Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Беседа в прямом эфире телеканала «Союз» 27 сентября 2010 г.
– Добрый вечер, дорогие друзья, здравствуйте, братья и сестры! В эфире православного телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой» и я, ее ведущий Михаил Карелин.Сегодня у нас с вами в гостях настоятель храма Животворящей Троицы в Поленове священник Алексий Дарашевич. Здравствуйте, батюшка, благословите наших телезрителей.
– Господь Бог наш Иисус Христос благословит вас и сохранит.
– Дорогие братья и сестры, с отцом Алексием мы решили сегодня поговорить о вхождении в Церковь, о первых шагах в вере. Эта тема взята не случайно: несмотря на то, что в некоторых предыдущих наших передачах мы уже поднимали эти вопросы, вы просите об этом и на нашем сайте, и на форуме нашей программы, на телеканале «Союз».
Отец Алексий, неофитство, процесс вхождения в Церковь, может преображать человека, но может иметь и некие патологические черты – случается и такое, как бы это жестко ни прозвучало. В чем здесь причина, какие опасности подстерегают человека, который только начинает воцерковляться?
– Опасности, конечно, здесь великие, как и вообще в жизни: жизнь – такая опасная штука, что если ее бояться, то не нужно ничего делать, а как премудрый пескарь, в норку свою спрятаться и там тихонечко молиться. Нашел веру свою, спрятался, молись, никого не трогая, и тебя никто не тронет. И так, как премудрый пескарь, потихонечку и проживешь свою жизнь. Но тут я бы хотел обратить ваше внимание на другое: неофитство – это прекраснейшее, удивительнейшее время, которое никогда не повторяется. Это время открытия веры, это рождение человека. С чем это можно сравнить? Наверное, с тем, как петь песни – в Библии об этом говорится. Первая любовь, новое ощущение и восприятие мира, когда он вдруг преображается – кажется, мир таким был и остается таким же, но он преображается. Потому что в этом мире есть Бог. Я так этим поражен и удивлен, почему другие не поняли, что это событие произошло...
По крайней мере, так у меня было. Я помню, как впервые пошел в первый класс – я понял, что стал другим человеком: пришел из школы, вышел во двор, а там такие малявки пяти-шести лет, и я понял, что я не смогу рассказать им, что такое школа.
Конечно, неофит – это человек, который открывает для себя удивительный мир, ему трудно это все объяснить, передать, и он старается это делать. И то, что он делится, пытается что-то сказать – это абсолютно верно, это правильно, это обязательно нужно делать. Но, конечно, здесь нужна мера. А какая мера, когда тебя всего переполняет, когда безмерное счастье и безмерная радость тебя охватили!.. Там меры, конечно, никакой нет.
Но здесь все регулируется уже не мерой, а любовью.
– Отец Алексий, у нас звонок из Ставрополя, давайте ответим.
– Здравствуйте, Михаил, здравствуйте, отец Алексий. Я думаю, что вопрос мой будет соответствовать вашей теме. Он звучит так: можно ли женщине в дни нечистоты прикладываться к мощам, к святым иконам, пить воду из святого источника, и как быть, если на эти дни попала редкая паломническая поездка, которую трудно очень отложить – удастся ли потом еще поехать… Как быть в таких ситуациях?
– Наверное, это к неофитству имеет отношение, хотя бы потому, что сестра, которая сейчас позвонила, чувствует себя неофиткой – человек, который только вошел в веру, еще не все знает. Вообще, не смущайтесь, мои дорогие, мы все немножко неофиты: кто-то больше, кто-то меньше. Но неофит – это такой человек, который ощущает свою новизну – что он ученик, школяр, и что он готов учиться. И это подлинный неофит, это Божий неофит. А вы представляете, что такое учиться? Нужно все время что-то постигать, нужно хотеть учиться, и дай Бог нам всю жизнь оставаться неофитами.
А на вопрос я скажу: в дни, когда у женщины бывает нечистота, в притвор церкви входить можно. Мало кто знает из неофитов, что церковь делится на паперть, притвор, саму церковь и алтарь. Так вот, Господь не лишает женщин такой возможности и допускает, чтобы они могли стоять в притворе, слушать молитву и духом своим соединяться с Духом Божиим. Конечно, это вопрос благочестия, и не стоит в эти дни брать свечки, прикасаться к иконам, но без этого ведь тоже может быть полноценная сильная молитва. Воду из святого источника вполне можно пить, а вот крещенскую воду не стоит, не надо. Из святого источника пьют и звери, и птицы, а чем же женщина хуже? Она из святого источника может пить воду, а вот окунаться в купель не стоит. Понятно, почему.
Это не кто-то придумал: это Божия заповедь о нечистоте. И как я понимаю, она дана именно женщинам, в память о том праматеринском грехе Евы, который она совершила еще в раю. И дана для смирения. Вообще, по сути, в дни своей нечистоты благодати-то Божией женщина не лишается, ведь благодать Божия через смирение приходит, и если женщина все это смиренно принимает, молится о своих грехах, то не меньше, а гораздо больше она может вкусить благодати.
Кстати, и в паломничестве, когда все стараются подходить к святым мощам, прикасаться к раке, благословляться, если женщина благоговейно постоит вдалеке, из притвора посмотрит на эту раку, встанет на колени и помолится, то я абсолютно убежден: получит она благодать Божию – великое множество, гораздо больше, чем тот, который спешит, толкается – и не понимает, к чему он прикасается.
– Спасибо, отец Алексий, у нас еще один звонок, из Белгородской области. Алло, здравствуйте, говорите, пожалуйста.
– Я хотел выяснить вот что: до Воскресения Христа у иудеев была шестидневная неделя, а воскресенье появилось после?
– Нет, что вы. Вы вспомните, как формулируется четвертая заповедь Божия – Сам Господь сформулировал ее Моисею; Он сказал: «Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай и сотвориши в них вся дела твоя, день же седмый – суббота Господу Богу твоему». Вопрос получился какой-то детский, хотя задал его человек взрослый, но я хочу обратиться ко всем – не стесняйтесь и такие вопросы задавать. Задавайте, спрашивайте, потому что в этих простых вопросах часто бывает какая-то изюминка. Не смущайтесь, чтобы у вас гордыни не было; и когда вам будет 60-70 лет и вы должны уже сами учить других людей, если у вас появился какой-то вопрос, возьмите и спросите – и какая милость будет у вас, как вам хорошо будет, когда вы услышите ответ, может быть, даже от человека, который вам во внуки годится, но ходит в воскресную школу и многое уже знает!
– Здравствуйте, Вас беспокоят из Московской области. Вы знаете, мы потеряли единственного сына, он погиб. Возраст у меня уже не детородный, но я продолжаю у Бога просить детей. Не дерзость ли это?
– Ну конечно, дерзость. Но дерзайте и дальше. Если уж Господь Саре, которой было 99 лет, дал ребеночка, она забеременела, выносила его, почему вам это невозможно? Но только самое главное, что я хочу сказать: делайте это со смирением. Вообще, смирение – это самое главное, и если вы с такой милостью, с таким смирением будете жить и просить – не требуйте, не рвите, а просите (просить ведь можно не только устами, просить можно сердцем даже), и Господь на сердце ваше ответит, даст вам ответ.
Молитесь так: «Господи, я благодарна Тебе за все – за все, что было, что есть и что будет. И как Ты устроишь мою жизнь, так я ее и приму. Если дашь ребенка, я Тебе буду благодарна, если нет – я Тебе точно так же буду благодарна, потому что Ты делаешь так, как лучше всего будет мне и всем нам».
– Отец Алексий, у нас на связи Подольск. Говорите, пожалуйста.
– Меня мучает один вопрос: скажите, пожалуйста, почему гадание – большой грех?
– А потому что всякое не Божие дело – это большой грех. Всякая попытка «зайти с заднего крыльца», обмануть Господа – это и есть святотатство. Кроме того, известно, что происхождение карт – оккультное. Это не просто какая-то игра в подкидного дурачка, как мы думаем. Она и на этом уровне существует, но корни ее, корни карт именно сатанинские. И когда мы гадаем, что мы делаем? Мы хотим приоткрыть какую-то дверь в будущее, что-то подсмотреть о себе. А Господь это благословил? Почему вы это дерзаете? Вы – хозяйка своей судьбы? Кто вы такая, чтобы предугадать свою судьбу? Если Господу надо, Он вам Сам все скажет.
Например, есть ребенок, отец и мать. И они все скажут своему сыну, а если они о чем-то не говорят, то только потому что нельзя, неполезно, вредно это человеку. А все нужное, полезное – абсолютно все Господь откроет, как Он открыл, что нам нужно вообще для жизни. Для жизни нам нужны Закон Божий, любовь Божия, благодать Божия. Вот это мы должны знать, познавать, постигать, а что будет завтра – это зависит только от того, какие мы и как мы будем жить: как мы будем жить, то мы и получим.
Очень просто и очень понятно, что такое Божие отношение к жизни: это – Божие, а там – сатанинское. То есть попробовать узнать, чтобы потом как-то предусмотреть, обхитрить, обвести Бога – не безумие ли это? Безумие. И даже больше того – святотатство.
– Отец Алексий, спасибо за ответ. И еще один звонок, Ленинградская область на связи. Здравствуйте, говорите, пожалуйста.
– Батюшка, благословите. Ольга. У меня забили сына Андрея до смерти. Он пожил сутки и умер. Как мне его поминать? Забитый до смерти и умерший в муках – так ведь в записке не напишешь...
– Пишите: «убиенный» – ваш сын убиенный, ваш сын мученик. Здесь речь не идет о прославлении, это Бог Сам распорядится, где сейчас ваш сын и что с ним. Но он ушел в тот мир через мученичество, через кровь, через страдания, а значит, знайте, что это милость Божия. Почему? Потому что все мы должны прийти в тот мир, ни у одного человека нет другого пути, все мы туда идем, только один придет раньше, а другой позже. Поэтому не бойтесь, не унывайте, что кто-то пришел раньше, чем он рассчитывал, кто-то позже.
Не удивляйтесь этому, Господь распоряжается. Только знайте: когда Господь хочет помочь душе, он ее очищает. А очищать можно дав человеку время для молитвы, для дел Божиих, совершенствования духовного, возрастания в Боге. И когда Господь видит, что этого недостаточно, он попускает человеку страдания. И вот человек в страданиях очищает свою душу, те грехи, которые не смог сам по-настоящему очистить, раскаявшись в них, исправить. Поэтому знайте, что это милость Божия, когда человек уходит через страдания.
А молитесь о нем как об убиенном, так, как молится вся Церковь Православная, утром поминайте его и вечером, помните о нем. Только не думайте, как вам сейчас плохо без сына; это не имеет к нему совсем никого отношения. А думайте о нем светло, думайте, как вы ему можете помочь, как можете поддержать его там. Потому что абсолютно все мы уходим туда с грехами, нет человека здесь безгрешного. И утром, днем, вечером наша молитва, когда мы посылаем ее Господу, ему очень нужна – она его поддерживает. Но это должна быть молитва веры, не молитва печали, не молитва тоски: тоска, печаль, уныние – это смертные грехи, это то, что не дает жизни духовной ни вам, ни ему.
А ему нужна любовь, ему нужно ваше согласие с Богом. «Господи, Ты же его взял, это все на Твоих глазах произошло, значит, это была Твоя воля. Господи, упокой его душу, Господи, дай ему мир, дай ему радость, дай ему свет Свой» – вот так молитесь. И молитесь: «Сынок, и ты там за меня помолись» – он действительно там может это сделать. И вот так соединяются два потока: один поток молитвы с земли восходит к небу, а навстречу с неба идет другой поток – поток благодати усиленной. И он не только от сына вашего пойдет, а от Бога, от ангелов; он к вам придет и принесет мир в ваше сердце. Вот так молитесь, так поминайте.
И еще, конечно, делайте добрые дела. Смотрите, сколько вокруг нужды, сколько бывает случаев, когда кому-то нужна помощь. Думайте не о себе, не о том, как вам сейчас одиноко – вам не должно быть одиноко. Вот вы сказали, что сына потеряли – не потеряли: отдав человека Богу, мы ничего не теряем, мы приобретаем. Потому что мы приобретаем мученически ушедшего к Господу молитвенника. Приобретя этого молитвенника, мы можем оглянуться вокруг и начать жизнь христианскую, другую. И уже жить не для себя, не эгоистично, а думать о других. И это будет самая лучшая, самая прекрасная, самая нужная помощь – то, что вы сделаете для своего сына, для себя и для всего Божиего мира. Потому что у Бога никто не потерян, никто не погиб, никто не умер – у Него все живы, это абсолютно точно.
– Спасибо, отец Алексий. И у нас еще один звонок, Тульская область на связи. Здравствуйте, говорите, пожалуйста.
– Здравствуйте. Я хочу с вами посоветоваться. Мы из верующей семьи, а вот моя дочь просит у меня разрешения, чтобы с парнем со своим жить гражданским браком. Я ей не разрешаю, и она меня пока слушается, а что будет дальше, не знаю. Как мне поступить в этом случае?
– Раз пока слушается, объясните ей, что этого делать нельзя. Сколько раз мне приходится об этом говорить, но, наверное, надо нашим детям-неофитам говорить и повторять: то, что называют гражданским браком, это не брак и не начало даже брака – это сожительство. В Церкви это называют блудом. Поговорите со своей дочерью так: «Доченька, если ты действительно хочешь семьи, хочешь не только получить удовольствие на месяц, на два, на полгода или на неделю вообще, а хочешь действительно счастья, чтобы у тебя были здоровые, нормальные дети, слышащие и понимающие тебя, чтобы у тебя был муж, любящий тебя, то надо семью создавать по-Божии. Как? Венчаться нужно. Конечно, нужно и регистрироваться, но и венчаться нужно. И готовиться к этому Венчанию. А если молодой человек почему-то не хочет не только венчаться, а даже регистрировать с тобой брак, называть тебя пред всеми действительно подлинной, настоящей женой, значит, он не любит тебя».
Пускай она услышит: «Доченька, если бы он действительно тебя любил, он бы ни минуты не сомневался. А пользоваться бесплатно он хочет. Но ты ведь еще будешь у него наложницей, ты будешь у него прачкой, уборщицей, поваром, может быть, портнихой – и все остальное. И все это совершенно бесплатно. Почему бы нет? Понимаешь, если уж говорить о браке, к браку это все не имеет никакого отношения, и к счастью твоему тоже не имеет никакого отношения» – передайте вашей доченьке эти слова.
– Отец Алексий, скажите, насколько динамично стоит новообращенному, неофиту, себя менять? Ведь это же первое желание, которое возникает, когда человек начинает ходить в церковь.
– Как можно динамичнее, изо всех сил.
– А надорваться не опасно?
– Вы знаете, если все делать с Богом, с упованием на Бога, если смиренно делать, то ничего этого не будет. Если я говорю «изо всех сил», это не значит, что очертя голову, сломя голову нестись. Это значит – все силы свои отдавать Господу. Но если я говорю обо всех силах, это не значит, что при этом я не понимаю, что все нужно делать смиренно: мир должен в Боге быть. Что такое смирение? Это значит – с миром Божиим. Это значит, что я должен слушать всех людей, а не просто должен изо всех сил сам себя менять... Есть такое понятие – безумие. Безумие – это эгоизм, самомнение человеческое. И оно страшно: оно губит. Губит не только неофитов – всех, и тех, кто в Церкви 10, 20 и 40 лет, оно губит еще больше, чем неофитов. Самомнение всегда страшно, всегда опасно, всегда жестоко уничтожает человека.
Так вот, желать быть с Богом нужно всей душой. Не экономьте на это силы, но обязательно делайте это смиренно: слушайте людей, найдите себе духовника, священника. Кто такой священник? Это батюшка, папочка, и этого папочку нужно найти и спрашивать его, советоваться с ним: «А это как, батюшка, сделать, а это, а вот это?»
Конечно, мало их еще, но, слава Богу, они есть, истинно православные люди, которые уже что-то знают, которые несколько лет уже находятся в Церкви. Вот у них спросите, посоветуйтесь с ними, сами прикиньте: подумайте, о чем они говорят.
Читайте Евангелие – там обо всем написано. Читайте Феофана Затворника – это замечательный святитель: какие замечательные вещи, как все просто он говорит. И не пугайтесь, что он святитель. Он тоже батюшка, несмотря на то, что святитель: он говорит такие вещи, которые нужны человеку, безопасны для него. Вот если будет такое смирение, то вы все силы потратите, а увидите, что еще не хватает – тогда Сам Господь будет давать вам силы.
Только не дай Бог вам опуститься до самомнения, что если вы все сразу сделаете, вы все поменяете враз. Враз действительно бывает, но это надо ведь еще все укрепить... Милые мои, дай Бог вам собеседника, друга, брата во Христе, сестру во Христе, мать, отца во Христе, чтобы вам держаться руками друг за друга и говорить: «Я хочу вот это сделать – как ты думаешь, хорошо ли это?» Один говорит: «хорошо», другой говорит: «а я вот сомневаюсь», третий говорит: «давай посоветуемся с коллективом и сделаем вместе», а кто-то, может, скажет: «нет, не надо этого делать ни в каком случае…». Послушайте, задумайтесь; поймите, что человек, познавший Бога, может по-настоящему понять Его только в Церкви. А Церковь – это вместе, это не поодиночке: если вместе, то кто-то, когда тебе уж очень туго, поставит тебя на место, отрезвит. Господь управит.
– У нас еще один звонок; на связи Карелия. Здравствуйте, говорите, пожалуйста.
– Здравствуйте. Батюшка, у меня такой вопрос. Мы с мужем в браке девять лет, венчаны, но у нас нет детей, и мы очень переживаем. Скажите, что делать? Я в семье выше мужа, а женщина должна быть ниже мужа; я имею в виду, что я сама все решения принимаю...
– Вы сказали, что живете уже девять лет и что венчаны – это хорошая, прекрасная информация. Но как вы живете в Венчании своем, вот ведь в чем вопрос: вы действительно несете на себе те обеты, которые муж и жена взяли при Венчании? Сумели ли вы создать семью, малую Церковь? Она у вас Церковь или нет? И судя по тому, как вы сказали, что вы в семье выше, главнее мужа, что-то у меня закралось сомнение, что ваша семья – малая Церковь. Это не значит, что муж, услышав меня, завтра скажет: «Что это такое, ты давай, цыц – и в угол, теперь я буду командовать!»
Не в этом дело. Наверное, вам приходится самой принимать решения, потому что ваш муж почему-то не делает этого, а кому-то ведь надо принимать решения... Знаете, я бы посоветовал вам все-таки жить в Боге. И учиться жить в Боге, и познавать, что такое жить в Боге. А познавать это можно через то, как строить малую Церковь.
Может быть, Господь как раз и не дает вам ребеночка, потому что Он ждет – может быть, Он думает так: ну, дам я вам ребеночка, а куда Я его дам, Церкви-то нет? Стройте Церковь, узнайте, как ее строить вообще и что такое «строить свою малую Церковь». Может, просто сходить в церковь и свечку поставить, а может, сходить помолиться там в уголке. А может, сходить к батюшке и рассказать, что грешна в том-то и в том-то, и попроситься к Причастию.
Это церковь? Или это, может быть, что-то иное? Другое, наполненное чем-то другим, а не только исполнением этих нужных, хороших вещей. Но когда она наполнена пониманием, верой, силой Божией, благодатью Божией – вот тогда она живая Церковь.
Бывает, мы проезжаем по дороге и видим – стоит храм, весь покосился, заброшенный. А ведь был храм, его поставили, освятили, даже служили в нем, а теперь он стоит в запустении. Так вот, жизнь должна быть в церкви. И если будет эта жизнь, тогда все и совершится.
Должен сказать, что я знаю немало пар, которые женились, венчались, и долго у них не было детей, но потом Господь все-таки дает им детей. Вот последний случай: больше десяти лет не было детей, и вдруг появился ребеночек, прекрасный ребеночек. И тут же – второй. И такое создается впечатление, что скоро пойдет и третий. Значит, что-то изменилось в семье, значит, от чего-то они отказались. А для этого нужно время... Посмотрите за собой, мои дорогие. Потому что ходить в церковь, стоять в церкви – этого мало. И просто венчаться, показать документ: я венчана, Господи, Ты уж, пожалуйста, предоставь мне ребеночка – Ты видишь, документ я получила…
Нет, все по-другому делается. Надо душу свою менять, а Господь Сам уж распорядится, когда и сколько вам дать деток. Все будет.
– Спасибо, отец Алексий. У нас на связи Мичуринск. Здравствуйте, говорите, пожалуйста.
– Я хотела бы задать такой вопрос: у меня погиб брат в психиатрической больнице, погиб при невыясненных обстоятельствах – могу ли я поминать его в храме? Когда и как я могу поминать его в храме?
– Конечно, можете. Насколько я понимаю, речь ведь идет не о самоубийстве? Но даже если бы человек наложил на себя руки – это ведь больной, психически больной человек, который не отдает себе отчета, что он делает, сам не может распорядиться, не понимает, что он делает. За такого человека Церковь молится, его можно поминать так же, как поминают всех остальных усопших, заблудших, крещеных, православных хотя бы по имени – хотя бы когда-то коснувшихся Господа православных христиан.
– Спасибо, отец Алексий. Возвращаясь к теме программы, вопрос: как долго длится неофитство?
– Я могу сказать, что я до сих пор неофит, я с радостью несу в себе это прекрасное время познавания. И будет жаль, если когда-нибудь это все закончится, «я уже все познал, мне уже ничего в Боге не надо познавать». Вы знаете, я со страхом думаю, что будет такое время, когда я скажу, что «я старец, я теперь могу сам всех учить, а самому мне учиться уже ничему не надо…» Мне даже плохо стало от такой мысли.
– У нас звонок из Рязани; здравствуйте, говорите, пожалуйста.
– Здравствуйте, батюшка. Научите нас, пожалуйста, поститься – вот скажите таких два-три слова, чтобы убедить нас в этом. Спасибо.
– Два-три слова максимум, чтобы научиться поститься? Могу и тремя словами обойтись: со страхом Божиим. Если в сердце есть такое трепетное ощущение Бога – страх Божий, то поститься хочется. Потому что этот пост приближает человека к Богу. Маленькое усилие ты сделал – ты, малявка, неофит, взял и эту колбасу надкусил только, хотя мог и всю съесть; даже это уже есть пост. И я ни на секунду не сомневаюсь, ни на миг, что Господь увидел эти твои усилия. И если ты еще при этом сказал, что сделал это ради Бога, ради Господа нашего, – Он тут же это увидит и скажет: «Это – Мой. Да, он какой-то маленький, какой-то невзрачный, он неофит, но он же Мой». А этого мне и нужно – чтобы я был Его.
А если я буду какой-то большой, знаменитый, седовласый, весь увешанный регалиями, но не Божий – зачем мне это?
«Если я хоть чуть-чуть попощусь, потом еще немного, еще – Господи, и у меня что-то так хорошо получается, а что-то не получается… Но Ты же поможешь, я постараюсь». Вот если это поможет, это замечательно – если есть этот благодатный, удивительный страх Божий, ощущение Бога, ощущение Его удивительных глаз, Его Духа, Который смотрит и ждет, сделаешь ты это или не сделаешь… Ну, яичница традиционная по утрам, как ее не съесть? Нет, отложу: сегодня у нас Воздвижение Креста Господня. «Мой это человек», – вот что скажет Господь. Что нам и надо.
– Спасибо, отец Алексий; и еще один звонок, из Астраханской области. Здравствуйте, задавайте ваш вопрос.
– Скажите, пожалуйста, батюшка, вот Иисус Христос сказал такие слова: «Милости хочу, а не жертвы». Объясните, пожалуйста, эту фразу.
– Что тут объяснять? Он действительно милости хочет, а не жертвы. Только нужно понять, кому Он это сказал. Когда вы читаете, всегда смотрите внимательно: просто прочитайте одну фразу, и больше ничего – вот высечено на скале: «Милости хочу, а не жертвы». То есть «Я хочу милости, а жертвы Я не хочу» – вроде так получается? Нет. Кому Он это говорил? Он говорил это в первую очередь евреям, ветхозаветным иудеям, которые говорили: «А у нас закон есть, у нас жертва есть. Мы жертву эту сделали? Сделали. Все – мы уже Божии. И у Бога для нас уже есть место, где мы сядем и где для нас уже все приготовлено. Почему? Да потому что мы жертву принесли, десятину положили. А вот те пьяницы, алкоголики, прелюбодеи – они не положили. А я положил, и мне теперь все остальное положено».
Как вот женщина говорила: я ведь венчалась, документ у меня есть, почему же Господь не дает мне ребеночка? Об этом и идет речь: чтобы вы не надеялись на жертву. Ведь жертву заповедал Сам Господь, и жертва – это основное понятие Божие. С жертвы все началось: помните, как Каин и Авель – почему Каин убил Авеля? Они приносили жертву, и жертву Авеля Господь принял, а жертву Каина не принял... Ему богоугодна была жертва, потому что Он заповедал жертву.
Да что мы об этом говорим... А вот у Адама была ли жертва? И у него была жертва: то дерево, единственное, с которого он не должен был есть плоды, это и была его жертвенность, его жертва. Но что Господь говорит, говоря: «Милости прошу, а не жертвы»? А это значит, что правила Божии ты должен исполнять, но «Я хочу, чтобы сердце у тебя было милостивое» – хочу, чтобы жертву ты делал не как законник, как фарисей, человек черствый, духовно мертвый человек, который говорит: вот, я оплатил вход в Царствие Небесное десятиной – Господи, отвори мне вход, приготовь мне палатку.
«Нет», – Господь говорит. Десятина остается, благодатная, удивительная десятина: эта жертва моя, которую я отдаю Господу. Но... «Я беру эту жертву, но Я в ней не вижу милости. Я говорю, что жертва есть, а милость… Дай мне своей милости. У тебя сердце должно быть милостивое». Вот что дает жизнь человеку. Это как в сказках русских: есть мертвая вода и живая. Мертвая вода тоже нужна – берет, например, Иван Царевич или Конек Горбунок и мертвой водой сбрызгивает растерзанное тело. И разорванные руки и ноги враз собираются в одно тело. Дело, казалось бы, сделано, но тело-то это мертвое – и только живой водой входит в него жизнь, и оно начинает жить.
Так вот, милость дает жизнь, дает веру, дает настоящую, подлинную жизнь в Боге. «Милости Я хочу», – говорит Господь. А жертву мы должны делать: без жертвы христианство невозможно, Господь Сам принес жертвы, высочайшую Жертву – Он принес Самого Себя, Свое Тело, Свою Кровь и Плоть. Нам. За нас. Как же нам без жертвы? И Господь говорит, что сердце должно оттаивать – сердце должно учиться любить. Без любви никакая жертва не имеет смысла. Вот об этом говорит Господь.
– Спасибо, отец Алексий. К Вам еще один вопрос, из Липецкой области.
– Здравствуйте, со святым вечером. Раба Божия Мария. Вопрос вот какой у меня: я уже престарелая женщина, но в молодости делала аборты – я тогда не знала, что это такой большой грех. Что мне теперь делать, как мне поминать нерожденных детей?
– Раба Божия Мария, это, конечно, преступление страшное, потому что это убийство. Когда Каин убил брата Авеля, Господь сказал: «Каин, где брат твой Авель, потому что кровь его вопиет ко мне?» И кровь наших младенцев вопиет Господу. Если бы мы слышали эти крики – это страшная вещь; но все у Господа поправимо. Господь видит все наши грехи, но дает нам возможность освободиться от них. Что для этого нужно? Для этого нужно раскаяние, чистое, смиренное, настоящее, подлинное раскаяние. Это добывается, конечно, в покаянии. Но покаяние заключается не только в том, что «я приду в церковь, скажу, что я грешна, что я это сделала, что я об этом жалею» (это обязательно нужно сделать, без этого нам просто не о чем говорить), но вот дальше?
Ведь мало сказать, надо еще и делать. Потому что если на одной чаше весов будут убитые души, убитые младенцы и их кровь, а на другой чаше просто слова: «как мне жаль, что все так случилось…» – разве они смогут перевесить? Нужны дела. И поэтому вам сейчас, самое главное, нужно творить добрые дела, дела покаяния, дела Божии, дела помощи другим людям, помощи Церкви – может быть, если есть у вас такая возможность, посвятите свою жизнь Церкви. В Церкви столько дел! И не только подсвечники чистить, убираться. Столько всякой нужды есть людям Божиим – вот это делайте.
Но еще и этого мало. Не в этом дело. Это будет жертва ваша. А в чем милость? А милость будет в том, что измените совсем свою жизнь. Случилось так, что вы совершили это дело – надо прямо сказать, совершили убийство (а когда мы говорим «аборт», в этом я тоже вижу какое-то лукавство: «аборт» говорят люди, которые хотят как-то скрыть суть всего происходящего, а по-русски надо говорить: это убийство). Так вот, если я совершила это убийство, то теперь должна жить как-то иначе, я должна жить для Бога и для людей.
В этом и будет ваше покаяние и ваша молитва и за детей, и за себя, и за многих женщин, которые еще этого не понимают, которым еще все это нужно говорить. И молитва ваша, и ваш разговор с ними – это то, что очень-очень нужно сейчас русским людям на русской земле.
– Спасибо, отец Алексий, за Ваш ответ. Программа подходит к концу, но у нас есть еще один звонок.
– Здравствуйте. Мне 20 лет, вроде еще немного, но совсем не везет в жизни – нет никакой стабильности. В церковь я хожу очень часто, каждые выходные, на утренние и на вечерние службы, но с учебой плохо, в личной жизни все плохо. Что Вы мне посоветуете?
– Вы знаете, не случайно же сегодня прозвучало в нашей передаче: милости хочу, а не жертвы. То, что вы ходите в церковь, это уже хорошо. Наполняйтесь этим всем, и тогда вы узнаете, что «не везет» – такого слова у Бога не бывает. А просто Бог готов вам что-то дать, но Он ждет и от вас чего-то. Постарайтесь не просто что-то сделать, а раскройте Господу сердце, и будете жить с Богом, так, чтобы слушать Его, трудиться, молиться; но делайте это чисто, искренне, открыто.
Но только, милые мои, не делайте чего-то в Церкви ради чего-то: если вы будете молиться в церкви только чтобы вам в чем-то повезло, не дай Бог – этого никогда не будет. Просто найдите Господа и ищите Царствие Божие, а все остальное вам приложится – это не я сказал, это Господь.
– Спасибо, отец Алексий. Мы благодарим Вас за беседу, благословите наших телезрителей.
– Мир вам, дорогие мои, благословение Божие всем ищущим Бога, всем неофитам. Учитесь, не стесняйтесь быть учениками – учениками Христовыми, и Господь благословит вас.
– И пусть Покров Божией Матери пребывает над всеми вами. Всего вам доброго.
Беседовал Михаил Карелин
Расшифровка аудиозаписи – Лидия Ежкова
– 23 сентября исполнилось 10 лет, как Святейший Патриарх Алексий II благословил начало строительства монастыря в урочище Ганина яма. Что бы Вы могли сказать по этому поводу?
«Наша жизнь и забота при немецкой оккупации были непрерывной борьбой с немцами за душу русского человека», – это слова одного из священников, участвовавших в Псковской Духовной миссии.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.