Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Беседа с архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение» 21 декабря 2010 г.
– Здравствуйте, дорогие телезрители. В эфире программа «Архипастырь» и я, ее ведущий, Даниил Рябинин. Сегодня, как и всегда, на ваши вопросы в прямом эфире ответит Высокопреосвященнейший Владыка Викентий, архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский. Здравствуйте, владыка, благословите наших телезрителей.
– Бог благословит.
– Владыка, давайте обратимся к вопросам, которые нам задали еще до эфира. Людмила из Екатеринбурга спрашивает: «Я пришла к вере достаточно поздно. Дети крестились сами, будучи взрослыми, и не были воцерковлены. Почему Церковь так сильно почитает Божию Матерь?»
– Как не почитать Божию Матерь, если Она сподобилась быть той, которая послужила делу нашего спасения, сподобилась стать Матерью Сына Божия, послужила воплощению Сына Божия – Она своей чистотой, святостью жизни предуготовила себя к этому великому таинству Боговоплощения: Она очистилась душевно и телесно и стала сосудом, вместившим в себя невместимого Бога. Она стала Матерью Сына Божия. Мы знаем, что на кресте Христос усыновил Ей всех нас, и Богородица является нашей матерью, покрывает нас своей милостью. Мы видим, как она печется о нас, как много помощи оказывает всем нам – и грешным, и праведным, всем нуждающимся она помогает. Она простирает свой покров на всех людей, помогает всем нуждающимся в ее помощи. Поэтому мы и благодарны ей, поэтому мы ее любим – мы должны отвечать на ее любовь, помощь, отзывчивость к нам. За то, что она всегда нам делает доброе, мы ее благодарим за помощь. Поэтому святая Церковь, православные люди особенно чтят Матерь Божию, Пресвятую Богородицу, которая послужила делу нашего спасения и сделалась Сосудом благодати Божией, послужила делу Боговоплощения.
Мы сейчас празднуем Рождество Христово, – а ведь она явилась Той, через которую Сам Господь Бог сошел с небес, принял человеческую плоть, чтобы искупить весь человеческий род от греха, проклятия смерти. Вот какое большое значение для нас имеет Пресвятая Богородица!
У нас есть огромное количество икон Божией Матери, которые свидетельствуют о ее готовности помочь всем людям, в любых обстоятельствах жизни, в любых скорбях. Недавно мы отмечали праздник иконе Божией Матери «Нечаянная Радость». Ее история – тоже для нас особое утешение. Человек грешный, преступник, шел на преступное дело и молился пред иконой Божией Матери о его успехе. Но Пресвятая Богородица его вразумила. Когда он молился перед очередным преступным делом, он увидел, что из ног, рук и из ребра Младенца на иконе течет кровь. Тогда он спросил, кто это сделал. Божия Матерь ему ответила: «Ты и подобные тебе грешники вновь распинают моего Сына и причиняют Ему крестные страдания». Такое откровение сильно вразумило этого человека, и он оставил свои злодеяния. Вот как Божия Матерь печется о всех нас, пытается нас вразумить и направить на путь истинный. Поэтому мы Ее любим, благодарим и почитаем.
– Владыка, у нас первый звонок, из Московской области: «У меня от бабушки осталась старинная икона Серафима Саровского – ее бы обновить. И я бы ее отдала – куда ее можно отдать, я не знаю адрес?»
– В каждой епархии, тем более в Москве, есть иконописные мастерские, куда можно отдать икону для реставрации, если она нуждается. И надо оставить икону у себя, потому что это старинная святыня, связь времен, связующее звено между поколениями. Она должна быть в вашем доме, как святыня, которая освящает весь ваш род от самых корней до сегодняшнего времени и, надеюсь, будет освящать и будущие поколения вашего рода. Таким должно быть отношение. Ведь раньше так и делали, передавали святыню из поколения в поколение, это было связующее звено между ними, она укрепляла всех в вере, благочестии, приводила людей к вере. Потому что если предки были верующими, молились перед этой иконой, получали помощь через нее, то она есть самое ценное для этого дома, рода, для этой семьи. Поэтому нужно отдать икону на реставрацию в иконописную мастерскую, сейчас такие есть, тем более в Москве или Троице-Сергиевой Лавре, а потом оставить ее себе для почитания, для поклонения, для молитвы пред этой святой иконой.
– Владыка, у нас звонок из Екатеринбурга: «Я обращалась в епархию, чтобы заказать икону святителя Кирилла, архиепископа Александрийского. Все его иконы продаются очень маленькие, 4х5 см, а я хотела бы иметь большую икону. Мне сказали, что единичный заказ «Софрино» не выполняет. А куда можно обратиться?»
– На территории нашего Епархиального управления, на ул. Репина, 6-а, напротив храма Иоанна Предтечи есть указатель «Мерная икона» – подойдите в эту иконописную мастерскую и закажите икону, в которой вы нуждаетесь, они напишут икону такого размера, какого вам хочется. Если что-то не получится, то зайдите в Соборный дом, оставьте записку и ваш адрес, и мы решим вопрос.
– Спасибо, Владыка. Давайте обратимся к вопросам от наших телезрителей. Татьяна из Алматы спрашивает: «Почему чем я больше молюсь за детей, тем больше скорби и обид терплю от них?»
– Это может быть показатель того, что в свое время было упущено правильное воспитание детей. И сейчас дети живут по своей воле, а мама, зная волю Божию, пытается их воцерковлять, вразумлять, направлять, но они не особенно поддаются. Они уже укоренились в своих убеждениях, в своих привычках, и сейчас сложновато это все поправить. Но не нужно впадать в отчаяние; нужно молиться за них, давать какие-то вразумления так, чтобы они не раздражались и не причиняли вам неприятности, огорчения. Но надо настойчиво и деликатно пытаться своим личным примером, молитвой и добрым поведением как-то их вразумлять и исправлять их жизнь, которая пошла не по тому пути, который присущ православному христианину. Нужно принимать все обиды с пониманием, зная, что вы терпите ради Христа, ради того, чтобы исправить человека, тем более самых близких людей, направить их на путь Христов, на путь истины. Если апостолы терпели, проповедуя в разных местах, когда их гнали, били, ругали, не принимали, тем более мы, совершая подвиг миссионерского служения, встречаем некоторые недопонимания. Но как они радовались, что терпели ради Христа, так и мы должны радоваться, что сподобились потерпеть какие-то унижения или оскорбления. Если мы будем терпеть ради смирения, послушания, радости о том, что делаем ради Христа, то Господь даст нам то, чего мы желали, то есть исправление наших родных и близких, направление их на путь истины и добра.
– Владыка, у нас звонок из Екатеринбурга: «Когда мы молимся, мы часто говорим слово «раб». Меня смущает это слово, но не от того, что я раба, а оттого, что недостаточно служу Богу, недостойна быть даже рабой. Меня одолевают страсти, я опять молюсь и недостаточно Богу служу. И получается, что или я плохая раба, или пока еще никто. Разъясните, пожалуйста, это слово. И второй вопрос: ангел-хранитель дается нам при Крещении и до конца жизни. А в молитвах мы опять просим: Господи, пошли нам ангела-хранителя. Это место мне тоже непонятно».
– Что касается слова «раба», то мы знаем, что сама Богородица, когда к ней пришел ангел Господень возвестить о рождении от нее Сына, смирилась и сказала: «Се раба Господня». Конечно, раб Божий – это человек, который активно трудится ради Христа, ради Бога, ради своей души, ради своего спасения. Конечно, быть рабом Божиим – это почетно. Лучше быть рабом Божиим, чем рабом дьявола. Но в том и заключается наш с вами труд, чтобы служить не дьяволу, а служить Богу, чтобы не быть рабом дьявола и греха, а быть рабом Божиим и служить добродетели. Весь наш земной путь мы постоянно боремся за жизнь и против смерти. Наша жизнь – борьба, чтобы Господь даровал нам жизнь вечную и избавил от вечной смерти. Если мы постоянно над этим трудимся, то есть нам благо и спасение. И радость в том, что мы направляем свои стопы на путь трудолюбия ради Христа, ради ближнего, ради своего спасения. В этом и есть смысл нашей жизни: мы не должны быть рабами греха или дьявола, а должны быть рабами Божиими и рабами добродетели ради своего спасения. К сожалению, в нашей жизни бывает и так, когда человек падает, согрешает, то есть уклоняется от правильного пути. Но есть покаяние, милосердие Божие, и не нужно отчаиваться и унывать: такая наша испорченная природа, мы должны постоянно бороться, чтобы уклоняться от зла и сотворить благо, как призывает нас Священное Писание. Мы должны всегда оставаться рабами Божиими, а не рабами греха.
– Владыка, у нас еще один звонок: «В Свердловской области есть небольшие города, такие, как Невьянск, Верхний Тагил, Кировград – почему в них такой разный подход к огласительным беседам? Я слушаю по радио, по телеканалу «Союз», как это важно – правильно подготовить людей ко крещению, чтобы они делали это осознанно, чтобы понимали веру. Мы обращались в одни храмы – там соглашались крестить только после огласительных бесед, а в других крестили сразу. Почему такой разный подход в храмах и нет единства в этом вопросе?»
– Спасибо вам за этот вопрос. Мы стараемся, чтобы во всей епархии было единое отношение к подготовке к Крещению, чтобы до Крещения люди получили необходимые, самые элементарные знания о Боге, о христианстве, о церковной жизни; не только знания, но и навыки духовной жизни – чтобы еще до крещения человек воцерковился, ходил на службы, чувствовал необходимость, потребность своей души жить в Церкви, ходить в церковь, молиться в церкви. Дома, конечно, тоже можно молиться, но молитва в Церкви иное – как «лань на источники водныя», так и душа желает в Церкви приобщиться благодати Божией. К сожалению, непросто достичь в каждом приходе такой активной работы, хотя мы на каждом нашем собрании всегда говорим, чтобы священники минимум двенадцать бесед проводили с теми, кто желает креститься. Получается, что около трех месяцев нужно ходить в церковь, ходить на беседы, узнавать, какая жизнь предстоит человеку в христианстве, какие у него обязанности, и уже выполнять эти обязанности по мере своих сил. И когда человек окрепнет, встанет на ноги, тогда уже принимать таинство Крещения. В таком случае человек действительно чувствует особую благодать Божию, особую силу, которая укрепляет его в тех навыках, которые он приобрел до Крещения. Это очень важно, но, к сожалению, не все это понимают – миряне даже настойчиво требуют, чтобы быстрее крестили. Некоторым священникам приходится идти навстречу, чтобы крестить пораньше. Хотя это не совсем правильно.
Что касается средств, то сейчас мы крестим в нашей епархии бесплатно, не берем плату за Крещение. Если кто желает пожертвовать какие-то средства в благодарность за это великое таинство принятия в Церковь, в благодарность Богу (ведь мы жертвуем не священнику, не кому-то из людей, а мы жертвуем Богу), – Бог повелел священнослужителям, настоятелям распоряжаться этими средствами для содержания храма, для совершения программ, необходимых для повышения нравственного уровня прихожан: есть различные школы – церковно-приходские, воскресные школы для взрослых, и т.д., есть потребности для служения в храме. Поэтому пожертвования нужны для блага тех же людей. Мы не устанавливаем никакой таксы, никаких требований. Может человек креститься бесплатно, может пожертвовать по велению своего сердца. Это будет очень хорошо для самого же человека, потому что это есть милосердие пред Богом, и Господь тысячекратно покрывает Своим милосердием.
– Владыка, у нас еще один звонок, из Краснодарского края: «У нас в семье есть больной ребенок. Он до трех лет рос совершенно нормальным, а после трех лет перестал разговаривать и остановился в развитии. Мы его отвезли в монастырь, батюшка назначил ему семь отчиток. Мне хотелось бы знать, что это такое, и Ваше мнение о решении батюшки: я слышала очень неоднозначные мнения о том, что такое отчитка».
– Отчитка – это специальный чин, молитвы святого Василия Великого, которые читаются над человеком, одержимым бесовской силой, человеком, как мы говорим, бесноватым; может быть и так, что ребенок подвержен бесовскому влиянию и нуждается в помощи благодати Божией для избавления от этого влияния. Но тут надо посмотреть и на родителей, на их жизнь. Может быть, за их грехи Господь попускает такие скорби для самого ребенка и для родителей. Нужно упорядочить и исправить свою жизнь, тогда Господь по молитвам родителей даст избавление. Есть у нас большое таинство – таинство Причастия Тела и Крови Христовых. Если к нему относиться серьезно, более благоговейно и со страхом Божиим, это тоже может послужить делу очищения от бесовской силы и исцелению от духовных и телесных заболеваний, которые бывают в жизни человека. Я не знаю, к какому батюшке вы обратились, но в Троице-Сергиевой лавре есть много старцев, духовников, которые могут дать здравый совет в этом случае. Есть отец Наум, дай Бог ему здоровья, и другие батюшки, которые могут дать хороший совет. Надеемся, что с Божией помощью вы избавитесь от этой болезни.
– Владыка, наш телезритель спрашивает: «Что такое частицы мощей? Откуда их берут?»
– Когда есть необходимость раздроблять мощи и отдавать их в разные места для поклонения верующим, священнослужитель берет копие, молится и с поклонением и страхом Божиим отрезает маленькую частицу святых мощей, вставляет в воск, вкладывает в мощевичок и отдает для поклонения верующим. Есть такое действо, дающее возможность раздроблять мощи, чтобы доставить в нуждающиеся храмы частицы мощей того или иного святого угодника Божия, чтобы можно было почаще к нему притекать, если мощи находятся очень далеко и не каждый может туда попасть. Но, к сожалению, сейчас есть одна проблема. Во многих храмах находятся святые мощи, притом большое количество мощей, но нет благоговения и должного их почитания. Поэтому прихожане должны знать в своем храме иконы с мощами и, поскольку они имеют такие святыни, должны более благоговейно, с особым трепетом притекать к святым мощам, чтобы воздать должное почтение. А то сначала все рвутся и желают, а потом этот пыл затухает и остаются святые мощи без особого почтения. Поэтому если храм приобрел святые мощи, нужно стараться, чтобы они не были в бесчестии.
– Владыка, у нас звонок из Смоленской области: «Я жил с девушкой. В блуде, конечно, жил. Воцерковился, и по воле Божией расстался с ней. Скажите, как мне укрепиться в воле Божией?»
– Хорошо, что вы поняли ошибку, расстались с этим грехом. Конечно, сейчас душа ваша болезнует, потому что она изранена страшным грехом блуда – это страшный, смертный грех; мы говорим «смертный», потому что совершая этот грех, человек подвержен вечной смерти в потустороннем мире (если человек, находясь в таком грехе, уходит из жизни, то он, грубо выражаясь, прямиком идет в ад, даже не проходятся никакие мытарства – человек сразу идет туда), потому грех и называется смертным, что приводит к вечной смерти. Но живя на земле и сознавая свой грех, есть возможность искупить его, очиститься от него. Поэтому не надо унывать и отчаиваться. Да, грех тяжелый, но от него можно избавиться своими подвигами, своими стараниями, молитвой, покаянием. Но покаяние должно состоять не в том только, чтобы прийти и сказать: «Я грешный, блудный, совершил грех» – нужно принести достойные плоды покаяния, нужно в течение всей своей жизни помнить этот грех и за него терпеть все трудности этой жизни: если случится скорбь, болезнь, унижение, оскорбление, то нужно ставить пред собой свой тяжкий грех и терпеливо все переносить, зная, что Господь посылает скорби для очищения от греха. Чем больше мы сможем переносить тягот земных, тем больше надежда на исцеление от этого тяжкого греха. Но не нужно ждать, когда Господь пошлет нам скорби, болезни; нужно самому трудиться – делать дела, противоположные совершенному греху, то есть дела добрые, дела милосердия, помощи ближним. И, конечно, очень важная помощь ближнему – отвратить его от ложного пути, отвратить от блудного греха, в который наше современное общество впадает очень легко, быстро, и считает это нормой жизни. Если пройти путь искупления этого греха, почувствовать его тяжесть и его горечь, говорить другим об этом, отвращать других от этого ложного пути, то это будет добродетель, противоположная этому греху. Очень важно как можно больше отвратить людей от греховного пути, потому что многие люди впадают в этот грех, не считая его грехом; они уже привыкли к этому делу. Надо раскрыть тяжесть этого греха всем и отвращать от ложного пути.
– Владыка, нам звонят из Екатеринбурга: «У меня сын выпивает. Мы молимся, я хожу на Исповедь, он крещеный, раб Божий Игорь. Помогите, пожалуйста: куда мне еще обратиться?»
– В нашей епархии, в Екатеринбурге было очень много святынь, которые могли бы помочь вам. Летом у нас была икона Божией Матери «Неупиваемая чаша». Вы могли бы обратиться за помощью к Пресвятой Богородице, чтобы она исцелила вашего сына от этого тяжкого недуга. Недавно у нас были мощи святой великомученицы Екатерины... Ведь есть примеры, когда люди, одержимые наркоманией или пьянством, приходили к святыням нашей Церкви, со слезами, неуклонно, постоянно просили, и Господь им помогал. Постоянно, неуклонно, ежедневно, со слезами просите, и дастся вам. Всяк просящий получит то, что он просит. Потому что Господь милосерд и святые угодники Божии имеют особое дерзновение пред престолом Божиим и могут ходатайствовать пред Богом о спасении вашего сына.
– Владыка, в продолжение этой темы несколько вопросов от Татьяны из Тольятти: «Владыка, как православная Церковь относится к кремации? Какие требы заказывать, если кремация была совершена? Можно ли отпевать урну с прахом, если покойный не был отпет?»
– Что касается кремации, то Святая Православная Церковь ее не приветствует. И, конечно, мы не советуем кремировать своих родственников. При любых обстоятельствах, при любых отговорках, оправданиях, не надо этого придерживаться. Есть у нас древнее правило, что «земля еси, и в землю отыдеши», поэтому нужно предавать земле. Есть у нас отпевание в храме над гробом, и это нужно, чтобы привезти усопшего последний раз в церковь, попрощаться со своим бывшим прихожанином, помолиться за него и предать земле. Сегодня активно предлагают кремировать – «это стоит подешевле». И это очень печалит. Я знаю, что люди, сделавшие так, потом каются, чувствуют себя виновными, чувствуют, что поступили неправильно, и находятся в тяжелом душевном состоянии. Зачем приносить боль своей душе, если можно сделать так, как надо? Бывают какие-то сложности, проблемы, но их надо преодолеть, чем не преодолевать их, а потом постоянно мучиться, болезновать душой.
Но даже если это случилось, то, конечно, мы молимся за усопшего, поминаем его, отпеваем заочно. Ну а там уже человек сам принимает решение, куда хоронить, к родственникам подзахоронить или как-то по-другому. Но к кремации прибегать не нужно.
Беседовал Даниил Рябинин
Расшифровка аудиозаписи – Елена Повышева
Свои вопросы в программу вы можете задать так:
Книгу «Архипастырь» с ответами Владыки Викентия на вопросы телезрителей и радиослушателей спрашивайте в Издательском отделе и церковных киосках Екатеринбургской епархии
На минувшей неделе в обществе активно обсуждалась проблема абортов: Минздравсоцразвития подготовил законопроекты о защите жизни, на «круглом столе» «Проблемы молодой семьи», прошедшем на Крутицком подворье
9 января 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил детскую Рождественскую елку в Государственном Кремлевском дворце, ежегодно устраиваемую Русской Православной Церковью совместно с Управлением делами Президента Российской Федерации, Правительством города Москвы и Московской федерацией профсоюзов.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.