Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №33 (594) → Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

№33 (594) / 1 сентября ‘10

Архипастырь

– Наша телезрительница спрашивает, что такое алкоголизм: это грех или заболевание? И каково отношение Церкви к этому недугу?

– Алкоголизм – это греховная страсть, большой  тяжкий грех, в который попал человек, может быть, по невниманию к себе. Кажется иногда, что выпьешь одну рюмочку  и ничего не случится. Но надо быть внимательными к себе, потому что тяга к винопитию незаметно для человека подкрадывается и потом становится страстью. Человек без этого не может дальше жить, он понимает, что все это плохо, в том числе для здоровья, а страсть ничем уже не удовлетворишь. Поэтому человек впадает в отчаяние, уныние, не знает, что делать. К сожалению, на почве отчаяния иногда человек доходит и до другого страшного греха – самоубийства: не зная, что дальше делать, находясь в отчаянии и унынии, думает, что так он прекратит свои страдания. А на самом деле увеличивает их: самоубийством он переходит в другую жизнь, а там еще страшнее, еще тяжелее становится с этими грехами жить.

Поэтому к страсти винопития надо относиться очень серьезно. У нас же, наоборот, с детского возраста люди привыкают к пиву, вину и другим спиртным напиткам, а потом это становится привычкой, которую невозможно уже излечить.

Конечно, нужна большая помощь Божия через соборные молитвы Церкви, которые совершаются за людей, нуждающихся в духовной поддержке. Потому мы в нашей епархии и делаем Дни трезвости. В этом году 11 сентября, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи, у нас будет проходить День трезвости; в этот день мы будем призывать людей приходить в церкви Божии и молиться за своих друзей, родственников, близких, за самих себя, если мы чувствуем, что нуждаемся в помощи Божией, чтобы соборной общественной молитвой Господь даровал силы людям избавиться от этой страсти греховной.

Конечно, сила Божия велика, и если с покаянием, с осознанием своих греховности, слабости и немощи мы будем обращаться с соборной молитвой к Богу, то Господь даст многие исцеления людям, которые нуждаются в помощи.

– Владыка, благословите. Меня зовут Максим. Я написал прошение в Екатеринбургскую Духовную семинарию о поступлении на первый курс. Благословите, Ваше Высокопреосвященство!

– Бог благословит, Бог поможет Вам; хорошо.

– Скажите, пожалуйста, Ваши рекомендации для поступления на подготовительные курсы.

– Подготовительные курсы уже прошли, у нас осталось совсем мало времени до начала экзаменов. Но время еще есть, можно еще потрудиться, почитать Священное Писание Нового и Ветхого Завета, потому что будет такой предмет. Нужно читать святых отцов, историю нашей Церкви, знать слово нашей веры, которое мы можем черпать из Катехизиса. И, конечно, нужно почаще приходить в церковь, молиться, участвовать в богослужениях, читать и петь на клиросе, читать во время богослужения, чтобы иметь навыки чтения по-церковно-славянски. Так что в оставшееся время есть возможность подкрепить свои знания такими упражнениями.

– Звонок  из Нижневартовска: «Скажите, пожалуйста, я хожу в церковь и хочу записочки подавать по своим предкам – бабушкам, дедушкам, но я точно не знаю, крещеные они или нет. Но очень хочется подавать об упокоении за своих ближних, как мне быть?»

– Но вы могли бы узнать у ваших родственников, крещеные или некрещеные были предки. Хотя и было советское время, но в верующих семьях люди обязательно крестились, хотя бы тайно. Я знаю, что в Караганде, например, было огромное количество верующих, которых ссылали в те места. И там было много духоносных старцев, которые правильно учили людей жить по-христиански в очень тяжелых условиях, во время советских гонений на христиан. И люди принимали Крещение, конечно, тайно, но во множестве крестились в то время. Поэтому я, по моим соображениям, могу сказать, что, скорее всего, они были крещены, если жили церковной жизнью и ходили в церковь.

– Владыка, Ольга из города Чайковского задает нам два вопроса. Первый – что означает духовное родство? И второй –  как определить, православный человек или нет? По внешним признакам соблюдения обрядов или как-то по-другому?

– В духовное родство с другим человеком вступает тот, кто становится крестным отцом или крестной матерью крещаемого младенца. Это первая степень духовного родства.

Если мы живем православно, то, конечно, должны показать Православие своими делами. К сожалению, еще виден отпечаток советского времени, когда в душе своей мы – православные, а внешне стараемся быть как все. Но сейчас уже пришло время, когда мы не должны стесняться и бояться показать свое православие и от дел своих.

Православный человек – добродетельный, любвеобильный, снисходительный к немощам ближних, милосердный, трудолюбивый, он помогает ближнему, нуждающемуся. Он готов всем помочь в любую минуту, не проходит мимо человека, находящегося в беде. Скажем, упал человек на дороге – не проходите мимо. Конечно, сейчас разные есть люди, есть и пьянствующие, и наркоманы, но все равно они – подобие Божие, и мы должны оказать им помощь: может, «скорую» вызвать, может, помочь до дому добраться или родственникам позвонить. Эти дела милосердия, сострадания, любви, уважения, трудолюбия и составляют признаки и качества души православного человека.

Если посмотреть на наших миссионеров в прошлом, можно увидеть, что они не шли в какое-то село и начинали людям говорить о Боге, Христе, Церкви и так далее – они просто приходили в село и начинали работать, жить как все, но только с высокими качествами души. Они трудились, помогали людям, во все вникали, старались быть на виду, показывая такие качества души, как трудолюбие, милосердие, сострадание, любовь – то есть показывали качества христианина. А когда их спрашивали, почему они такие, они отвечали: «Потому что я христианин». – «А кто такой христианин?». И тут начинается проповедь, когда человек заинтересован узнать, кто такой христианин? Он уже видел этого христианина в деле, в жизни, и, конечно же, будет узнавать теорию, искать знания о Боге через призму дел настоящего христианина. И это была более действенная проповедь, более действенное миссионерство, и люди обращались во множестве в христианство, потому что видели, что это хорошо.

Поэтому и мы, православные христиане, должны сейчас не только так называться; надо быть немножко не как все – не плыть по течению, как все, а идти против течения. Признаки истинного христианина – все высокие добродетели, которым он должен быть богат. И это есть красота – красота человека, который украшает себя добродетелями.

– Валентина из Тамбовской области спрашивает: «Дочь купила украшение с камнем – тигровый глаз. Там на листочке написано, что этот камень колдовского ряда. Что это такое, как к этому относиться, можно ли таковым пользоваться?»

– Любой камень Господь нам дал, может быть, для нашей пользы. Но если мы считаем, что они имеют какое-то колдовское действие и верим в это, то, конечно, православный христианин не должен пользоваться этим. Мы знаем, что у нас есть крест, Священное Писание, крестное знамение, есть иконочки и другие святыни, которые источают благодать Божию, необходимую для нашего спасения, исцеления, чтобы мы были оберегаемы от влияния бесовских сил и от злых людей. Выражаясь словами некоторых людей, спрошу: если это оберег, то от чего мы оберегаемся? Есть великая сила Божия, и больше нам ничего не нужно. Нужно пользоваться первоисточником, через который Сам Господь Бог источает на нас Свои силу, милость, благословение.

А когда мы пользуемся камешками и считаем, что это дает нам какую-то силу, то это не православно, не по-христиански. Поэтому нужно четко знать свою позицию и не предавать свою веру.

– Здравствуйте! Меня зовут Надежда. У меня мальчику двенадцать с половиной лет, он инвалид детства – ДЦП. Мы, конечно, стараемся, по мере возможности, каждую неделю ходить в храм, ездим в монастыри, причащаем его, причащаемся сами. Но бывает, что он приходит в храм хорошо, ходит, смотрит, с удовольствием причащается, а иногда начинает плакать и как-то бесновато себя вести: поднимает руки, трясет ими, а когда подходим к Чаше Причастия, он не хочет причащаться, старается убежать, даже невозможно его удержать.

Нам посоветовали съездить к отцу Герману на отчитку, но некоторые говорят, что это нехорошо. Потому что когда идет отчитка, бесы, которые выходят из людей, могут еще больший вред принести.

Скажите, пожалуйста, в нашем случае стоит съездить к отцу Герману на отчитку или нет?

– Конечно, стоит. Можно пойти к отцу Герману, и не надо думать о том, что бесы, которые выходят из бесноватых, входят в души других младенцев. Без воли Божией ничего не может случиться. Тем более что мы пришли в монастырь не для того, чтобы получить болезнь от бесовской силы – наоборот, люди приходят туда, чтобы исцелиться. Не надо бояться, хуже не будет, тем более если вы, как родители, будете со смирением и сокрушением сердца подходить к этому чину, то Господь даст силу, помощь, избавит и даст исцеление от этого состояния.

Но тут бы я хотел обратить внимание вот на что: а может, у самих родителей есть какая-то ситуация? Может быть, вам самим нужно обратить большее внимание на свою личную жизнь, чтобы ваши какие-то греховные падения не влияли негативно на вашего ребенка? Потому что ребенок, родившийся болящим, безгрешен, он без каких-то грехов, но на него влияют, может быть, грехи его ближних, родных. На это нужно обратить внимание, и неплохо бы вместе потрудиться, поехать в Троице-Сергиеву Лавру, приложиться к мощам преподобного Сергия Радонежского, помолиться у раки этого великого угодника Божия, помолиться вместе с отцом Германом, чтобы получить исцеление сыну.

– Звонок из Новоуральска: «Владыка, у меня такой вопрос. Часто говорят, что нельзя осуждать человека – это грех. Но ведь человек грех совершает, а его осуждать нельзя. Не могу я понять это выражение, объясните, Христа ради».

– Конечно, правильно говорить, что мы не должны осуждать ближнего своего, потому что весь суд мы должны отдавать Богу. Но мы должны не человека ненавидеть – осуждать не его, а ненавидеть грех, который он совершает. И поэтому когда мы виним человека в тех или иных грехах, мы в этом сами согрешаем. Люди совершают грехи по слабости или немощи, которые и мы сами имеем. И мы не защищены ничем, чтобы не впасть в тот же грех, за который мы осуждаем своего ближнего.

А грех – это яд, которого мы должны бояться, от которого мы должны удаляться. Мы должны быть внимательными к себе, чтобы не порождать в себе тот или иной грех,   потому что он поражает наше сознание, душу, тело и приносит очень много горя. И если человек совершил тот или иной грех, мы его должны жалеть, сопереживать ему, стараться помочь человеку выйти из греховного состояния,  не осуждая его. Наша с вами задача – молиться за этого человека, чтобы он вышел из своего греховного состояния, но не осуждать его.

Беседовал Даниил Рябинин
Расшифровка аудиозаписи – Лидия Ежкова


Смотрите программу «Архипастырь» с архиепископом Викентием в эфире православного телеканала «Союз»: четверг 05.00, суббота 10.00, воскресенье 20.30
 
Дивен Бог во святых Своих

Архиепископ Мелхиседек (Лебедев) — почитатель Царственных страстотерпцев

20 августа 2010 года исполнилось ровно 10 лет с тех пор как Архиерейский Собор Русской Православной Церкви под председательством почившего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II прославил новомучеников и исповедников Российских во главе со Святыми Царственными Страстотерпцами.

 
Церковный календарь

Горе – не от ума, горе – от зазнайства…

7 cентября – память апостола Тита 7 сентября именины отмечают христиане, нареченные в честь святых  Моисея, Владимира. Мир и благословение Божие да пребывают с вами, дорогие именинники, радости вам и мира о Духе Святом, помощи Божией во всех ваших добрых делах и начинаниях.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс