Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
27 ноября – память апостола Филиппа
28 ноября – начало Рождественского поста
27 ноября именины совершают христиане, нареченные в честь святых Филиппа, Димитрия, Александра, Алексия, Виктора, Михаила, Феодора, Петра, Сергия, Николая, Василия, Георгия, Гавриила, Григория. Мир и благословение Божие да пребывают с вами, дорогие именинники, светлой вам радости ангельского дня, помощи Божией во всех ваших добрых делах и благих начинаниях.
В этот же день святая Церковь совершает память святого апостола Филиппа, по имени которого предрождественский пост и называется Филиппов пост.
Апостол Филипп, один из ближайших учеников Господа Иисуса Христа из числа 12 апостолов, родился в Вифсаиде. Был из тех людей, которые пламенно желали скорейшего явления в мир Мессии. Услышав об Иоанне Крестителе, Филипп покинул родительский дом и сделался одним из ближайших учеников Предтечи. С восторгом он узнал от святого Иоанна, что ожидаемый Мессия уже пришел. Когда Спаситель после Крещения и сорокадневного поста в пустыне вышел на проповедь, Он, встретив Филиппа, сказал ему: «Иди по Мне». Филипп беспрекословно следует за Господом и приводит к Нему своего друга, Нафанаила, взглянув на которого, Господь воскликнул: «Вот израильтянин, в котором нет лукавства». С этой минуты два друга стали неотступными спутниками и помощниками Христа в Его земной проповеди. Апостол Филипп за ревностное свидетельство о Евангелии был распят на кресте вниз головой.
Удивительное качество, по которому Господь выбирал Себе учеников, – отсутствие лукавства, «льсти» – по-славянски, лжи; качество и до сего дня определяющее на том пути, который Господь для человека уготовал – к каждому человеку Господь так или иначе обращает эти слова: «Иди за Мной!»; через обстоятельства жизни, через Откровение евангельское, через скорби, через телеканал «Союз», на котором каждый день звучит призыв Христа: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас», через проповеди священников в храме – многими и многими обстоятельствами Господь призывает нас к Себе. Но ответ на Его призыв зависит от того, насколько человек честно смотрит на себя, насколько он себя видит. Это качество именуется смирением, трезвомыслием, знанием себя настоящего, и мешает этому видению только одно: лесть самому себе, ложь, обман, что «я неплохой человек» – то, что в Евангелии Господь постоянно обличал в фарисеях.
Самое яркое обличение – на контрасте двух людей, зашедших в храм помолиться. Фарисей стал молиться, благодаря Бога за то, что он не делает то, другое, третье, что Бог ему помогает в этом. Осознание своей праведности побудило его к осуждению: «...или как тот грешник». Мытарь же прекрасно понимал, что чего-то от Бога ожидать не имеет никакого права: он грешник, и все об этом знают, и он сам об этом знает. Он молился, низко опустив главу: «Боже, милостив буди мне, грешному». И Господь, подводя итог, говорит, что он вышел из храма более оправданным, нежели фарисей. Но вся наша жизнь перевернута с ног на голову – и человек, вместо «быть», все время хочет «казаться».
Самое яркое воспоминание детства или наблюдение – это как наши дети учатся и как родители и учителя относятся к учебе детей: самое главное что? Чтобы были хорошие оценки. Мало кого волнует, что у ребенка в голове, важно, чтобы в дневнике были хорошие оценки. Со временем детки сами узнают, как себя вести: где-то вовремя подать голос с парты, где-то ручку поднять, где-то наоборот, уйти в тень – они учатся лавировать, чтобы их оценили.
Человек так дальше по жизни и двигается – ищет оценки. Для этого он использует уже всевозможные технологии, начиная от косметики и заканчивая курсами личностного роста, на которых опять же учится не «быть», а «казаться», преподносить себя как некий товар, продавать себя за более высокую цену. «Что-то лицо у меня бледненькое, я его припудрю, намажу румянами, глазки, бровки подведу»... Для чего? Чтобы выглядеть, чтобы производить впечатление. Но это же не естественное наше состояние. Человек стремится все время выдавать себя за того, кем не является на самом деле. Полненькие утягиваются в худеньких разного рода специальными одеждами, тощенькие, напротив, пытаются скрыть худобу… Человек без талии пытается эту талию как-то подчеркнуть. И постоянное стремление «казаться» вместо «быть».
Очень многие технологии в продаже, да и вообще в извлечении выгоды также построены на лицемерии, лукавстве, лжи. Объявление на стене недалеко от ГАИ: «Возвращаю права. Законно». Сразу недоумение: или их забирают незаконно, или человек незаконно их возвращает? Двух противоположных законных действий быть не может… Реклама – двигатель торговли, и важно, чтоб человек «купился» на это. Вот все и пропитано ложью, лукавством, лицемерием. Но отец лжи – диавол.
Постоянно вращаясь в этой «каше», кажущейся жизнью, вместо жизни настоящей, человек привыкает к этому. И приходя в храм, он тоже пытается «казаться» – вместо того, чтобы «быть». Приходит на Исповедь и пытается повернуться к священнику так, чтобы поменьше батюшка узнал о нем чего-то плохого. Спрашивается, зачем вообще пришел? Вот к врачу на прием приходит пациент, и врач спрашивает: «На что жалуетесь?» – «Да нет, все нормально, все хорошо» – «Что-то, может, болит, что-то беспокоит?» – «Нет, жизнь в общем-то не огорчает, не напрягает...». Спрашивается, зачем ты приходишь занимать время? Зачем выполняешь непонятные какие-то действия? Для чего?
Наше стремление выглядеть, казаться, повреждает душу настолько глубоко, что человек перестает видеть себя настоящим. Он все время ищет, с какой бы стороны лучше себя преподнести. Но Бога-то не обманешь – людям можно, как говорится, пустить пыль в глаза, но Господь видит наше сердце. Самое печальное, что человек привыкает обманывать и самого себя: он о себе начинает думать так, как хочет, чтобы о нем думали другие. И в этом самообмане проходит жизнь.
Пост – время войны с ложью, лукавством, лицемерием. И давайте не будем зацикливаться на диете, чтобы где-то там не съесть скоромного, не нарушить в той или иной мере пост, хотя это тоже очень важно, когда человек верен Богу и в малом: все-таки главная задача поста – бороться с грехом. Страшнейшее проявление греха – лукавство, лицемерие, ложь, обман. Вот и поставим себе задачку поменьше выдавать себя за кого-то – учиться быть самими собой. Лучше быть, чем казаться, больше делать и меньше выделяться.
– Вопрос от Ульяны из Омска: «В молитве есть такие слова: «…и Духа Своего Святого не отыми от меня» – как их понимать, и как бы Вы их прокомментировали?»
29 ноября Апостола и евангелиста Матфея (60). Сщмч. Феодора пресвитера и с ним мчч. Анании и Михаила (1929); сщмчч. Иоанна, Николая, Виктора, Василия, Макария и Михаила пресвитеров, прмч. Пантелеимона (1937); мч. Димитрия (1938).Прав. Фулвиана, кн. Ефиопского, во святом Крещении Матфея (I).
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.