Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Беседа с протоиереем Артемием Владимировым в прямом эфире телеканала «Союз» 1 декабря 2010 г.
– В эфире православного телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». В студии Михаил Карелин. Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Сегодня у нас в гостях в студии в Андреевском монастыре настоятель храма Всех Святых в бывшем Новоалексиевском монастыре протоиерей Артемий Владимиров.
Здравствуйте, отец Артемий. Благословите наших телезрителей.
– Приветствую вас, дорогие друзья. И пусть наше собрание вечернее будет благословенно.
– Сегодняшний наш разговор пойдет о таких грехах, как тщеславие и гордыня. Отец Артемий, расскажите нам, что же такое тщеславие? Какие страсти сопровождают этот грех? Как с этим бороться?
– Неудобно об этом говорить, потому что я связан по рукам и ногам. Гордыня, тщеславие... И как больной показывает свои раны собратьям по несчастью, так и мне, думаю, это будет спасительно. Не зря же святой Иоанн Лествичник в своей знаменитой книге говорит: «Не останется без награды тот, кто, сидя по уши в болоте, кричит из последних сил: «Не ходите моим путем! Вы можете погибнуть! Обходите болото!» – Бог не оставит этого бедного грешника без Своей помощи. Иногда очень полезно вдумываться в самые слова. «Тщеславие» – погоня за какой-то славой. Но какой? Божественной, нетленной, принадлежащей Отцу Небесному? Или иной, тщетной, суетной, ложной? Что же это за ложная, суетная слава? Это, конечно, желание прославлять самого себя, действовать во имя свое. Человек тщеславный не предстоит живому Богу, но он весь в плоскости внимания окружающих его людей: набирать свои очки, получать свои, хотя бы и духовные, дивиденды. Человек тщеславный не читал замечательное произведение братьев Стругацких «Трудно быть богом». Ведь таковой и стремится как пуп земли себя утвердить, и таким образом быть всем для окружающих его людей.
– А гордыня чем отличается от тщеславия? Или это две сестры?
– Сестры ли, или у них иное родство – тетушки и племянницы, – однако человек гордый может вовсе не искать общения с людьми: не всякому нужно выраженное одобрение, ободрение. Гордец упивается самим собою и без посторонней публики. Святые отцы говорят: «Гордость ума – самое страшное заболевание». Человек гордый чувствует мнимую самодостаточность; человек гордый, взирая на небо, готов уже произнести страшные слова того, кто упал с неба: «Вознесу престол свой выше престола Всевышнего». Гордец вполне последовательно доходит до отрицания бытия Божия, потому что он скрыто или явно обожествляет самого себя.
– Батюшка, но почему же нельзя на земле искать славы? Нельзя хорошо трудиться, хорошо исполнять свое дело?
– Вопрос – ради чего и ради кого ты это делаешь? Священное Писание дает прекрасное лекарство: «Господи, не нам, не нам, а имени Твоему дай славу». И поэтому стремясь трудиться, делая все с огоньком, с искоркою, качественно, я должен не ублажать самого себя: «Ай да Пушкин, ай да молодец!» (Александр Сергеевич не имеет к этому прямого отношения), но должен стараться своей деятельностью, словами, мыслями, начинаниями прославлять Того, Кто дает мне силы к осуществлению добра.
– Выходит, есть такие профессии, которыми православный человек не может заниматься?
– Профессия профессии рознь. Но сейчас мы говорим о внутреннем устроении. И оперный певец, и телекомментатор, и президент страны – каждый имеет свое поприще, свое служение. Во имя чего ты это делаешь? Думаю, что у христианина выражением его творческого кредо должны быть слова молитвы Господней: «Да святится имя Твое, Господи».
– Батюшка, а существует ли разница между гордыней и гордостью?
– Сначала мы должны разобраться во взаимных отношениях, родственных связях гордости и тщеславия. Один из древних аскетов говорил, что они друг друга подпитывают. И человек тщеславный мало-помалу приходит в неистовство от гордыни. Напротив, гордец так или иначе будет искать поклонения людей себе. Что от чего рождается – вопрос, конечно, непростой. Но я представляю себе гордыньку червячком-шелкопрядом, может быть каким-то гастроэнтерологическим паразитом, который скитается в глубинах нашего «я», норовя встать на место первой буквы в алфавите. И этот червь может обрести перепончатые когтистые крылья гордости; эти крылья поднимают тщеславного только для того, чтобы сбросить его наземь и на тысячу кусочков расколоть несчастного – чем он выше забирается, тем больнее падает. Таким образом, если быть точным, наша гордынька – это червячок, а безобразные крылья птеродактиля – это тщеславие, которое возносит нас выше, выше, выше. Но, как говорили древние римляне, sic transit gloria mundi – «так проходит мирская слава». Да и за примерами ходить недалеко: телевидение нам ежедневно представляет эти образы головокружительного восхождения и головокружительного падения.
– К сожалению, мы не видим головокружительного падения, может быть, тогда бы мы учились больше – мы видим только взлеты.
– Видите, ум – чтобы размышлять. Да, вы правы. Кроме вашего канала, что еще можно найти поучительного на телевидении? Там, безусловно, зомбирование, но не желание чувства добрые в народе пробуждать.
– Итак, гордыня и гордость. Есть ли разница между этими понятиями?
– Я думаю, более лексическая, на словесном уровне. Хотя можно было бы и поразмышлять: гордыня, твердыня, гусыня. Существительные женского рода первого склонения, но в этом «-ня» я, например, чувствую что-то разросшееся, махровое, ставшее абсолютной доминантой личности. Гордость – это червячок, червоточинка. Подпитай ее тщеславием и получится эта «-ня» – такая гордыня, которую ни объехать, ни пройти.
– Батюшка, а давайте порассуждаем насчет женской гордости. Имеет ли она право на существование? Есть ли что-то общее с гордыней? Должна ли женщина обладать женской гордостью? Что это такое?
– Давайте рассуждать о соотношении гордости и достоинства личности. Достоинство, честь – это неотъемлемые качества нравственной личности. В чем оно, достоинство человека? В первую очередь, конечно, в его разуме, в его стремлении к добру, в умении различать добро и зло. В чем достоинство христианина? Конечно, в самом призвании служить Христу. Конечно, в искре духа Божиего, который каждому из нас ниспослан в таинстве Крещения и делает нас сугубо ответственными пред Богом. Женщина и ее достоинство, в моем понимании, – это ее непорочность, ее строгая нравственная жизнь, это ее подлинная скромность, это ее девичья добродетель, это ее материнство – все то, что делает ее прекрасной в очах людей и ангелов. Другое дело женское кокетство, опасная тема; я боюсь, что нас сейчас расстреляют прямыми вопросами из «голубого эфира». Она стремится производить впечатление на всех и вся вокруг себя: и мимо фонарного столба иная кокетка не пройдет, чтоб ему не подмигнуть. Воображение таково, что на когда на зимнем московском ветру раскачивается фонарь, лампочка ильича, ей уже кажется, что он к ней неравнодушен.
– Как же бороться с этими страстями?
– Бороться не на жизнь, а на смерть: мы потомки панфиловцев, нас мало, но позади Россия – ни пяди священной земли не отдадим врагу. Давайте вспомним тот замечательный рецепт, то спасительное лекарство, без которого, как уверяют нас святые отцы, спасение недостижимо – самоукорение. Это умение внутри себя поставить на место собственную гордость, умение обвинить себя во всех неприятных обстоятельствах. Самоукорение – признак нравственно просвещенной личности. Мы увидим, что не зря мать-Церковь заповедует нам непрестанную молитву, в которой обязательно присутствует словечко «гре-шного»: «Боже, милостив буди мне, грешному», «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Не будет этого самоукорения – будет то, что мы сейчас видим в наших новых москвичах: статическое электричество, при малейшем конфликте не то что неумение – нежелание сдерживаться, готовность выплеснуть весь негатив на соседа, зачастую ни сном, ни духом не понимающего, что у вас не все дома. Христианские добродетели отсутствуют, а есть агрессия. Сегодня так было бы важно нам вспомнить замечательный навык благочестивых предков – уметь пенять на самого себя, а не сваливать на здоровую голову собственные болезни.
– Батюшка, а каковы границы гордости? Можно ли гордиться Родиной, например?
– Давайте различать светские обороты, словоупотребления от аскетической терминологии. Да, пролетарский писатель когда-то сказал: «Человек – это звучит гордо». Но давайте размышлять: что он имел в виду. Помните, как проезжая нашу страну, сплошь затянутую колючей проволокой концлагерей, другой литератор говорил: «Социализм есть свободный труд свободно собравшихся (на Индигирке и Колыме. – о.А.В.) людей». Однако в светском словоупотреблении «Родина моя, мы гордимся тобой, мы впереди планеты всей» – еще вчера мы запускали многоступенчатые ракеты и в области балета не отставали. Сейчас, между прочим, московские детишки во дворах учат нас переосмыслять эпоху. Были такие считалочки «Рыба, рыба, рыба кит. Кто на солнышке сидит?» А сейчас появились другие считалочки, и я рад, дорогие телеприхожане, поделиться с вами современным детским фольклором: «Сатана гордился – с неба свалился. Фараон гордился – в море утопился. Мы гордимся – куда годимся?» Философия...
– Спасибо, батюшка. К Вам вопрос с нашего интернет-форума от Михаила Георгиевича: «Как только захватывает на работе суета, сразу веду себя не по-христиански. Особенно трудно относиться к посторонним людям с любовью, без осуждения. Научите, как контролировать себя?» Уж вроде пока мы дома, мы христиане. А вышли в люди, и все с нас слетело...
– Иногда бывает наоборот. На людях, на мой взгляд, гораздо легче соблюдать корректность, английское сдержанное поведение, быть милым с дамами... А домой придет «мещанин во дворянстве», когда прячутся от него малые дети, животные. Он бьет кулаком по столу: «Кто в доме хозяин?» Не случайно англичане XIX века, о которых мы сегодня вспомнили, говорили: «Милосердие начинается с собственного дома» Если ты с домашними действительно хорош, то, соответственно, и в более широком кругу общения таким будешь. Ну а что касается контроля над самим собой, эта аскетическая добродетель называется «внимание» – себе внимай, за собой наблюдай, смотри на себя со стороны; это признак нравственно развитой личности. И наоборот, если ты жалок и смешон в глазах окружающих, если ты находишься в аффективном, страстном состоянии и не видишь далее собственного носа, тогда смотри телеканал «Союз» – он научит всему хорошему. Внимание к самому себе не означает быть излишне погруженным в собственные переживания. Здесь крайности вредны. Будем выбирать царский путь золотой середины, с молитвой к Богу, с любовью к людям.
– Батюшка, еще один наш телезритель задает вопрос на форуме: «А возможно ли непрестанно молиться? Ведь для этого нужно всегда думать о Боге. А во время работы или каких-то других дел очень трудно настроиться на духовное?» Это опять-таки вопрос о внимании.
– Если возможно непрестанно дышать, то еще легче непрестанно находиться в Божием присутствии. Пусть окруженный людьми ты не можешь проговаривать внутри себя полный текст молитвы «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Однако ты очень даже можешь, как Адам в раю, предстоять живому Богу, и шестым чувством, а оно есть сегодня у всех наших друзей, которые с нами общаются, ты можешь осязать, ощущать, разуметь, памятовать, что Бог на тебя смотрит. И если ты умеешь ходить пред Его Лицом, то есть контролируешь свои мысли и отгоняешь мысли нечистые, блудные, гордостные и злые, то через месяц-другой для тебя будет так же естественно памятовать о Боге и молиться Ему, как для собачонки дышать.
– Ленинградская область на линии: «В порыве семейного скандала муж ушел к своей матери. Спустя немного времени он подал на развод. В нашем браке двое детей, два мальчика 10 и 8 лет. По решению суда причиной развода стало то, что мы не сошлись характерами. Вопрос: кто такой мировой судья? Чтобы кого-то разводить, он должен выяснить причины, сам должен быть семьянином, психологом, и, я считаю, в первую очередь он должен быть православным человеком».
– Я могу только обе руки поднять в пользу вашего мнения. Однако иные представители госструктур, которые, может быть, не слышали вчерашнего послания президента, зовущего нас в светлое настоящее, желающего, чтобы мы преобразовали всю нашу жизнь под знаком порядочности, чести и долга, могут сказать: «В твои лета как можно свое суждение иметь?» Если уж мы так размечтались, я бы посоветовал нашей правовой системе, Гражданскому кодексу, поучиться хотя бы у итальянцев. «Развод по-итальянски» – это двадцать лет ожиданий, каких-то процедур, это почти что невозможно. И мне очень жалко, что наши мировые судьи так легко идут на эти немирные решения. «Не сошлись характерами» – да чепуха все это. Молодые, здоровые, красивые, уже с детьми, и любви коса нашла на камень. Конечно, здесь судебное производство дает потачки человеческой гордости, тщеславию, безответственности. И не хватает, конечно, батюшки. Вот он и является, наверное, мировым судьей, который к миру призывает смотрящих друг на друга букой супругов. Вашего бы мужа на Исповедь, на беседу, пообщаться со священником. При том, что от священника требуются как раз те качества, о которых упомянула наша добрая собеседница, – выдержанность, мудрость, искренность и, конечно, готовность на своем личном фронте хранить единство любой ценой.
– Еще один вопрос к Вам из Владимирской области: «Объясните, пожалуйста – в третьей заповеди говорится: «Не поминай имя Господа твоего всуе». Мне непонятно, как это не поминать имя Господа «всуе» – в суете? Спасибо».
– Окруженные земной суетой, находясь в толчее пешеходного перехода или в магазине, мы всегда должны поминать нашего Господа, призывать Его: «Да святится имя Твое», «Иисусе Христе, помилуй мя», «Пресвятая Богородице, спаси нас». И душа будет лампадой, возжженной посреди окружающего мрака человеческих страстей. Поминание имени Иисуса Христа и вообще Божественных имен всуе есть бездушное, безмолитвенное, суеверное вращение имени Его в устах: «А где ваш портфель?» – «Да Бог с ним». Бог не с портфелем, а с тобою хотел бы быть, если бы ты так не суесловил. Ведь полный текст заповеди звучит так: «Не приемли имени Божия всуе, ибо не оставит Бог без наказания говорящих это, делающих так». А что за наказание? Полное бесчувствие. Между прочим, истинные христиане отличаются от лжебратии тем, как они произносят слово «Господь» – всегда трепетно, всегда благоговейно, всегда со смыслом: «Господь с тобою», «Слава Тебе, Господи», «Помилуй Бог». И напротив, те, кто лишь крещены, но не имеют веры и верности Христу, запросто склоняют во всех падежах имя Божие, часто еще путая его с именем лукавого. Мы это сразу подмечаем и внутренне настораживаемся – перед нами человек, чуждый святыне.
– Москва на проводе: «Батюшка, мы вас очень любим. Вы сейчас нас назвали телеприхожанами. Моей маме восемьдесят лет, она очень больна и не может ходить в церковь. Тем не менее, она каждое утро слушает передачи, молится вместе с батюшками, участвует в молитвах. Ей показалось очень странным, когда с экрана прозвучало, что мы, участвуя в этих молитвах, молимся телеэкрану, а не Богу. Она, конечно, и сама молится вечером, когда общается с Богом. Можно ли принять эти молитвы как посещение церкви?»
– В данном случае телевизионный экран является проводником Божественной благодати. Действительно, запечатленные там хитроумным плазменным способом лица священников, свеча, горящая на подсвечнике, икона возносят, возводят, возвышают наши мысли и чувствования к Отцу Небесному. С экрана льется звук – церковные песнопения или священные молитвословия. Таким образом, милая ваша мамочка, по старости сидя в кресле, как вот я сейчас перед вами, молится, крестится, внемлет тому, что она видит и слышит. И конечно, над ней раскрывается небо, Божия десница простирается с небес и благословляет ее. Если бы Останкинская башня захотела содействовать просвещению нашей империи, нашей великой страны, за два месяца общественная нравственность изменилась бы с минуса на плюс. Но это может быть материалом нашего следующего прямого эфира. А сегодня мы размышляем о человеческих страстях.
– Еще один вопрос, на этот раз из теплого Сочи: «У меня двое сыновей, старшему сорок три года, у него трое детей, чудесный сын. А младший мой бесится: он много пьет, избивает своего трехлетнего сына до синяков. Я ему пригрозила снять побои, если он не прекратит. Но, конечно, я никуда не пойду жаловаться, потому что он и так десять лет отсидел. Мне страшно за него. Но он грозит упрятать меня в психушку, говорит, что у него там знакомых много. Я понимаю, что у меня шикарная двухкомнатная квартира, они хотят ее забрать. И еще я в 61 год заканчиваю училище успешно. Он говорит: «Ты меня позоришь на весь город, все смеются, что ты в шестьдесят один год учишься!» (у меня есть уже один диплом, но я почему-то захотела медицинское окончить). Из-за него у меня столько болезней на нервной почве. Я хожу в Церковь постоянно, к «Неупиваемой Чаше». Помогите, скажите, что мне делать?»
– Спасибо вам за эту исповедь, мы сейчас всем миром помолимся за вас. Действительно, «в Сочи темные ночи», мы слышим это из вашего признания. Но оставлять безнаказанным вашего сыночка, потерявшего образ человеческий, нельзя. Ведь вашему внуку грозит психическая травма, не только физическая. Я категорически против ювенальной юстиции, это такая хищная птица, которая сейчас реет над Россией, но, конечно, против того, чтобы ребенок был вот так заживо истребляем как личность. Вам необходимо собрать родственников, по крайней мере, обратиться к умным людям, поговорить с местным священником. Властные структуры должны вмешаться, потому что вам нужно и саму себя защитить от происков тех, кто уже потерял и честь и совесть, а прежде всего вашего милого внучика спасать из беды, из этого огня. Здесь промедление смерти подобно.
– Вопрос с форума нашей программы, от Алексея: «Сегодня немало людей, которые трудятся в православных организациях: братствах, сестричествах. В том числе речь идет о тех людях, которые помогают при храмах. Это издательства, агентства, и прочее. Не секрет, что лукавый ополчается на этих людей, им кажется, что им завидуют. Посоветуйте, как с этим бороться?»
– Когда кажется, нужно просто перекреститься. Ведь очень опасно кажущееся принимать за действительность. А лукавый мозги запудрит, дай только ему волю через богатое воображение, творческую фантазию. Любому человеку, который имеет активную жизненную позицию и желает созидать, желает вводить в этот мир начала порядка, красоты и чистоты, конечно будут завидовать увальни, емельки, которые лежат на печках, те, кто может лишь перемалывать, и одновременно переламывать кости людям, но сам перстом не двигнет, чтобы сделать шаг на пути спасения. С этим можно просто смириться и не слишком много обращать внимания на досужие помыслы. Как говорят мудрые люди, всех слушать – с ума сойдешь. Другое дело, что выбрав благородное поприще церковного просвещения, важно, по слову апостола Павла, порабощать собственные страсти, дабы, проповедуя другим, самому не оказаться никуда не годным. Думаю, что это особая тема для прямого эфира: современное свидетельство о Христе, ибо это свидетельство не в словах, а в помыслах, чувствах, в устроении твоей души, в образе твоей жизни. Сегодня нам нужна незазорная, непорочная жизнь человека, который свидетельствует о Боге. А если мы стараемся идти тропой бескорыстной любви, будемте смотреть направо и налево. Если боишься, то и не делай – если делаешь, то и не бойся. А если ничего не будешь делать, то погибнешь. Вот и выбирайте.
– На связи Московская область: «У меня сын был венчан, и они с женой развелись. У них остался ребенок. Женой была дочь настоятеля храма. А сейчас он женат на другой, тоже венчан, и во второй семье у них все благополучно. Он очень хочет видеться с сыном и воспитывать его, но ему просто не дают. Долго очень рассказывать. Как поступить нам?»
– Мы можем догадаться сами, потому что это проза дня. Это знакомо всякому, кто не витает в облаках. Мы уже говорили примерно на эти болезненные темы. Как поступить вашему сыну? Он может действовать в рамках юридического поля. Оставаясь отцом, к великому сожалению разведенным, ему можно добиваться возможности видеть сына и путем судебным, тем более, что он может и должен оказывать нравственное влияние на него. Прежде всего нужно молиться, потому что жизни не будет, пока не умягчится сердце матери. O tempora, o mores! О времена, о нравы! Будем надеяться на лучшее. Жаль, что дети всегда остаются заложниками подобных ситуаций.
– Еще один вопрос с нашего форума от Алексея: «Известно, что курение – это грех. Бесспорно, оно отравляет тело курильщика, которое является храмом Божиим. А управление автотранспортом не является ли таким же грехом, ведь выхлоп автомобиля отравляет окружающий мир и тех, кто в нем. Является ли любовь к вождению страстью?»
– Если вы управляете фурой, которая рифмуется с известным словом (первое склонение, женский род), и эта фура не прошла никакого контроля на СО2 и дымит, как мартеновская печь, тогда действительно «кипит разум» в возмущении у прохожих и автолюбителей. Слов не хватит, чтобы высказать свое отношение к этому задымленному «запорожцу», который не может уже пройти ни тюнинга, ни пилинга, и вообще не поддается термической обработке. Но сейчас Владимир Владимирович понастроил таких заводов, что с колеи отечественного автопрома сходит конфетка, а не машина. И в погоне за чистенькой наглаженной Европой, которая даже шины моет с шампунем, у нас сейчас нет никакого задымления. Поэтому ваше волнение мне непонятно. Относительно выхлопной трубы некоторые говорят в отношении москвичей: «И дым отечества нам сладок и приятен». Ну а все, что не в меру, то от лукавого. Если вы сладострастно любите свой автомобиль, если вы шпарите по третьему транспортному кольцу, выезжая чуть ли не на встречку, чтобы и на других посмотреть, и самому покрасоваться, то это психология смертника. Великий грех – ставить под удар жизни окружающих, принося их в жертву своей автомобильной страсти. Давайте поспокойнее: тише едешь – дальше будешь, не уверен – не обгоняй.
– Снова Московская область: «Я бы хотела воспользоваться тем, что сегодня у вашего гостя филологическое образование, и задать ему литературный вопрос, касающийся романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Там на Патриарших прудах Воланд говорит о том, что был у Канта и тот привел ему шестое доказательство бытия Бога. Как я ни искала, я не смогла найти, как оно звучит».
– Святой Иоанн Кронштадтский говорил, что цветы – это остатки рая на земле. Когда мы смотрим на только что распустившийся бутон розы, покрытый каплями прозрачной росы, или когда мы смотрим в чистые глаза ребенка, не испорченные капризами, себялюбием, то видим шестое доказательство Божия бытия – совершенство творений: та чистота детских глаз, то благоухание прозрачных лепестков розы, которых не воспроизведет человеческая рука, не воспроизведет никакое человеческое искусство. Но это такой поэтический ответ. А вообще поменьше с Воландом общайтесь, потому что этот господин себе на уме. И, вызывая как будто бы симпатию у читателей, он на самом деле остается родным братом Мефистофеля, – а вы знаете, куда ведут пути, вымощенные такими благими намерениями Михаила Булгакова.
– Может быть, вообще не стоит читать это произведение?
– Я бы современным детям не давал читать, но они смотрят фильмы, а в фильмах Маргарита, не успев одеться, летает на помеле. Изменилась эпоха. Помню, что десятиклассником я прочитал этот роман, и меня совершенно не заинтересовал его гротескный план, где демоническая активность выведена в живописных персонажах. Но я жадно впитывал все то, что связано с Евангельской историей, хотя до неузнаваемости искаженный Иешуа Га Ноцри Михаила Булгакова – это не Господь наш Иисус Христос. Но время было иное, мы тогда были полностью оторваны от Церкви, и по крупицам, сквозь чащу леса безбожия мы набирали эти золотники веры и выходили к Свету Божиему. Сейчас демонизирована атмосфера. Народ как бы просвещен поверхностным знанием Евангелия, но при этом полтергейст, Гарри Поттеры и прочая мешанина оккультно-языческого характера делают свое дело, поэтому сегодня нужно быть очень осторожными и мудрыми родителям, воспитателям и учителям так, чтобы сохранять внутренний мир ребенка от демонического вторжения.
– На связи Нижневартовск: «Я регулярно посещаю службы в Церкви. Но происходит такая ситуация: после службы у меня нервные срывы, происходят неприятности, начинаю драться, плакать, слезы. Это первый вопрос. И второй вопрос: поругался со своей девушкой после службы, и она сказала: «Будь ты проклят». Хотя после этого она у меня просила прощения, говорила, что забирает свои слова обратно».
– Дай вам Бог там, в Нижневартовске, во-первых, перезимовать, зима должна быть суровая. Во-вторых, быть немножко поспокойнее, потому что от христианина требуется прежде всего баланс чувств, ума и сердца. Если бы вы вовсе не ходили в храм, то было бы еще хуже. В том, что иногда после храма вы впадаете в беспокойное состояние, виноват не храм, но наша болезненная душа; она врачуется глубокой исповедью. Я очень рекомендую вам найти внимательного духовника, у вас в Нижневартовске есть очень хороший батюшка отец Димитрий – найдете, кто ищет, тот всегда найдет. И подозреваю, что эта гиперэмоциональность, о которой вы нам сказали с доверием, это плод каких-то жизненных ошибок. Подозреваю, что вы не находитесь в венчанном браке, и девушку, которую назвали своей, все-таки недостаточно любите, потому что не предложили ей супружество, не попросили ее руки. Соответственно, находясь в нечистом состоянии плотского, неосвященного сожительства, вы волей-неволей открыли створки вашего сердца демоническому действию, прорывающемуся сквозь такую немотивированную раздражительность – то смех, то слезы, то гнев, то еще что-то. Поэтому нужна исповедь. С девушкой надо разобраться, кто вы – друзья либо предназначенные друг другу две половинки; тогда надо повенчаться. И, конечно, сами старайтесь быть спокойнее, смотрите телеканал «Союз», он оказывает прекрасное терапевтическое воздействие на своих пользователей.
– Вопрос из Тольятти: «Я стараюсь делать шаги к Богу, читаю Евангелие, псалтирь, стараюсь узнать, что означает тот или иной праздник. Работаю в женском коллективе, иногда рассказываю о чем-то, иногда меня спрашивают, могу объяснить, что за праздник, иногда могу поспорить с неверующими, иногда даже злюсь на это. Не считается ли это гордыней, тщеславием? Ведь я же не учитель, сама еще мало знаю».
– Мой вам краткий совет: будьте солнышком. «Светить всегда, светить везде – вот лозунг твой и солнца». Если ваши коллеги считают вас верующей, они уже спрашивают с вас вдвойне. И то, что простительно для себя, вам никогда не простят, поэтому какое-то спорливое состояние, какая-то раздражительность для вас уже совершенно невозможны. Они смотрят на вас как на ту, о которой сказано у Александра Сергеевича Пушкина: «Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты, как мимолетное виденье, как гений чистой красоты». Поэтому извольте быть приветливой, улыбчивой, радостной, да прибавьте к этому тактичность и деликатность. Очень опасно оказать медвежью услугу человеку: он не спрашивает вас, ему нужно заполнять какие-то бланки, а вы пытаетесь внушить ему, как хорошо Рождественским постом быть на этом, этом и этом богослужении. Здесь очень важно быть не в тягость, а в радость. Не случайно один деревенский батюшка из заброшенного медвежьего хутора произнес такую молитву: «Не суй меня, Господи, куды мене не просют». Будьте очень тактичны, деликатны, и я вам советую отвечать только на вопросы, но не спешите навязывать свои суждения окружающим.
– Батюшка, а стоит ли человеку, который только начал воцерковляться, апостольствовать?
– Я, честно говоря, и не знаю такого глагола «апостольствовать». Если речь идет о служении апостольском, служении словом, то, конечно, к этому нужно быть готовым, чтобы твое слово было чисто, ясно, просто и прекрасно, а главное – чтобы перед ним шло твое дело. Помолись немножко, обрети крылья мира и любви, и тебе будет дано сказать, что такое молитва. Смирись в каких-то сложных обстоятельствах, не дай хода раздражению – и опытом приобретенная кротость раскроет твои уста. То есть от дела к слову. Не случайно говорили древние: «Лучше дела без слов, чем слова без дела».
– Вопрос от Алексея: «Если Бог дает человеку полную свободу, свободу как личности, то почему Он определяет пол человека?»
– Гендерная политика. Знаете, какая сейчас идет на нас идет вражья конница? Если мы это прохлопаем, то вслед за секспросветом и ювенальной юстицией будет навязана в школе гендерная политика. Она сюда проходит под маркой равноправия женщины. У нас в стране женщины не то что равноправны, а на доске почета висят. Гендерная политика – это абсолютное смешение понятий, она будет провозглашать, что существует не два, а три, четыре, пять полов, и в двенадцать лет ты должен выбрать себе пол, и это может быть не мужской и не женский, а что-то посерединке. Не буду вас пугать, какие европейские страшилки сейчас уже действуют, например, в Чехословакии, Чехии, откуда народ бежит на Западную Украину, потому что уже не может воспитывать своих детей.
Господь Бог дал нам не полную свободу, а Он даровал нам свободу благого выбора. Он почтил нас самовластием, так, что каждый из нас в любой момент жизни может выбрать жизнь, а не смерть, добро, а не зло, свет, а не тьму. Что касается половой принадлежности, вы мужеский пол, и я, по счастью, мужеский пол, а нам задают вопрос прекрасные женщины. Это Божий дар, который, как пелось в песенке, «надо благодарно принимать». Мы не смутьяны и не бунтари, и нам уже – вслед за поэтом: «Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана?» – говорит митрополит Филарет: «Не напрасно, не случайно жизнь от Бога мне дана». Поэтому я – мужчина, слава Богу, ты – женщина, трижды слава Богу, ибо если бы не женщина, то я бы вообще не появился на этой грешной земле.
– Последний вопрос, на связи Советск: «Я верующая, замужем, а муж мой неверующий. Сейчас Рождественский пост, и у нас возникают серьезные проблемы в связи с супружеской близостью. Я не знаю, что мне делать. Посоветуйте, батюшка».
– «Что мне делать, как мне быть, и как горю пособить?» Я должен похвалить наших сегодняшних зрителей. Они задают настолько важные, жизненные, животрепещущие вопросы, что наша передача по своей актуальности заменяет все новостные пакеты дня на официальном телевидении.
Что касается вашего вопроса – думаю, что надо все-таки уступать. Уступать, иначе он позеленеет и сбежит; надо просчитывать последствия. С другой стороны, купите ему гирьки, пусть он качается. Купите ему тренировочный костюм, пусть он качается, и скажите, что ему нужно бегать вокруг вашей пятиэтажки по десять-двадцать кругов: «О спорт, ты – мир! Движение – это жизнь». И если он, милый, будет немного так себя утруждать, может быть, охладит свой пыл на улице – минус двадцать шесть там. Не переживайте, кормите его повкуснее, он будет наш. Потому что путь к сердцу женщины лежит через цветы, а к сердцу мужчины через вкусный постный питательный ужин.
Я желаю вам, дорогие друзья, после нашего прямого эфира хорошенько поужинать за здоровье телеканала «Союз».
– Спасибо Вам за беседу, благословите наших телезрителей.
– Я был очень рад встретиться: у батюшки всегда есть что вам рассказать. Поэтому надеюсь на наше следующее общение с друзьями, надеюсь, что мы никого не обидели, никого не смутили. И да благословит нас Господь на мирное движение к Рождеству Христову.
– Дорогие друзья, мы на этом прощаемся. Спасибо вам за ваши вопросы. До новых встреч.
Беседовал Михаил Карелин
Расшифровка аудиозаписи – Елена Повышева
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после вечерни в день Рождества Христова Всех вас сердечно поздравляю с великим спасительным праздником Рождества Христова
– Бог тебя благословит, сынок. – Отец Матта неплохо понимал греческий, как и бедуинский диалект арабского языка. Как-никак старец провел семь лет в Иудейской пустыне, в пещере рядом с монастырем Преподобного Георгия Хозевита. Он приехал в Иерусалим двадцать лет назад.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.