Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №44 (605) → Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

№44 (605) / 17 ноября ‘10

Архипастырь

– Вопрос от Ульяны из Омска: «В молитве есть такие слова: «…и Духа Своего Святого не отыми от меня» – как их понимать, и как бы Вы их прокомментировали?»

– Мы знаем, что смысл нашей жизни, по учению преподобного Серафима Саровского, – стяжание Духа Святого, и все, что мы делаем, мы должны делать ради Христа. Так мы обретаем Божию благодать, которая нас всегда хранит, помогает, избавляет. Но поскольку мы часто грешим, уклоняемся от заповедей Божиих, то, конечно, мы удаляемся от Бога.

И мы сознаем себя грешниками, сознаем, что достойны того, чтобы Господь отнял от нас благодать, но в то же время просим: «Господи, не отыми Духа Своего Святого! Несмотря на то, что я грешный, недостойный, Ты по Своей милости помилуй меня и прости и не удаляйся от меня из-за моих грехов. Потому что знаю: без Твоей Божией благодати я еще сильнее буду падать, еще больше могу уклониться от веры, от дел по вере, от жизни христианской».

Это осознание помогает человеку молиться, чтобы Господь не отодвигал от него Свою благодать, а всегда пребывал с ним. К сожалению, мы всегда можем уклониться от истины, от доброго пути.

– Звонят из Удмуртии: «Владыка, у меня обманным путем завладели крупной суммой денег. Евангелие говорит: «Если сняли с тебя верхнюю одежду, отдай и нижнюю, если украли у тебя, догони и еще дай». И как мне сейчас поступить: простить этот долг или обратиться в милицию?»

– Если мы хотим проявить свой христианский долг и исполнить Заповедь Божию, конечно, мы должны простить и не требовать возвращения. В Евангелии говорится и о том, что мы должны давать взаймы, не требуя, чтобы нам возвращали. Тем более, если у вас украли и требуется очень большое разбирательство, чтобы достигнуть истины.

Некоторые отцы говорят: «Пускай это будет как милостыня, как добродетель человека, который потерпел такое лишение, а не осуждение того человека, который это совершил». Конечно, мы должны молиться за этих людей, чтобы они не совершали таких тяжких грехов. И такое наше отношение к человеку, если мы будем относиться к нему по Евангелию, сделает так, что Господь все устроит и эта потеря возместится чудесным образом. И человек, который совершил столь тяжкий грех, тоже будет как-то вразумлен Божией благодатью.

– Звонок из Москвы: «Владыка, в одной из передач прозвучала тема умерших. Там было сказано: вы не скорбите сильно – вы не потеряли, вы приобрели молитвенника- родственника. Каждый вечер и каждое утро, молясь о душе своей девочки, я все время прошу, чтобы она молилась за нас и просила Господа, чтобы мы, когда придем туда, соединились в единую семью. Я бы хотела узнать, слышит ли моя девочка, слышит ли Господь молитвы наши?»

– Конечно, Господь слышит вашу молитву. И вы правильно делаете, что молитесь об упокоении вашей дочери с надеждой, что она тоже молится за вас взаимно. Действительно, мы так и понимаем, рассуждаем и верим, что молясь о упокоении человека, жившего на земле, а потом ушедшего из этой жизни, но Богу угодившего, мы надеемся: он в свою очередь молится о нашем здравии, о нашем спасении.

Есть такая взаимная молитва между Церковью земной и Церковью Небесной. Церковь Небесная в лице людей, которые отошли из этой жизни, молится за нас, когда мы молимся о них, об их упокоении. Недавно я говорил, что часто у могилки человека, который прожил на земле богоугодно, мы молимся о его упокоении, хотя он достиг уже в своей жизни святости, но еще не причислен к лику святых, и он в это время уже помогает нам: он слышит наши молитвы, уже нам содействует и дарует нам все необходимое для нашей земной жизни и духовного возрастания.

Поэтому, конечно, мы должны иметь веру и жить с надеждой, что когда мы перейдем в другой мир, то встретимся, увидимся друг с другом и будем радоваться такому духовному общению.

– Владыка, звонят из Пермской области: «Добрый вечер, Вас побеспокоил Рязанов Владимир. Владыка, подскажите, я один в семье православный – что мне делать, как молиться, чтобы мои родители, братья и сестры пришли к вере? И что мне надо сделать, чтобы мои папа и мама снова стали вместе жить?»

– Слава Богу, что Господь вас привел к вере. Вы один из всей семьи православный, поэтому должны постараться, чтобы ваше поведение, ваша жизнь соответствовали христианскому вероучению, чтобы ваши добрые дела прославляли Бога истинного – чтобы ваши домашние и близкие люди, видя ваши добрые дела, тоже могли прославлять имя Божие.

Конечно, важно молиться за них, чтобы Господь посетил их Своей благодатью и даровал им дар веры, ведь вера в Бога тоже есть дар Божий, о котором нужно просить. Недавно мы праздновали память святого апостола Фомы – через его маловерие и сомнение мы пришли к великой вере в то, что Господь Воскрес. Господь тогда сказал ему: « Вот, ты уверовал, потому что увидел, но блаженны те, кто не видел, но верует».

Мы должны молиться Богу, святым угодникам Божиим, в том числе и святому апостолу Фоме, чтобы Господь даровал веру нашим родным и близким, чтобы они тоже почувствовали радость религиозного общения с Богом и жизни по заповедям Христовым.

– Я из Красноярска, у меня такой вопрос: как общаться с человеком, который упрекнул тебя в твоей духовной жизни, и ты потерял веру, надолго к ней охладел? Сейчас постепенно к ней возвращаюсь, и те дерзновения, помыслы, которые до преткновения были, еще не приобрел...

– Это просто испытание нашей веры. Может быть, до этого мы еще слабенькие были в своей вере, и поэтому получилось такое отпадение от Бога, от истины. А сейчас вы увидели тяжесть такого падения, увидели, как это плохо – поддаваться такому искушению, поэтому нужно крепиться и, какие бы ни были искушения в жизни, не поддаваться им, а укрепляться в своей вере и жить в очень тесном общении с Богом. Потому что без Бога очень тяжело, «без Бога ни до порога».

Нужно в таких случаях мобилизовать все свои силы, чтобы устоять в добре, в Боге, в исполнении воли Божией перед всеми искушениями, испытаниями. Хотя, конечно, это бывает очень трудно, однако на примере наших святых отцов, на примере угодников Божиих мы видим, что они тоже прошли много испытаний, искушений, с честью вышли из них и не отпали от Бога. Главное – не отпадать от Бога.

– Владыка, звонок из Тюмени – Наталия спрашивает: «Владыка, ответьте, пожалуйста, как соотносятся понятия православие и труд? Моя тетя – человек церковный – вообще перестала работать, огород забросила. И еще: как соотносятся понятия Православие и физическое здоровье – стоит ли уделять внимание и заботы своему телу? Спасибо Вам за ответы».

– Само слово Православие предполагает труд, православный человек должен быть тружеником: он трудолюб, потому что Господь заповедовал нам в поте лица добывать хлеб – это следствие грехопадения наших прародителей, и мы должны трудом стяжать себе Царствие Божие, потому что путь в Царствие Небесное узкий, тернистый, трудный – трудиться нужно очень много, возделывать свою душу.

Конечно, очень важно одновременно с духовными упражнениями: молитвой, постом, воздержанием, милостыней, – присутствие еще и физического труда. Мы видим на примере благочестивых подвижников, которые жили иногда даже в пустыне, что они сочетали молитву, интеллектуальный труд, с физическим.

Посмотрите на преподобных Серафима Саровского, Сергия Радонежского, святых угодников нашего Отечества – они постоянно трудились, они возделывали огород, сами себя питали и окружающих. Вы помните из жития преподобного Сергия Радонежского, что он сам кельи строил для братии, сам огород возделывал. А когда к нему пришел один богатый вельможа, который слышал, что Сергий очень великий, почитаемый святой нашей Церкви (уже при жизни его почитали), и увидел, что какой-то монах в саду копает землю, он не поверил, что это преподобный Сергий – он сказал: «Что вы мне показываете этого убогого монаха, дайте мне преподобного Сергия, я его хочу видеть». А ему говорят: «Вот он». Но он так и не поверил этому. А когда приехали другие люди, которые очень хорошо знали преподобного, знаменитые, богатые, добрые, красиво одетые, которые подошли и пали в ноги этому старцу в рабочей одежде, вельможа убедился: да, это – великий старец, это великий святой, которого так почитают люди! Это пример того, что нужно и молиться, и в церковь ходить, и дела милосердия совершать, но труд физический очень нужен и важен для человека.

Когда человек физически трудится, он поправляет свое здоровье. Человек, который не работает физически, очень часто болеет, поэтому мы и предлагаем класть поклоны в свое время, проводить Крестные ходы – это тоже физический труд. А если у человека есть участок земли, то его нужно возделывать. И очень хорошо, когда человек потрудился в своем огороде, вырастил овощи, фрукты и от трудов своих рук делает добро, совершает добродетель милосердия – и кому-то отдает продукты, в которых очень нуждается человек. Это очень хорошо будет принято у Бога.

Человек верующий, который трудится на земле, конечно, совершает этот труд с молитвой. И эта молитва освящает поле, освящает овощи, которые здесь выращиваются, – она благодатна и полезна и для здоровья душевного, и для здоровья телесного.

– Звонок из Самары: «Владыка, благословите. Раба Божия Ольга. У нас идет перепись населения, и в связи с этим возникают какие-то кривотолки. Вот моя приятельница звонила своему духовному отцу, и он сказал ей, чтобы она не переписывалась. Ваше мнение на этот счет? Было много уже таких поводов и разговоров: по паспортам, ИНН. Теперь вот перепись. Объясните, пожалуйста, Ваше мнение, и если не переписываться, то почему – что в этом плохого?»

– Мне кажется, мы должны прислушиваться к голосу нашего Святейшего Патриарха Кирилла, который очень доходчиво, как он умеет – Господь дал ему такой дар, – всесторонне раскрыл необходимость переписи и разъяснил, что нет здесь никакой опасности. Поэтому мы должны делать то, что мы должны делать.

Мы знаем: когда родился Господь наш Иисус Христос, тоже была перепись населения, и Божия Матерь участвовала в ней. В нашей стране я помню уже десятки таких переписей, и всякий раз какие-то есть опасения: люди думают, что будет что-то опасное для человека, и из-за этих опасений пытаются уклоняться от переписи. Я думаю, что с глубокой верой, с надеждой на милость Божию, на помощь Божию, Господь устроит, что все опасения будут позади, как это было в прошлые переписи.

Беседовал Даниил Рябинин
Расшифровка аудиозаписи – Лидия Ежкова


Смотрите программу «Архипастырь» на православном телеканале «Союз»: четверг 05.00, суббота 10.00, воскресенье 20.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

Свои вопросы в программу вы можете задать так:

  • заранее позвонить на телеканал «Союз» по телефону (343) 278-60-11 (в рабочие дни и рабочее время) и оставить свой вопрос;
  • позвонить в прямой эфир передачи непосредственно во время программы (343) 278-60-14(только во время прямого эфира);
  • отправить свой вопрос по электронной почте на адрес baibakov@etel.ru;
  • отправить свой вопрос обычным письмом на адрес редакции: 620014, Екатеринбург-14, а/я 184.

Слушайте программу «Архипастырь» с архиепископом Викентием в эфире православного радиоканала «Воскресение»: вторник 14.20, 20.20, среда 02.20

Книгу «Архипастырь» с ответами Владыки Викентия на вопросы телезрителей и радиослушателей спрашивайте в Издательском отделе и церковных киосках Екатеринбургской епархии

 
Беседы с батюшкой

Если один из супругов неверующий…

Беседа со священником Алексием Дарашевичем в эфире телеканала «Союз»– В эфире православного телеканала «Союз» «Беседы с батюшкой». Здравствуйте! В студии Михаил Карелин.

 
Церковный календарь

Быть или казаться? Пост – время войны с собственным лицемерием

Протоиерей Евгений Попиченко

27 ноября – память апостола Филиппа 28 ноября – начало Рождественского поста 27 ноября именины совершают христиане, нареченные в честь святых Филиппа, Димитрия, Александра, Алексия, Виктора, Михаила, Феодора, Петра, Сергия, Николая, Василия, Георгия, Гавриила, Григория.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс