее, что женщина – более слабое существо. А сейчас, когда женщина оделась в броню знаний, прав, денег, техники, технологий, она сказала: «Я равна», потому что она уже потеряла ощущение, что она слабее. Дай Бог женщинам вспомнить, что они слабые, и не бояться этого. Если уж апостол Павел сказал: «В слабости моя сила», значит, в смиренной слабости – близость к Богу. Когда человек слаб, он более чувствует Бога, он больше нуждается в Боге. И если женщина знает об этой слабости, то она становится Божиим человеком. Дай Бог ей это вспомнить.

– Отец Алексий, не секрет, что многие молодые семьи сейчас, может быть еще в недавнем прошлом, венчались – это было модно. Может ли такой неосознанный поступок привести молодую семью к истинной вере, к Православию?

– Может, конечно, может. Дай Бог, чтобы привел.

– Прочитаю Вам следующий вопрос от нашей телезрительницы: мама хочет, чтобы дочь вышла замуж за священника – дочь категорически против, папа на стороне дочери. В семье из-за этого возникают непонимания и трения. Как быть? Как дочери объяснить, что ее жизнь – это ее решение, при этом не оскорбив, не ранив материнского сердца и не нарушив пятой заповеди?

– Ну вообще выйти замуж за священника – это невозможно: молодой человек должен сначала жениться, и потом уже он может стать священником. Но за будущего священника выйти замуж можно. Но вот стоит ли к этому так горячо и вожделенно стремиться? Это все равно что спросить: «А хочу ли более строго и духовно жить?» Ведь что такое быть матушкой? Матушкой быть и очень трудно, и очень почетно. Почетно, потому что некоторые воспринимают матушку как половинку батюшки: тот же батюшка, только женского рода. Это не так, мои дорогие. И не может быть так никогда. Но матушка – такая страдалица! Ведь настоящий батюшка должен быть отцом всех своих чад. А если он хороший батюшка? Значит, у него много этих чад. И хороший батюшка должен заниматься этими чадами; для этого нужно время, а времени у него все те же 24 часа. Значит, чем больше он будет заниматься паствой, тем меньше он будет заниматься своими детьми и самой матушкой. Поэтому матушкой быть очень и очень трудно. И здесь сама девушка должна решить, готова ли она на такое труднейшее, невероятно трудное послушание. Рассмотрим и другую трудность – матушку ведь почитают. Хочется сразу быть выше других людей: «Посмотрите, я ведь батюшкина супруга, а не просто слесаря Петра Петровича». Ох, как опасно! Матушку ведь сразу видно – как она поворачивается, что она делает, как она говорит. Кажется, даже видно, о чем она думает. Как в такой ситуации, при таких искушениях сохранить смирение и кротость? Не дай Бог человеку, девушке, женщине потерять смирение и кротость, тогда она потеряет все, она просто погибнет! Не дай Бог.

– Батюшка, известно, что муж – глава семьи. Жена – помощница. Должна ли жена работать и помогать мужу содержать семью? Или ей достаточно функций домохозяйки?

– Конечно, пускай работает, если может. Дело в том, что супруга может работать только пока в семье нет детей – тогда она свободна и с чистой совестью может открывать новые законы физики, химии и всего остального, ходить, ездить, летать, творить! А когда появляются дети, то в первую очередь, конечно, она должна заниматься детьми, да и домом. Скажу больше. Когда нет детей, то матушка, жена батюшки, должна быть помощницей. А у батюшки столько работ, столько заботы, что у его помощницы, если она будет по-настоящему ему помогать, если она будет учиться ему помогать, действительно станет его секретарем и водителем (потому что батюшке все-таки лучше не садиться за руль, это опасно, не дай Бог что-то случится)... И вот она и секретарь, и повар, и все остальное нужно делать, и она же порученец по всем остальным его вопросам. Понимаете, сколько работы? Но это решается в каждой семье по-разному. Если действительно есть нужда, например, матушка в деревне, где учителя не хватает, а у матушки хорошее образование – как здесь не отдать себя? Если она врач, как ей не помогать? Здесь надо поступать мудро, исходить из обстоятельств жизни.

– Спасибо. Батюшка, но если жена не работает, а занимается только домом, может ли она рассчитывать на помощь мужа по дому? Или все-таки домашний труд – это не мужское дело?

– Если жена домохозяйка, то какой вопрос может быть? Конечно, она занимается домом, и ей бывает даже неудобно, если кто-то нарушает заведенный порядок, который досконально знает только она. Она не думает: «Почему ведро с мусором я выношу все время, а муж нет» – «Могу вынести, и выношу». Муж, в свою очередь, зная, что нужно обеспечить дом, положит все силы, чтобы создать это обеспечение. А это очень сейчас трудно. Так складывается естественное распределение семейных обязанностей... И все-таки, если он приходит домой и видит, что жена устала, болеет или чем-то занимается, он сам это сделает.

Мне даже странно слышать такие вопросы. Если возникают вопросы, значит, семья немножко «несостоявшаяся», как будто люди не доверяют друг другу. И спрашивают: «А вот должен он заправить за собой кровать, или нет? А помыть за собой посуду?» Когда есть любовь, когда есть честная любовь, то все просто, все естественно. Каждый старается взять на себя больше. И все будет хорошо. А если этого нет, то должно быть воспитание, когда вы видите, что муж, допустим, ленится. Редкость ли это? Да не редкость. Значит, просите. Не встречать мужа «руки в боки» и со скалкой говорить: «Так, я слышала от батюшки по телеканалу «Союз», что ты должен помогать. Вот это, это и это сейчас будешь делать» – это не метод. Просите, объясняйте: «Не потому что я хочу переложить на тебя дела, а потому что мне трудно, тяжело, у меня не получается, сил не хватает». Если будет так, то построение семьи сладится. Так вы спокойно, нежно и бережно выстраиваете семью. Если же не получается… Ну что ж, делайте что можете, и не смотрите, что муж делает меньше. Конечно, нужно, чтобы супруги как можно больше вместе работали, вместе что-то делали. Это нужно и для жены, и для детей. Это нужно в первую голову для ребенка, чтобы он видел, что папа и мама – вместе, и он сам будет так же жить. И он сам научится видеть, чем он может быть полезен. А если он будет лицезреть, что в доме все делает только мать, а отец ни в чем не участвует, он решит, что так и нужно; перед невесткой потом будет очень горько и стыдно.

– Я правильно Вас понимаю – в настоящей христианской семье не встает вопрос о мужских и женских делах, нет разграничений?

– Нет, ни в коем случае. Ведь бывает, что жены болеют. Бывает, долго болеют. А бывают и инвалиды. Что делать мужчине? Конечно же, работать, деньги зарабатывать. Но и семью обихаживать. Это естественно. Если есть любовь, все устраивается разумно и нормально. Если нет любви и нет понимания, то что тут можно объяснить? Кто хочет, тот поймет. Это такие естественные и простые вещи. Что остается страдающей половине – женщине или мужчине? Остается последняя и самая высокая христианская добродетель – терпение.

– Отец Алексий, как Вы считаете, позволительно ли мужчине, который, скажем, всю жизнь учился, юрист, в банке каком-нибудь работает, не уметь «гвоздя забить в доме»? Но он хорошо зарабатывает, может вызвать слесаря, еще кого-то, кто сможет выполнить эту работу...

– Не пытайтесь из своего банкира или офисного работника, который ничего тяжелее ручки не держал в руках и ничего другого не умеет, только нажимать какие-то кнопочки – не пытайтесь из него сделать Левшу или дядю Васю сантехника. Все равно не получится, а беду накличете: вы просто потеряете мир в семье – уж какой есть, такой есть. Приносит деньги, вот и пускай вызывает сантехника. Что-то сами делайте. Вообще ни одно умение, ни одна способность не лишние для человека, и если женщина умеет это делать, то есть шанс научить этому свою девочку: вдруг ей тоже банкир попадется? И сына научите. Конечно, попробовать надо, на что годится. Если вы увидели, что границы возможностей мужа таковы, то не обижайте его, а возьмите у него деньги и возьмите эти проблемы на себя.

– Батюшка, а если муж для решения таких вопросов по дому приглашает своего отца, значит ли это, что он не отлепился от своей семьи?

– Это значит, что он до сих пор не созревший, не вызревший. Это бывает. И в сорок лет, и в пятьдесят лет бывает. Все бывает. Бывает, что человек сохраняет это свое четырнадцати-пятнадцатилетнее юношеское отношение на всю оставшуюся жизнь. Это аномалия. Ничего страшного, бывает. Кто-то же живет на Курской магнитной аномалии – и живут вроде. И вы живите. Что уж есть... Хорошо, что есть папа папы, может прийти и что-то сделать. Мы с вами рассматриваем разные вопросы семейной жизни. Многие из них непросты и очень болезненны. Каждый раз старайтесь подходить к ним спокойно, с принятием. Потому что столько женщин отравили, испортили сами себе жизнь, думая: «Ну почему он не такой, каким я хочу его видеть?! Ну, может, он все-таки станет когда-нибудь другим?». И вот она, бедная, ожидает, злится, скандалит. А жизнь уходит, и ничего не меняется. Нарастает отчуждение. Дорогие мои женщины, ну примите ваших мужей такими, какие они есть! Молитесь о них. Молитва совершает чудеса, вдруг что-то проснется. Попробуйте.

– Батюшка, а у кого в семье должны быть деньги?

– По ситуации. У кого удобнее, у того пускай и будут. Независимо от того, кто сколько зарабатывает. Кто больше тратит, «сидит на бюджете», у того пускай и будут деньги.

– Хорошо. А кто глава семьи, в таком случае?

– Глава семьи только муж, единственно муж, и никто другой кроме мужа. Другое дело, что голова-то не у всех такая крепкая. Есть люди с головой крепкой, бывают с головой умной, сообразительной, бывает голова слабовата, что делать? В таком случае другие части организма берут на себя функцию головы. Ведь у нас кроме головного мозга есть еще позвоночный столб. Он тоже многое может. У нас есть еще душа, у нас есть сердце. Ведь можно думать сердцем, жить сердцем, в конце концов. И если ваша глава, ваш муж в чем-то слаб, чего-то недодумывает, чего-то не успевает, вы, как более сильное сердце, более сильная душа, все это берете на себя. И все равно вы почитаете, говорите: «Это моя голова. Я ж не безголовая. У меня есть голова, и очень хорошая голова». И, может быть, от этой похвалы, от этого почитания с ним начнут какие-то процессы происходить – а если не будут происходить, ну и ладно. Сердце-то здоровое, душа-то здоровая.

– Отец Алексий, последний вопрос в нашей программе: «Известно, что женщина изменяет мужу от недостатка внимания с его стороны. А как спровоцировать мужа, чтобы он сам захотел уделять больше внимания своей жене?»

– Наверно, только любить. Когда между мужем и женой любовь, тогда мужу хочется прийти домой, хочется видеть свою ненаглядную, хочется взять ее за руки, подарить ей какой-нибудь цветочек. Ну потому что – хочется! Так с ней хорошо, так приятно... Только это. Другие способы, как, например, пилить его на части, сверлить, строгать, продольно и поперечно располосовывать, не помогут. Только любить.

– Спасибо, отец Алексий, благословите наших телезрителей.

– Господь и Бог наш благословит вас и любовью, и терпением, и смирением, и мудростью. Господь не оставит нас всех никогда. С Богом.

– Дорогие друзья, я благодарю вас за присланные вопросы. Всего вам хорошего. С Богом.


Смотрите программу «Беседы с батюшкой» на православном телеканале «Союз»: воскресенье – среда 22.00 (прямой эфир), вторник – пятница 10.00 (повтор вечерней программы). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому).
Телефон прямого эфира: (495) 781-49-54

 
Праздник

Святую воду пить – чистым душой и здоровым телом быть…

Материал подготовила Лидия Ежкова

Праздник Крещения Господня (Богоявление), наверное, известен каждому так же, как Рождество и Пасха. Это один из церковных праздников, которые в силу своего особого значения не могут оставаться в стенах храма, а как бы выплескиваются наружу. В селах торжественные крестные ходы направляются к рекам и озерам

 
Духовное наследие

Спасение и добродетель

Носители духа Святителя Игнатия

Блаженна душа, которая сознала себя вполне недостойной Бога, которая осудила себя, как окаянную и грешную! Она – на пути спасения; в ней нет самообольщения. Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс