Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №3 (612)  → Протоиерей Артемий Владимиров: «Идет война народная, идет война священная, война информативная, идейная…»

Протоиерей Артемий Владимиров: «Идет война народная, идет война священная, война информативная, идейная…»

№3 (612)  / 18 января ‘11

Беседы с батюшкой

Беседа с протоиереем Артемием Владимировым в прямом эфире телеканала «Союз» 2 января 2011 г.

– В эфире православного телеканала «Союз» «Беседы с батюшкой». В студии Михаил Карелин. Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Сегодня у нас в студии настоятель храма Всех Святых, что в бывшем Ново-Алексиевском монастыре, протоиерей Артемий Владимиров. Здравствуйте, батюшка, благословите наших телезрителей.

– Приветствую, дорогой Михаил. Здравствуйте, дорогие друзья, и пусть Господь благословит наше общение.

– Дорогие друзья, поводом для нашей беседы послужил вчерашний праздник. Но это не Новый год. Вчера Святая Православная Церковь чтила память преподобного Илии Муромца. Его мы знаем по сказкам как былинного героя, богатыря, защитника и заступника русского Отечества. Я уверен, что подавляющее большинство наших телезрителей знает этого героя и святого с самого раннего детства. Отец Артемий, современные историки расходятся во мнениях: одно и то же лицо Илия Печерский и былинный богатырь Илья Муромец? Каково Ваше мнение?

– У меня нет подобного раздвоения мысли, и посещая Киево-Печерскую обитель, я молился у нетленных мощей святого Илии Муромца, который отдавал духовную силу нашему народу. Да, конечно, не так легко соединить в единую биографию русские былины, «Киево-Печерский патерик». Однако, чему бы жизнь нас не учила, сердце верит в чудеса. Вникая в само былинное повествование о преподобномученике, всегда ловлю себя на мысли, не воплощены ли в чертах его жизни тайны истории нашего народа в целом? Ведь он до поры до времени оставался недвижимым, вынужденно пребывал в бездействии на печке. Однако, напившись живой водички, приняв благословение безвестных святых странников, он вдруг ощутил в себе недюжинную богатырскую силу и, встав на ноги, отправился не строить себе коттедж с мезонином, но, как и его духовные соратники Добрыня Никитич и Алеша Попович, в дозор. Защищать землю Русскую от ворогов, от печенегов, защищать церкви русские, быть в дружине Владимира Красно Солнышко. И меня очень привлекает в образе наших трех богатырей, что они очень символичны (что, конечно, не исключает их реального существования). Это замечательное сочетание мужества и кротости, великого благородства и молитвенного устремления к Богу, готовности жизнь положить за друзей своих и снисхождения к своим врагам, которые, ощутив свою немощь, каются в прегрешениях.

– Когда в младших классах школы мы проходили сказания об Илье Муромце, учительница нам рассказывала, что он не был богатырем, что он был невысокого роста, тщедушный достаточно, сухонький человечек – никакой не богатырь, и что вообще богатыри раньше не были высокими, статными, борцами за правду – люди про них выдумывали, слагали былины, а с веками эти былины обрастали легендами, им приписывали подвиги, добродетели. Насколько верна такая позиция?

– Не нужно переносить, на мой взгляд, психологию современного лукавого, изовравшегося, изолгавшегося человека на седую старину. «Преданья старины глубокой» всегда дышат удивительной искренностью, правдивостью, исповедальностью. А вот XX – XXI век устал от лживых слов и напрасных обещаний. Помню, как отроком, приехав в Киев, я принимал участие в путешествиях по пещерам Киевского монастыря – это был тогда национальный заповедник, зверинец по-украински. Через мегафон чей-то гнусный голос вещал: здесь веками обманывали трудовой народ, и будто бы песчаник или какая-то порода обладает такими свойствами, что человеческие останки не поддаются тлению. Я уже тогда подумал: а что если этого дяденьку-диктора на пару недель оставить в пещерах, каким смрадом они заполнятся? Потому что уже тогда мы знали: Нестор Летописец – это не корреспондент «Комсомольской правды». И, безусловно, не в силе Бог, а в правде. Да, действительно, антропологи говорят, что наши пращуры, наши предки были не такого высокого роста, как нынешние акселераты, у которых даже в голове одни мускулы. Однако Русская земля всегда была богата Суворовыми, Ушаковыми, Невскими, Донскими, и пусть объяснят психологи, психотерапевты, историки, кто хотите, каким образом Александр Невский – юноша с пушком, едва пробившемся на подбородке, мог одержать победу над шведским Биргером, какими ресурсами он воспользовался со своей малой летящей конницей, нанеся головокружительное поражение закаленным в европейских баталиях закованным в латы шведским крестоносцам?! А уж если отойти еще на несколько веков назад, поистине крест и молитва творили чудеса в сочетании с булавою и мечом-кладенцом! Где она нынче, ваша учительница, на каком кладбище? Ну, дай Бог ей дожить до ста лет! Думаю, что сегодня многие учительницы глубоко каются, что они развенчивали эти сказания былинных лет. Ибо нынче время безгероическое. Любой учитель, и я в том числе, вам докажет, что без темы подвига невозможно никакое образование и воспитание. Слава Богу, что былины – быть может, они действительно представляют собой сложный сплав фольклора и исторической действительности – дышат духом героики, они возносят на щит не слепую силу, но любовь к Отечеству, которая прекрасна своей жертвенностью в сочетании с гуманностью к врагам, познавшим силу русской булавы.

– Батюшка, а как Вы считаете, существовали ли в реальности отрицательные герои, с которыми боролся Илья Муромец – Соловей-разбойник, Идолище поганое? Кто они – реальные личности или так русский народ олицетворял всякую нечисть и зло?

– Давайте почитаем хотя бы Рыбакова, который не слишком сочувствует христианству, а лучше Гумилева с его замечательной теорией пассионарности того или иного народа... А как же хазарский каганат, раздавленный каблуком нашего Святослава, породившего князя Владимира? А печенеги и половцы, эта Великая степь, которая окружала Русь и постоянно своими набегами опустошала ее пределы? Конечно, не нужно быть примитивным, и литературное творчество, древнерусская былина многое обобщает, как вы правильно выразились, представляет художественный образ. Читающий да разумеет. Несомненно, что за этим сгустком, концентратом художественной творческой энергии стоит реальность, и пусть она не сводится к тому или иному историческому лицу, однако молодая Русь, только-только вобравшая в себя сок христианства, должна была защитить те святые пределы, которые оградила крестами мудрейшая из жен Российских – равноапостольная Ольга, умевшая еще до Крещения отомстить за гибель своего безвременно почившего супруга.

– А вот Илья Муромец – в первую очередь воин-герой, заступник, который боролся за свободу своих соотечественников, или все-таки воин Христов, который был, что называется, ловцом душ человеческих?

– Вы знаете, что христианская традиция еще с послеапостольских времен возвеличивает воинов – Георгия Победоносца, которого многие назовут русским человеком, Феодора Стратилата, в день памяти которого я, грешный, родился – 21 февраля по гражданскому календарю, святого великомученика Меркурия и русского мученика Меркурия, сандалии и меч-кладенец которого до сих пор обретаются в величественном кафедральном соборе Смоленска. Христианская традиция возвеличивает воинов, которые совершали свое нелегкое кровавое ратное дело, при этом нося в сердце искру христианского благочестия. А что вы скажите в связи с этим об Александре Васильевиче Суворове, который, попав во временную опалу и немилость, будучи оклеветан пред лицом Павла Петровича, мужицкого царя, в своей деревушке ежедневно становился на клирос, крестил крестьянских детишек и был отцом родимым уже не солдат, а патриархально настроенных крестьян? А Феодор Ушаков, в отличие от английского полководца Нельсона не проигравший ни одного сражения, закончил свои земные дни в Санаксарской обители, где его дядюшка был почитаем как святой? И перед нами чудное сочетание, синтез воинских внешних добродетелей и сокровенной молитвы, которая, быть может, восходит еще к нашим Ослябе и Пересвету, в трудный час не отказавшимся выполнить свой воинский долг. Мне кажется (это моя догадка), что в жизни святого Илии Муромца было два периода, как и в жизни Александра Невского. Сначала деятельный, пребывание в дружине князя Владимира – это замечательный триумвират: Алеша Попович, Добрыня Никитич и он, Илья Муромец. Между прочим, на картине Васнецова центральная фигура на Бурушке, величественном коне, – Илья Муромец, зорко смотрящий вдаль. Мало кто знает, что на картине изображен государь Александр III Миротворец – именно с него Васнецов списал лик преподобного Илии Муромца. И затем второй период, когда отложены в сторону доспехи – меч-кладенец, шлем, наводящий ужас на поганых, – и в темной иноческой одежде, в сокровенной тиши своей кельи он, как впоследствии пушкинский Пимен, возносил молитвы за возлюбленное Отечество и возносит до сих пор. Думаю, скорбя и переживая, что подмок порох в пороховницах: где они, воинские добродетели нашего народа? Впрочем, боевая слава Отечества не увядает, и мы сегодня еще поговорим о современных героях, которыми бы не погнушались ни Илья Муромец, ни Добрыня Никитич и с которыми вместе, я верю, они предстоят у Божия Престола и молятся Христу за земное Отечество.

– Батюшка, а как Вы считаете, раскаивался ли Илья Муромец перед Богом, когда принял монашество, за тех людей, которых ему пришлось, победив, умертвить?

– Если вам приходилось брать в руки суворовскую книжицу «Наука побеждать» или читать биографию нашего первого генералиссимуса, то помните, как он свидетельствовал, что никогда он не принес в жертву Марсу ни единого лишнего человека? Сам, будучи впереди на своем белом коне, вместе с солдатушками-ребятушками, он не давал себе никогда увлечься жаждой мщения, умел миловать и плененных турок, и несчастных французов, на голову которых свалился с Альп, с перевала Сен-Готард в несчастный для них час. Таков же был для них и преподобный Илия Муромец. Дело в том, что война суровое дело и, конечно, каждый воин, безусловно, скорбит о пролитии человеческой крови, но Бог видит, Илия Муромец не искал завоеваний ни в Индии, ни в Северной Америке, он не скальпировал краснокожих друзей человечества, не занимался работорговлей, но воплощал в себе идеал русского христолюбивого народа, покровителя сирот и вдовиц, служил верой и правдой князю, почему и заслужил неувядающую любовь своего народа, до сих пор воспоминающего его подвиги и у колыбели поющего детям о его свершениях. Поэтому, конечно, он был человеком и в монастырской тиши молился об отпущении своих грехов. Другое дело, что Церковь своих воинов никогда не называет убийцами: они близки к мученикам, потому что они себя подвергают опасности умереть и, неся малую епитимью за ратные дела, они же и получают ордена и медали, как Василий Теркин. Церковь поименно молится за героев, павших на поле Куликовом, как исполнивших высшую заповедь о любви к ближнему.

– Следующий вопрос позволю себе прочитать. Он из форума нашей программы и адресован Вам: «Мы стараемся воспитывать наших детей в духе патриотизма, растим их на былинах о богатырях, их мужестве, доблести, благородстве и чести, об их верных женах. Но в детском саду мальчики играют в суперменов или спайдерменов, а девочки в принцессу Жасмин или русалочку. Мы боимся, как бы и наши ребятки не заболели этой суперболезнью, а девочки не захотели себе в мужья несуществующих героев. Подскажите, батюшка, как быть?»

– Родительский комитет на что существует? Родители платят деньги немалые за детские сады, и давно пора формировать идеологический пакет, дабы милые воспитательницы знали, что читать с детьми. Я упрекаю сегодня нас, родителей, в пассивности. Вот мы все шумим, рядим, открещиваемся от ювенальной юстиции, которая хищною птицею реет над Россией. Давайте проявим больше интереса к тому, что читают наши дети. Сложившись вместе, как это всегда было на Руси, принесем наши пособия в детские сады, дабы девочки мечтали не о зеленом пучеглазом Шрэке, но вспоминали бы и Золушку, и Дюймовочку – тех героинь европейского фольклора и сказочного мира, которые уже ассимилированы русским православным сознанием и несут в себе определенную нравственную ценность.

– А каков супергерой, какими чертами он должен обладать, чтобы стать примером для подражания? Каков настоящий герой?

– Я думаю, его лицо должно быть красиво и кротко. Мы должны сегодня наблюдать и отбирать те мультфильмы, которые несут в себе идею благородства, гармонии, сострадания. И напротив, вышвыривать вон те диски, из которых, как джинны из бутылки, выходят агрессивные гангстерши, трансформеры, на лицах которых не написано ничего кроме злобы и тупой жажды мщения. Вот почему так важно уходить корнями в наш эпос. Надо искать и в современной жизни подлинных героев, не виртуальными космическими подвигами поражать воображение, но указывающими нам на веру, надежду, любовь. Вот Женя Родионов – простой русский солдатик, который оказался победителем иноверия, отказавшись снять крест в решающих обстоятельствах. Так что сегодня нет храма, в котором бы не слышали имя героя Русской земли. А команда подводной лодки «Курск», при неизвестных обстоятельствах ушедшая на дно? Они выполнили свой долг. Их родственники знают, что безвременно почившие офицеры предстоят теперь Небесному Владыке. Будем сегодня искать героев и среди сельских священников, которые не ради хлеба куса, а ради Иисуса посещают больных стариков, созидают то, что еще не порушено в наших деревнях, приглашая жителей городов оздоравливаться на лоне нашей нетронутой природы. Кто ищет, тот всегда найдет. Как важно для наших детей созидать живой идеал, образ положительного героя! Нам нужно восстанавливать приоритеты, находить бескорыстно труждающихся ученых, смирившихся с бескормицей, но не желающих распродавать десятилетиями добытые технологии. Вот мы провели Год учителя, но мало знаем об этих подвижниках просвещения. Они борются с современными псевдореформами, вконец размывающими накопленное педагогическое богатство. Немало и честных журналистов, пострадавших на своем боевом посту. Это кропотливый труд и, я думаю, наши СМИ должны противопоставить псевдогероям, звездам эстрады либо сомнительным новым капиталистам людей труда и творчества, пафос которых – созидание Отечества, укрепление государственности, а не ослабление традиций, основ, над которыми трудились наши предки.

– Батюшка, если позволите, приведу необычное сравнение – например, Супермена и героя Великой Отечественной войны Ивана Кожедуба. Их объединяет очень многое – наличие врага, тот и другой обладают силой, волей, смелостью, умением летать. Но почему, если сейчас выйти на улицу и опросить нескольких людей, вероятным ответом будет супергерой, а не реальный герой войны?

– Народ что дышло: куда поворотит, то и вышло. Психосоматическая зависимость от средств массовой информации, которые нагло, без застенчивости пытаются отторгнуть наш народ от его исторических корней, поменять мышление, извратить историю, провести духовную мутацию, превратив страны в манкуртов, для которых это будет просто стройплощадка, но не Родина, пишущаяся с большой буквы. Идет война народная, идет война священная, война информативная, идейная. Поэтому мы должны всеми имеющимися у нас средствами созидать духовно-нравственное пространство, моделировать его, дабы священная историческая память не канула в лету, но нам удалось бы донести до наших детей и внуков то великое богатство, наследниками которого мы являемся. Поэтому нельзя терять ни минуты: все определяет не экономический фактор, но нравственное состояние сердец, те подлинные сплоченность и единство, ферментирует которые Православная Церковь. Она-то и является предметом главных нападок со стороны наших зарубежных партнеров, которые втихую радуются нашим неудачам и пользуются всеми неправдами, дабы расчленить наше сознание, а потом уж и землю, на которой мы живем.

– Чем все-таки опасны супергерои – Супермен, Спайдермен, да и много их там всяких, маленькому человечку?

– Конечно, неумением любить, своим бездушием. Перед нами моральные уроды, а не супермены. В них нет ничего человеческого, они слепые проповедники разрушительной силы. Они поражают своей жестокостью, они и не люди вовсе, но двуногие ходячие сущности, которые влияют на окружающий мир так, что даже добрые спокойные черепашки стали ниндзя, агрессивными и кусачими. И мы видим, как стремительно расчеловечивается XXI век, отступая от христианских основ бытия. Я трижды подпишусь под словами современного мыслителя, который говорит, что без Христа в человеке нет ничего человеческого. Мы видим, как расподобляется образ человеческий и бедная Европа, вступившая в сумерки нового христианского века, вливает в Россию эту прокисшую закваску, заражая новым бытовым сатанизмом. С кем поведешься, от того и наберешься. Вот почему мы должны быть трижды внимательны в отношении досуга наших детей. И чем они креативнее, активнее, тем с большим усердием мы должны формировать видеотеку, фонотеку, ни в коем случае не отпуская вожжи, чтобы дети не провалились в компьютерный «нужник» и не потонули в интернет-андерграунде, откуда извлечь их посиневшие тельца, души, задохнувшиеся от отсутствия правды и любви, уж будет невозможно.

– Позволю себе еще одно сравнение, еще одного героя вспомню и проведу сравнительный анализ. Предположим, Бэтмен борется со злом своими силами, спасает мир, сконструировал свой бэтмобиль, в совершенстве овладел искусством боя. И Мария Октябрьская – была такая девочка во время Второй мировой войны. Она решила бороться с фашизмом своими силами. Она построила на собственные средства танк Т-34, в совершенстве овладела пулеметом, искусством управления танком. Много общего, чувствуете? Ну неужели нам не нужны реальные герои? Может, существуют какие-то причины, по которым они не достойны подражания?

– Те реальные фамилии, которые вы назвали и не назвали, те личности подлинных героев, о которых мы обязаны помнить и воскрешать их жизненные биографии, характеризуются не столько преданностью уже отжившим социалистическим идеям, сколько живым чувством исторической Родины, каждую пядь которой они хотели защитить собственной грудью, своим телом. Бэтмены, Рокфеллеры и носители прочих подозрительных иностранных фамилий – это космополиты, в лучшем случае американизированные Тарзаны, которые навязывают нам пошлую мысль, что оттуда, с Запада, придет к нам помощь и мы, подчинившись железной руке натовского героя, наконец-то сумеем обустроить бестолковую Россию и в нужном направлении развернуть финансовые потоки. Но сегодня, не забывая Покрышкиных, Талалихиных, Мересьевых и Матросовых, давайте в ткани христианской истории искать подлинных воителей за правду. Как важно нынче православным телеканалам являть светлые образы новомучеников Российских, и прежде всего Государя Николая Второго Александровича, равно как достойнейших представителей романовской династии и тех, кто умирал за царя. И подвиг Ивана Сусанина вдохновил наших гениальных композиторов на создание одноименной оперы, но многие ли ее сегодня слушают и знают? Новомученики, в ХХ веке противоставшие багряному дракону, вышедшие один на один с мировым безбожием – вот те герои, в которых сочетается любовь к отечествам земному и небесному. Думается, что сегодня это золотая жила для литературного творчества, видеотворчества. Сегодня нужно воскрешать биографии священномучеников: Серафима (Чичагова), того, кто написал летопись Серафимо-Дивеевского монастыря и в глубоком уже возрасте пострадал от чекистов в Ленинграде, Серафима (Звездинского), гениального проповедника, Дмитровского архиерея, который, с этапа на этап будучи пересылаем, никогда не терял присутствия духа, радостной улыбки, священомученика Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского, который благословлял своих мучителей, гонителей за стенами Киево-Печерской Лавры и был убит пьяными матросами. Итак, мы должны знать этих героев, их свидетельства мы должны доносить до массового зрителя, массового потребителя. Ибо народ, который согласился на роль быдла, некритично потребляющего информацию, недостойную культурного человека, мало-помалу возвратился к состоянию соборности, единомыслия, критического отношения к тому, что ему предлагают. Воспомянул свои корни, а стало быть, и свое призвание, и таким образом оказался достойным носителем русской идеи, существо которой в соборном противостоянии мировому злу и свидетельстве о правде Христова Воскресения перед богоотступническим миром. Русские богатыри и были носителями этой вечной, немеркнущей Христовой правды, веры, причем не отвлеченными, книжными, а сотканными из плоти и крови: они возвещали милость к побежденным врагам, они выходили навстречу враждебной рати и совершали удивительные подвиги, которые впоследствии повторялись в веках. Думаю, что сержант Павлов, не сдавший позиции в Сталинграде, это Илия Муромец нашего времени. И те, кто погребены на курганах Севастополя – я имею в виду не только Крымскую войну XIX века, но и оборону Севастополя в XX веке – это достойные потомки русских богатырей. Думаю, сегодня никто не может нам помешать наших детей приобщать к немеркнущей славе русского оружия.

– А ведь удивителен, мне кажется, тот факт, что даже атеистической власти в ХХ веке понадобились святые герои православной церкви, такие, как Илья Муромец, мы же знаем его с детства. Александр Невский – он тоже пришел из детских книжек?

– Дело в том, что главным героем Великой Победы является русский народ, а не Ставка с теми, кто пребывал в ней, расчерчивая план завоевания Европы. Именно русский народ вынес на своих плечах дорогу железную XX столетия. Именно сила русского народа выправляла курс вчерашних большевиков, и вы знаете, что среди них были разные тенденции – космополитические и патриотические... Но загружать наших телеприхожан геополитическими построениями мы не будем.

Я хотел бы поделиться той радостью, которую мы вчера испытывали: у нас в центре Москвы, в храме Всех Святых, что в Красном Селе, близ магазина «Ашан» прошел День русского богатырства. Вот проверка на прочность убеждений – в то время, пока большинство москвичей спали тяжелым, беспробудным, хмельным сном, икали, сознательные граждане привели своих детей на молебен Илие Муромцу. Затем на свежем воздухе, в нашем обширном саду, сначала монастырском, потом пионерском, а теперь уже Божием современном приходе мы, построив снеговые траншеи, сугробы, учредили спортивный праздник. Я с удовольствием отметил, что наши мальчиши-крепыши ни в чем не уступают своим дедам – славным победам, по перетягиванию ли каната, прыжкам наперегонки, в забеге в мешках. Потом пили чай из огромного самовара на 50 литров с черным байховым чаем, с баранками, взрослым глинтвейн подали – вот это праздник. Даст Бог, доживем до следующего праздника, хорошо выспавшись с 31-го на 1-е января, во дворах, в приходах устроим еще такой праздник, чтобы помериться силушкой богатырской, подышать свежим воздухом. Пусть «голубой огонек» горит себе синим пламенем, где, как размалеванные кикиморы, прыгают незаслуженные артисты, не обладая ни талантами, ни голосом своих учителей, а мы будем вести здоровый образ жизни, чтобы и Китай, и Америка чувствовали, что из Москвы пошло возрождение великой и неделимой России.

– Батюшка, Вы упомянули, что у Ильи Муромца были два боевых товарища – Добрыня Никитич и Алеша Попович. А ведь эти легендарные герои не причислены к лику святых. Попович – поповский сынок? Он обычно изображается с длинными прядями волос, лицо его бело и свежо, как у девушки, а глаза Алеши Поповича ласковые и печальные, добрые.

– Это действительно один из самых лиричных богатырей Русской земли. Добрыня Никитич – косая сажень в плечах, богатырское телосложение. Я не уверен, что он посещал фитнес-клуб, но ведь Александра Невского в три годика посадили на боевого коня, а в шесть лет он прекрасно владел мечом. Нужно петь сегодня нашим детям былины. И к слову будет еще вспомнить русского соловья иеромонаха Романа, который поет в собственном переложении: «Как матушка Добрынюшке наказывала: по Руси святой проскакать на вороном жеребце да посмотреть, что там творится по горам, по долам». И Добрынюшка, возвратяся, с печалью докладывал матушке о том, как храмы Божии закрыты на замки, как народ помельчал и подурнел, как льется иностранная бражка по углам. Причисление к лику святых – дело не только человеческое, но и Божие. Сегодня мы вспоминаем наших национальных героев с любвью. Давайте тогда спросим, почему Александр Васильевич Суворов у нас еще не изображается на иконах? Кто как не он? Бог знает тех, кто прославил Его имя жертвенным служением.

– Наши телезрители интересуются, кто мог быть святым покровителем у Илии Муромца – Илия Пророк?

– Конечно. Тот самый громовержец, который гораздо больше нам говорит, чем мифический Зевс или языческий Перун. Илия Пророк, ревновавший о славе Божией, вдохнул в нашего национального героя личное бесстрашие перед врагами Отечества и жертвенную любовь к его друзьям. Я надеюсь, дорогие друзья, мы вдохнули сегодня в вас боевой дух не в смысле агрессивности, от нашей передачи веет миром и покоем. Но будем помнить: пока мы сильны, мы мужественны, «когда мы едины, мы непобедимы». Я кланяюсь флоту, ракетчикам, зенитчикам, учителям, врачам и всей нашей общественности, которая, взявшись за руки, защитит детей от Бэтменов и нэпманов, от тусклой буржуазной мещанской философии и поможет нам выкарабкаться на тропу бескорыстной любви к Богу, Церкви и родному дому.

– Еще одна наша телезрительница, сын которой посвятил себя военной службе, спрашивает, какова традиция почитания Илии Муромца и с какими молитвенными просьбами к нему обращаются – молятся ли ему конкретно за воинов?

– Конечно, сегодня уже немало храмов воинских в ракетных частях во имя Илии Муромца. Составлены особые молитвы, в которых мы просим оградить наших воинов от скорбей и болезней, даровать им силу и мудрость, дабы небо было ясным и чистым, а жизнь прекрасной. И своими словами каждая мать должна возносить молитвы за своего сына, отправившегося защищать Отечество: «Святый преподобный Илия Муромец, помоги и сохрани защитника Отечества – сладкое мое чадо», затем называем имя.

– Батюшка, а каких героев как примеры для подражания Вы рекомендуете своим прихожанам – детям и родителя?

– Я уже упомянул о священномучениках и считаю, что сегодня главными героями являются дети последнего Государя Императора. Цесаревич Алексий мечтал, что в его государстве не будет несчастных и обездоленных. Чистые как снег девушки Ольга, Татиана, Мария, Анастасия, свидетельствующие, что истинное достоинство юности в невинности, в целомудрии, в любви к родителям, готовности положить жизнь за Отечество. Истинные герои – это верноподданные слуги русского Царя, Петр Аркадьевич Столыпин, который говорил: «Вам, господа нувориши, нужны великие потрясения, а нам нужна великая Россия!» Сегодня достаточно только раскрыть книги боевой славы русского народа, и мы найдем этих героев, от седой старины до современности. Никогда не переведутся у нас люди, думающие не о себе, но о ближних, умеющие предпочитать общественное личному. Так мы воспитаны, и так мы должны воспитывать наших детей.

– Действительно, в России много героев, которые спасли мир.

– К сожалению, средства массовой информации даже не упомянули о Дне героев России. Три недели назад он прошел совершенно незамеченным. Есть высший суд! Он не доступен звону телевизионного злата. Видимо, у них свои герои, имеющие двойное гражданство, но мы будем работать в нашем направлении. Я очень верю, что скоро не только телеканал «Союз», но и НТВ, РТР, РЕН-ТВ наконец устанут от своей эклектичности и сформулируют свою телевизионную концепцию нравственного возрождения Отечества, а не разложения нравов.

– Отец Артемий, я благодарю Вас за теплую беседу. Благословите наших телезрителей.

– Взаимно. Я очень надеюсь, что мои слова вы не восприняли как какие-то воинственные – я сам человек домашний, мирный, желаю всем счастливого Рождества Христова. Просто надо помнить, в какое время мы живем: сейчас не время впадать в сон от комфорта, нужно искать почести истинного звания. Для нас призвание в служении Господу Богу, служении живым людям, каковыми являемся все мы. Будьте счастливы.


Смотрите программу «Беседы с батюшкой» на православном телеканале «Союз»: воскресенье – среда 22.00 (прямой эфир), вторник – пятница 10.00 (повтор вечерней программы). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому).
Телефон прямого эфира: (495) 781-49-54

 
Первосвятитель

Обращения Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Обращение Святейшего Патриарха Кирилла в связи с началом приема заявок на соискание Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

 
Церковный календарь

Свободой надо распоряжаться правильно

Протоиерей Евгений Попиченко

25 января – память святой мученицы Татианы 25 января именины совершают христиане, нареченные в честь святых Татианы, Саввы, Петра. Мир и благословение Божие да пребывают с вами, дорогие именинники. Светлой вам радости ангельского дня, помощи Божией во всех делах и благих начинаниях.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс